Гидравлика, гидропневмопривод (работа 2)
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине
“ГИДРАВЛИКА, ГИДРО- И ПНЕВМОПРИВОДЫ”
По выполнению расчётно-графических заданий №2
для студентов дневной формы обучения
и контрольных работ
для студентов заочной формы обучения
специальности 7.090258
“Автомобили и автомобильное хозяйство”
Севастополь
2007
УДК 629.114.6
Методические указания по дисциплине ”Гидравлика, гидро- и пневмоприводы” по выполнению расчетно-графических заданий для студентов дневной формы обучения и контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 7.090258 ”Ав-томобили и автомобильное хозяйство”/ Сост. Ю.Л. Рапацкий.- Севастополь: Издательство СевНТУ, 2001.-19с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам специальности ”Автомобили и автомобильное хозяйство” при изучении дисциплины “Гидравлика, гидно- и пневмоприводы” и самостоятельном выполнении расчетно-графических заданий студентами дневной формы обучения и контрольных работ заочниками.
Методические указания предназначены для студентов специальности 7.090258 ”Автомобили и автомобильное хозяйство” дневной и заочной форм обучения. Могут также использоваться студентами дневной и заочной форм обучения специальностей 7.090202 ”Технология машиностроения” и 7.090203 ”Металлорежущие станки и системы” при изучении ими соответствующих разделов аналогичной дисциплины.
Методические указания рассмотрены на заседании кафедры АТПП (протокол №4 от 29.12.2001 г)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.
Рецензент: Харченко А.О. канд. техн. наук, доцент кафедры Машиностроения и транспорта, Заслуженный изобретатель Украины.
Выбор вариантов на расчетно-графические задания для студентов дневной формы обучения и на контрольные работы для заочников.
Студенты дневной формы обучения выполняют в течение семестра два расчетно-графических задания (РГЗ). Выбор вариантов – по последней цифре номера зачетной книжки. РГЗ оформляются в соответствии с действующими стандартами Украины для текстовых документов на стандартных листах А4. Допускается оформление РГЗ на листах в клетку, а схем и чертежей – на миллиметровой бумаге. Рекомендуется использовать ПЭВМ для оформления РГЗ, в том числе целесообразно выполнять расчеты с применением одного из доступных математических пакетов Maple и Mathcad.
Защита студентами выполненных РГЗ приводится индивидуально, на консультациях, после проверки преподавателем правильности расчетов и оформления РГЗ.
РГЗ №1 должно быть выполнено на 10-11-й неделе семестра, а РГЗ №2 на 12-13-й неделе.
РГЗ №2 включает в себя задачу №1 (каждый студент решает два варианта задачи №1 в соответствии с таблицей Б1, а также задач №2.
Таблица Б1
Номера вариантов задачи №1 для второго РГЗ
Последняя цифра номера зачетной книжки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Номера вариан-тов задачи №1 |
0,2 |
1,2 |
2,3 |
3,5 |
4,5 |
5,6 |
6,8 |
7,8 |
8,9 |
9,2 |
По результатам решения задачи №1 предложить конструкцию дросселя и изобразить её графически.
При решении задач №3 и 4 конструкцию насоса необходимо изобразить графически.
Студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу, в которую входят все задачи, которые включены в РГЗ №1 и РГЗ №2. Выбор вариантов осуществляется аналогично приведённому выше.
Задача I
К штоку поршня I гидроцилиндра 2 приложена постоянная нагрузка Р.
Перемещение поршня гидроцилиндра осуществляется напором рабочей жидкости плотностью ρ = 0,88.103 кг/м3 под давлением Рн ? развиваемым насосом. Поршень I и его шток уплотнены резиновыми манжетами шевронной формы.
Спроектировать гидропередачу обеспечивающую перемещение штока (вычертить схему гидропередачи, определить полезную мощность гидронасоса Nн, предельные эффективные площади сечения дросселя регулятора Sp min и Sp max, внутренний диаметр гидроцилиндра Dr), имея ввиду, что скорости перемещения поршня вправо устанавливаются дросселем, регулирующим скорость в пределах от Vmin до Vmax. Предложить конструкцию дросселя регулятора (эскиз). При этом к.п.д. гидропередачи при скорости перемещения поршня Vn = Vmax, в случае установки лросселя последовательно, но должен быть меньше 0.6. Коэффициент расхода дросселя принять постоянным и равным μ = 0,4. Сопротивление гидромагистрали кроме сопротивления дросселя пренебречь.
Исходные данные:
№ вар |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Установка дросселя |
Вход |
Выход |
Парал- лельно |
Вход |
Выход |
Парал- леньно |
Вход |
Выход |
Парал- лельно |
вход |
Р (Н) |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
1100 |
1200 |
1300 |
Pн |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Vmin (м/с) |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Vmax (м/с) |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
Указания:
Коэффициент поршневого действия гидропередачи при скорости Vc=Vmax определён следующим образом:
(1)
где Q-расход на насосе.
Полезная мощность гидронасоса:
N>H> = P>H> Q (2)
С другой стороны расход при известном к.п.д. (выражение I) определяется как:
Qmax = Vmax S1 (3)
Qmin = Vmin S1 (4)
где S1 – площадь цилиндра, рассчитанная при Vn = Vmax. Этот же расход поступает в рабочую полость гидроцилиндра.
В случае установки дросселя последовательно, в гидроцилиндр, расход пропорционален сечению дроссельного отверстия, т.е.
Qдр = Q = μ Sдр (5)
где Sдр – одно из двух значений сечения дросселя; sp – перепад давлений на дросселе.
Если дроссель установлен последовательно на входе, то ΔP = P>H> – P>1,>
где P1 – давление в бесштоковой полости гидроцилиндра, которое может быть найдено из уравнения силового баланса:
P>1>S>1> = P>2>S>2> + + T (6)
где Т – сила трения в манжетах, которая для манжет шевронного типа равна:
T = π D h τ (7)
где D – диаметр уплотнения; h – толщина уплотнения h = 0.2 Dr; τ – напряжение трения манжет τ = 0,22 МПа.
В уравнении (5), поскольку мы пренебрегаем сопротивлением магистрали, ρ2 = 0, т.е. второй член суммы равен 0.
В случае установки дросселя последовательно на выходе Δ ρ = ρ>2>, т.к. мы пренебрегаем сопротивлением магистрали за дросселем.
Уравнение же силового баланса для этого случая запишется следующим образом:
P>H>S>1> = P>2>S>2> + + T (8)
В случае установки дросселя параллельно уравнение силового баланса принимает следующий вид:
P>H>S>1> = + T (9)
Часть жидкости от насоса попадает в цилиндр. Расход этой жидкости равен:
Q>Ц> = Vmax S>1> (10)
Часть жидкости сливается через дроссель. Расход равен:
Q>ДР> = μ S>ДР> (11)
Причем Δ P = P>H>
Насос следует выбирать из условия обеспечения максимальной скорости движения поршня, имея ввиду, что
Q>H> = Q>Ц> + Q>УР> (12)
Максимальная скорость будет очевидно при S>ДР> = 0, а минимальной соответствует соотношение:
S>1>Vmax = S>1>Vmin + μ S>ДР>max (13)
Задача 2
Скорость ротационного гидромотора регулируется установкой дросселя регулятора на выходе гидромотора (Рис. 2)
Рис. 2
Гидромотор удельной производительностью g развивает на выходном валу максимальный момент M [Нм]. В качестве привода гидромотора используется гидравлический насос. Давление рабочей жидкости, в качестве которой используется масло индустриальное плотностью ρ = 0,88.103 кг/м3, равно 3,9 МПа = 3,9.106 Н/м2.
Спроектировать гидропередачу, обеспечивающую скорость ротационного гидромотора в пределах от n>max>> >до n>min >. Вычертить схему гидропередачи. Определить полезную мощность гидронасоса N>H> и максимальный к.п.д. η>max> гидропередачи. Определить эффективные площади сечения дросселя регулятора S>ДР>min при n>min> и S>ДР>max при n>max>. Коэффициент расхода дросселя принять постоянным и равным μ = 0,4. Сопротивлением гидромагистрали кроме сопротивления дросселя пренебречь. Указать возможность повышения к.п.д. гидропередачи.
Исходные данные
№ вар |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
М[Нм] |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
g [м2] 10-4 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
n>MIN>[об/с] |
5 |
5 |
7 |
7 |
6 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
n>MAX>[об/с] |
20 |
18 |
18 |
15 |
18 |
15 |
16 |
16 |
15 |
16 |
Указания
Для ротационного гидромотора справедливо следующее соотношение:
M = > >(14)
где Δp – период давления на гидромоторе, равный разности давлений Δp = p>H> – p, где p>H> – давление, развиваемое насосом, р – давление на выходе гидромотора – перед дросселем.
Следовательно:
Pн - Р = (15)
Максимальный к.п.д. гидропередачи вычисляется по следующему выражению
>max> = = > >(16)
Где N>вых>max – максимальная мощность на выходе гидропередачи (максимальная мощность гидромотора); N>вх>max – максимальная мощность на выходе гидропередачи, равная полезной мощности гидронасоса; Q>H>max – максимальный расход гидронасоса.
Из условия работы гидропередачи с максимальным к.п.д. при заданных параметрах двигателя и привода следует, что весь расход рабочей жидкости, подаваемой насосом в систему, должен полностью потребляться гидромотором без слива жидкости через перепускной клапан. Поэтому максимальный расход гидронасоса должен выбираться из условия:
Q>H>max = Q>ДВ>max = n>max>g (17)
Этот же расход протекает через дроссель. Площади сечения дросселя регулятора определяются из соотношения
Q>ДР> = μ>ДР>S>ДР> (18)
где Q>ДР> – расход жидкости через дроссель; Δp>ДР> – перепад давлений на дросселе;
Поскольку мы пренебрегаем сопротивлением гидромагистрали, кроме сопротивления дросселя, которое учитывается коэффициентом расхода Δp>ДР> = p.
Задача №3
Работает плунжерный перекачивающий насос, обеспечивая подачу материала на высоту Н и его фильтрацию (см. рис. 3). Плунжер гидронасоса совершает возвратно-поступательные перемещения от пневмоцилиндра работающего от сети с воздушным давлением P>B> = 0,5 МПа, обеспечивая частоту перемещения Z двойных ходов в минуту. За один двойной ход по нагнетательному тракту нагнетается объём жидкости, равный объёму полости А. Скорость перемещения материала плотностью ρ и вязкостью υ по нагнетательному трубопроводу принять равной V = 5 м/с.
Насос работает следующим образом. При движении поршня пневмопривода вверх, жидкость через привычный патрубок, гибкий шланг, приёмный клапан поступает в полость А, в которой давление меньше атмосферного. При следующем движении поршня вниз приёмный клапан закрывается, открывается промежуточный клапан и жидкость вытесняется из полости А в плунжерную полость, затем по трубопроводу – наружу. При последующем движении поршня вверх оставшаяся жидкость также вытесняется наружу.
Определить основные конструктивные параметры гидронасоса и пневмоцилиндра: внутренние диаметры гидроцилиндра и пневмоцилиндра Dr, Dn>H>, условный проход нагревательного трубопровода Dy, полезную мощность насоса N>H>, пренебрегая потерями во всасывающем тракте, полагая, что полость А при всасывании заполняется на 100%, а потери давления по нагнетательному тракту происходят в 9-ти местных сопротивлениях (обозначены цифрами) по длине трубопровода. Насос должен обеспечивать производительность Q при давлении слива – Pсл. Подсчитать гидравлический к.п.д. насоса. Оценить гидропривод с точки зрения к.п.д. Указать возможность повышения к.п.д.
Условные обозначения:
Н – высота подъёма материала при положении насоса внизу, м;
P>B> – давление воздуха в воздушной магистрали, МПа;
Z – число двойных ходов в минуту поршня пневмоцилиндра и совмещённого с ним плунжера гидронасоса;
V – скорость жидкости в нагнетательном трубопроводе, м/с;
ρ – плотность перекачивания жидкости, кг/м2;
ν – вязкость перекачиваемой жидкости, м2/с;
λ – коэффициент Дарси (коэффициент, учитывающий потери давления по длине трубопровода);
Q – производительность гидронасоса, м3/с;
Р>СЛ> – давление слива (на выходе нагнетательного трубопровода), МПа;
Величину хода поршня принять Hn = 5Dy.
Исходные данные
№ вар |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
H |
15 |
16 |
18 |
20 |
25 |
28 |
30 |
35 |
40 |
50 |
Z |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
ρ .103 |
0.8 |
0.8 |
0.8 |
1.2 |
1.2 |
1.2 |
1.0 |
1.0 |
0.9 |
0.9 |
ν .10-6 |
29 |
29 |
29 |
64 |
64 |
64 |
36 |
36 |
38 |
38 |
Q .103 |
0.3 |
0.3 |
0.4 |
0.5 |
0.8 |
0.8 |
0.6 |
0.7 |
0.4 |
0.4 |
P>СЛ> |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Указания:
Полезная мощность насоса, совершающего работу по подъёму жидкости на высоту Н при давлении слива Р>СЛ> равна:
N>H> = P>H> . Q (19)
где P>H> – давление, развиваемое насосом.
Давление Р>Н> создает давление подъёма жидкости Р>n> = ρgh, обеспечивая необходимое давление слива Р>СЛ>, а также расходуется при преодолении жидкостью местных сопротивлений, т.е.
P>H> = ρgh + P>СЛ> + ΣΔP (20)
где ΣΔP – суммарная потеря давления;
Скорость движения жидкости по трубопроводу определяется из соотношения:
Q = V.S (21)
где S – площадь сечения трубопровода диаметром Dy.
Потери давления в нагнетательном тракте складываются из потери давлений по длине и потерь в местных сопротивлениях. К местным сопротивлениям относятся сопротивления внутренней конструкции плунжерного насоса, т.е. 1, 2, 3, 4, 5, 6, а также сопротивления трубопровода 7, 8, 9. К потерям по длине относятся потери на вертикальном участке трубопровода диаметром Dy, длину L которого упрощённо можно принять равной H.
Потери по длине зависят от режима течения жидкости: ламинарного или турбулентного. Движение, как известно, носит ламинарный характер, если выполняется условие Re =< 2300, свыше этого значения носит турбулентный характер. Критерий Рейнолдса равен:
Re = > >(22)
где V>i> – скорость жидкости в i-том сечении; d – диаметр i-того сечения; ν – нинокатическая вязкость жидкости.
Если режим течения ламинарный, то потери давления по длине трубопровода считаются по формуле Пуазейля:
Pa = Q (23)
Если режим течения турбулентный, то потери давления по длине трубопровода считаются по формуле Дарси-Вейсбаха:
Pa = > >(24)
Для гидравлически гладких труб:
= 0.315 Re -0.25 (26)
Потери давления в местных сопротивлениях подсчитываются по соотношению:
Pí = >i> (27)
где ξ>i> – коэффициент местных потерь (выбирается по приложению 1).
Скорость жидкости в i-том местном сопротивлении подсчитываются согласно условию неразрывности движения жидкости в гидравлическом тракте, т.е.:
Vi.Si = V.S (28)
Диаметр гидроцилиндра выбирается из соотношения:
W>ДВ.Х.> . z/60 = Q (29)
Где W>ДВ.Х.> – объём жидкости, вытесняемой плунжером насоса за один двойной ход.
Для гидронасоса с пневмоприводом справедливо соотношение:
D2>ПН> . Р>В> = Р>Н> . Dr2 (30)
Гидравлический к.п.д. насоса, т.е. к.п.д. без учета трения и объёмных потерь равен:
r = > >(31)
Задача 4
Определить конструктивные параметры всасывающего тракта плунжерного насоса (внутренний диаметр гибкого трубопровода D>ШП>, внутренний диаметр гидроцилиндра D>Г>, высоту подъёма плунжера Нп (рис. 3), если известно, что насос совершает z двойных ходов в минуту, перекачивая жидкость из приёмника глубиной h>M>. Принцип работы насоса изложен в задаче №3. Скорость жидкости по гибкому рукаву – 1,5 м/с. Считать, что потери давления происходят в приёмном фильтре, в шланге по его длине и на его выходе в приемном клапане. Коэффициент Дарси принять равным λ = 0,017. Перекачиваемый материал – масло индустриальное плотностью ρ = 0,88. 103 кг/м3 и вязкостью ν = 29.10-6 м2/с. Коэффициенты сопротивления ξ – согласно приложению 1. Длина гибкого рукава L>ШП> – 3 м. Производительность насоса должна быть равной Q м3/с. При исполнении конструктивно Dr принять равным 5D>ШП>. Давление насыщающих паров жидкости принять равным 0,02.105 Н/м2;
Примечание: Ход поршня и плунжера H>П> = 5Dy (рис. 3) относится к задаче №3. В задаче №4 эта величина искомая.
Исходные данные:
№ вар |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Z |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
h |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1,5 |
1,2 |
1,2 |
1,0 |
Q .10-3 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
Указания
Во всасывающем тракте насоса подъём жидкости осуществляется за счет разности атмосферного давления и давления разряжения в полости А гидронасоса. Справедливо равенство:
P>атм> = gh + + P + P>2 >(32)
где Р>2> – статическое давление в полости А гидронасоса; Vr – скорость жидкости в полости А; ΣΔР – суммарные потери давления во всасывающем тракте насоса; Р>АТМ> – атмосферное давление – 1,0.105 Н/м2. Высота подъёма плунжера рассчитывается из условия обеспечения насосом заданной производительности при заданном числе двойных ходов:
W>дв.х.> = Q (33)
где W>дв.х. >= H>n> (34)
W>ДВ.Х> – объём жидкости при двойном ходе.
Полученное значение Н>П> должно быть проверено. Поскольку расширение полости А происходит без изменения воздушной массы и температуры газа, то справедливо соотношение:
P>АТМ> . W>1> = P>2> . W>2 >(35)
Учитывая, что площадь полости А не изменяется в результате расширения
P>АТМ> . Н>1> = P>2> . H>П> (36)
где W>1> – первоначальный объём полости А до момента подъёма поршня; Н>1> – высота полости h, соответствующая W>1> (рекомендуется принять Н>1> = 0,01 м.)
Найденное с учетом (32) значение Н>П> сравнивается с рассчитанным ранее значением Н>П>.
Условие правильности расчета таково:
H>П>’ =< H>П> (37)
В случае невыполнения условия (37) за высоту подъёма поршня (плунжера) следует принять Н>П>', соответственно пересчитать Dr. Однако следует иметь в виду, что рассчитанное по выражению (32) Р>2> не должно быть меньше давления насыщающих паров жидкости, т.е. должно выполняться условие:
Р>2> < P>Н.П.>
В противном случае произойдет газовыделение из жидкости, нарушится сплошность течения и насос не сможет перекачивать жидкость. Это значит, что гидравлический всасывающий тракт выбран неверно. Здесь следует проанализировать уравнение (32) на предмет уменьшения составляющих его слагаемых, влияющих на P>A>. Привести рассуждения относительно восстановления работоспособности насоса. Обосновать расчеты. Входящее в уравнение (32) ΣΔР рассчитывается аналогично описанному в задаче №3.
Приложение 1
Коэффициенты местных сопротивлений гидравлических трактов
Вид местного сопротивления |
Коэффициент сопротивления |
Вход в трубу без закругления водных кромок |
0,5 |
То же, но при хорошо закругленных кромках |
0,1 |
Выход из трубы в сосуд больших размеров |
1,0 |
Резкий поворот трубы без переходного закругления при угле поворота примерно 90о |
1,25. 1,5 |
Колено (плавное закругление) на трубе с углом δ=90о при R>3 >λ 2d |
0,5 |
То же, при R3 ≈ (3:1) d |
0,3 |
Кран |
5-7 |
Вход во всасывающую коробку с обратным клапаном |
5-10 |
Внезапное расширение ξ = (F>1>/F>2>)
Внезапное сужение ↓
При F>2>/F>1><0,01ξ принять = 0,45
F>2 >/ F>1> |
0,01 |
0,1 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
ξ |
0,45 |
0,39 |
0,35 |
0,28 |
0,2 |
0,09 |
0 |
При расчете скорость V берётся в сечении F>2>
Постепенное расширение (см. таблицу)
D/d |
α = 5o – 30o |
α = 30o – 60o |
1,2 - 2 |
ξ = 0,8 – 0,22 |
ξ = 0,22 – 0,3 |
2 - 3 |
ξ = 0,1 – 0,51 |
ξ = 0,32 – 0,75 |
3 - 4 |
ξ = 0,12 - 0,55 |
ξ = 0,38 – 0,8 |
Постепенное сужение
>1 >= (1 - ) - )
- сопротивление
входа в трубу
Проход через сетку
> >= 1,3 (1 - ) + ( - 1)2
где Σf>o> – сумма площадей отверстий; F – вся площадь сетки.
В задаче №4 принять равным 0,7 м/с.
Клапан шаровой
h/d |
0,1 |
0,12 |
0,14 |
0,16 |
0,18 |
0,22 |
0,25 |
ξ |
8,7 |
5,77 |
4,24 |
3,16 |
2,58 |
1,97 |
1,74 |
Примечание: В задаче №4 h/d принять равным 0,25