Контроль таможенной стоимости

Оглавление

Введение

1. Контроль таможенной стоимости

1.1 Контроль в системе управления

1.2 Контроль таможенной стоимости: понятие, общие подходы, особенности

2. Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости

2.1 Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости

2.2 Организация контроля таможенной стоимости

2.3 Автоматизация процедур контроля таможенной стоимости

3. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Ослабление государственного регулирования внешней торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций – рост теневого импорта товаров и услуг. Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка.

Выборочные проверки выявляют широко распространенную практику многократного занижения таможенной стоимости в грузовых таможенных декларациях. Хроника работы таможенной системы за последнее десятилетие свидетельствует о массовых нарушениях тарифно-таможенного контроля. Засилье теневого импорта вызывает озабоченность не только в государственных структурах, но и среди самих участников ВЭД.

Осуществляемый таможенными органами таможенный контроль, наряду с функциями контроля за соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, включает функции контроля за исполнением обязательств по уплате таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, задачей последнего является обеспечение полноты поступающих в доходную часть Федерального бюджета таможенных платежей. Учитывая долю таможенных платежей в доходной части Федерального бюджета (около 40%), понятна значимость именно этой составляющей таможенного контроля.

В предлагаемой работе будет рассмотрено правовое регулирование и порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Тема данной работы – «Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию России» – выбрана в связи с недостаточной освещенностью вопросов по данной теме в учебной и специальной литературе.

Целью данной работы является анализ правовых основ контроля таможенной стоимости, рассмотрение его порядка и назначения. Исходя из цели работы, целесообразным становится решение ряда задач:

    рассмотрение понятия, общего механизма и особенностей контроля таможенной стоимости;

    анализ правового обеспечения и организации контроля таможенной стоимости;

    выявление проблем в определении и контроле таможенной стоимости.

1. Контроль таможенной стоимости

1.1 Контроль в системе управления

Контроль – это критически важная и сложная функция управления, представляющая собой процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности [12].

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап – измерение результатов – является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Контроль – это непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с производственным циклом.

Характеристики эффективного контроля:

1. Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.

2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.

3. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

4. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

5. Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

6. Простота контроля. Наиболее эффективный контроль – это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичность контроля. Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.

1.2 Контроль таможенной стоимости: понятие, общие подходы,
особенности

Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения норм, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», о проверке достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости товаров, правильности избранного метода определения таможенной стоимости и расчета ее величины.

При этом следует иметь в виду, что контроль таможенной стоимости должен осуществляться в тех случаях, когда подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, рассчитываемые с использованием таможенной стоимости. При этом таможенные пошлины и налоги подлежат уплате не только в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, но также и в иных случаях, когда товары не пересекают границу, но подлежат декларированию таможенному органу и в их отношении должны быть уплачены таможенные пошлины и налоги. Поэтому далее под выражением «товары, перемещаемые через таможенную границу» в данном параграфе будут пониматься и иные случаи, указанные выше.

Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, представляет собой реализуемую на практике систему целей, задач, функций и организационно-технических мер по:

• контролю со стороны таможенных органов за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов, установленных технологий и процедур в части определения, заявления, а в необходимых случаях корректировки таможенной стоимости товаров при производстве таможенного оформления и контроля;

• контролю после выпуска товаров со стороны таможенных органов, в т. ч. во взаимодействии с налоговыми и правоохранительными органами, достоверности представленных документов и сведений и правильности определения таможенной стоимости;

• выработке упреждающих мер, направленных на прогнозирование и предотвращение возможных нарушений таможенных правил в отношении таможенной стоимости перемещаемых товаров;

• определению специфических (специальных) зон контроля таможенной стоимости (то есть реализация принципа выборочности таможенного контроля) для особых налоговых режимов, торговых схем, категорий участников внешнеэкономической деятельности, видов товаров, видов сделок, в рамках которых осуществляется перемещение товаров, и т.д.

При декларировании товаров контроль таможенной стоимости осуществляется путем проведения следующих операций:

• контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

• контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости: включение всех предусмотренных Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» для данного метода оценки компонентов и в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости – их обоснованность;

• контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

• оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

В целом систему таможенного контроля можно рассматривать как совокупность элементов (процедур), в том числе направленных на контроль факторов, влияющих на формирование таможенных платежей, и включающую:

1) контроль наименования товара;

2) контроль кода товара по ТН ВЭД;

3) контроль количества товара;

4) контроль страны происхождения товара;

5) контроль объектов интеллектуальной собственности;

6) контроль фактурной стоимости товаров;

7) контроль таможенной стоимости товаров.

Таким образом, понятие «контроль таможенной стоимости» охватывается более общим понятием «таможенный контроль». Контроль таможенной стоимости товаров, как одного из факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей, является одним из объектов таможенного контроля. В свою очередь, контроль таможенной стоимости нельзя рассматривать как самодостаточный элемент (процедуру) таможенного контроля, поскольку контроль таможенной стоимости взаимосвязан с другими элементами, составляющими таможенный контроль в целом, или по-другому, с контролем иных факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей (взаимосвязи этих элементов отражены на рисунке в приложении 1).

В целях контроля таможенной стоимости могут применяться, формы таможенного контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, а именно:

а) проверка документов и сведений;

б) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

в) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

г) устный опрос;

д) получение пояснений;

е) таможенная ревизия.

С точки зрения эффективности контроля таможенной стоимости товаров факторы, влияющие на достоверность (правильность) определения таможенной стоимости товаров, можно разделить на две принципиальные группы (по методу образования этих факторов):

1. «Методологические» факторы, связанные с правильным использованием установленных Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» методов определения таможенной стоимости.

2. «Внешние» по отношению к таможенной стоимости товаров факторы, т.е. те исходные элементы, при искажении которых таможенная стоимость товаров никогда (даже при правильном учете / отражении «методологических» факторов) не будет определена правильно.

По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом может быть принято одно из трех возможных решений:

1) о принятии заявленной таможенной стоимости (таможенный орган соглашается с заявленной таможенной стоимостью);

2) об уточнении заявленной таможенной стоимости (в целях реализации этого решения таможенный орган запрашивает дополнительные документы и сведения для подтверждения таможенной стоимости, при этом товар может быть выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены);

3) о корректировке таможенной стоимости (т.е. об изменении величины заявленной декларантом таможенной стоимости в рамках выбранного им метода или иного метода определения таможенной стоимости).

Контроль таможенной стоимости рассматривается не как самоцель, а как неотъемлемый, органичный элемент единой системы таможенного контроля, призванного своевременно выявлять нарушения таможенного и налогового законодательства на возможно более ранней стадии с тем, чтобы оперативно принимать корректирующие воздействия и разрабатывать меры по предупреждению таких нарушений в будущем. В связи с этим система контроля таможенной стоимости должна содержать как специфические, присущие только ей компоненты, обусловленные спецификой контроля, так и компоненты, единые для всей системы таможенного контроля, позволяющие обеспечить единство этой системы и сопряженность ее отдельных частей (см. приложение 1).

Национальная (российская) система контроля таможенной стоимости для обеспечения ее эффективного функционирования на современном этане должна также взаимодействовать с аналогичными системами других государств и быть оптимально гармонизированной как с ними, так и со смежными системами иных государственных органов, в первую очередь налоговых, финансовых и правоохранительных, а также учитывать реальные торгово-коммерческие процессы, что требует взаимодействия с коммерческими структурами. Система контроля таможенной стоимости во взаимодействии с указанными выше субъектами показана в приложении 2.

2. Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости

2.1 Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости

Для построения эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров и обеспечения ее адекватности содержанию поставленных задач и требований, предъявляемых к таможенным органам в отношении результативности контроля при безусловном соблюдении законодательства Российской Федерации, должны быть необходимые условия. Наибольшее значение тут имеет правовое обеспечение. Структура правовой базы по таможенной стоимости представляется в следующем виде:

– Законодательные акты Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости;

– Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости; – Нормативные и ненормативные акты Минфина России по вопросам определения таможенной стоимости;

– Нормативные и ненормативные акты ФТС России, приказы ФТС России, распоряжения ФТС России по таможенной стоимости и письма;

– Организационно-распорядительные, информационные и иные правовые акты по таможенной стоимости РТУ и таможен (в пределах их компетенции);

– Межведомственные нормативные акты, прямо или косвенно связанные с вопросами таможенной стоимости. Отдельным блоком идут документы судебных органов по таможенной стоимости, например, такие как постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Центральное место в правовой системе по таможенной стоимости занимает Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», заложивший правовые основы определения таможенной стоимости и тем самым сформировавший исходные предпосылки контроля таможенной стоимости.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» был принят в 1993 году и его положения по таможенной стоимости (раздел III и раздел IV) просуществовали в неизменном виде до 01.07.2006. В настоящее время Закон РФ «О таможенном тарифе» действует в редакции Федеральным законом РФ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 08.31.2005 №144-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и статьей 14 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» Правительству Российской Федерации законодателем предоставлены (делегированы) полномочия по разработке:

– правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений этого Закона в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Такие правила должны разрабатываться на основе положений Закона РФ «О таможенном тарифе» в целях обеспечения единообразного толкования и применения на практике норм и положений Закона РФ «О таможенном тарифе». Тем самым предусмотрена возможность введения в национальную нормативно-правовую базу по таможенной стоимости соответствующих документов, разрабатываемых Всемирной таможенной организацией (WCO) по вопросам таможенной стоимости (консультативные заключения, комментарии, пояснительные примечания и т.д.);

– порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации;

– порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

По перечисленным вопросам издано постановление Правительства Российской Федерации «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» от 13.08.2006 №5001.

Кроме этого, статьей 14 Закона «О таможенном тарифе» определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

Не менее важное место в структуре нормативно-правовой базы по таможенной стоимости занимает Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК России). Нормы Таможенного кодекса России «встраивают» методологию определения таможенной стоимости в процедуру декларирования товаров и таможенного контроля. Таможенный кодекс России (в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона «О таможенном тарифе») устанавливает особенности определения таможенной стоимости применительно к отдельным таможенным режимам.

Наряду с нормами Кодекса они могут быть установлены и другим нормами, например, как это сделано в настоящее время Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет обеспечить преемственность налогообложения при переходе от внешнеэкономической сферы деятельности к деятельности на территории Российской Федерации. Особенно это важно в отношении такого налога, как НДС.

В связи с тем, что «объектом» работ по таможенной стоимости товаров являются внешнеэкономическая деятельность и совершаемые в рамках этой деятельности сделки различного вида, а также отношения лиц (как физических, так и юридических), возникающие в связи с исполнением этих сделок, то при определении таможенной стоимости важную роль играют соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, прежде всего нормы, регулирующие правоотношения лиц по исполнению различных видов сделок.

Спецификой таможенной стоимости товаров является необходимость учета совокупности многообразных факторов, влияющих на ее величину и структуру и проявляющихся как непосредственно в рамках внешнеэкономической операции, так и за ее пределами. Это обстоятельство требует учета при организации контроля таможенной стоимости законодательных норм смежных (иных) отраслей права.

Учитывая, что контроль таможенной стоимости товаров – это лишь один, хоть и весьма важный, элемент единого процесса таможенного контроля, нормативно-правовые основы контроля таможенной стоимости товаров должны базироваться на учете общих технологий таможенного контроля и строиться с учетом соответствующих нормативных правовых актов.

Оценка товаров в таможенных целях – одна из самых сложных и конфликтных в таможенном деле процедур. В рамках этой процедуры неизбежно столкновение интересов участников внешнеторговой деятельности, с одной стороны, и таможенных органов, с другой стороны. Первые заинтересованы в скорейшем завершении таможенного оформления перемещаемых товаров, получении в пользование и / или распоряжение товаров, не обремененных какими-либо требованиями или ограничениями со стороны таможенных органов, минимизации финансовых расходов в связи с необходимостью прохождения таможенных процедур, уплатой таможенных платежей.

Права и обязанности таможенных органов обусловлены основными функциями, возложенными на них Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, взиманию таможенных платежей, контролю правильности их исчисления и своевременности уплаты.

Сложность правоотношений, складывающихся при контроле таможенной стоимости, обусловлена и самим характером этих правоотношении, являющихся разновидностью административно-правовых. Это изначально предполагает юридическое неравенство участников: государственный орган – правоприменитель, наделенный властными полномочиями, и лицо, такими полномочиями не наделенное, реализация прав которого во многом зависит от этого государственного органа.

Изложенные обстоятельства определяют необходимость для участника внешнеторговой деятельности четко знать свои права и активно их реализовывать, для таможенного органа – соблюдать и уважать права и законные интересы лиц, обеспечивать их реализацию.

Соблюдение прав и законных интересов лиц при определении и контроле таможенной стоимости – необходимая составляющая в деятельности таможенных органов и не только потому, что их несоблюдение может иметь юридические последствия в виде признания незаконными и отмены соответствующих решений таможенных органов по таможенной стоимости. Соблюдение прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности свидетельствует о высоком уровне законности в деятельности таможенных органов, способствует повышению их авторитета.

В то же время, с позиций участников внешнеторговой деятельности, принципиальное значение имеют следующие моменты.

Во-первых, реализация любого права, предоставленного лицу Законом, прежде всего, зависит от активной, деятельной позиции этого лица.

Во-вторых, многие права сопряжены с определенными обязанностями или даже сами могут выступать в качестве обязанностей. Например, право декларанта получить товары до завершения процедуры определения таможенной стоимости в пользование и / или распоряжение под обеспечение уплаты таможенных платежей сопряжено с его обязанностью предоставить таможенным органам указанное обеспечение; право доказать обоснованность применения выбранного метода определения заявленной таможенной стоимости и правильность ее расчета.

В 2006 году таможенными органами России было принято более 275600 решений о корректировке таможенной стоимости на сумму 11859828 руб. Судами различных инстанций было отменено более 7520 решений таможни по этому вопросу на сумму 1411702 руб. [17].

Рассмотренные положения, характеризующие права участника внешнеторговой деятельности в рамках процедуры оценки товаров в таможенных целях, не являются особенными, свойственными только данным правоотношениям. Аналогичным образом могут быть охарактеризованы права лиц практически в любых сферах общественных отношений, особенно в правоотношениях, возникающих в связи с исполнением лицами публичных обязанностей (каковой является обязанность уплаты таможенных платежей).

Заинтересован в реализации предоставленных Законом прав в первую очередь также участник внешнеторговой деятельности, поскольку все возможные негативные последствия отражаются, прежде всего, на нем (продление сроков таможенного оформления, выпуска товаров с окончательной таможенной стоимостью, связанные с этим дополнительные расходы, возможно невыполнение обязательств по контрактам и др.). Однако и таможенный орган не является пассивным участником рассматриваемых правоотношений, на него возлагаются обязанности соблюдения прав и законных интересов лиц, обеспечения реализации ими своих прав, своевременного и полного информирования о принятых решениях по таможенной стоимости и др.

2.2 Организация контроля таможенной стоимости

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации2 проводится кардинальная модернизация таможенной службы Российской Федерации, осуществляются меры по приведению ее в соответствие растущему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности, адаптации к нормам, принятым в международной практике таможенного дела.

Одним из необходимых и крайне важных компонентов этой работы является проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование контроля таможенной стоимости – исходной основы для исчисления адвалорных таможенных платежей. На современной стадии развития экономики Российской Федерации значимость работы по контролю таможенной стоимости и ее направленность обусловлены двумя основными макроэкономическими факторами, а именно:

    одной из основных составляющих доходной части Федерального бюджета Российской Федерации являются таможенные платежи, и предупреждение недостоверного заявления налоговой базы для взимания таможенных платежей выступает, таким образом, в качестве одной из задач по обеспечению экономической деятельности государства;

    при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательства Российской Федерации будут ограничивать выбор мер по организации контроля таможенной стоимости и таможенному администрированию в этой области требованиями, соответствующими нормам и правилам ВТО.

К настоящему моменту в области контроля таможенной стоимости сложилась ситуация, когда необходимо принятие принципиального решения по формированию четкой концепции организации контроля таможенной стоимости и выработке приоритетов, адекватных характеру стоящих задач и достигнутому уровню развития таможенной системы. Актуальность такого решения обусловлена следующими обстоятельствами:

а) изменения в законодательных актах. К настоящему времени сложились объективные предпосылки к формированию концепции контроля таможенной стоимости в связи с разработкой новых законодательных актов как собственно по таможенной стоимости, так и по таможенному законодательству в целом. Кроме того, уже принятые к настоящему времени новые главы Налогового кодекса Российской Федерации и поправки по ряду его статей, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также требуют либо определенных новых решений, либо корректировки существующих процедур и технологий контроля таможенной стоимости;

б) необходимость выработки новых форм и методов контроля, учитывающих специфику современной ситуации в области внешнеторговой деятельности и базирующихся на новых прогрессивных технологиях таможенного контроля.

В настоящее время реализация механизма контроля таможенной стоимости должна осуществляться в ситуации, характеризующейся следующими особенностями, учет которых необходим при выборе наиболее эффективных форм организации работ по контролю таможенной стоимости:

    появление новых форм торговли (например, электронная торговля);

    наличие предпосылок к сохранению высокого уровня криминогенности внешнеторговой деятельности, сохранение тенденции к росту нарушений в области таможенной стоимости, классификации, происхождения товаров, осуществляемых путем использования фальшивых документов (так называемая «система двойных счетов», форм скрытых расчетов и т.п.) и наиболее трудно выявляемых при таможенном оформлении. Это требует разработки соответствующих технологий контроля, которые ориентированы как на выявление и доказательство злоупотреблений, так и на пресечение подобных явлений (недостатком этих технологий является их большая трудоемкость);

    отсутствие достаточных регуляторов и «ограничителей» по осуществлению внешнеторговой деятельности, что способствует появлению и функционированию в этой сфере как фирм «однодневок», создаваемых под конкретную сделку, так и подставных фирм, формально выступающих в качестве импортеров, но не имеющих соответствующего имущественного обеспечения. Это снижает возможность для эффективного последующего контроля, в том числе возможность довзыскивания таможенных платежей;

    недостаточное развитие таможенной инспекции, слабое взаимодействие с налоговыми органами (в связи с этим невозможность в необходимых случаях должного обеспечения последующего контроля), неиспользование в рамках последующего контроля проверок с помощью методов аудита, как это делается таможенными органами многих стран;

    появление и развитие технологий таможенного контроля, базирующихся на использовании систем анализа и управления рисками и оперативного мониторинга перемещения товаров, а также в связи с разработкой Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли3;

    развитие информационных систем, резкое возрастание степени информированности коммерческих кругов об изменяющейся ситуации на рынке и в таможенной сфере, а также скорости информационных процессов;

    комплексность системы контроля, включая наличие и функционирование отработанных схем взаимодействия всех необходимых звеньев (как внутриведомственного, так и межведомственного).

Кроме того, в настоящее время имеется существенный разрыв между требованиями к эффективности системы контроля таможенной стоимости и ее потенциальными возможностями, что также требует новых решений в организации контроля таможенной стоимости.

в) Необходимость значительного повышения эффективности работ по контролю таможенной стоимости. Учитывая большое значение правильного определения таможенной стоимости для эффективной и справедливой организации внешнеторговой деятельности, с одной стороны, а также для обеспечения рационального государственного регулирования внешнеторговой деятельности – с другой, требования к эффективности контроля таможенной стоимости постоянно возрастают.

г) Состояние организации контроля таможенной стоимости. Задачи предыдущих этапов развития системы таможенной оценки в основном выполнены, и имевшиеся резервы эффективности исчерпаны. В связи с этим без соответствующей корректировки подходов к организации контроля таможенной стоимости неизбежна стагнация и определенный «откат» назад. В настоящее время уже наблюдаются отдельные признаки «разбалансировки» существующей системы контроля таможенной стоимости:

    ослаблена координация взаимодействия подразделений (как по вертикали, так и по горизонтали) таможенной системы;

    имеет место дублирование функций управленческого воздействия на нижестоящие звенья;

    снижается четкость в определении приоритетов и стратегических задач контроля таможенной стоимости, а также согласованность и единообразие в выработке и реализации оперативных мер;

    прослеживаются определенные диспропорции между требованиями и задачами контроля таможенной стоимости, поставленными перед таможенными органами, и имеющимися возможностями последних для обеспечения их выполнения.

Кроме того, намечается определенный дисбаланс между объемом работ по контролю таможенной стоимости и их ресурсным обеспечением: при значительном увеличении объема работ по контролю таможенной стоимости и возрастании их сложности имеет место тенденция как абсолютного, так и относительного уменьшения численности «вертикали» по таможенной стоимости, при одновременном снижении уровня профессиональной квалификации персонала и падении престижности данного направления деятельности таможенных органов.

Основными объективными причинами, не позволяющими в полной мере использовать потенциал таможенных органов при сложившейся организации контроля таможенной стоимости являются:

    недостаточность ресурсного обеспечения, в первую очередь, трудового (численность) и технического, обусловившая определенные диспропорции между возможностями контроля таможенной стоимости и других направлений таможенного контроля;

    рассредоточенность и дублирование контрольно-аналитических функций по таможенной стоимости между различными подразделениями таможенной службы;

    преобладание в работе по таможенной стоимости разовых, зачастую не связанных между собой оперативных мероприятий, отсутствие единой долгосрочной стратегии развития данного направления и, соответственно, определения приоритетных задач всех уровней и звеньев таможенной системы.

Все эти факторы и обстоятельства в совокупности создают объективные предпосылки для совершенствования организации контроля таможенной стоимости товаров.

2.3 Автоматизация процедур контроля таможенной стоимости

Процесс контроля таможенной стоимости по своей природе является информационно-аналитическим процессом. Для принятия взвешенных и обоснованных решений о таможенной стоимости товаров, как при их декларировании, так и при проведении комплексных аналитических работ на всех уровнях таможенной вертикали, необходима автоматизация процессов анализа и обработки больших массивов разнообразной по своей природе информации. Автоматизация процедур таможенного контроля с использованием новых информационных технологий обеспечит создание единого информационного пространства, организацию прямой и обратной связи между различными этапами и уровнями таможенного контроля.

В рамках проводимой ФТС России информационно-технической политики среди первоочередных задач и проектов приоритетно создание, поддержание и последующая модернизация автоматизированной системы контроля таможенной стоимости. Предполагается, что она будет охватывать все уровни вертикали контроля таможенной стоимости и включать в себя блок оперативного управления процессами таможенного контроля и информационно-аналитический блок, обеспечивающий выработку обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на минимизацию рисков различного рода таможенных правонарушений, связанных с занижением таможенной стоимости товаров. Соотношение этих двух блоков на разных уровнях иерархии таможенной системы (таможенный пост – таможня – РТУ – ФТС России) должно быть различным, причем, чем выше уровень управления, тем большим должен быть удельный вес информационно-аналитических задач. Следовательно, с повышением уровня управления меняется состав входной информации, увеличивается доля информации, поступающей из различных внешних источников.

Учитывая многофакторный подход к контролю таможенной стоимости и комплексный анализ различных источников информации, важно обеспечить «горизонтальные» информационные связи автоматизированной системы контроля таможенной стоимости с другими автоматизированными системами таможенных органов. Это позволит эффективно использовать результаты работы различных подразделений для выработки обоснованных управленческих решений, сократить время на поиск и выработку оптимальных решений.

Практическое применение систем определения и контроля таможенной стоимости можно проиллюстрировать на примерах компаний «Интертек» (Великобритания) и «Бивак Интернешнл / Бюро Веритас» (Франция), которые презентовали в 2006 году программные продукты компаний «АДВАНТАС» и, соответственно, «РАМЗЕС» на встречах с руководящими работниками Федеральной таможенной службе России.

По мнению специалистов названных компаний, использование указанных программных продуктов позволит достичь следующие цели:

    своевременно предоставлять точные данные по оценке стоимости товаров, импортируемых в Российскую Федерацию;

    предоставлять, в случае необходимости, дополнительную информацию, если решения по оценке стоимости оспариваются в суде;

    создать обновляемую и точную базу данных по стоимости товаров, поиск в которой можно производить по различным параметрам, включая название бренда / товара, тип продукта, таможенный код и страну экспорта;

    помогать таможне собирать все необходимые пошлины и налоги;

    предоставлять Таможне практически используемые ИТ инструменты для проведения оценки стоимости.

Внедрение указанных автоматизированных комплексов создает новые возможности для таможенных органов:

    Профессиональный Комплекс по оценке стоимости, работающий в рамках Соглашения ВТО по оценке таможенной стоимости;

    Служба, дающая консультации по оценке стоимости «по запросу»;

    Регулярно обновляемая база данных по оценке стоимости;

    Источник дополнительных данных, которые можно использовать для защиты в суде решений по оценке стоимости.

Используемые названными компаниями базы данных по оценке стоимости – это высокотехнологичный и современный источник ценовой информации. Система позволяет пользователям находить ценовую информацию по таможенному коду. Эксперты компаний по оценке стоимости выделили основные переменные, зависящие от цены и ассоциирующиеся с каждым из кодов. Пользователь вводит таможенный код, затем информацию по каждой переменной. После чего система указывает допустимый ценовой коридор. Это позволяет сотрудникам Таможни изменять стоимость сделки и увеличивать доход от налога на импорт в полном соответствии с Соглашением ВТО по оценке таможенной стоимости (ACV). При этом необходимо отметить, что происходит постоянное обновление базы данных в соответствии с требованиями Всемирной таможенной организации.

Методология оценки стоимости, применяемая в указанных программных продуктах, организована в точном соответствии с принципами Соглашения ВТО по определению таможенной стоимости (далее – ACV). Она была разработана для того, чтобы клиенты могли убедиться в максимальном увеличении налогов и пошлин на импорт в рамках ACV и во исполнение его положений.

Основной принцип методологии состоит в том, что это должна быть единая и непредвзятая система оценки стоимости товаров для таможенных целей, которая будет препятствовать использованию случайных и фиктивных данных о стоимости.

В соответствии с положениями ACV первоначальным основанием для оценки стоимости товаров для таможенных целей должна, с наибольшей вероятностью, служить стоимость оцениваемых товаров в соответствии со сделкой купли-продажи. Это цена, которая была уплачена или должна быть уплачена за товары, проданные в страну импорта, скорректированная в соответствии со Статьей 8, с учетом выполнения определенных условий.

Методологией предусмотрено при рассмотрении стоимости сделки учет четырех факторов, предусмотренных ACV (Статья 1.1), которые могут помешать использованию стоимости сделки. Чтобы использовать стоимость сделки, необходимо выполнить следующие условия:

1. Никаких ограничений на размещение и использование товаров, кроме:

    предусмотренных законом;

    ограничивающих географическую область перепродажи;

    не оказывающих значительного влияния на стоимость товаров.

2. Товары не зависят от некоторых факторов или условий, из-за которых стоимость не может быть определена.

3. У продавца не накапливается неподдающаяся количественному выражению часть доходов от перепродажи, реализации или использования товаров покупателями.

4. Стороны не связаны друг с другом или, если такая связь существует, их взаимоотношения не повлияли на цену.

Если не выполняется одно или несколько из вышеперечисленных условий или если есть сомнения в достоверности или точности представленной информации, оценка стоимости может производиться другим методом в следующем порядке:

(i) Метод 2 – сравнение по стоимости сделки(ок) с идентичными товарами.

(ii) Метод 3 – сравнение по стоимости сделки(ок) с однородными товарами.

(iii) Метод 4 – сравнение идентичных и однородным товаров, проданных несвязанным покупателям в стране импорта (дедуктивный метод).

(iv) Метод 5 – вычисление стоимости, основанное на стоимости материалов, производства, прибыли и общих расходов (метод вычисления).

(v) Метод 6 – проведение вычислений с помощью предыдущих методов в указанном порядке, но с большей гибкостью, обеспечивая, тем не менее, соответствие принципам ACV.

Оценка таможенной стоимости, по сообщению специалистов компании «Интертек», осуществляется в такой последовательности:

Шаг 1: Есть ли факторы, которые могли бы помешать использованию стоимости сделки?

Выясняется, присутствует ли один из четырех факторов, которые могут помешать использованию стоимости сделки. Например, если выясняется, что Экспортер и Импортер связаны друг с другом, проводится тщательная проверка стоимости, чтобы определить, не повлияли ли на нее такие взаимоотношения. Если повлияли, то проводится поиск в базе данных Компании информации по идентичным или однородным товарам. Полученная стоимость будет представлять собой мнение экспертов, основанное на указанной информации.

Шаг 2: Есть ли «основания для сомнений»?

Бывают случаи, когда не присутствует ни один из четырех факторов и определение стоимости должно проводиться на основании стоимости сделки. Однако на этом попытки по максимальному увеличению дохода не заканчиваются. В ACV четко оговаривается, что кодекс не запрещает таможенной администрации проверить достоверность и точность любых утверждений и поданных документов (Статья 17). Действуя по поручению таможни, эксперты могут проанализировать заявленную стоимость и сравнить сведения об однородных и идентичных товарах, чтобы определить, есть ли «основания для сомнений» в точности представленных цен. Если выясняется, что цены занижены, в предложении экспертов компании увеличенная стоимость будет представлена как рекомендация, данная на основе проверенных сведений.

В тех редких случаях, когда нет сведений об идентичных или однородных товарах, для подготовки мнения по стоимости эксперты по определению стоимости используют данные, не имеющие отношения к сделкам.

Шаг 3: Оценка компании «Интертек»

Вне зависимости от того, рассматривали ли мы факторы, влияющие на стоимость сделки, или применяли Статью 17 (основания для сомнений) для выработки мнения или совета относительно стоимости, эта информация всегда находит отражение в заключении экспертов в виде исчисленной увеличенной стоимости.

Шаг 4: Использование стоимости сделки

Естественно, не все товары поставляются по заниженной стоимости, и будут сделки, к которым применим первый метод (по стоимости сделки). Тем не менее, эксперты по определению стоимости проводят проверку этих сделок, чтобы убедиться, что заявленная стоимость включает в себя все начисления, которые необходимо сделать в соответствии с положениями Статьи 8.

3. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для участников ВЭД знание правил налогообложения ввозимых товаров – это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.

С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера. Это дает властям страны реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

В связи с этим правомерно встает вопрос: какая же стоимость товара может быть принята в качестве базы для расчета таможенных платежей? Как известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями, начиная от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается конечному потребителю, Очевидно, что на различных этапах продвижения товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т. к. будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое функциональное назначение.

1. Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю, включает соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и рассматривается в качестве таможенной стоимости товаров.

Так в случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров – к таможенному режиму экспорта, применяется таможенная стоимость, действующая на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза). При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть изменения его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный товар, помещенный под таможенный режим «временного ввоза (вывоза)». Нужно учитывать, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара. Таможенная стоимость – это та стоимость, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей. При изменении таможенного режима раннее освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов временно ввозимые (вывозимые) товары и транспортные средства будут проводить таможенное оформление с полной уплатой вышеперечисленных таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки для более точного определения таможенной стоимости.

2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» закладывает основы для обеспечения «справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки товаров». Установление единых для всех участников ВЭД методов определения таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит всех участников ВЭД в равные конкурентные условия. На практике обеспечение нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и соблюдения условий применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов, таких как расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов, которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены. В данном случае считаем необходимым либо расширить перечень товаров с уровнем минимальной их стоимости, либо предусмотреть обязательный перечень дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при определении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (метод №1).

3. Следующим проблемным вопросом является определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес взаимозависимых лиц. Письмом ГТК РФ от 05.05.97 г, №07–11/8354 дано разъяснение, что таможенная стоимость таких товаров определяется с помощью методов 2–5. Затруднение вызывает оценка методами 2–6 товаров технологического характера единичного производства, когда идентичных и однородных товаров практически не существует; калькуляция цен изготовителя данного товара также не может быть представлена, экспертное заключение, в силу специфики товара затруднено, соответственно изменить таможенную стоимость, заявленную на основания предоставленных документов, не представляется возможным. В данном случае необходимо ввести представление при таможенном оформлении обязательного перечня дополнительных документов, которые предусматривали бы экспертное заключение уполномоченных Компетентных организаций.

4. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости.

5. При поступлении товаров в результате досмотра обнаруживается его несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений, предусматривающих несоответствие по количеству и качеству. Возникает вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после ввоза на таможенную территорию РФ. Следовательно, необходимо внести изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.

6. Проблема курсовой разницы, возникающая при несовпадении валюты цены и валюты платежа. Если условиями контракта предусмотрены две валюты (валюта цены и валюта платежа), которые отражены в ПС, при таможенном оформлении товара в ГТД декларант может «сыграть» на разнице курсов, заявив фактурную и таможенную стоимость в валюте цены. При пересчете таможенной стоимости по курсу на дату таможенного оформления в валюту платежа полученная величина будет отличаться от суммы, подлежащей оплате по контракту, так как валютная оговорка предусматривает иной курс пересчета. Таким образом, происходит искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы таможенных платежей. В данном случае возможно заявлять фактурную стоимость в валюте цены в соответствии с контрактом, счетом-фактурой и ПС, а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте платежа, подлежащую уплате продавцу, пересчитанную в валюту цены по курсу на дату таможенного оформления.

7. В счете, выставленном контрактодержателем при ввозе товаров, указана сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму, указанную в счете контрактодержателя, Возникает вопрос на основе какой суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара. Следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах контрактодержателя непосредственного производителя товаров. Декларирование производится в валюте цены контракта.

Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что, безусловно, даст возможности расширения реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых товаров.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы рассмотрено понятие контроля таможенной стоимости, общие принципы и механизмы его проведения. Был проведен анализ правового обеспечения и организационной базы контроля таможенной стоимости, процедуры автоматизации. Также были выявлены основные проблемы определения таможенной стоимости.

Анализ контроля таможенной стоимости показал, что это направление деятельности таможенных органов является приоритетным. Основным направлением работы можно назвать совершенствование технологии взимания таможенных платежей и безусловное выполнение заданий по формированию ФБ.

В условиях снижения объёма производства и объёма внешнеторговых операций трудно выявить новые резервы роста доходов, поэтому всё большую значимость приобретает создание оптимальных схем таможенного оформления и таможенного контроля, слаженность и тесное взаимодействие всех структурных подразделений таможни.

Наиболее успешное решение этой задачи зависит от того как налажена работа по профилактике и предупреждению возникновения задолженности. На пути реализации данной работы часто встречаются такие проблемы, как сложность в доначислении и довзыскании таможенных платежей, признание задолженности безнадежной, взыскание недоимок по уплате таможенных платежей, образовавшихся по незадекларированным товарам (недоставка товаров, реализация без разрешения таможни и т.д.). Тем не менее, мы видим работу по оптимизации: разработка и внедрение методических рекомендаций, постоянное повышение квалификации сотрудников таможенных органов, создание согласованной схемы взаимодействия структурных подразделений таможни.

Можно сделать вывод о том, что уровень организации работы постоянно совершенствуется, изменяется российское таможенное законодательство, модернизируется таможенная служба. Благодаря этому усиливается контроль таможенной стоимости, повышается его эффективность при одновременном обеспечении прав и гарантий соблюдения законодательства по таможенной стоимости – с одной стороны, и снижается количество коммерческих и административных правонарушений при определении и контроле таможенной стоимости.

Список использованных источников

    Рамочные стандарты безопасности и облегчении мировой торговли, Совет Всемирной таможенной организации 23.06.2005

    Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2005

    Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 21.11.2003 №122 ФЗ

    Федеральный закон РФ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 08.11.2005 №144 ФЗ

    Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116 ФЗ.

    Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61 – ФЗ

    Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» от 13.08.2006 №500

    Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 №2225 р

    Приказ ГТК России от 30.06.2004 №755 «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости»

    Козырин А.Н. О таможенном тарифе: комментарий к Закону РФ – М., 1997

    Мэскон Л. Менеджмент – М., 2006

    Бушуев В. Таможенная стоимость. Торг здесь не уместен // Таможня №13 2007

    Сухарева И.В. Таможенная стоимость товаров. Новое в заявлении таможенной стоимости и корректировке // Иностранный капитал в России №2 2007

    Кулешов В.В. Таможенная стоимость. От чего ушли и к чему идем // Иностранный капитал в России №1 2006

Приложение

Место контроля таможенной стоимости товаров в общей системе таможенного контроля

Контроль таможенных платежей



Контроль кода ТНВЭД

Контроль наименования товара

Контроль объектов интеллектуальной собственности

Контроль количества товаров

Контроль таможенной стоимости товара

Контроль страны происхождения товара

Контроль фактурной стоимости товара и условий платежа (валютный контроль)


1 Российская газета, №182 (4148), от 18 августа 2006 года

2 Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р.

3 Приняты 23 июня 2005 года на сессии Совета Всемирной таможенной организации