Введение в специализацию: "Теория и методика гандбола"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР
ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ:
"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГАНДБОЛА"
г. Омск 2008 год
Содержание:
1. Цель и задачи изучения дисциплины
2. Содержание дисциплины
3. Самостоятельная работа
4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов
5. Учебная практика
6. Зачетные и экзаменационные требования
Список литературы
1. Цель и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов по гандболу, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области теории и методики избранного вида спорта.
Задачи изучения дисциплины:
Изучить вопросы теории гандбола.
Изучить методику обучения технике и тактике гандбола.
Изучить основные приемы техники игры и тактические действия в гандболе.
Овладеть практическими навыками судейства соревнований.
Научиться проводить занятия по гандболу с различными контингентами занимающихся.
Овладеть навыками научно-исследовательской работы.
Изучить возрастные особенности организма лиц, занимающихся гандболом.
Научиться квалифицированно планировать учебно-тренировочный процесс гандболистов различной квалификации.
Изучить практику эксплуатации спортивных сооружений, технические характеристики инвентаря и оборудования.
Будущий преподаватель должен уметь:
Составить и провести комплексы упражнений для подготовительной части занятий по гандболу.
Обучить выполнению приемов техники игры.
Обучить игроков тактическим действиям.
Развивать физические качества занимающихся.
Правильно планировать и регулировать нагрузку.
Вести врачебно-педагогический контроль.
Занятия проводятся в форме лекций, методических, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.
Учет успеваемости ведется в форме экзаменов, зачетов и промежуточной аттестации.
По окончании обучения студент защищает выпускную квалификационную работу и сдает государственный экзамен по теории и методике специализации.
2. Содержание дисциплины
Согласно учебному плану весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов фундамента профессионально-педагогических основ, позволяющего перейти затем к дальнейшей специализации по профилю деятельности «гандбол».
На занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.
Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, умение составлять учебно-методические документы, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий.
Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов, проведение педагогических наблюдений и их регистрацию, методическую и научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, подготовку к производственной практике. Самостоятельная работа дана по курсам.
Программа 1 курса предусматривает изучение следующего материала:
Введение в предмет.
Цель и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Требования, предъявляемые к будущему специалисту.
История развития гандбола.
Зарождение игры. Развитие игры в Европе. Зарождение игры в России, ее развитие до 1941 года. Развитие игры после 1945 года. Гандбол на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
Правила игры в гандбол.
Эволюция правил игры. Действующие правила.
Методика судейства соревнований по гандболу.
Состав судейской бригады. Обязанности судей и их взаимодействие. Судейская терминология и жестикуляция. Судейская документация.
НИР в спортивных играх.
Цель и задачи НИР. Требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам. Методы научных исследований.
Техника игры в гандбол.
Определение понятия техники игры. Классификация приемов техники игры. Характеристика приемов техники игры в защите и нападении. Понятия рациональной и вариативной.
Тактика игры в гандбол.
Определение понятия тактики игры. Классификация тактических действий. Расстановка игроков на площадке в защите и нападении. Виды и системы защиты и нападения. Характеристика современной тактики игры.
Физические качества гандболиста.
Определение понятий: сила, быстрота, выносливость, прыгучесть, ловкость, гибкость. Обоснование необходимости развития физических качеств. Взаимосвязь физической подготовки с техникой и тактикой гандбола.
Площадки, оборудование и инвентарь для занятий гандболом.
Характеристика спортивных залов и открытых площадок. Характеристика оборудования и инвентаря. Основные санитарно-гигиенические требования к местам тренировок и соревнований.
Организация и проведение соревнований по гандболу.
Значение соревнований в процессе подготовки гандболистов. Виды соревнований. Планирование соревнований. Системы розыгрыша. Документы для проведения соревнований.
Средства и методы обучения технике и тактике в гандболе.
Характеристика процесса обучения технике и тактике. Общие принципы обучения. Характеристика средств и методов обучения.
Современное состояние игры в гандбол.
Итоги крупнейших соревнований за последние годы в мире и в России. Характеристика игры сильнейших команд. Характеристика и перспективы развития современной техники и тактики игры.
Средства и методы развития физических качеств гандболистов.
Характеристика процесса развития физических качеств. Особенности развития различных физических качеств. Характеристика и методы развития физических качеств.
Технические средства для обучения и тренировки в гандболе.
Методические подходы к использованию технических средств и тренажеров в учебно-тренировочном процессе. Тренажеры для физической подготовки. Тренажеры для обучения и совершенствования технико-тактических действий.
Физическая подготовка гандболиста.
Понятия общей и специальной физической подготовки. Методика развития физических качеств. Средства физической подготовки. Высокий уровень развития специальных физических качеств – основа современного гандбола.
Техническая подготовка гандболистов.
Понятия технической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Взаимосвязь с другими видами подготовки. Значение технической подготовки для успеха игровой деятельности.
Тактическая подготовка гандболистов.
Понятие тактической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Последовательность обучения тактическим действиям. Взаимосвязь с другими видами подготовки.
Психологическая подготовка гандболистов.
Понятие психологической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Воспитание морально-волевых качеств – необходимое условие подготовки гандболистов.
Теоретическая подготовка гандболистов.
Понятие теоретической подготовки, ее место в процессе обучения и тренировке. Теоретическая подготовка на различных этапах обучения и тренировки. Формы занятий по теоретической подготовке. Содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации.
Игровая подготовка гандболистов.
Место игровой подготовки в процессе обучения и тренировке, ее цель и задачи. Игровая подготовка как средство оценки готовности к соревнованиям. Значение игр для тренировки высококвалифицированных гандболистов.
Взаимосвязь видов подготовки в гандболе.
Зависимость эффективности технической и тактической подготовки от физической подготовленности занимающихся. Зависимость эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов от уровня психологической подготовленности занимающихся.
Отбор детей для занятий гандболом.
Организация начального отбора детей. Этап первичного отбора в группах начальной подготовки. Факторы, значимые для успешного овладения навыками игры. Прогнозирование способностей детей. Комплектование учебно-тренировочных групп на основе конкурсного отбора.
Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки в ДЮСШ по гандболу.
Комплектование групп начальной подготовки. Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Специальное оборудование и инвентарь для занятий с детьми младшего возраста.
Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах в ДЮСШ по гандболу.
Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Организация учебно-тренировочного процесса с учетом загруженности детей в общеобразовательной школе. Организация спортивного класса.
Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования в ДЮСШ по гандболу.
Комплектование групп СС на основе конкурсного отбора. Особенности развития физических качеств. Особенности технико-тактической подготовки. Ориентация учебно-тренировочного процесса на режим команд мастеров.
Особенности тренировки команд мастеров и сборных команд.
Общие принципы и подходы к комплектованию команд. Соотношение видов подготовки в различные периоды годичного цикла. Связь тренера сборной команды с тренерами базовых команд. Контроль за подготовкой отдельных игроков и команды в целом. Научно-методическое обеспечение и врачебный контроль в процессе подготовки команд высокой квалификации
Методика занятий с игроками среднего и старшего возраста.
Задачи, средства и методы тренировки лиц среднего и старшего возраста. Особенности работы с гандболистами старших возрастных групп. Учет возрастных изменений в организме занимающихся в процессе работы с ними.
Методика занятий с женскими командами.
Анатомо-физиологические особенности женского организма. Влияние занятий гандболом на женский организм. Методика проведения занятий в различных возрастных группах. Особенности организации учебно-тренировочного процесса в женских командах.
Руководство командой на соревнованиях.
Значение правильного руководства командой в период соревнований. Подготовка к предстоящим соревнованиям. Наблюдение и анализ игр соперников. Составление общей стратегии соревнований, плана отдельной игры. Модельная тренировка перед предстоящей игрой. Установка на игру, разбор игры. Руководство командой в процессе игры.
Организация, планирование и учет тренировки гандболистов.
Значение планирования и учета спортивной тренировки. Виды планировании. Командный и индивидуальные планы спортсменов. Периодизация спортивной тренировки. Документы планирования и учета. Педагогический контроль и его значение.
Государственные органы и общественные организации, руководящие работой по развитию гандбола.
Содержание деятельности федеральных и территориальных исполнительных органов государственной власти по регулированию деятельности в гандболе. Содержание деятельности общественных организаций по управлению и развитию гандбола. Руководство проведением соревнований по гандболу.
Научно-исследовательская работа.
Таблица 1
Распределение часов по видам занятий
№ п/п |
Виды занятий |
Курсы |
Всего: |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|||
|
Лекции |
20 |
16 |
22 |
16 |
18 |
80 |
|
Семинарские занятия |
26 |
18 |
18 |
16 |
10 |
78 |
|
Методические занятия |
12 |
30 |
14 |
40 |
16 |
116 |
|
Практические занятия |
44 |
32 |
38 |
26 |
2 |
98 |
|
Учебная практика |
16 |
24 |
28 |
20 |
20 |
98 |
|
Зачеты, экзамены |
2 сем. зач. |
4 сем. зач. |
6 сем. зач. |
8 сем. экз. |
10 сем. экз. |
|
|
Курсовая работа |
5 семестр |
|||||
|
Выпускная работа |
гос.экз. |
|||||
ИТОГО: |
120 |
120 |
120 |
120 |
60 |
540 |
3. Самостоятельная работа
В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующую самостоятельную работу:
Первый год обучения.
Изучение истории развития игры в гандбол.
Форма контроля – реферат.
Изучение правил игры в гандбол.
Форма контроля – собеседование на семинарском занятии, анализ просмотра игр.
Изучение методики судейства игр по гандболу (просмотр игр).
Форма контроля – собеседование на семинарском занятии, анализ просмотра игр.
Выбор темы курсовой работы.
Форма контроля – предоставить план выбранной работы.
Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.
Форма контроля – сдача практических нормативов.
Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.
Форма контроля – конспекты посещенных занятий, устный анализ игр.
Второй год обучения.
Изучение методик развития физических качеств гандболиста (ОФП).
Форма контроля – собеседование на семинаре, реферат.
Изучение методик обучения примам техники игры в гандбол.
Форма контроля – собеседование на семинаре.
Наблюдение судейства игры по гандболу.
Форма контроля – анализ судейства.
Написание введения, первой и второй главы выпускной квалификационной работы.
Форма контроля – проверка руководителя.
Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.
Форма контроля – конспекты посещенных занятий, копии протоколов игр.
Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.
Форма контроля – сдача практических нормативов.
Третий год обучения
Изучение методик развития физических качеств (СФП).
Форма контроля – Собеседование на семинаре, реферат.
Практическое судейство игр по гандболу.
Форма контроля – анализ судейства.
Проведение экспериментальной части в рамках выпускной квалификационной работы.
Форма контроля – предоставление материалов исследования научному руководителю.
Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.
Форма контроля – конспекты посещенных занятий, технические протоколы игр.
Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.
Форма контроля – сдача практических нормативов.
Четвертый год обучения
Изучение методик обучения и совершенствования групповых тактических действий гандболистов.
Форма контроля – ответ на зачете.
Изучение особенностей проведения занятий по гандболу с различными контингентами занимающихся.
Форма контроля – собеседование на семинаре, ответ на зачете.
Изучение подготовки команд высокой квалификации.
Форма контроля – реферат.
Пятый год обучения
Изучение методик обучения командным действиям в защите и нападении.
Форма контроля – собеседование, реферат.
Практическое судейство игр по гандболу.
Форма контроля – справки о судействе, наличие судейской категории.
Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Форма контроля – оценка по специализации, защита на экзамене государственной аттестации.
Требования к студентам по выполнению практических нормативов
Первый год обучения
Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,5 сек.
Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 8 попаданий.
Ведение мяча 30 м. Результат – 4,8 сек.
Второй год обучения
Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,3 сек.
Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 9 попаданий.
Ведение мяча 30 м. Результат – 4,6 сек.
Третий год обучения
Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,2 сек.
Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 10 попаданий.
Ведение мяча 30 м. Результат – 4,6 сек.
Студенты старше 40 лет (мужчины) и старше 35 лет (женщины) освобождаются от сдачи практических нормативов.
5. Учебная практика
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды заданий по учебной практике:
Второй год обучения
Обучение технике игры в нападении (стойки, перемещения, передачи, ведение, броски).
Обучение технике игры в защите (стойки, перемещения, опека игрока, блокирование мяча).
Обучение технике игры гандбольного вратаря.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.
Обучение индивидуальным тактическим действиям вратаря.
Третий год обучения
Обучение групповым взаимодействиям в защите.
Обучение групповым взаимодействиям в нападении.
Совершенствование групповых взаимодействий в защите и нападении.
Развитие специальных физических качеств гандболиста.
Применение комплексов упражнений по СФП для игроков различных амплуа.
Четвертый год обучения
Развитие физических качеств гандболиста.
Совершенствование технико-тактических действий в защите в нападении.
Обучение групповым взаимодействиям в защите.
Обучение групповым взаимодействиям в нападении.
Все студенты, обучающиеся на специализации, проходят учебную практику в обязательном порядке и аттестуются в рамках зачетных и экзаменационных требований.
6. Зачетные и экзаменационные требования
Итоговыми формами контроля по усвоению теоретических, методических и практических знаний, умений и навыков являются зачеты и экзамены за каждый семестр обучения.
Студенты должны усвоить следующие вопросы по специализации:
Вопросы для зачета за 1 курс:
классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;
классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям в гандболе;
физические качества гандболиста. Средства и методы развтия физических качеств;
методика судейства игры в гандбол. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;
методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;
методика обучения технике игры в защите полевого игрока;
методика обучения передачам;
методика обучения броска. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;
методика обучения обманным действиям (финтам);
методика обучения ведению мяча и дриблингу;
методика обучения технике игры вратаря;
индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;
индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;
индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";
индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;
индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;
индивидуальные тактические действия вратаря в гандболе;
техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах обучения и спортивного совершенствования;
взаимосвязь видов подготовки в гандболе.
Вопросы для зачета за 2 курс:
техническая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
тактическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
физическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
психологическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
игровая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
теоретическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
взаимосвязь видов подготовки в гандболе;
методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);
методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание", скрестное перемещение);
методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;
виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения и тренировки;
виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения и тренировки;
тактика игры в защите и нападении в большинстве;
тактика игры в защите и нападении в меньшинстве;
особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микроциклах;
перспективное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в макро циклах;
текущее планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в мезо циклах;
оперативное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в микро циклах;
методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
методика совершенствования командных взаимодействий в нападении.
Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 3 курс:
виды и системы нападения. Особенности обучения и тренировки;
виды и системы защиты. Особенности обучения и тренировки;
тактика игры в защите и в нападении в большинстве;
тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;
особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;
текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;
оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;
организация и проведение соревнований. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;
методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;
применение технических средств обучения и тренировки;
руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на Иру и психологической разгрузки;
руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;
медицинский контроль в процессе тренировки. Характерые травмы и заболевания, способы их профилактики;
пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;
восстановительные мероприятия в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;
научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплекса психологических качеств;
особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных игроков;
методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности, тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.
Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 4 курс:
методика отбора детей в ДЮСШ;
анализ индивидуальных тактических действий игроков в защите и методика обучения;
особенности построения и проведения тренировочных занятий в различных группах подготовки в ДЮСШ;
броски в гандболе. Назначение, выполнение (свободный, боковой, начальный бросок, бросок от ворот, семиметровый);
возрастные особенности детей, подростков и юношей в гандболе;
анализ техники и тактики постановки заслонов и методика обучения;
виды планирования. Перспективное планирование;
виды нападения. Анализ тактики быстрого нападения. Методика обучения;
документы планирования в гандболе;
анализ групповых тактических действий в защите и методика обучения;
оперативное планирование (мезо циклы, микро циклы);
круговая система розыгрыша для шести команд;
методы, приемы и средства психологической подготовки;
система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для пяти команд;
задачи, сроки и содержание, средства и методы подготовительного периода;
учет тренировочной работы в гандболе. Виды учета;
средства и методы обучения и тренировки детей, подростков, юношей;
анализ индивидуальных тактических действий игроков в нападении и методика обучения;
текущее планирование. Его этапы и периоды;
система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для семи команд;
задачи, формы и содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации;
наказание за нарушение правил в гандболе;
методика обучения технике и тактике игры вратаря;
анализ тактики позиционного нападения. Методика обучения.
Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 5 курс:
классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;
классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям;
физические качества гандболиста. Средства и методы развития физических качеств;
методика судейства игры. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;
методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;
методика обучения технике игры в защите полевого игрока;
методика обучения передачам;
методика обучения броскам. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;
методика обучения обманным действиям (финтам);
методика обучения ведению мяча и дриблингу;
методика обучения технике игры вратаря;
индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;
индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;
индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;
индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;
индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";
индивидуальные тактические действия вратаря;
техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах подготовки;
взаимосвязь видов подготовки в гандболе;
методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);
методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание" скрестное перемещение);
методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;
виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения, тренировки;
виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения, тренировки;
тактика игры в защите и в нападении в большинстве;
тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;
особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;
текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;
оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;
организация и проведение соревнований по гандболу. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;
методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;
применение технических средств тренировки;
руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на игру и психологической разгрузки;
руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;
медицинский контроль в процессе тренировки. Характерные травмы и заболевания, способы их профилактики;
пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;
восстановительные мероприятий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;
научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплексе психологических качеств;
особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных гандболистов;
методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.
Выводы:
Успешное освоение программного материала курса специализации позволит будущему специалисту вооружиться достаточным количеством теоретических знаний, практических умений и навыков для деятельности в различных областях деятельности по развитию гандбола.
Список литературы
Основная:
1. Волейбол, гандбол, баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам:: Учеб. пособие/ В.Ф.Мишенькина, И.А.Рогов, О.С. Шалаев, Д.В. Карбанов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. – 115 с.
2. Гандбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юнош. спорт. шк., специализир. детско-юнош. шк. олимп. резерва/ Авт.-сост.: В.Я.Игнатьева, В.С.Максимов, И.В. Петрачева. – М.: Сов.спорт, 2003. – 115 с.
3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Academia, 2001. – 518 с. – (Высш.образование).
Дополнительная:
1. Игнатьева В.А. Тренировочные задания по специальной подготовке гандболистов: Метод. разраб. для студ., слушателей ВШТ и фак.повышения квалификации ГЦОЛИФКа/ В.А. Игнатьева, Н.М. Ганченко, И.Г. Шестаков. – М.: Б.и. ч.1: Упражнения по физической и технической подготовке. – 1992. – 62 с.
2. Игнатьева В.Я. Гандбол/ В.Я.Игнатьева. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 190 с.: ил. – (Азбука спорта).
3. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
4. Правила игры в гандбол: (Официал. правила ИГФ). – М.: Б.и., 2001. – 90 с.
5. Скляренко А.А. Гандбол по-ресски (к 75-летию российского гандбола). – М.: Физкультура и Спорт, 2003. – 448 с., ил.
6. Шестаков М.П. Гандбол: Такт. подготовка/ М.П.Шестаков, И.Г. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 129 с. – (Методика спорт. тренировки).
7. http://www.sportzone.ru