Бег на короткие дистанции
Введение 3
1. Общие сведения о беге на короткие дистанции 3
2. Требования к физическому развитию к уровню функционирования отдельных систем организма 4
Список используемой литературы 10
Введение
Бег—одно из старейших и испытанных средств укрепления здоровья. В Древней Греции на одной из скал были высечены слова: «Если хочешь быть сильным—бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным —бегай». Дошла до нас и такая фраза, автором которой считают Горация: «Если не бегаешь, когда здоров, будешь бегать, когда заболеешь». Слова эти проникнуты верой в целебную силу бега.
Воздействие бега на организм чрезвычайно разнообразно. Он благотворно влияет на состояние нервной системы, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Профессор К. Ф. Никитин объясняет положительное влияние бега на психофизическое состояние организма тем, что в это время в коре больших полушарий появляются сильные зоны возбуждения. Они подавляют в мозгу доминантные очаги возбуждения, обусловливающие угнетенное или раздраженное состояние, человека, его нервно-эмоциональное напряжение. Существенным также является улучшение нейрогуморальной регуляции деятельности мозга, происходящее вследствие интенсивного, но размеренного притока импульсов с ритмично работающих во время бега мышц.
Данный реферат посвящен бегу на короткие дистанции.
1. Общие сведения о беге на короткие дистанции
Бег на 100 м характеризуется тем, что на всем протяжении дистанции нужно полностью использовать свои скоростные возможности. Спортсмены мужского пола для выполнения норматива ГТО на серебряный значок должны пробегать 100 м за 14,3 с, их средняя скорость на дистанции при этом составит 7,0 м/с. У девушек на этой же дистанции скорость приближается к 5,9 м/с. Специалисты подсчитали, что при беге с такой скоростью усилия, развиваемые мышцами ног при толчке, у мужчин составляют 240 кг, у девушек — 200 кг.
Порой приходится сталкиваться с не совсем приятными примерами. Так, новый, облегченный, норматив ГТО IV ступени в беге на 100 м у девушек равен 17,0с (серебряный значок) и 15,7 с (золотой значок). Большинство же студенток и в это время не «укладывается». Например, в Киевском университете средний результат в беге на эту дистанцию составляет 18 с, в ряде ленинградских вузов—18,2. Примерно такие же результаты и у студенток большинства белорусских вузов. Основная причина этого — низкий уровень развития физических качеств.
Для самостоятельной подготовки к выполнению норматива в беге на 100 м можно использовать повторный метод с пробеганием трех-четырех отрезков по 20—30 м с максимальной скоростью и интервалами отдыха до востановления пульса 110—120 уд/мин. Кроме того, можно применять переменный метод: пробегание двух отрезков по 30 м с максимальной скоростью и последующим переходом на спокойный бег 150—200 м. Таких ускорений желательно выполнить 3—4.
2. Требования к физическому развитию к уровню функционирования отдельных систем организма
Ныне по каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами. Установлены требования к физическому развитию к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и др. для каждого этапа подготовки. В этих целях применяются информативные специальные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (по возрасту) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной подготовки Для примера далее в тексте реферата приводится несколько наиболее простых таблиц с понятными для всех показателями (табл. 1 2) которые также фрагментарно иллюстрируют имеющиеся наработки в науке и практике большого спорта.
Используя подобные материалы (они имеются в специальной литературе по каждому виду спорта), можно самому заинтересованному лицу сопоставить свои показатели с модельными характеристиками и объективно оценить и спрогнозировать свои возможности в достижении результатов международного класса. А это - и только это — основная целевая установка большого спорта.
Таблица 1
Наиболее значимые морфофункциональные показатели у сильнейших спортсменов (по Э.Г. Мартиросову)
Уровень значимости |
Группы видов спорта |
||||
Скоростно-силовые |
Циклические |
Сложно координационные |
Единоборства |
Спортивные игры |
|
I П III IV |
1 2,4,7 3 5,6 |
1,3,4 2,5, 7 6 |
1,3,6,7 2,4 5 |
1,2,4 3,5,7 6 |
1,4,7 2,3, 5 6 |
Условные обозначения: 1 — тотальные размеры тела, 2 — пропорции тела, 3 — конституция, 4 — состав тела, 5 — удельная масса тела, 6 — осанка, 7 — состояние сводов стопы.
Таблица 2
Модельные характеристики конькобежцев высокого класса (по В А. Орлову, Т.Л. Шаровой) и лыжников-гонщиков — мастеров спорта (по И.Г. Огольцову)
Спортсмены |
Показатели |
||||
Возраст, лет |
Рост, см |
Масса тела, кг |
Объем сердца, см |
Спирометрия, л |
|
Конькобежцы-мужчины Спринтеры Стайеры Лыжники-гонщики |
22-28 23-28 26 ± 5 26 ±5 |
170-185 170-185 177±6 162 ±4 |
70-85 64-82 69±4 50 ± 3 |
900—1500 950-1100 1100 ± 100 950 ± 50 |
5,5-7 5,5-7 7-7,5 5± 1 |
Планирование многолетней подготовки спортсменов высокого класса связано с научнообоснованным установлением оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Во многих видах спорта периоды «первых больших успехов» или «оптимальных возможностей» достижений наивысших спортивных результатов совпадают или с периодом обучения будущего специалиста, или со временем начала профессиональной деятельности после окончания высшего учебного заведения.
Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта (по В.Н. Платонову)
В таблице 4 представлен пример фрагмента общей модели спортсмена, так называемая модель подготовленности бегуна-спрингера. Ориентируясь на данные таблицы, обычно не только выявляют сильные и слабые стороны бегуна с целью разработки эффективных программ дальнейшего его совершенствования, но и прогнозируют возможности достижения им тех или иных результатов.
Являются ли подобные модельные характеристики фетишем или возможны варианты, исключения? Конечно, возможны. Они были, есть и, вероятно, будут не только на всемирных универсиадах, где выступают студенты различных стран, но даже и на олимпийском уровне.
Так, например, модель бегуна-барьериста высокого класса (на дистанции 110 м расставлены 10 барьеров, высотой 106,7 см) указывает, что оптимальный рост этих спортсменов 186—192 см.
Оценка специальной беговой подготовленности спринтера (по В.В. Петровскому)
Между тем на Олимпийских играх 1952 г. в Хельсинки эту дистанцию выиграл «малыш» Г. Диллард, рост которого 176 см. Но недостаток роста у него компенсировался высочайшей для барьериста скоростью бега. Ведь тот же Г. Диллард в 1948 г., случайно не попав на отборочных соревнованиях в состав олимпийской команды США на «своей» дистанции 110 м с барьерами, «пробился» в команду как бегун на 100 м и победил на Олимпиаде в Лондоне с результатом 10,3 с. Таких исключений за свою большую историю спорт знает немало. Но все же — это только исключения! А значит, они редки, очень редки!
И вот вы сверили модельные показатели. Все они в полном порядке, и даже не надо делать никаких исключений. К тому же спортивная федерация, спонсоры или олимпийский комитет взяли вас под свою опеку, и у вас нет проблем ни со специальным оборудованием и местами занятий, ни с дорогим, качественным спортивным инвентарем, ни со специальным медико-биологическим обеспечением (питанием, витаминизацией и др.), ни с восстановительными процедурами (спортивным массажем, сауной и др.). У вас есть все! Казалось бы, вперед, к олимпийским вершинам! Но не тут-то было! Не учли одного — временного фактора, что в сутках всего 24 часа!
Если мы говорим о проблеме сочетания активных занятий в сфере большого спорта и полноценной учебы в высшем учебном заведении с целью качественного освоения будущей профессии, то неизбежно сталкиваемся с проблемой времени. Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных тренировок.
Бег на короткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции является действенным средством совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в организме. Все это вкупе значительно повышает выносливость организма человека.
Это упражнение значительно интенсивнее, чем ходьба. Так, даже при скорости бега 10 км/ч (трусца) энергозатраты составляют 10,5 килокалории за минуту (630 ккал/ч), а при скорости 15 км/ч (обычный легкий бег) — 21 килокалории за минуту (1260 ккал/ч). Это составляет более половины суточной энергозатраты человека, занятого, например, умственным трудом.
В настоящее время к коротким дистанциями относят отрезки до 800 м, средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным — от 3000 до 10 000 м и к сверхдлинным — 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Ныне на всех дистанциях соревнуются не только мужчины, но и женщины. Соревнования в беге на короткие, средние и длинные дистанции проводятся как на открытом воздухе, так и в помещении.
При беге в работу включаются большие группы мышц, что вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в основном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорнодвигательный аппарат, особенно на сверхдлинные дистанции.
Естественно, что характер физической нагрузки имеет определенное отличие у «средневиков» по сравнению с бегунами на длинные и сверхдлинные дистанции, но в любом случае основным «базовым» физическим качеством бегунов на эти дистанции является общая выносливость. Не случайно воспитанию этого качества уделяется значительная часть тренировочного времени. Тренировки этой группы бегунов проводятся преимущественно на открытом воздухе. Вот почему велик и общий оздоровительный эффект таких тренировок, поскольку они повышают закаленность спортсменов. Обычно бегунов отличает не только выносливость и закаленность, но и способность к перенесению высоких нагрузок (способность «терпеть»), что связано с необходимостью проявления волевых усилий не только в соревнованиях, но и в определенной части тренировочных занятий. Вместе с тем следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовлетворение бегунам.
Это явление находит свое отражение в результатах специальных научных исследований. Так, было выявлено, что при беге от 20 мин и дольше с интенсивностью 60—80% от максимального возразстного показателя частоты сердечных сокращений в плазме крови значительно повышается концентрация бета-эндрофинов и метаэнцефаминов—медиаторов удовольствия. Не случайно миллионы людей во всех концах земного шара в качестве самого действенного лекарства от распространенной болезни цивилизованного мира – гиподинамии выбрали древнейшее легкоатлетическое упражнение — бег. Исследователи предполагают, что подобная реакция имеет место при всех циклических упражнениях.
В заключение следует отметить, что достижение высоких результатов — плод систематической и целенаправленной подготовки. Высших спортивных достижений добивались и люди, сравнительно поздно пришедшие в спорт) олимпийский чемпион Владимир Куц и др.).
Список используемой литературы
Гаврилов О. К. Физкультура. – М.: Мир, 1987;
Жидкова А. П., Новиков Ю. В. Ключ к здоровью. – М.: Знамя, 1984;
Николаев Ю. С., Нилов Е. И. Простые истины. – М., 1985;
Петровский К. С. Азбука здоровья. – М.: Знамя, 1982;
Хартова Н. А. Физкультура, труд, здоровье. – М., 1969.