Любовь и мораль
Федеральное агенство по образованию
Российский государственный Торгово – Экономический Университет
РЕФЕРАТ
По предмету: «Этика»
На тему: «Любовь и мораль»
Выполнила:
студентка группы 1ЭУ СПО.
Искорестинская Анжелика Артуровна
Проверила:
Кузеванова Ангелина Леонидовна
Волгоград 2007
Содержание
Любовь – деятельность
Любовь – солнце жизни
Любовь и бессмертие жизни
Продолжение человеческого рода
Любовь: норма, отклонение, патология
Любовь и брак
Половая мораль
Список используемой литературы
Любовь – деятельность
Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность – ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины.
Как объект исследования она отдана на откуп медикам, психологам, специалистам по этике. А они рассматривают любовь каждый по разному. Медики – в аспекте отклонений от нормального полового поведения, сексопатологи, психологи – как эмоционально – психологическое отношение, специалисты по этике – как нравственную категорию. Недавно появилась новая научная дисциплина – сексология. Но и она рассматривает любовь преимущественно с физической стороны, как секс. Отсутствие полноценной теории любви приводит к тому, что о ней формируются односторонние, искаженные представления. Среди этих представлением наиболее распространенным является представление о любви как чувстве, желании, влечении, т. е. как эмоционально – психологическом отношении субъекта к объекту любви.
Большая путаница от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Это в какой – то мере оправдано. Ведь в основе любви – чувства и любви – деятельности лежит одно и тоже стремление – к гармонии, единству, красоте (прекрасному). Любовь является конкретным ( эмоциональным и \или деятельностным) выражением гармонического противоречия.
Любовь – деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание – воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.
Разграничивая любовь – чувство и любовь – деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связанна высоким накалом чувств, любовных переживаний. Любовь – деятельность не есть что – то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви – деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение «одеты» в самые нарядные, экстетизированные, духовно осмысленные «одежды» чувств и поведения любящих.
Любовь – секс. Проблема любви и половых отношений приобрела в последнее время заостренную форму: как проблема любви и секса. Любовь и секс порой резко разделяют и даже противопоставляют. Конечно, если под любовью понимать только чувство, то, безусловно, любовь и секс – разные вещи. Если же любовь понимать как деятельность (в аспекте полового общения мужчины и женщины), то становится очевидным, что такая любовь не обходимо предполагает секс. Ведь что такое секс, как не поведение, связанное с удовлетворением половой потребности. А разве половая любовь возможна без полового влечения и действий, направленных на его удовлетворение? Нет, конечно.
Некоторые утверждают еще, что секс возможен без любви, что удовлетворение половой потребности не всегда возможно назвать любовью. Действительно, бывает так, что вступающие в половой контакт не называют свои отношения любовью и даже стыдятся называть их любовью. Но от этого любовь не перестают быть любовью. Миллионы людей любят и при этом никогда не употребляют слово «любовь». Если половое поведение исходит от человека и направлено на человека же ( на противоположный пол), то оно всегда не просто секс, не просто физические действия, манипуляции, а любовь, человечески осмысленная, в той или иной степени одухотворенная, окрашенная человеческими чувствами сексуальность. Чисто по – животному человек не может любить, как бы он этого не хотел; он не может отринуть от себя свою человеческую природу. Всякий секс человечен и поэтому заслуживает названия человеческой любви.
Неправы те, которые под сексом понимают чистую физику половых отношений. Человек целостен в своих жизненных проявлениях и поступает всегда не только как животное, биологическое существо, но и как существо духовное, нравственное, социальное. Секс – физика, но не как нечто самодовлеющее, а как часть любовных, человечески любовных отношений мужчины и женщины, как физическая сторона их любви. Бывают, конечно, случаи, когда любовь и секс рассматривают в аспекте известного противопоставления любви настоящей, полноценной, духовно богатой и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся к чисто животным отношениям. Мир любви также велик и многообразен, как и мир человека, и существует столько же видов любви, сколько людей.
Сам по себе секс не виноват в том, что он бывает груб, примитивен, неэстетичен, бездуховен. Именно от людей зависит его качество. Грубык, примитивные натуры и секса делают таким. Напротив, умные, духовно развитые люди, ценящие физику отношений, и секс делают интеллектуально насыщенным, эмоционально богатым, изощренным, настоящим праздником – пиршеством жизни.
2 Любовь – солнце жизни
Любовь включает в себя не только чувства, не только половое поведение. Как деятельность она охватывает собой и половое общение мужчины и женщины, и вообще их отношения, и их к родителям, детям, к другим, к окружающему миру. Иначе говоря, любовь мужчины и женщины не ограничивается рамками их полового общения, а как бы расходится кругами, охватывая другие их отношения, отношения к родителям, детям, родным, близким, и т. д. Любовь к родителям подготавливает половую любовь, а любовь к детям завершает, венчает её.
Любовь как великий фактор продолжения человеческого рода реализуется в полном смысле лишь в этом триединстве: как любовь к родителям, как любовная связь и как любовь к детям. Конечно, любовь к родителям и любовь к детям не носят характера специальной деятельности. Тем не менее это не просто чувства симпатии, приязни, противоположные ненависти. Вместе с любовной связью они находятся на одной линии продолжения рода, являются выражением могучего инстинкта продолжения рода. Как деторождение, так и воспитание детей невозможны без любви. Полноценный человек может родиться и расти только в условиях любви, в её лучах.
3 Любовь и бессмертие жизни
Говоря о любви как факторе продолжения рода, нужно иметь в виду, что в человеческом обществе она имеет и другое значение – просто как фактор общения, как связь, скрепляющая – цементирующая отношения мужчины и женщины, как первичная социальная связь. Порой это второе значение любви оказывается единственным.
В обоих своих значениях любовь раздвигает рамки конечной жизни человека. Как фактор продолжения рода она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни во временном аспекте, означает выход за пределы конечного существования в природном смысле. А как фактор общения ( как чисто любовная часть ) она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни в пространственном аспекте, означает выход за пределы ограниченного пространственного существования. В самом деле, вступая в половой контакт, человек в буквальном смысле выходит за пределы самого себя, «вторгается» в чужое пространство. Вообще когда человек любит и любим, то его «эго» переходит в «альтер» и наоборот; он как бы растворяется в другом, отдает себя другому и одновременно обретает в другом самого себя, самоутверждается.
Бессмертие любви, продолжение жизни в детях имеет различную глубину, определяется тем, как к нему относится человек. Если он не только дал жизнь детям, но и воспитал их так, что они в свою очередь продолжают родовую жизнь, воспитывают своих детей в том же духе, то его потенциальное бессмертие глубже, значимее того продолжения жизни в детях, которое не идет дальше детопроизводства. Человек должен быть по - своему дальновиден в любви и в семейной жизни вообще. Ему нужно думать не просто о детях, а о том, чтобы заложить в них уважение к предкам и сознательное стремление к дальнейшему продолжению рода. Вырождение, вымирание грозит тем человеческим сообществом, которые легкомысленно относятся к ценностям продолжения рода.
4 Продолжение человеческого рода
Поскольку личное бессмертие не возможно, постольку перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема продолжения рода, воспроизведения себе подобных.
Пока люди не изобрели иной способ воспроизведения себе подобных, они должны рожать – растить детей и решать связанные с этим проблемы любви, брака и семьи.
Прежде всего о проблеме рождаемости. Социологи и демографы давно уже бьют тревогу: падает рождаемость, все более угрожающими становятся факторы, ведущие к депопуляции, т. е. вымиранию населения.
Бич современного культурного общества – малодетная семья (однодетные и двухдетные семьи). Демографы подсчитали, что если бы все семьи были двухдетными, то население страны уменьшилось бы вдвое через 350 лет. А если бы все семьи были однодетными, то оно уменьшилось бы вдвое уже через 53 года. Дело как раз идет к тому, что преобладающей формой семьи становится однодетная. Более того, сама семья как социальный институт распадается. Малодетность приводит к тому, что последующее поколение людей, выросшее в малодетных семьях, утрачивают необходимые качества для совместной жизни в семье, вследствие чего заключаемые браки становятся все менее и менее прочными.
Современному цивилизованному обществу грозит медленная смерть, если не будут предприняты серьезные меры, по повышению рождаемости, укреплению семьи или её преобразованию в иной социальный институт, благоприятный для воспроизводства человека.
Все наши успехи в области науки и техники, все наши культурные достижения ломаного гроша не стоят, если не будет решена проблема воспроизводства человека. В результате депопуляции, вымирания просто некому будет пользоваться плодами науки, техники, культуры.
5 Любовь: норма, отклонение, патология
Любовь как род деятельности в своей основе нормальна и ВТО же время допускает различные отклонения от нормы вплоть до патологии. Есть определенная трудность в оценке того, что является нормальным в любви, а что ненормальным.
Нормальная любовь – это половая любовь (между мужчиной и женщиной), которая поддерживает, гармонизирует, совершенствует настоящую их жизнь и воспроизводит новую. Короче: нормальная любовь – взаимная, разделенная любовь между мужчиной и женщиной.
Не следует думать, что нормальная любовь одинакова для всех, что она – образец идеальной любви, которой должна соответствовать нормальная любовь.
Нормальная любовь едина и многообразна, типична и индивидуальна, серийна и уникальна.
Норма в любви – это мера, середина между крайностями, единство и динамическое равновесие противоположностей. Поскольку нет идеальной середины, идеального равновесия, постольку нет и идеальной любви. Реальная любовь всегда чуточку отличается от того, что мы представляем как идеальное. И она разная у разных людей.
Нормальным является не только равенство полов, но и некоторое доминирование одной из сторон. Нормально не только равновесие духовного и физического, но и некоторое преобладание того или другого. У одних может быть более выражено эстетическое (дистантное) начало любви, у других – Чувственно – осязательное (контактное)
Нормально различие между спокойной и страстной любви. Вполне допустимо – терпимо различие любви с эгоцентрическим уклоном (когда человек больше любит себя, чем другого) и любви с альтруистическим уклоном (когда человек больше любит другого, чем себя). И т. д., и т. п.
Ненормальная любовь – это всякая иная любовь.
Ненормальная безответная, неразделенная любовь, поскольку в ней жажда гармонии и счастья не реализуется. Ненормальна любовь наедине. Это, что называется самоудовлетворением. Последнее может протекать в двух формах: в виде самопроизвольного удовлетворения полового желания, поллюции, либо в виде мастурбации, осознанных действий по самоудовлетворению.
Ненормально изнасилование. Ненормальна однополая любовь (гомосексуализм). Ненормально удовлетворение полового желания с помощью животных, мертвых и т. п. Ненормальна виртуальная любовь (по интернету).
Самоудовлетворение, однополая «любовь» (гомосексуализм), изнасилование, удовлетворение полового желания с помощью животных, виртуальная любовь и т. д. – лишь тени, бледные копии, суррогаты любви. Они ненормальны именно потому, что представляют собой деформацию любви как гармонического противоречия.
Виртуальная любовь (по интернету). Она может быть хороша, если является прелюдией или дополнением к живой любви. И она, безусловна, ненормальна, если защищают последнюю.
Чисто духовная любовь к противоположному полу ( неразделенная или виртуальная), безусловно, лучше чем, безлюбое состояние (пустота чувств). Более того, она может быть полезна в общем контексте жизни, как любовный своеобразный тренинг и как стимул к творчеству, самосовершенствованию. Тем не менее, человек должен сознавать недостаточность такой любви, не зацикливаться на ней, стремиться к полноценным любовным отношениям.
Тоже можно сказать о самоудовлетворении. Оно лучше, чем ничего, но хуже нормальных половых отношений.
Ненормальная любовь – не обязательно патология. Она становится такой лишь при определенных условиях, а именно: либо в результате психического заболевания, либо как следствие преступных действий.
6 Любовь и брак
Половая любовь – основа брака. Тем не менее нельзя категорично утверждать, что брак по любви во всех случаях лучше брака по расчету. Любовь – необходимое условие брака, но не единственное. Для брака нужны и другие условия: жилищные, финансовые, единый подход к детям, человеческое взаимопонимание… Поэтому не должно быть противопоставление брака по расчету. Он должен быть и по любви и по расчету!
Бывают случаи когда девушка – женщина выходит замуж не по любви, вынужденно (по расчету или по принуждению). Здесь возможны два сценария развития событий:
лучший – когда супруги могут постепенно прийти к взаимной любви, и
худший – когда брак превращается в пытку. В этом случаи не стоит испытывать судьбу, а нужно без промедления разойтись.
Следует иметь в виду, что современный брак принципиально отличается от того, который был еще сто лет назад. Особенно это касается супружеской жизни в больших городах.
Во – первых, появился так называемый пробный брак – когда молодые в течении достаточно долгого времени живут как муж и жена без оформления брачных отношений.
Во – вторых, широкое распространение получил так называемый гражданский брак – когда мужчина и женщина живут вместе как сожители, опять же без юридического оформления брачных отношений.
В – третьих, меняется характер супружеских (внутрибрачных) отношений. На смену строгому единобрачию (с отдельными, более или менее случайными супружескими изменами) приходит полулегальная форма брака «с прицепом» - брак + внебрачные любовные отношения. Все больше жена для мужа перестает быть единственной женщиной, т. е. переходит в разряд главной, но не единственной женщины. Постепенно и муж для жены перестает быть единственным мужчиной, а приобретает статус главного (но не единственного) мужчины. В строгом смысле моногамия (единобрачие) канула в Лету.
В – четвертых, скорее правилом, чем исключением становится череда – цепь браков в течении жизни – брак – развод – брак. Иными словами, если рассматривать брак во времени, то он фактически стал полигамным.
Все эти изменения института брака, не являются результатом падения нравов. Идет глубинный процесс либерализации правил жизни, расширяется сфера свободы человека, в том числе и сфера свободы любовных, сексуальных отношений. Институт брака лишь приспосабливается к этому изменению любовных отношений.
7 Половая мораль
Половая мораль проста и сложна. Половая мораль регулирует половые отношения людей либо побуждает – направляет, разрешает, либо ограничивает, запрещает. Все эти побуждения, разрешения, ограничения и запрещения основаны на понятиях добра и зла, которые, в свою очередь, вытекают из золотого плавила поведения («не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» и «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»).
Прежде всего половая мораль побуждает взрослых людей к половым отношениям и запрещает половые отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это – полюсы отношения половой морали к половой жизни. Между ними – весьма широкий спектр разрешений и ограничений.
Половая мораль побуждает людей к половым отношениям, поскольку видит в этих отношениях добро и счастье. Она ограничивает и запрещает половые отношения в тех случаях, когда они могут привести или ведут к злу.
Нельзя понимать половую мораль лишь как нечто ограничивающее и запрещающее. Иначе мы будем иметь дело с репрессивной моралью.
Список используемой литературы
Л.Е. Балашов. «Этика». Изд – во «Дашко и К», 2004 – 176с.
В.М. Жаринов. «Этика». Изд – во «Приор – издат», 2003 – 208с/