Типология социальных воздействий
Типология социальных воздействий
Николай Филиппович Пoнoмapeв, доцент кафедры журналистики Пермского государственного университета, преподаватель Уральской академии государственной службы.
В любом взаимодействии в каждый момент времени всегда есть тот, кто воздействует (актор), и тот, кто подвергается воздействию (адресат). Взаимодействие состоит из последовательности действий актора и адресата, которые периодически меняются ролями. Специфика социального взаимодействия определяется индивидуальными свойствами актора и особенностями ситуации. Актор исходит из своих собственных намерений, представлений об адресате и интерпретации ситуации взаимодействия. При этом он не может не соотносить свои действия не только с адресатом, но и с другими, соприсутствующими или отсутствующими, социальными субъектами. Если эти условия — смена ролей и ориентация на других — не соблюдаются, имеет место не взаимодействие двух субъектов, а некие операции одного субъекта с объектом или инструментом.
Например, пассажиры в полупустом автобусе чаще всего не общаются друг с другом, а сосуществуют как предметы на физическом уровне и живые организмы на биологическом уровне. Однако в переполненном автобусе конфликтное взаимодействие в борьбе за место реализуется в виде взаимных толчков и словесной перепалки. Обычно чем ближе люди в сенсомоторном пространстве, тем интенсивнее их общение, но сегодня физическая удаленность не препятствует взаимодействию с помощью средств массовой коммуникации.
В ходе коммуникации актор передает адресату сообщения либо с целью его обучения (инструктирования), либо для координации совместной деятельности, либо для побуждения адресата к каким-то действиям, либо для изменения его знаний и мнений. Результатом, соответственно, будут информированность адресата, оптимизация взаимодействия субъектов, новое мнение адресата об акторе и/или позитивные или негативные для актора действия адресата.
В зависимости от соотношения ценностей, интересов и ресурсов субъекты вступают друг с другом во взаимодействия трех типов (табл. 1).
Таблица 1. Взаимодействия и коммуникации
Установка актора по отношению к адресату |
|||
Подчинение и власть |
Взаимопонимание и влияние |
||
Цели взаимодействия |
|||
Подавление конфликтов |
Провоцирование конфликтов и кризисов |
Профилактика конфликтов и кризисов |
|
Стратегии взаимодействия |
|||
Доминирование |
Конкуренция |
Имитация сотрудничества |
Сотрудничество |
Технологии воздействия |
|||
Технологии подчинения |
Рефлексивное управление и манипуляции |
Технологии сотрудничества |
|
Коммуникативные стратегии |
|||
Пропаганда: «позитив» о «хозяине» |
Антипропаганда: «негатив» о конкуренте |
Контрпропаганда: реактивный «позитив» об акторе |
Убеждение: «позитив» об акторе |
При совпадении ценностей и интересов субъекты, не отказываясь от своих специфических целей, стремятся к поиску взаимовыгодных решений общих проблем и, применяя кооперативные технологии, вступают друг с другом в отношения сотрудничества.
При наличии осознаваемых ценностных или целевых противоречий стороны воспринимают друг друга как соперников и вступают в отношения соперничества, которые могут перерасти в открытые конфликтные взаимодействия. Если при этом одна из сторон обладает явным преимуществом в ресурсах, то другая либо уклоняется от взаимодействия, либо подчиняется. Становясь со временем стабильными, повторяемыми и постоянными, эти взаимодействия могут породить властные отношения. Мотивы подчинения:
биологические страхи и потребности;
идеальные страхи и потребности;
склонность к уступкам;
традиция подчиняться легитимной власти;
договоренность с актором;
внушаемость;
конформность;
сила мотива власти актора;
социальные страхи и потребности;
убежденность.
Например, солдат, школьник или подчиненный выполняют распоряжения командира, учителя или начальника, не ощущая насилия над своей личностью (легитимные императивные технологии). Властные отношения при этом не замещаются сотрудничеством, хотя уже содержат в себе некоторые его элементы, поскольку устанавливаются в ходе коммуникации, а не навязываются с помощью открытого насилия.
Если для императивных технологий двусторонняя коммуникация не является обязательной, то кооперативные технологии, основанные на взаимопонимании, без диалога неосуществимы. Актор способен влиять только на адресатов, с которыми он разделяет общие ценности, в то время как эффективность доминирования зиждется на его ресурсном превосходстве (силе, авторитете или харизме).
Легитимные императивные технологии — это использование начальником своих полномочий по отношению к подчиненному (то есть отдача приказов и распоряжений).Обратимся к технологиям влияния.
Технологии рефлексивного управления применяются прежде всего в отношениях соперничества, когда интересы (цели) социальных субъектов пересекаются или несовместимы. Каждый субъект скрывает свои цели от другого и стремится к получению выгоды для себя с уроном для другого. Рефлексивное управление — это множество взаимосвязанных действий субъекта для управления деятельностью соперника с целью навязать ему выгодное для самого субъекта поведение. Иначе говоря, актор скрыто для адресата управляет процессом принятия этим адресатом решений, которые затрагивают интересы актора. Для этого он формирует у адресата либо выгодное для себя представление о контексте взаимодействия, либо выгодную для себя цель, либо выгодную для себя стратегию. В коммуникативном аспекте рефлексивное управление реализуется посредством манипуляций, назначение которых — навязывание адресату искаженного представления о социальной ситуации, причинение урона его репутации среди общих целевых групп и разрушение его коммуникаций с этими группами.
Убеждение — это целенаправленное воздействие актора на адресата с целью специфического изменения его знаний, мнений и поведения. Такое воздействие предполагает не только установление взаимопонимания, но и способность адресата критически оценивать, принимать или отвергать доводы актора. Убежденный адресат способен сам обосновать принятое им решение с учетом его последствий. Впрочем, индивид может интерпретировать свои действия как самостоятельные, даже если подвергается императивному воздействию. Легитимное доминирование тоже предполагает взаимопонимание, хотя и в минимальной степени.
Убеждение методами формальной логики называется аргументацией.
Установлению контакта актора с адресатом способствуют эмоциональное и поведенческое заражение, которые и предшествуют коммуникации, и сопровождают ее.
Эмоциональное заражение обеспечивает «выравнивание» психофизического состояния адресата с состоянием актора. Его скорость и степень достигают максимума, если в качестве актора действует энергичный, обаятельный, харизматичный субъект. Однозначная связь между заражением и его социальной оценкой отсутствует: сравните религиозные экстазы, ритуальные танцы, спортивный азарт, трудовой энтузиазм, воодушевление бойцов.
Стимулирование подражания подразумевает копирование адресатом внешнего вида и поведения актора. Моделью для подражания способны стать только референтные фигуры, которых адресат уважает и/или любит за ценные для него их личностные качества и социальные достижения. Подражание помогает индивиду устанавливать первые социальные контакты, идентифицировать себя со значимой личностью или референтной группой, является одним из факторов единообразного группового поведения. Этим феноменом во многом объясняется формирование обычаев и распространение моды. У подражающего индивида развиваются соответствующие действиям психофизические состояния, что впоследствии может приводить к изменениям в его картине мира.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа