Карьера для «неудачников»
Карьера для «неудачников»
Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры «Педагогическая психология»
Пусть признается тот, кто считает себя неудачником… Вряд ли многие вот так сразу об этом скажут вслух: в приличном обществе обычно принято говорить о своих достижениях и всем своим видом показывать, что у меня все «О\'кей». А если кто и считает себя неудачником, то возникают вопросы: «Почему?», «На каком основании?» и «Что такое вообще «неудачник?»… Мало кто отважится заявить вслух о том, что его жизнь «не состоялась», но многие, скорее всего, про себя именно так и подумают о своей жизни, ведь наверняка что-то в жизни «не удалось», а если и удалось, то «не совсем то, о чем мечталось»…
В психологии карьеры «успех» обычно связывается не столько с выбранной по душе профессией, сколько с достижением привлекательного образа жизни (с точки зрения массового, общественного мнения). Сам привлекательный образ жизни большинством современных людей отождествляется с высоким заработком и престижным положением в обществе. Получается, что существует некая универсальная «шкала», «линеечка», с помощью которой можно оценить успех жизни каждого человека, а основными «критериями» и «делениями» на такой «линеечке» как раз и являются количество дензнаков (желательно в «баксах») и престижная, модная работа. С помощью такой конкретной и понятной для большинства «шкалы» жизненного успеха намного проще оценивать других людей и самого себя, чем ориентироваться на какие-то там высокие идеалы, на какое-то там чувство собственного достоинства и прочую «устаревшую чушь»…
Возникает даже удивительная ситуация, когда человек, не сумевший добиться убедительного и «понятного» для большинства жизненного успеха, начинает просто успокаивать себя тем, что ему удалось сохранить свою совесть и достоинство, или что ему удалось обнаружить какие-то иные, более благородные смыслы жизни, чем просто большие деньги и престиж. Но, к сожалению, все это часто бывает не очень убедительно, во-первых, для окружающих его людей, и, во-вторых, для него самого. Нередко такие люди в глубине души все-таки мечтают о настоящем «достатке» и о настоящем восхищении окружающих. Правда, есть все-таки отдельные «чудаки», которые готовы довольствоваться малым и даже каким-то своим, странным, непонятным для нормальных людей счастьем.
Чувство неудавшейся жизни характерно не только для так называемых бедных слоев населения (для «лохов», «быдл» и прочих «маленьких людей»), но и для внешне вполне благополучных «новых русских», «новой элиты» и их многочисленных «приближенных», «обслуживающих» и «восхваляющих-пропагандирующих». Психологи уже давно подметили закономерность: среди преуспевающих в жизни людей количество самоубийств (суицидов) несколько выше, чем среди так называемых простых людей. Вероятно, чем большими благами и престижем обладает человек, тем большего ему хочется и, соответственно, тем больше он неудовлетворен своей жизнью. И для таких людей единственным утешением оказывается постоянное сравнение себя с теми, кто устроился в этой жизни намного хуже, т.е. с бедными слоями населения.
Можно даже сказать, что именно благодаря такому сравнению (себя — с «лохами») вообще возможно счастье нормального, преуспевающего в жизни человека, иными словами… огромное спасибо «лохам»! Специалисты-психологи отмечают, что возможность сравнения себя с другими лежит в основе важнейшей человеческой слабости — зависти, а без зависти и соответствующих страстей вокруг нее жизнь была бы просто неинтересна. Ведь еще великий Б.Рассел отмечал, что именно «зависть — это основа демократии и рынка». Единственная загвоздка в том, что не все люди (к сожалению, для бедных «новых господ») способны завидовать и этим они, конечно же, несколько портят жизнь тем, кто добивается в жизни очевидного «денежно-престижного» успеха.
Однако, проблема неудавшейся жизни и карьеры несколько сложнее. Для многих людей (как для «лохов», так и для «господ») общая неудовлетворенность своей жизнью часто выражается примерно в следующих позициях:
«Вкалываю, вкалываю, а живу все-равно хуже, чем…».
«Я — настоящий неудачник, и виновато в этом правительство (любимый Президент, начальник, коллеги, жена и т.п.), которые никак меня не поддерживают». Случаи, когда человек может даже гордиться своими неудачами, вызывая сочувствие и понимание со стороны окружающих, описаны в известной книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
«У меня все «О\'кей», но времени не остается, чтобы побыть самим собой…, или чтобы заняться любимым делом. И на кой… мне такая жизнь?».
«У меня все «О\'кей», но вместо того, чтобы мною восхищаться, все лишь завидуют мне и злорадствуют по поводу каждой неудачи».
«У меня все «О\'кей», но вокруг меня фальшивые улыбки и восторги, т.к. все лишь надеются на «милостыни» от меня, а то и просто рассчитывают поживиться за мой счет».
«У меня все «О\'кей», а любимая женщина все-равно ушла к другому, менее благополучному и престижному… Либо она «дура», либо я чего-то не понимаю, в натуре…».
«Я очень неплохо зарабатываю, но на работе приходится заниматься такой мерзостью и пошлятиной… Когда же наконец, я могу позволить себе говорить и думать о чем-то более благородном» и т.п.
Таким образом, всего лишь подтверждается известная мысль: и богатые тоже плачут…, и модные-престижные люди бывают несчастными…, и даже те, кто познал счастье стремительного перемещения «из грязи в князи» также могут оказаться «у разбитого корыта» (что обычно и происходит после первых восторгов от головокружительных карьерных успехов).
Человек, оказавшийся перед проблемой переосмысления своей жизни выбирает разные пути для сохранения чувства собственного достоинства и даже своего психического здоровья, поскольку само обращение к таким проблемам довольно рискованно для общего состояния здоровья и чувства собственной полноценности. Особенно это опасно для людей, которые привыкли все «раскладывать по полочкам» (с «внутренне простым жизненным миром», как говорят психологи), т.е. людей, для которых любая «внутренняя, личностная сложность», когда нужно напрягать не только свой интеллект и эмоции, но и чувство, и свою совесть — это уже испытание. Условно можно выделить следующие основные варианты разрешения данной проблемы.
Первый вариант, когда человек напрягает свои возможности, связи, интеллект, нервы, идет на определенные внутренние компромиссы и в итоге добивается большего заработка, устанавливает отношения с «нужными людьми», совершает сказочный должностной рост, успешно рискует в игре с законом и т.п. Иными словами, он достигает того, чего многие другие достичь не смогли, но очень хотели бы достичь. Конечно, приятно обойти своих конкурентов и соперников, стать первым или одним из первых. Заметим, что само слово «карьера» происходит от латинского «каррус» и означает боевые колесницы, выстроенные в определенном порядке, а современный смысл слова «карьера», по мнению многих зарубежных психологов, означает «постоянную борьбу с конкурентами, гонку, участие в жестоком ралли, где главный приз — успех». Конечно, победа в схватке за такой приз приятна, но основные проблемы личности при этом не решаются. Например, у кого-то денег и признания все-равно оказывается больше, чем у Вас (проклятая единообразная «линейка» для измерения жизненного успеха, когда все-время приходится сравнивать себя с кем-то). Даже в случае относительного успеха многие начинают еще больше Вам завидовать и, соответственно, ненавидеть, а кто-то обязательно захочет «поживиться» за счет Ваших благ и приобретений, что заставляет Вас всегда «быть начеку» и отказываться от нормальных (естественных) человеческих отношений и т.п.
Второй вариант преодоления чувства неудачи жизни связан с ориентацией на иные жизненные ценности и смыслы. Как сказал великий мыслитель Ф.Ницше, «главное быть не первым в стаде, стремящемуся к единой цели…, главное — идти самому по себе, быть иным, чем стадо». В этом случае человека уже сложно измерить с помощью единообразной «линеечки» богатства и престижа. Такого человека уже трудно подогнать под общий стандарт (под мерку стада) и заявить ему, что в чем-то он непременно ущербный (по сравнению с кем-то другим, более благополучным).
Человек, ориентирующийся на свои собственные ценности и смыслы, становится менее уязвим для презрения со стороны людей «успеха». Как отмечают многие ведущие психологи, именно в таком случае человек обретает возможность стать полноценной личностью. Заметим, что одна из важнейших (сущностных) характеристик настоящей личности — это уникальность, самобытность и неповторимость, когда человека в принципе невозможно «измерить» с помощью каких-то единообразных «шкал» и «линеечек». По настоящему оценить себя в этом случае может лишь сам человек или его самые близкие (понимающие его) люди, поскольку уникальное нельзя рассматривать с позиции общих мерок (или с позиций общественного, т.е. стандартного мнения).
Правда, такой самобытный человек рискует оказаться не понятым окружающими и даже осужден за свою «непонятность» и «непохожесть» на других. Еще известный психолог К.Юнг говорил о том, как важно для настоящей личности «вырваться из-под власти коллективного бессознательного толпы», но те люди, которым это все-таки удается, часто платят за такой поступок «одиночеством», «непониманием» и даже «осуждением» со стороны людей массы.
Получается, что у людей есть реальная возможность даже при отсутствии каких-то «выдающихся» достижений (богатства, власти, известности) почувствовать полноценность своей жизни и обрести чувство собственного достоинства. Но для этого человеку придется вырваться из существующих стереотипов понимания успеха и обрести свои собственные, неповторимые ценности и смыслы жизни. И потребуется для этого даже не интеллект или какие-то таланты, а всего лишь уважение (любовь) к себе и немного воли, чтобы противостоять непониманию и осуждению окружающих, которые зорко наблюдают за теми, кто осмеливается быть счастливым не «так как положено».
Проблема лишь в том, что психолог не может преподнести человеку смысл в готовом виде. Как отмечает выдающийся психотерапевт В.Франкл, каждый человек должен обрести смысл самостоятельно, иначе это уже не будет личностным смыслом. А психолог может лишь дать ориентировочную подсказку в таком самостоятельном, творческом поиске — самом интересном поиске всей своей жизни.
Естественно, решившемуся на такое «нахальство» человеку, не следует бросать открытый вызов окружающим, все это необходимо делать более дипломатично и хитро. Давайте представим, как отреагируют на личностный вызов типичные люди массы, да еще добившиеся общепризнанного успеха. С их точки зрения именно они должны быть по-настоящему счастливы (именно у них больше денег и престижа). И тут вдруг находится какой-то «пигмей», какое-то «ничтожество», которое не имеет ни богатства («баксов»), ни известности, да еще демонстрирует свое более выраженное (настоящее) счастье… Понятно, что у таких людей массового, стандартного успеха возникает естественное чувство обиды: «Мы (Я), понимаешь, вкалывал-вкалывал, зарабатывал-зарабатывал (брал-брал, греб-греб), а кто-то, тудыт-растудыт, счастливее меня оказывается»…
Поэтому уважающему себя человеку, если он все же обнаружит уникальные (и непонятные для массы) жизненные смыслы и ценности, следует бережнее относиться к людям стандартного успеха (они ведь тоже люди). Ну, а если человек не сможет обрести для себя необычные (неповторимые и непонятные для большинства) смыслы, то у него все-таки остается возможность повышения чувства собственного достоинства, но уже через традиционное соперничество с предприимчивыми и даже по-своему изощренными «мастерами» построения стандартного успеха. В любом случае мы пожелали бы и тем, и другим людям удачи в поиске и реализации именно своего пути к счастью.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа