Cравнительный анализ интимно-семейного и профессионального самоопределения

Cравнительный анализ интимно-семейного и профессионального самоопределения

Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры «Педагогическая психология»

Актуальность данного анализа связана с недостаточной изученностью проблемы профессионального самоопределения, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок фактически еще проживает в семье своих родителей. Также недостаточно осмысленна роль семьи как в оказании помощи своему самоопределяющемуся ребенку, так и в плане планирования собственных (семейных) перспектив развития. Кроме того, следует отметить глобальность данной проблемы, поскольку фактически в каждой семье, где воспитывается ребенок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросов связан с тем, кем он будет, когда вырастет, и в плане профессиональном, и в плане личностном. Часто успехи ребенка в будущей карьере являются главной гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей. Есть основания полагать, что и в профессиональном самоопределении, и в плане построения собственно семейных (а шире — и интимных) отношений имеется много общего. Поэтому данный сравнительный анализ мог бы позволить лучше понять как специфику каждого из этих видов самоопределений (профессионального и интимно-личностного), так и их взаимосвязь и взаимозависимость.

С самого начала следует уточнить понятия. Профессиональное самоопределение сводится к поиску (и постоянному уточнению в течение всей жизни) личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой (профессиональной) деятельности. Это ситуация, когда человек не просто что-то делает, производит или зарабатывает деньги, а может ответить для себя на вопрос, зачем он это делает? Не самоопределившийся человек в каком-то смысле напоминает «полезное животное» (или просто «явление природы»), которое не способно осознать смысл своих действий. При этом полезное животное может выполнять довольно сложные и важные функции (например, известно, что и настоящие домашние собаки и кошки могут быть прекрасными «психотерапевтами» и т.п.). Психологический парадокс состоявшегося профессионального самоопределения (когда человек все-таки находит смысл своего действования) заключается в том, что человек может выполнять свою работу даже не очень хорошо, но он при этом все-таки понимает, зачем он работает.

Интимно-семейное самоопределение проявляется в многочисленных выборах: в выборе спутника жизни, в выборе, стиля общения с супругом, в решении вопроса о рождении ребенка, вопроса о стиле его воспитания, о возможном варианте образования ребенка и его дальнейшего трудоустройства и т.п. Самоопределившаяся семья, с одной стороны, для себя пытается найти смысл таких выборов, т.е. ответить на вопрос, для чего все эти хлопоты (для самоутверждения родителей, для блага самого ребенка, следование традиции, конкуренция с другими семьями и т.п.). А с другой стороны, родители (в идеале) должны помочь найти смыслы своему ребенку, точнее — научить его искать эти смыслы самостоятельно.

Что касается чисто интимного самоопределения, то не следует забывать, что понятие «интимное» значительно шире собственно эротических (сексуальных) отношений между родителями или разнообразными «друзьями» семьи. В исходном значении «интимное» — это затаенное, скрытное… В данном случае мы используем понятие «интимно-семейное самоопределение», делая акцент на тех затаенных мечтах родителей, которые связываются с будущей карьерой их ребенка. Хотя такие затаенные мечты могут быть связаны и с собственной карьерой, где ребенок является лишь условием очередных карьерных шагов (например, руководство очень недоверчиво относится к подчиненным, не имеющим детей). Затаенные мечты и даже страсти могут быть связаны с ситуациями, когда родители ревнуют своих взрослеющих детей (например, когда дети, продолжая дело своих родителей, достигают больших, чем родители успехов, а это фактически уже карьерное соревнование и т.п.). Интимно-семейное самоопределение, связанное с затаенными мечтами, не всегда в полной мере осознается, поэтому поиск и осознание смысла своих действий очень затруднены. И это порождает особые проблемы, с которыми может столкнуться, например, семейный психотерапевт, пытающийся понять причины неудачных супружеских отношений, или не сложившихся отношений между детьми и их родителями…

Сам сравнительный анализ профессионального и интимно-семейного самоопределения может проводиться в разных аспектах: 1) с точки зрения ценностных ориентаций; 2) с точки зрения самой структуры деятельности выбора профессии и выбора семейного партнера (по целям, средствам, условиям и т.п.); 3) с позиций культурно-исторических традиций как при выборе профессии, так и при планировании семьи (с учетом религиозных, этнических и прочих особенностей); 4) с точки зрения самой динамики (и соответствующих закономерностей) развития интимно-семейных отношений и отношения к своей профессии (это связано с постоянным поиском и уточнением смысла своих действий); 5) с точки зрения удовлетворенности жизнью, где интимно-семейные отношения и профессиональная деятельность являются особыми составляющими жизненного успеха и т.п. В итоге получается, что данная проблема является комплексной и многоаспектной. Понятно, что во всем многообразии эту проблему нам рассмотреть не удастся. А это означает, что необходимо выделить наиболее существенные позиции сравнительного анализа, которые могут стать «ключевыми» для лучшего понимания как профессионального, так и интимно-семейного самоопределения.

Эволюция профессионального и интимно-семейного самоопределенияв культурно-историческом аспекте

Первая общая закономерность: чем свободнее общество, тем больше условий для полноценного самоопределения. Например, для профессионального самоопределения должен быть реальный рынок труда, когда человек ищет и устраивается на работу не «по необходимости», а по призванию, а также когда у человека есть возможность менять разные виды труда в течение своей жизни. Для интимно-личностного самоопределения также нужна свобода, когда человек выбирает спутника жизни не потому, что «так положено» (на основании традиции, обычаев, давления родителей или обстоятельств и т.п.), а по любви. При этом любовь также является динамичным образованием, т.е. может меняться, развиваться (отсюда, у более цивилизованных народов появляется институт развода, когда ранее неудачные выборы могут быть скомпенсированы другими вариантами выборов).

Другая интересная закономерность: цикличность развития общества, когда более свободные периоды неизбежно сменяются периодами деспотическими, порождает цикличность и в плане самоопределения. Например, если в более свободные периоды возможности для самоопределения расширяются, то в периоды ограничения свобод более примитивными становятся и выборы профессиональные, и выборы интимно-семейные, если не считать счастливые исключения тех немногих людей, которые даже в условиях временной деградации общественной и культурной жизни все-таки находят силы оставаться самими собой…

Естественно, при анализе проблем конкретной семьи важно понять, во-первых, в какой ситуации оказалась данная семья. В целом, такая социо-культурная ситуация общая для всех, но могут быть и свои особенности, например, когда финансовые возможности и деловые связи родителей позволяют действовать относительно независимо и при выборе варианта образования для своего ребенка, и при его трудоустройстве… Во-вторых, важно понять, насколько сами члены семьи воспринимают данную ситуацию для себя как «свободную», когда действительно возникает проблема самоопределения, или как «не свободную», когда приходится делать вынужденные выборы. При этом в психологическом плане особо интересны поиск и выборы смыслов, которыми руководствуются родители и дети в планировании перспектив своего развития, а также — насколько эти смыслы совпадают у разных членов семьи….

Профессиональное и интимно-семейное самоопределение как основа жизненного успеха

Как уже отмечалось, во многих семьях, где имеется ребенок, главной заботой родителей становится успешное обучение и последующая карьера их ребенка. Это нередко является показателем успешности самой семьи как в глазах родственников и приятелей, так и в глазах коллег и начальства. Заметим, что нередко даже криминальные семьи, где родители откровенно воруют, берут взятки и т.п., делают это не «для себя», а для своих любимых «дочечек» и «внучечек». Даже откровенные бандиты, сколотившие немалые состояния, особенно в пожилом возрасте любят заявлять: «Лично мне ничего не нужно. Это все — для любимой внучки»… Правда, к этому можно добавить, что нередко успех в зарабатывании денег (на что реально ориентируются очень многие люди) связан также и с развлечениями, когда, например, преуспевающий «деловой человек» старается не только для своей «любимой внучки», но и для любовницы, которую он щедро «спонсирует». Хотя «любимая внучка», т.е. ценность семьи для него все-равно более приоритетна.

Помимо заботы о детях и внуках, у супругов могут быть и взаимные карьерные интересы. Например, мудрая любящая жена помогает своему мужу добиться карьерного успеха, сама нередко отказываясь от собственной карьеры. Это может быть и совместная карьера, когда, например, супруги содержат ресторанчик, заняты фермерством, работают в одной организации или даже совместно пишут книги. Правда, примеров реальной взаимопомощи в общем деле не так уж много, но они также существуют и по-своему интересны для анализа. Особенно это важно, когда и ребенок, имея перед глазами пример родителей, также увлекается и приобщается к их делу. А ведь это тоже вариант профессионального самоопределения, когда фактически выбирается особый образ жизни и ищется соответствующий спутник жизни, также готовый включиться в общее дело. Заметим, что трудовые династии существуют не только в рабочих профессиях, но и у артистов, и у ученых. Правда, в условиях деградации общественной морали, все это нередко приобретает извращенные формы, когда детей просто пристраивают в «теплые местечки», где родители являются важными фигурами и «продвигают» их по службе (или в бизнесе)…

Можно выделить и вариант так называемой «семейной карьеры», когда супруги (а в перспективе и их дети) соревнуются друг с другом. Здесь мы исходим из такого понимания карьеры, когда смыслом деятельности становится постоянное соревнование, соперничество, конкуренция (от латинского «каррус» — построенные в боевом порядке колесницы, или от французского «карьер» — самый быстрый галоп лошади)… Такие варианты семейных отношений, когда идет постоянное выяснение отношений и борьба за первенство описаны в многочисленной литературе по семейной психотерапии и психологии общения. Здесь даже успехи в работе (например, умение «делать деньги») являются лишь дополнительным условиям для того, чтобы отстаивать свои «особые» права на первенство в семье.

Возможен вариант, когда выбора супруга и даже воспитание детей являются своеобразным утверждением права на любовь и признание, когда сама супруга, если это общепризнанная красавица, соответствующая канонам красоты данной культуры, является «добычей для победителя», но никак не предметом настоящей любви и привязанности. Заметим, что обычно женщины прекрасно понимают эту ситуацию, но соглашаются на союз с «победителем», получая за это особый статус «красавицы в золотой клетке», что на уровне общественного сознания (на данном этапе развития нашей культуры) также считается вариантом особого жизненного успеха. Сейчас «победитель» — это человек, умеющий делать деньги, и не важно каким образом. Воспитание детей в таких семьях также часто направлено на подтверждение особого статуса и обычно бывает направлено на получение «элитного» образования сначала через дорогостоящее репетиторство, а затем и на «пристройство» своих детей в привилегированные вузы и на еще более привелигированные места работы.

Заметим, что обычно профессиональная судьба таких детей определяется их родителями, а сами дети долгое время просто ведут «красивый образ жизни». Даже «элитное» образование получается как бы само собой (через репетиторство, когда усилие самого обучающегося минимальное). Поэтому в целом, о полноценном самоопределении в таких случаях говорить не приходится, поскольку реальной свободы выбора здесь нет. А ведь настоящее самоопределение связано со свободой, а свобода предполагает наличие различных вариантов, в том числе, и вариантов сложных, когда многое требуется делать самому, рискуя на каких-то этапах карьеры не достичь намеченного… Правда, здесь все-таки можно говорить о самоопределении родителей таких детей, ведь какие-то выборы делаются. И все-таки эти выборы очень не оригинальные, когда ценностью становится не самобытное развитие детей, ориентированных на уникальные жизненные и профессиональные траектории развития, а банальное первенство в чем-то всеми одобряемом, т.е. заведомо не уникальном…

Особо интересна взаимокомпенсация профессионального и интимно-семейного самоопределения в плане реализации творческого потенциала личности. Например, если кто-то из супругов не находит удовлетворения в своих интимно-семейных отношениях, то возможен вариант сублимации (по З.Фрейду), когда неуспехи в «сердечных» делах или в вопросах воспитания детей компенсируются творчеством в основном деле своей жизни (например, в профессии).

Но если человек не успешен в профессии, то возможен вариант «обратной сублимации», когда компенсация идет в семейных отношениях или даже в интимных романтических приключениях вне семьи. И в том, и в другом случае у человека сохраняется общее ощущение состоявшейся жизни. Сложно однозначно утверждать, что вариант традиционной сублимации («уход» в профессиональное творчество) непременно лучше, чем обратная сублимация («уход» в семью, в воспитание детей или в загулы), ведь обычно имеет место чередование этих видов самореализации. Выбор наиболее адекватного для данного этапа развития человека варианта — это также предмет особого самоопределения. При этом сложный выбор приходится осуществлять как самому человеку, так и его ближайшему окружению в том смысле, что надо ведь как-то реагировать на метания близкого человека (или возмущаться и обязывать его «сублимироваться» как положено, или с пониманием относиться к временным «кризисам»)…

Технология поиска и построения успеха.

Для успешного поиска и профессии, и спутника жизни важную роль играют различные типологии, которые и создают «пространство» самоопределения. Человек как бы соотносит себя с различными типами и на основе самооценки (своих возможностей и пожеланий) осуществляет выбор наиболее подходящего варианта. Главная проблема здесь — разобраться, что значит, наиболее «подходящий» вариант. И ошибки здесь часто случаются и при выборе профессии, и при выборе спутника жизни.

Наиболее частая ошибка — ориентация на общепринятые образцы успеха, когда человек как бы забывает о своих специфических особенностях и интересах, ориентируясь скорее на общественное мнение, на оценки своих друзей, а еще чаще — на оценки своих врагов и конкурентов, с которыми многие ведут негласное соревнование (в этом часто и видится смысл успешной карьеры). Причем, это относится и к построению успешной семейной жизни, когда престижный супруг (или супруга) рассматриваются как важный аргумент в пользу своей «победы» над реальными или воображаемыми соперниками.

Это проявляется также и во влиянии родителей на профессиональные и жизненные выборы своих детей. Здесь критерий успеха — это наибольшее соответствие общепринятым представлениям (чаще — предрассудкам). И в итоге, самостоятельного выбора, т.е. собственно самоопределения, нет ни у родителя, ориентирующихся на общественное мнение, ни у их детей, ориентирующихся на подсказки и прямое влияние своих родителей.

Правда, в условиях таких несамостоятельных выборов, все же остается возможность поразмышлять над разными вариантами престижных (одобряемых большинством) профессий, мест работы, спутников жизни и т.п. Таким образом, даже при отказе от полноценного самоопределения, когда ищется самобытный личностный смысл в ответственных жизненных выборах, самоопределение сохраняется, пусть даже в своей примитивной форме, ориентированной на мнение большинства и часто подверженное различным манипуляциям.

«Экономический» аспект семейного и профессионального самоопределения.

Если быть реалистом, то важно вспомнить, что реальной «общечеловеческой ценностью» для большинства людей являются деньги. Деньги как показатель значимости основного дела жизни данного человека, как показатель его профессионального и жизненного успеха (а часто и признания). И здесь редкие исключения, когда важнейшей жизненной ценностью является творчество, бескорыстное служение людям и тому подобные «романтические» устремления, в расчет можно не брать, ведь даже для многих выдающихся людей материальное вознаграждение является серьезным показателем общего признания и самоуважения. Более того, если человек вообще не задумывается о том, как вознаграждается его труд, то могут возникнуть серьезные сомнения в его чувстве собственного достоинства.

И если подобные размышления являются более-менее понятными относительно профессионального труда, то в отношении построения семейных отношений пока еще остаются серьезные иллюзии. Хотя еще классики марксизма писали о том, что «буржуазная семья — это узаконенная проституция», когда спутник жизни выбирается не только исходя из его общественного положения или любви, но главным образом, исходя из его возможности содержать жену и детей. Более того, часто смысл собственно профессионального труда видится в том, чтобы «обеспечивать семью». Соответственно, и профессиональные выборы могут во многом определяться необходимостью удовлетворять потребности жены и детей, а не только интересом к данному профессиональному труду. Например, человек выполняет примитивную (а может и постыдную) работу в какой-нибудь фирме, занимающейся откровенной спекуляцией, но при этом гордится тем, что и жена, и дети им очень довольны как «кормильцем» (или «спонсором»).

Для отдельного анализа можно также особо выделить отношения между детьми и родителями, построенные на «купле-продаже». Например, ребенка с раннего детства приучают к тому, что за любой его успех в учебе и правильное поведение он будет «вознагражден» каким-то подарком или даже определенной суммой денег. Фактически, здесь продается и покупается не только любовь родителей, но и вся система отношений, и все благополучие такой семьи. Семья как бы превращается в маленький рынок. Заметим, что и рыночные отношения в современной культуре также имеют свою ценность и смысл. И ребенок, воспитывающийся в такой семье, в большей степени сможет адаптироваться к условиям уже реальных рыночных отношений, со всеми их достоинствами и сомнительными моментами. К сожалению, радость полноценных человеческих отношений, основанных на любви и привязанности, здесь почти отсутствует. И это тоже проблема выбора и самоопределения, ориентироваться на примитивный (рыночный) вариант счастья или все-таки искать что-то более достойное…

Профессиональное самоопределение как ориентация на высшие чувства (любовь и дружбу).

В идеале любая семья должна строиться на любви (и в отношениях самих супругов, и в их отношениях с детьми), хотя реально до такого идеала очень далеко. Правда, можно долго рассуждать о том, что каждый понимает идеальную любовь по-своему. В профессиональной деятельности иногда говорят о «любви к профессии», часто имея в виду «интерес», «склонность», «увлеченность», и даже «одержимость» выбранным делом.

Конечно, мы не сможем уточнить само понятие «любовь» во всей его сложности, но мы должны хотя бы обозначить рабочее определение данного понятия. Напомним, что чувство любви возникает «не от хорошей жизни» и часто именно в подростковом возрасте, когда с особой остротой ощущается одиночество, появляется потребность найти близкого человека. У подростка все это происходит на фоне полового созревания. Т.е. любовь предполагает определенные эротические отношения (или мечтания по этому поводу), в отличие от дружбы, когда общение с близким человеком происходит без таких (эротических) отношений и предвкушений. На основании этого можно было бы сделать упрощенный вывод о том, что интимно-семейное самоопределение всегда предполагает ориентацию на любовь (с обязательным эротическим элементом), а профессиональное самоопределение — на дружбу, когда близкие (но не эротические) отношения выстраиваются в отношениях с коллегами, с руководством, даже с клиентами, а то и в отношении самой профессиональной деятельности (быть «на короткой ноге со своей профессией»). Но все гораздо сложнее.

Масса примеров, когда и семейные, и даже чисто интимные отношения (например, эротические приключения с любовницами и проститутками) выстраиваются на примитивной рыночной основе. Или другие примеры, когда интимно-семейные отношения основаны на стремлении к престижу (знаменитое «переспать со знаменитостью»), когда важной основой таких отношений становится чувство признательности и долга (например, перед человеком, которого надо «уважать», но не любить)…

Можно вспомнить о профессиях, где любовь вообще продается за деньги и о профессиях, где за еще большие деньги продается эмпатия (или «любовь в смысле «агапе» — по К.Роджерсу, который считал, что «главная задача психотерапевта — показать клиенту, что он в принципе может быть любим»…). И это тоже реальности, с которыми надо считаться, и которые еще больше усложняют проблему самоопределения. Наконец, можно вспомнить и о профессиях, где главной наградой для работника является любовь публики, аудитории или клиентов (артисты, педагоги, консультанты, врачи и т.п.). Можно даже предположить, что здесь собственно профессиональное в какой-то степени соединяется с эротическим.

Если пойти дальше, то можно даже поставить несколько необычный вопрос: возможен ли оргазм (особый, специфический оргазм) в некоторых видах профессионального труда. Постановка такого вопроса обосновывается хотя бы тем, что наиболее успешные профессионалы нередко говорят, раскрывая секрет своего мастерства: «Надо любить свою работу (любить студентов, любить зрителей, любить своих подчиненных, любить машину, любить станок…). Конечно, понятие оргазм взято из медицины и используется скорее как некоторый эпатажный образ. Но сколько примеров того, как понятия постепенно переходят из одной области в другую или когда эти понятия просто расширяют сферу своего применения.

Профессиональное и интимно-семейное самоопределение с позиций современной мифологии.

Наша жизнь во многом мифологична, т.е. большинство людей выстраивают в своем сознанию далеко не научную картину мира и самого себя в этом мире. Хотя, применительно к настоящему времени, больше говорят не о мифах (творящих особую реальность и во многом определяющих общественное сознание), а о «мифологемах» (явно искаженных образах реальности, ориентированных на массовое сознание)о искаженных образах реальностростри, м определяющих общественное сознание) логемах.или когда эти понятия просто расширяют сфер. Общим для современного мифологичного сознания является то, что образ окружающего мира и образ себя в этом мире строится с опорой на предрассудки, без какой-либо серьезной попытки понять истинные причины происходящего. А это не позволяет человеку и прогнозировать свое развитие в данном мире.

В лучшем случае, человек ориентируется на реалии сегодняшнего дня, и в самом ближайшем будущем ему нередко приходится сожалеть о своих недавних жизненных выборах. Это объясняет частые разочарования не только в профессии, но и в близких людях, и в тех образцах семейного счастья, на которые человек ориентировался. Но такой человек часто не в состоянии вырваться за рамки общественных предрассудков, он не способен самостоятельно построить свой образ мира. Ему остается лишь успокаивать себя тем, что и многие другие люди (массы людей) находятся в такой же ловушке, в ловушке массового сознания и массовых предрассудков.

В данном случае самоопределение предполагает особую смелость (волю) по преодолению мифологичного сознания. Самоопределение — это постоянное расширение, а может и построение новых, индивидуальных «пространств» выбора, основанных не только на эмоциональных предпочтениях, но и на высоких чувствах (и неизбежных переживаниях), а также — на размышлениях, основанных не на «осведомленности» (основанной на сплетнях), и даже не на знаниях (в «информационную эпоху» это слишком банально), а на особой ориентировке в информационных потоках.

Эстетический аспект профессионального и интимно-семейного самоопределения.

К сожалению, данный аспект еще мало исследован не только применительно к проблеме самоопределения, но и в психологии вообще. Хотя на практическом уровне многие психотерапевты и просто преподаватели уже давно работают как «артисты» и главный смысл своей деятельности видят в том, чтобы «производить впечатление» на аудитории и своих клиентов. Развитое эстетическое предполагает определенные идеи (ценности или смыслы), которые выражаются с помощью особых средств не только в искусстве, но и в обыденной жизни. Как известно, большой художник всегда что-то хочет сказать миру, а не просто «изобразить красивое». Эстетическое часто творит новый мир, более прекрасный, в чем-то даже «идеальный» (основанный на красивых и благородных идеях), чем мир «реальный». Поскольку эстетические средства сильно воздействуют на человека и на его представления о себе и мире, то, благодаря таким сильным средствам, побуждающим людей действовать, идеальный мир постепенно, хотя бы в какой-то своей части преобразуется в мир реальный.

Применительно к профессиональному самоопределению можно сказать, что пока трудовая деятельность мало эстетизирована, или неравнозначно эстетизирована. Например, какие-то профессии выглядят в общественном сознании очень привлекательными, а какие-то — отвратительными и постыдными. И это порождает множество ошибок при выборе профессии. Проблема здесь в том, что полноценная эстетизация предполагает соотнесенность с какой-то благородной идеей. Пока же для большинства главная «идея» — заработать как можно больше денег. Ориентация на такой примитивный критерий как деньги (можно еще добавить — и престиж) приводит к упрощению и примитивизации профессионального самоопределения.

Применительно к интимно-семейному самоопределению можно отметить, что здесь ситуация более привлекательная и эстетичная. В настоящее время и в искусстве, и в общественном сознании культивируются различные варианты выбора спутника жизни, построения семьи и воспитания детей. Но, к сожалению, и здесь сильно доминируют примитивные критерии (деньги и престиж), часто ограничивая возможности полноценного самоопределения и выбора варианта «настоящей любви». Вместо этого — часто знаменитые «браки по расчету» (не только материальному, но и престижному). При этом отмечается тенденция ко все большей стандартизации («омассовлении» — по Ортеге-и-Гассету) образов жизненного успеха и семейного счастья, когда образцом для подражания все больше выступает западный вариант счастливой семьи.

Правда, и в профессиональном, и в интимно-семейном самоопределении обнадеживает то, что со временем смыслы меняются. Например, первоначальный интерес к деньгам в профессиональной деятельности постепенно может смениться на интерес к самому процессу труда или к гордости за результаты своей деятельности. В интимно-семейных отношениях первоначальная ориентация на различные «выгоды» (материальные и престижные) может постепенно смениться на чувство гордости за уникальность и неповторимость данных отношений и т.п.

Иногда возникает естественный вопрос: могут ли интимно-семейные отношения вообще рассматриваться как разновидность труда? Если учесть, что семейные отношения требуют немало усилий, терпения, ответственности и соответственно, преодоления множества трудностей (от слова — «труд»), то сама постановка такого вопроса оказывается правомерной. Быть может, семейные отношения — это разновидность профессии, где профессиональная деятельность — это вклад в общее благо, а деятельность семейная — это вклад в личное благополучие?… Но можно сформулировать и встречный вопрос: а может профессия — это разновидность интимно-семейных отношений, ведь говорят же о том, что трудовой коллектив — это «вторая семья», где существуют довольно непростые отношения симпатий и антипатий (почти отношения любви и ненависти) и т.п.

Вероятно, полноценные ответы на подобные вопросы предполагают более детальный и обстоятельный сравнительный анализ профессионального и интимно-семейного самоопределения. Что касается выводов по проведенному анализу, то, наверное, они покажутся слишком банальными. Во-первых, обнаруживается очень много общего между этими вариантами самоопределения. Во-вторых, существует и нечто специфичное, правда, это специфичное проявляется больше в конкретных семьях и у конкретных профессионалов, и часто даже как бы взаимопереходит из одного типа самоопределения в другой. Например, первоначальная любовь к своей жене и детям (когда сама профессия рассматривается как средство сделать близких людей обеспеченнее и счастливее) может смениться на любовь к своей работе и тогда семья начинает «ревновать» кормильца к его профессии. Поэтому, общего в целом больше, чем специфичного.

Проведенный анализ имеет другую цель — показать, что профессиональное и интимно-семейное самоопределение не могут быть поняты по отдельности. Необходимо рассматривать их во взаимосвязи и во взаимозависимости. Все это, как нам представляется, позволит расширить границы «пространств» самоопределения и рассматривать профессиональные выборы в их непосредственной взаимосвязи с выборами интимно-семейными.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа