Педагогика эпохи Просвещения
Педагогика эпохи Просвещения
Меньшиков В. М.
Собственно отсчет педагогики Просвещения, и английской в частности, следует начать с учения Джона Локка. Джон Локк (1632–1704). Один из основоположников эпохи Просвещения, ее идеологии и философии [309], автор всемирно известного педагогического трактата «Мысли о воспитании», в котором он заложил основы принципиально новой формы теоретического педагогического сознания – антропологической, исходящей в объяснении проблем воспитания из природы человека, понимаемой как естественная природа.
Его труд фактически состоит из трех частей, в которых он излагает систему физического, нравственного и умственного воспитания. Большое значение он придает физическому и нравственному воспитанию, меньше – умственному. Он выступил против классического образования, предлагая заменить его практическим, реальным.
В целом же, английское Просвещение, наиболее ярким представителем которого в педагогике был Джон Локк, положило начало новому этапу педагогического мышления, понимающего воспитание в основном в рамках естественно-научных представлений о человеке и человеческой природе. Соответственно, английское Просвещение серьезно пересмотрело предшествующую педагогическую мысль и образование, особенно содержание, поставив под сомнение целесообразность классической культуры и выдвинув на первое место практическое знание. Оно же поставило под сомнение абсолютную ценность обучения, считая наиболее важным в формировании человека воспитание и доказывая, что именно ему должно уделяться главное внимание.
XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Один из основоположников французского Просвещения. В историю мировой мысли вошел как крупнейший теоретик права, обосновавший принцип разделения властей. В своей главной книге «Дух законов» воспитанию посвятил специальную часть. Основная идея книги состоит в том, что государственное устройство общества определяет основные черты воспитания.
Франсуа Мари Вольтер (1694–1778). Известен как поэт, драматург, писатель, историк, философ. Вольтер не оставил специальных педагогических произведений, да и идеи воспитания достаточно редки в его творчестве, но вся его философия и вся его идеология стали фактической основой многих педагогических концепций, идей и установок в области воспитания и образования.
Поль Анри Гольбах (1723–1789). В историю человеческой мысли вошел как автор знаменитой книги «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», в которой излагаются основные принципы атеистического миропонимания и в этом контексте – взгляды на роль и значение воспитания.
Клод Андриан Гельвеций (1715–1771). Автор двух больших и широко известных книг – «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым его делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного строя или смене правительства.
Дени Дидро (1713–1784). Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.
Жан-Жак Руссо (1712–1778). Наряду с Дидро и Вольтером, Руссо является одним из великих деятелей эпохи Просвещения, определившим ее основные идеи и проблематику. Он известен не только как философ, социолог, психолог, писатель, но и как крупный педагог. Во многом благодаря Руссо проблемы воспитания стали общественно значимыми проблемами. Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» – это новая идеология и теория воспитания. Этот роман построен в виде описания воспитания ребенка из богатой семьи от его рождения до совершеннолетия. Руссо излагает теорию воспитания мужчины, способного мыслить «как философ и трудиться как мужик». Предлагает Руссо и систему воспитания для женщин, которая значительно уступает мужскому воспитанию, особенно в образовании. Главное в женском воспитании, считает Руссо, – подготовить идеальную жену для будущего мужа.
Теория воспитания Руссо – это целостная педагогическая система, содержащая множество проблем, идей и предложений, одни из которых были поняты и могли реализоваться только спустя десятилетия, другие стали основой новых педагогических теорий и систем, побудили к деятельности многих известных педагогов.
В целом же, деятелями французского Просвещения был написан ряд педагогических трактатов, в которых изложено новое понимание развития человека, предложены новые концепции воспитания и образования, разработано новое содержание, формы и методы образования и воспитания.
XVIII в. – время расцвета американского Просвещения. Его наиболее выдающиеся деятели – Б. Франклин, Т. Джефферсон – сыграли большую роль в развитии американского образования и педагогики.
Бенджамин Франклин (1706–1790). Выдающийся американский философ, ученый, сделавший ряд открытий, общественный деятель. Франклин внес огромный вклад в разработку идеологии, теории и практики образования и просвещения американского народа. Он разрабатывал теорию образования, а также методики преподавания отдельных предметов. Он же организовал несколько школ, наиболее известной из них была академия в Филадельфии. Из его педагогических работ большой интерес представляет проект «Очерк английской школы». Он также много сделал для распространения научных знаний, введения трудового обучения.
Томас Джефферсон (1743–1826). Выдающийся мыслитель, автор «Декларации независимости». Многое сделал для распространения идей Просвещения. Для педагогики наибольшее значение имеют его работы «Билль о всеобщем распространении знаний» и «Заметки о Виргинии». В этой работе он обосновал свою концепцию образования. Он предлагал систему всеобщего обязательного народного образования, состоящую из двух школ – элементарной и грамматической. Чтобы, окончив народную школу, ученик мог поступать в среднюю школу, расходы за бедных учеников, по мысли Джефферсона, должно было взять на себя государство. После окончания школы ученик мог поступать в университет. В 1825 году Джефферсон открыл университет в Виргинии.
В целом, американские просветители разработали идеологию и философию, основы содержания и организации американского образования.
Большой вклад в развитие духовной культуры и философии, науки и педагогики, воспитания и образования внесло немецкое Просвещение, расцвет которого приходится на конец XVIII – начало XIX в.
Деятели немецкого Просвещения не только создали классическую культуру Германии – ее философию и науку, литературу и искусство, но и многое сделали для развития педагогики, воспитания и образования.
Наиболее влиятельными в немецкой педагогике Просвещения были два течения: филантропическое и неогуманистическое. Самые известные представители филантропического движения: И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Э.Х. Трапп, К.Ф. Барт, И. Штуве, П. Виллауме, Б.Г. Блаше и др. Им принадлежат ученые труды, в том числе 16-томный педагогический трактат «Всеобщий пересмотр всего школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков», методические руководства, учебники и детские книги. Многие из них занимались непосредственно практической педагогической деятельностью.
Одним из наиболее видных деятелей этого направления был Иоганн Бернард Базедов (1729–1790), основавший знаменитый филантропин в Дессау, в котором он хотел сформировать совершенного человека. Его опыт получил неоднозначную оценку в Германии и Европе, но положил начало широким дискуссиям по проблемам воспитания и привлек к воспитанию широкое общественное внимание.
Основные заслуги филантропизма в образовании и педагогике можно свести к следующему. Филантрописты явились основоположниками педагогики на строго научной основе. При этом они не просто заимствовали идеи своих предшественников, но и практически перерабатывали их, внеся в педагогику ряд новых идей – особенно важна идея кардинального обновления образования. Они считали необходимым замену классического содержания образования реальным; разрабатывали методики обучения математике, языку; явились основоположниками ряда новых методик: физического воспитания (стремились ввести в школу занятия спортом и закаливание), ручного труда и т д.; активно использовали наглядность и новые методы обучения, особенно игровые; многое сделали для искоренения из школы наказаний, являвшихся обычным явлением во всех начальных и средних школах Германии того времени.
Наибольшую роль деятели этого направления играли в конце XVIII – начале XX вв. Во второе десятилетие XIX века их деятельность постепенно затухает.
Одновременно с филантропизмом в Германии развивалось другое крупное педагогическое течение – неогуманизм. Его начало было положено трудами университетских профессоров И.А. Эрнести и М. Геснера, а также И.И. Винкельмана и Г Э. Лессинга. В определенной мере к этому направлению можно причислить и И. Канта. А собственно педагогическое содержание неогуманизм обрел в трудах Х.Р. Гейне, Ф.А Вольфа, И.Г. Гердера, И.В. Гете, В. фон Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля и др.
Продолжателями этого направления в педагогике были известнейшие немецкие педагоги: И.Гербарт, А.Дистервег, Ф.Фребель. Гербарт получил свое образование в Иенском университете в 90-е годы XVIII века, тогда университетом руководил Гете и он считался самым передовым университетом Германии того времени; Фребель был шеллингианцем, а Дистервег главными авторитетами в культуре и философии считал Гете и Гегеля.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781). Сыграл выдающуюся роль в создании и утверждении классической немецкой культуры, литературы и драматургии, превращении литературы и театра в важное средство воспитания и просвещения немецкого народа. Написал труд «Воспитание человеческого рода», заложивший новое понимание истории человечества; большую роль в развитии человечества отводил воспитанию.
Иммануил Кант (1724–1804). Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначала домашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Его труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержались важные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций по педагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросы умственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания и педагогики.
Христиан Гейне (1729–1812). Один из крупнейших исследователей древней культуры. Оказал большое влияние на развитие университетского педагогического и гимназического образования Германии.
Фридрих Август Вольф (1759–1824). Не менее известный знаток древней культуры, основоположник современной филологической науки. Многое сделал для развития гуманитарных наук, реформирования высшего и гимназического образования.
Иоганн Готфрид Гердер (1744–1824). Занимался вопросами образования в Веймарском графстве, уделял особое внимание развитию народного и гимназического образования. Автор философских и публицистических трудов (о его творчестве см.: [132; 581]). Среди его наиболее известных сочинений — «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности» [111]. В них он обосновал идею решающей роли воспитания и образования в развитии человечества. Благодаря Гердеру в широкое общественное сознание вошло новое понимание гуманизма как человечности в самом широком смысле этого слова. Сегодня это значение гуманизма является общепринятым во многих странах мира.
Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Величайший деятель немецкого Просвещения. Непосредственно руководил многими культурными учреждениями Веймарского графства: театром, библиотекой, музеями и т.д. Под его руководством Йенский университет в конце XVIII – начале XIX в. стал самым передовым университетом Германии. Гете является автором двух романов воспитания – «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Его книги посвящены проблеме выяснения возможностей и условий гармоничного развития человека. В размышлениях, сохраненных для нас его современниками, Гете постоянно обращался к основным проблемам воспитания и образования: всестороннему и гармоничному развитию человека, оптимальному развитию способностей, современному содержанию образования, правильным формам и методам воспитания и обучения, роли разных видов воспитания в развитии человека и т.д.
Фридрих Шиллер (1759–1805). Оказал огромное влияние на эстетическое и нравственное воспитание Европы. Помимо его художественных произведений, большое значение для воспитания имеет его философский трактат «Письма об эстетическом воспитании», в котором он попытался найти пути гармоничного развития человека.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Выдающийся ученый и политик Германии. Наибольшей известностью пользуются его труды по филологии [135]. Один из крупнейших реформаторов немецкого образования начала XIX века. Особенно значим его вклад в реформирование среднего и высшего образования Германии. Один из создателей Берлинского университета. Значительный интерес представляют педагогические идеи Гумбольдта свободного и универсального развития каждого человека, автономного развития системы образования, оптимального построения содержания образования и т.д. (см.: [615; 622; 623]).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Автор всемирно известных трудов «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права» и др. В своих философских трудах Гегель дал принципиально новое понимание воспитания, показав его как способ развития человека. Опираясь на эту концепцию, нашел принципиально новое решение фундаментальных педагогических проблем: развития и воспитания; формирования творческих способностей человека; диалектического мышления; соотношения знания и мышления, формального и материального, классического и реального и т.д. Гегелевская концепция всемирно-исторического развития образования как закономерного процесса развития всего общества во многом определила будущие историко-педагогические исследования. Гегель приложил немало усилий для утверждения неогуманистической модели развития среднего и высшего образования в Германии.
Характеризуя роль неогуманистического направления в развитии немецкого воспитания, образования и педагогики в целом, можно сказать, что его деятели сыграли решающую роль в просвещении Германии, поскольку они стали создателями классической философии, литературы, театра, литературной критики, целого ряда гуманитарных наук, внесли огромный вклад в развитие естественных наук; явились главными теоретиками и организаторами перестройки системы образования в Германии, прежде всего университетского и гимназического, предложив новое содержание образования, формы и методы обучения; разработали теоретические основы новой педагогики – их идеи активно использовали последующие ученые; по-новому решили целый ряд теоретико-педагогических проблем; ввели в науку ряд новых педагогических понятий. Конкретизацией их учения о том, что человек не может рассматриваться только как средство, но как цель, – в области воспитания явилась идея о том, что период образования нельзя рассматривать как подготовку к будущей жизни, но как ничем не заменимый этап человеческой жизни.
Наиболее ярким представителем романтического направления был Фридрих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768–1834). Он также всю жизнь посвятил воспитанию юношества, принимал активное участие в создании Берлинского университета, написал несколько работ по вопросам воспитания и обучения. В воспитании, как и в обучении, на первое место выдвинул эмоциональную сторону. Интересны его идеи реформирования образования, в частности создания системы образования, независимой от церкви и государства.
Национальное воспитание – педагогическое течение Германии конца XVIII – начала XIX века, оказавшее заметное воздействие на развитие образования и воспитания. Оно выдвинуло требование построения системы образования, отвечающей конкретным условиям развития Германии. С этими идеями выступали неогуманист В. Гумбольдт, просветители и филантрописты Виллауме, Кампе и др. Были и теоретики, представлявшие строго национальное воспитание, например К.Л. Лахмэн, Р.Б. Яхман и др. Но как особое педагогическое движение оно сложилось в период борьбы немецкого народа за свое освобождение от нашествия Наполеона. Крупнейшим представителем и теоретиком национального воспитания стал Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814). Зимой 1807-08 гг. он читал лекции в Берлинском университете, получившие затем название «Речи к немецкой нации», в которых изложил программу национального воспитания. Она включала в себя требование всеобщего обучения и предполагала нравственное, умственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание, причем трудовому воспитанию отводилась значительная роль.
В целом, это было наиболее демократичное педагогическое течение Германии, поскольку его деятели выдвинули требования всеобщего обязательного образования; включения родного языка в качестве учебного предмета на всех ступенях обучения; введения труда в школу как средства не только обучения, формирования умений и навыков, но и воспитания, и даже организации всей жизнедеятельности воспитанников.
Виднейшими представителями немецкой педагогики Просвещения также следует считать И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Ф.Э. Бенеке и Ф. Фребеля.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841). После окончания Иенского университета работал домашним учителем, а затем профессором нескольких германских университетов. Одним из первых выделил педагогику в самостоятельную науку. С его точки зрения, подлинно научную педагогику можно создать только в том случае, если она будет построена на философии, этике, дающей педагогике цель воспитания, и психологии, дающей знание о природе человека, ребенка, ученика. Ему принадлежит концепция воспитывающего обучения, согласно которой в основе воспитания должно лежать обучение. В педагогику вошел ряд понятий Гербарта: управление и виды его организации (угроза, приказание и запрещение, авторитет и любовь), интересы: (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный, религиозный), ступени обучения (ясность ассоциаций, система, метод), дисциплина, нравственное воспитание и его средства. Педагогика Гербарта оказала большое влияние на развитие педагогики и образования в большинстве европейских государств.
Адольф Дистервег (1790–1866). Его называют «учителем немецких учителей», поскольку с его именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителя народной школы. Этому служила и его редакторская деятельность (он был редактором педагогических журналов), и его работа в учительских семинариях, которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентская деятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей).
До сих пор интерес представляют его педагогические идеи и трактовки таких понятий, как природосообразность, культуросообразность, самодеятельность, развивающее обучение, воспитывающее обучение. Заслугой Дистервега является создание дидактики развивающего и воспитывающего обучения. Опираясь в первую очередь на учения Гете и Гегеля, Дистервег разработал учение о гармоничном развитии человека.
Наряду с разработкой фундаментальных проблем педагогики, Дистервег известен как автор учебников для начальной школы и методических руководств.
Фридрих Эдуард Бенеке (1798–1854). Известен своим трудом «Руководство к воспитанию и учению», который стал основой и положил начало построению многочисленных педагогических теорий и учений на основе психологии.
Фридрих Фребель (1782–1852). Основоположник теории и практики дошкольного воспитания. Ему удалось на основе философии Шеллинга, Фихте, Гегеля не только создать теоретическое учение о дошкольном воспитании, но и разработать его дидактику и методику дошкольного образования.
Главную цель дошкольного воспитания Фребель видел в развитии органов чувств, движения и речи детей, для чего предложил особые дидактические средства, «дары», направленные на развитие чувств и представлений ребенка.
Таким образом, педагогическая мысль Германии эпохи Просвещения представлена несколькими направлениями педагогики: филантропизмом, неогуманизмом, национальным воспитанием, в определенной мере романтизмом, которые оказали огромное воздействие на развитие педагогики, воспитания и образования не только в самой Германии, но и в большинстве европейских государств.
Огромное значение для педагогики Просвещения имело творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Ему человечество обязано созданием теории и практики современной народной (начальной) школы. Благодаря его трудам народная школа обрела современный вид, им был обоснован принцип развивающего обучения. И.Г. Песталоцци не только разработал современное содержание начального обучения (родной язык, математика, чтение, рисование и т.д.), но и методики их преподавания, в основе которых лежал принцип развивающего обучения.
Основу теории развивающего обучения Песталоцци составила теория элементарного обучения. Исходя из идеи, что образование должно гармонично развивать ребенка, для чего должны быть гармонично развиты его ум, сердце и рука, Песталоцци создает концепции умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, в основе которых лежит принцип восхождения от простого к более сложному.
Теоретические положения учения Песталоцци, его практический опыт были затем использованы при организации народного образования в ряде государств Европы.
Коротко расскажем о наиболее видных представителях педагогической мысли XIX в., разделявших идеи Просвещения.
Роберт Оуэн (1771–1858). На руководимой им фабрике в Нью-Ланарке, где ему удалось удачно организовать производство и улучшить жизнь рабочих, открыл «Институт для формирования характера», представляющий своего рода учебно-воспитательный комплекс, в котором воспитывались дети от одного года до 17 лет. Педагогические успехи этого института были признаны во всем мире и служили делу развития воспитания в других странах. Определенный интерес представляет и педагогический опыт Оуэна в Нью-Хармони. Свои педагогические идеи он изложил в ряде работ.
Герберт Спенсер (1820–1903). Его сочинения не только определяли развитие образования и воспитания Англии, но и оказали заметное влияние на педагогическую мысль в других странах во второй половине XIX века.
Среди важнейших идей Спенсера – идеи нравственного, физического, умственного образования. Центральный вопрос – разработка современного содержания образования. Спенсер – один из зачинателей педагогического утилитаризма, полагающего, что содержание школьного образования должно ограничиться предметами, служащими непосредственно практическим целям. И чем меньше этим целям отвечают предметы обучения, тем меньшее место они должны занимать в школьной программе.
Среди дидактических идей, обоснованных Спенсером, наибольшее значение имеют такие, как соответствие обучения возрастным особенностям ребенка, учет интересов, максимальная самостоятельность ребенка в обучении.
Клод Анри де Рувуа Сен-Симон (1760–1825). Возлагал большие надежды на науку и воспитание в деле переустройства общества. Идеи, изложенные в ряде его работ, оказали определенное влияние на развитие педагогики. Его учеником был О. Конт.
Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837). Не только критиковал существующее образование, особенно такие его недостатки, как не соответствующие природе ребенка методы обучения и воспитания, жестокие наказания, антигуманизм воспитания, приниженное положение учителя, но и предложил свою концепцию воспитания. Согласно Фурье, воспитание необходимо организовать так, чтобы оно начиналось с ранних лет. Воспитание должно быть общественным, построенным на научной основе, учитывать возрастные особенности детей, а также интересы ребенка. Оно должно дать ребенку умственное, нравственное, физическое, эстетическое и трудовое развитие.
Огюст Конт (1798–1857). Основоположник социологии и позитивизма в философии. Его учение оказало большое влияние на развитие философии и естественных наук. Конт выработал свою систему взглядов на образование. По его мнению, образование должно быть доступно и служить всему населению, причем бедные нуждаются в образовании даже больше, чем богатые. Он доказывал, что воспитание и обеспечение работой каждого будут составлять единственный и главный предмет политики будущего. На первой стадии обучения учителем является мать. Она должна позаботиться, во-первых, о физическом воспитании детей, во-вторых – об их эстетическом развитии, в-третьих, дать детям знание иностранного языка. Воспитание хотя и не должно строиться по какой-то определенней системе, но должно следовать логике развития человеческого рода, повторяя стадии его развития.
Конкретно содержание воспитания Конт определяет так. Физическое воспитание будет состоять «главным образом в развитии чувств и ловкости». Эстетическое воспитание будет основываться, с одной стороны, на изучении поэзии, как основного вида искусств, с другой стороны, на обучении музыке и рисованию, «как двум наиболее важным специальным искусствам» [266: 36]. В этом же возрасте идет обучение языкам, которые должны служить как делу национального, так и общеевропейского воспитания.
Помимо семейного, дети должны получать и общественное воспитание. Содержание образования строится в соответствии с позитивистской философией Конта. О неорганической природе ученик узнает из математическо-астрономической и физико-химической наук. Изучению каждой науки уделяется два года. Обучение биологии проходит на пятом году. «Шестой год будет посвящен окончательно систематизации всех реальных умозрений путем изучения статической и динамической социологии». На седьмом году изучается мораль.
Определенную роль в развитии образования, воспитания и педагогики сыграли социал-демократические и коммунистические организации Европы, которые стали возникать в Европе после 40-х годов. Их основная и главная заслуга – защита прав рабочих на получение образования, сначала начального, а затем среднего. Постепенно рабочий класс Европы, пусть и через десятки лет, но добился этого права.
Наиболее видную роль в рабочем движении играли Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895), которые фактически принадлежали к последним представителям неогуманизма, а их педагогическое учение – это, по существу, неогуманистическая теория образования в новых условиях, теория гармоничного развития ребенка, предполагающая высочайший уровень умственного и физического развития, соединенных с трудовым (политехническим) и эстетическим воспитанием. В определенной мере их концепция – это синтез лучших педагогических достижений Европы XVIII – начала XIX века. Их учение оказало влияние на многих представителей психолого-педагогической науки, особенно в нашей стране.
Таким образом, важнейшими заслугами деятелей педагогики Просвещения стало обоснование самодостаточной антропологической формы теоретического педагогического сознания. Начало этого понимания воспитания было положено учением Дж. Локка, существенно развито Ж.-Ж. Руссо и И. Кантом. Они обосновали цели и принципы воспитания, исходя исключительно из природы человека; утвердили воспитание в качестве важнейшего объяснительного принципа формирования и развития человека; сформировали в общественном сознании понимание решающей роли просвещения и образования в улучшении и совершенствовании общества; разработали самые разнообразные теоретические и практические, реальные и утопические проекты и модели учебно-воспитательных учреждений; предложили множество вариантов содержания образования, наиболее жизненными из которых оказалось неоклассическое и реальное содержание; ввели в школу целый ряд новых предметов: трудовое обучение, физическое воспитание и т.д.; написали огромное количество новых учебников; существенно усовершенствовали технологии обучения и воспитания – в школе предлагалось использовать такие формы и методы, которые, по возможности, исключали бы насилие, но позволяли ребенку реализовать свои интересы, склонности и способности.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа