История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания
История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания
Меньшиков В. М.
Раннее Средневековье
VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи (О педагогической деятельности Карла Великого и Алкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). Видимо, с этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание.
В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.
Народное воспитание – это воспитание большинства населения Западной Европы, воспитание земледельцев и ремесленников, которое осуществлялось в процессе освоения опыта жизнедеятельности этих сословий. Со временем оно стало включать в себя и первоначальное образование, которое давалось в школах при церквях.
Рыцарское (военное) воспитание в своей классической форме сложилось в Х–XI вв. и в определенной мере было оппозиционным народному и церковному воспитанию. Оно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет – паж, с 14 до 21 – оруженосец, в 21 год происходило посвящение в рыцари. Обучение для рыцаря считалось не обязательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью.
Воспитание дворянской женщины помимо освоения чисто женских занятий (рукоделие, вышивание и т.д.) предполагало и обучение. Оно давалось либо в монастырях (воспитание девочек из богатых семей в монастырях было обычной практикой того времени), либо под руководством священника.
Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков Церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак.
В этот период не только складывается новая организация образования, в которой просматривается будущая целостная система образования от элементарной школы до высшей и значительно расширяется само образование, но и предлагаются новые технологии обучения.
Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения.
«Изучением латыни (основного языка письменности) начинается новый этап обучения – не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском языке. Начинали с элементарных правил грамматики, с простейших фраз нравоучительного содержания, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. Параллельно шло интенсивное усвоение языка – от учеников требовалось говорить друг с другом по латыни на некоторые темы». После этого приступали к чтению латинских авторов.
Карл Великий пытался дать всеобщее образование всему населению империи. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры».
При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе.
Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая название академии, была открыта при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные. Здесь проходили ученые споры и дискуссии. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Она состояла из ученой школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы.
В школах, дающих более высокое образование, наряду с запоминанием, широко использовался вопросно-ответный метод, и тогда же, видимо, начала складываться важная форма не только обучения, но и всей жизни средневековой школы – диспут.
Для средневекового образования большое значение имели сочинения Алкуина по богословию и философии, его учебники философии, арифметики, грамматики, логики, диалектики, которые оставались одними из главных учебников вплоть до эпохи Возрождения.
Таким образом, благодаря деятельности Карла, Алкуина и других деятелей этой эпохи был дан мощный импульс развитию образования, благодаря которому была отчасти усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостная и жизнеспособная система образования. Благодаря трудам Алкуина было также значительно усовершенствовано и расширено содержание средневекового образования. Примечательно, что империя Карла распалась почти сразу же после его смерти, а система образования, созданная в его эпоху, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. Расширение образования было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему средневекового общества.
Среднее Средневековье: становление школы как автономного социального института в Западной Европе. Схоластика
С XI–XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества.
Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования, наиболее яркое выражение нашедшее в схоластической культуре. Среди них: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др.
Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Один из видных представителей схоластики. Оказал большое влияние на развитие средневековой педагогической мысли, прежде всего формированием представлений об идеальном человеке.
Пьер Абеляр (1079–1142). Философ и поэт. Открыл в 1113 г. школу. Один из видных основоположников схоластики и создатель идеала добродетельного человека.
Гуго Сен-Викторский (1097–1141). Автор дидактических трудов, наиболее известным из которых является «Дидаскалион». Выступал за широкое развитие образования. Считал, что содержание образования должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п.
Иоанн Селсберийский (ок. 1115–1180). Был сторонником широкого изучения античного наследия. Большое значение придавал изучению грамматики, которая должна была являться, по его мнению, основой всего содержания обучения. Писал о путях, условиях, методах и средствах обучения.
Альберт Великий (1193–1280). Автор трактата «Об обучении детей благородных особ». В нем он показал содержание, формы и методы воспитания знатных людей.
Роджер Бэкон (ок. 1214–1292/94). Один из основоположников индуктивного и экспериментального методов познания. Его идеи оказывали заметное влияние на развитие индуктивной философии, а через них и на практику обучения.
Винсент из Бове (ок. 90 гг. ХП в. – ок. 1264). Автор знаменитого педагогического трактата «О наставлении детей знатных граждан», в котором он изложил основы системы воспитания и обучения ребенка, их содержание и методы.
Филипп Наварский (1195 – ?). Известен своей книгой «Четыре возраста Человека», в которой изложил свои взгляды на воспитание человека.
Фома Аквинский (1225/26–1274). В своих философско-теоретических сочинениях отразил идеологию и мировоззрение западноевропейского общества этого периода, дал целостную систему схоластического знания. Его труды имели основополагающее значение для разработки содержания образования и многих проблем воспитания и обучения в Западной Европе.
Эгидий Римский (1245/47–1316). Автор одного из знаменитых педагогических трудов «О правлении государей», в которой oн представил систему воспитания и обучения детей от рождения до совершеннолетия.
В трудах этих деятелей получили решение следующие педагогические проблемы: обоснование системы образования и воспитания, соответствующей новым социальным условиям. Отсюда идеи необходимости построения образования в соответствии с конкретными социокультурными условиями, возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, выработка нового содержания образования, идеалом которого стала схоластика. При этом школьное содержание прошло громадный путь развития от системы «семи свободных искусств» с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического знания, включавшей в себя и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику, и целый ряд новых предметов.
Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви. С одной стороны, в Европе продолжает функционировать и развиваться система церковных школ от начальных до высших. Отметим, что большинство великих деятелей культуры Европы того времени вышли именно из церковных школ: Николай Кузанский, Николай Коперник и др. С другой стороны, началом нового этапа в образовании можно считать открытие в XI в., в Салерно Константином Африканским первой медицинской школы, созданной по законам цеховой организации, которая получила право выдавать патент на осуществление медицинской деятельности. С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви.
Народные (элементарные) школы открывались мастерами грамоты. Возможно, они стали появляться в Европе с возникновением городов. Одни из них были официально признаны церковью, другие – городскими властями. Обучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском языке. С XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном языке, но эти попытки преследовались властями.
Гильдейские и цеховые (ремесленные) школы стали открываться с упрочением гильдий и цехов. Они давали более широкое, чем в народной школе, образование. Большое внимание здесь уделялось изучению латинского языка, который, будучи международным языком того времени, был необходим купцам для торговли. Давались здесь и специальные знания, например по бухгалтерии.
Ученые школы давали общее образование. Хотя здесь должны были обучать семи свободным искусствам, чаще всего дело ограничивалось изучением латинского языка, знание которого позволяло учиться в университете.
Университеты стали открываться в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения (хотя нередко в университетах царил консерватизм).
Обычно университет состоял из нескольких факультетов. Но обязательны были артистический и один из трех высших факультетов: богословский, юридический или медицинский.
На артистическом факультете изучали семь свободных искусств; основу содержания образования на высших факультетах составляли: на богословском – Библия, труды отцов церкви и философов, особенно Аристотеля; на юридическом – церковное право и законы Юстиниана; на медицинском – труды Авицены.
Вначале человек поступал на артистический факультет, на котором учился в течение нескольких лет и последовательно сдавал экзамены на звание бакалавра и магистра. После этого он мог поступать на один из трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. Обучение заканчивалось сдачей экзаменов и защитой диссертации на звание доктора богословия, права или медицины.
В университете, в принципе, мог учиться любой человек, знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов.
Значение университета в жизни города было велико, так как университет являлся центром культуры, да и давал определенные материальные выгоды. Авторитет его был высок. Например, Парижский университет выступал судьей в спорах между папами и королями. Это позволяло университетам на протяжении веков сохранять автономию.
Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты.
Парижский университет состоял из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Он управлялся корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета.
Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их управление осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров для чтения лекций.
Первые английские университеты возникли на базе монастырских школ в Оксфорде и Кембридже. Главным отличием английских университетов от других состояло в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека.
Прогресс образования в этот период был вызван ростом городов, усложнением социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось университетское содержание образования – в него включаются новые науки, творения античных и арабских авторов. В то же время в Западной Европе, начиная с XII – XIII вв. идет создание своей образовательной культуры, философия и логика становятся важнейшими предметами университетского обучения.
Таким образом, с XI в. в Западной Европе начинает складываться автономная средневековая система образования, состоящая из «начальных» школ (народные, цеховые, гильдейские), «средних» (ученые школы) и «высших» школ (университеты).
Существенно изменились, усовершенствовались либо были созданы вновь и технологии обучения, особенно в ученой и высшей школе. Так, в ученой школе стали появляться элементы наглядности, занимательности. С XIII в. в школе стали применять новые методы обучения. В этот период «активно использовались и развивались такие методы, как подача материала в логической последовательности; более широкое использование наглядности (в частности, иллюстрации задач в учебниках Фибоначчи), широкое использование объяснений, текстов не на латыни, а на родном языке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение; приемы формирования творческой деятельности, основанные на развитии фантазии и воображения; широко использовалась стихотворная форма подачи материала, облегчающая запоминание».
Рождение высшей школы потребовало создания новых форм обучения, важнейшими из которых стали лекции и диспуты.
Лекции были двух видов – «обязательные (ординарные) утренние и краткие (повторительные) вечерние. Ординарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинения... Преподавателям запрещалось диктовать слушателям свои объяснения, лектор должен был говорить в обычном темпе, а студенты – полагаться на свою память. После лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержание».
Диспуты были частым и значимым явлением в жизни всего общества, а поэтому в университетах им придавалось большое значение. Существовали самые разные виды диспутов: от учебных, где студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или сталкивались в дискуссиях крупнейшие философы и теологи.
Университет рождает и такую форму обучения, как экзамен. Экзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени.
Технологии обучения были тесно связаны с организацией образования и, в зависимости от форм обучения были различны: так, в итальянских, французских, германских университетах преобладали лекции, а в английских – индивидуальная работа.
Таким образом, рождение городов и городской культуры привело к появлению наряду с традиционной церковной – новой, автономной системы образования, благодаря чему, по сути, сложилось как бы две «системы образования». Автономные школы (как это было с Парижским университетом) постепенно становились все более независимыми от Церкви, и наибольший прогресс образования в это время отмечался именно в светской школе, хотя наиболее видные мыслители этой поры, и даже эпохи Возрождения почему-то выходили из церковных школ.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа