Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников
Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников
Т.А. Банникова, В.П. Стрельцов
Кубанский государственный университет физической культуры, Краснодар
Разработанная совместно с профессорами В.К. Бальсевичем (Москва), Г.Г. Наталовым, Ю.К. Чернышенко (Краснодар) модель конверсии высоких технологий спортивной подготовки, адаптированная к потребностям современного дошкольного физического воспитания, безусловно, является позитивным фактором, инициирующим развитие инновационных процессов на рациональной методологической основе. При этом рассматриваемая концепция конверсии предлагает абсолютно конкретный механизм рациональной и эффективной реализации достижений спортивной культуры в физическом воспитании дошкольников.
В течение трех лет в условиях ДОУ № 129 г. Краснодара реализуется система физкультурной тренировки старших дошкольников (5-7 лет) в структуре годичного цикла.
Основой системы являются физкультурно-тренировочные занятия четырех типов: академические, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные, характеристики которых представлены в табл. 1.
В структуре года выделяется 2 полугодовых периода по 4,5 месяца, в каждом из которых имеется подготовительный, соревновательно-игровой, переходный периоды и отдельно летний период, имеющий преимущественно рекреационную направленность (поддерживающий игровой период).
Подготовительный период состоит из трех этапов: 1 - общеподготовительного; 2 - специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных микроциклов (СФП-1); 3 - специальной физической подготовки на основе физкультурной тренировки (СФП-2). Продолжительность каждого этапа составляет 3-4 недельных микроцикла.
Микроциклы представляют собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из трех занятий одного типа в структуре недели, которые решают конкретную задачу на данном этапе и в определенном периоде.
Общеподготовительный этап состоит из трех базовых микроциклов, к которым в начале года добавляется один модельно-соревновательный микроцикл для решения задач контроля за исходным уровнем физической подготовленности. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий. Контроль за уровнем физической подготовленности можно начинать с третьего базового микроцикла и осуществлять в четвертом - модельно-соревновательном, контрольном.
Этап СФП-1 состоит из четырех учебно-тренировочных микроциклов и решает следующие задачи:
- овладение умениями выполнять ОРУ (элементарные движения, их соединения, равновесия, прыжки и др.) в виде комбинаций по типу вольных упражнений на месте или с небольшим продвижением;
- реализация элементов эстетического воспитания - выполнение движений красиво с изменением скорости и амплитуды;
- закрепление техники основных движений и расширение объема двигательных навыков.
Этап СФП-2 состоит из четырех тренировочных микроциклов. На этом этапе решаются задачи преимущественного воспитания ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий. Продолжается развитие скоростно -силовых и силовых способностей на основе применения круговой тренировки.
Таблица 1. Характеристика особенностей физкультурных занятий для дошкольников
Тип занятий |
Блоки занятия и их основное содержание |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Академическое |
Вводная часть: организация группы |
Подготовительная часть: ходьба, бег, ОРУ |
Основная часть |
Заключительная часть занятия |
||
Изучение техники двигательных действий 1 |
Изучение техники двигательных действий 2 |
Развивающая игра |
||||
Учебнотренировочное |
Подготовка организма к основным нагрузкам |
Комбинации ОРУ |
Закрепление техники основных движений |
Развитие быстроты при выполнении основных движений |
Развитие скоростносиловых способностей в процессе формирования основных движений (ОД) |
Снижение функциональной активности организма |
Тренировочное |
Подготовка организма к основным нагрузкам |
Поточное выполнение комплексов ОРУ по типу ритмической гимнастики |
Развитие координационных способностей в процессе выполнения ОД |
Развитие быстроты и ловкости в процессе выполнения ОД |
Развитие скоростносиловых способностей методом круговой тренировки |
Снижение интенсивности нагрузок |
Соревновательное |
Разминка - функциональная подготовка организма к основной физической нагрузке |
Соревновательноигровые задания на развитие координации |
Соревновательноигровые задания на развитие быстроты |
Соревновательноигровые задания для развития скоростносиловых способностей |
Соревнования на развития ловкости |
Заминка - приведение организма в обычное состояние |
Соревновательно-игровой период состоит из трех соревновательных микроциклов. В начале периода предлагаются задания на лучшее выполнение комбинаций по типу вольных упражнений, в середине - соревнования в основных движениях, завершается период соревнованиями по играм, эстафетах, проведением физкультурного праздниках.
По календарю первый переходный период совпадает с новогодними, второй - с майскими праздниками. В эти периоды решаются задачи активного отдыха, общей физической подготовки, изучения и проведения спортивных и подвижных игр, развития гибкости, осуществляется подготовка к следующему этапу тренировки (в мае - к переходу на летний режим занятий, табл. 2).
Контроль за уровнем интенсивности нагрузки, выполняемой старшими дошкольниками на физкультурно -тренировочных занятиях, а также за интенсивностью нагрузки при выполнении упражнений детьми дошкольного возраста осуществляется по величине ЧСС. Нагрузка на занятиях характеризуется средней величиной ЧСС и варьируется от 140 до 160 уд/мин. Исходя из этих рекомендаций предлагаются следующие градации интенсивности нагрузки на занятиях:
- малая - ЧСС от 140 до 145 уд/мин;
- средняя - от 145 до 150 уд/мин;
- большая - от 150 до 160 уд/мин.
Объем нагрузки определяется моторной плотностью занятий. Моторная плотность зависит от задач занятия и изменяется в диапазоне от 65 до 90%. Исходя из этого величину объема нагрузки на занятии предлагается определять моторной плотностью по следующим градациям:
- малый объем - 70 %;
- средний объем - 80 %;
- большой объем - 90 %.
По утверждению Н.Г. Озолина (2002), наиболее распространенное соотношение интенсивности и объема нагрузки в микроцикле в подготовительном периоде таково: интенсивность от начала к концу микроцикла снижается, а объем - увеличивается. В соответствии с этим в физической тренировке дошкольников с начала общеподготовительного этапа до середины этапа СФП-1 применяются следующие параметры изменения нагрузки в микроциклах: объем увеличивается от средних до высоких значений. Во второй половине этапа СФП-1 и на протяжении всего этапа СФП-2 в микроциклах объем нагрузки увеличивается от малого до большого, а интенсивность снижается от больших до малых значений.
В соревновательно-игровом периоде интенсивность большая, а объем малый, в переходном периоде соотношения объема и интенсивности нагрузки такие же, как и на общеподготовительном этапе (табл. 3).
Дозировка при выполнении упражнений варьируется с помощью предполагаемого объема и интенсивности, применения различных методов выполнения упражнений и ограничивается регламентом занятия и его задачами. При проведении занятий с высокой интенсивностью и малым объемом возникающие паузы заполняются выполнением дыхательных и релаксационных упражнений.
Пилотажный эксперимент применения системы физкультурной тренировки дошкольников в полугодовом периоде с октября 2000 г. по март 2001 г. позволил получить выраженный прирост показателей скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости. Этот факт обусловил проведение эксперимента по применению системы физкультурной тренировки дошкольников в годовом цикле, включающем 2 полугодовых периода с сентября 2002 г. на базе МДОУ № 129 г. Краснодара.
Таблица 2. Задачи, средства и методы физической тренировки дошкольников в полугодовом периоде тренировки дошкольников
Задачи, средства и методы тренировки |
Подготовительный период |
Соревновательноигровой период |
Переходный период |
|||||||||||||||
общеподготовительный этап |
этап СФП-1 |
этап СФП-21 |
||||||||||||||||
недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Общая физическая подготовка |
||||||||||||||||||
1. Активизация внимания, подготовка организма: - строевые, общеподготовительные упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ритмическая гимнастика |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
X |
- повторный метод |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
- игровой метод |
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Развитие координационных способностей и гибкости: - ОРУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- гимнастические упражнения |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ритмическая гимнастика |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
- повторный метод |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
3. Развитие скоростно-силовых и силовых способностей: - ОРУ и элементы основных видов движений (ОВД) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- игровой метод |
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- повторный метод |
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- круговая тренировка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
4. Повышение уровня быстроты и ловкости: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- упражнения с мячом |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
- упражнения со скакалкой |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
- подвижные и спортивные игры |
|
|
X |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
- игровой метод |
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Развитие общей выносливости: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- длительный или кроссовый бег |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- игры на местности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
6. Обучение технике основных видов движений |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальная физическая подготовка |
||||||||||||||||||
7. Создание специального фундамента двигательных действий |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Совершенствование скорости движений: - выполнение ОВД в облегченных условиях |
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Развитие скоростно-силовых качеств: - выполнение ОВД в затрудненных условиях |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Повышение ловкости движений: - выполнение ОВД в различных сочетаниях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
Соревновательно-игровая подготовка |
||||||||||||||||||
11. Формирование качества движений и координационных способностей: - гимнастические упражнения - координационные двигательные задания - метания |
|
|
К |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
12. Совершенствование скоростно-силовых способностей |
|
|
К |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
|
|
13. Соревнования по различным видам двигательной активности: - физкультурно-спортивные праздники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
14. Отдых и восстановление: - дыхательные упражнения - релаксационные упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- повторный метод |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
- игровой метод |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Условные обозначения: К - контроль; Х - применение средств или методов на занятии
Таблица 3. Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях микроцикле
Величина нагрузки |
Общеподг. этап и ОПФ-1 |
Этап СФП-1 и СФП-2 |
Соревновательноигровой период |
Переходный период |
||||||||
Занятия: |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Интенсивность |
С |
С |
М |
Б |
С |
М |
Б |
Б |
Б |
С |
С |
М |
Объем |
М |
С |
C |
М |
С |
Б |
М |
М |
М |
М |
С |
C |
Условные обозначения: М - малая величина; С - средняя; Б - большая величина.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа