Антикризисные инструменты: управление ассортиментом и складскими запасами
Антикризисные инструменты: управление ассортиментом и складскими запасами
Конкурсная работа
Окатьев Константин Викторович
Москва 2009
Введение
Актуальность разработанной темы обусловлена тем, что в условиях кризиса, когда потребители начинают оптимизировать и менять свои предпочтения, важно вовремя отслеживать изменения и принимать соответствующие меры по управлению ассортиментом и складскими запасами.
Кризисные явления привели к тому, что многие торговые компании начали испытывать дефицит денежных средств. В этой работе мы рассмотрим проблемы, являющиеся производными от проблем недостаточного финансирования, которые может испытывать как само предприятие, так и его контрагенты.
Испытывая проблемы с финансированием, клиенты торговых компаний вынуждены изменить свои ассортиментные предпочтения: приобретать аналогичную продукцию по меньшей стоимости или вовсе отказываться от части ассортимента. В разных отраслях этот эффект наблюдается сейчас в разной степени - в оптовой торговле стройматериалами сильнее, в розничной торговле пока значительных изменений потребительских предпочтений не наблюдаются, но ритейлеры пересматривают свои ассортиментные матрицы, выводя из них медленно оборачиваемый и низкорентабельный ассортимент. Как поведет себя потребитель в дальнейшем и как изменятся его ассортиментные предпочтения - прогнозировать сложно.
На фоне такого рода неопределенности перед руководителем торговой организации стоит задача эффективного и, главное, оперативного управления ассортиментом и складскими запасами.
Основной целю данной работы является определение круга проблем в области управления ассортиментом и складскими запасами в условиях кризиса и потенциальные практические решения, предложения и меры, направленные на сохранение стабильности бизнеса и использование новых возможностей для его развития.
Итак, определим круг задач, направленных на достижение обозначенной цели. Во-первых, необходимо конкретно обозначить существующие недостатки системы управления ассортиментом и складскими запасами. Во-вторых, насколько очевидными стали эти недостатки в условиях кризиса и насколько возросла актуальность решения выявленных проблем. В-третьих, предложить практические инструменты и способы их использования для решения вопроса сохранения стабильности и увеличения эффективности бизнеса.
Особенностью данной работы является многостороннее рассмотрение вопроса антикризисного управления ассортиментом и складскими запасами, что наделяет эту работу такими качествами, как универсальность и гибкость. Т.о., ценность данной работы заключается в возможности использовать изложенный материал в различных ситуациях, располагая различными ресурсами.
Пока потери предприятия не превысят все мыслимые пределы, решение логистических проблем с использованием современных систем автоматизации, как правило, может откладываться "на потом" в силу объективного приоритета маркетинга и продаж, находящихся на передних рубежах бизнеса. Следует отметить, что своевременное наведение порядка в соответствующих тыловых подразделениях является столь же важной управленческой и учетной задачей, особенно в кризисный период В первую очередь имеет смысл организовать на складе, по меньшей мере, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Штрафные санкции крупных торговых сетей за ошибочно доставленный товар – не лучший способ поддержания морального духа персонала предприятия, особенно в период участившихся неплатежей. Именно в это непростое время имеет смысл задействовать информационную систему, позволяющую обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60% общего времени выполнения всех складских операций.
В очень многих случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Но даже если это не так, в кризисные периоды ощутимо падает спрос на те или иные товарные группы. При этом дефицит складских площадей в крупных городах по-прежнему сохраняется. Как только система автоматизации склада "выжмет" из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения (куда интересней финансово, чем обычная аренда) другим предприятиям. Задействуется тот же персонал на той же территории, а вместо затрат – доход. В этом случае основные функции системы автоматизации склада дополняются так называемым биллингом для расчета оказанных услуг. Это означает, что практически каждая складская операция может быть системно тарифицирована, и это предоставляет возможность прозрачно и обоснованно оказывать на коммерческой основе услуги поклажедателям.
1. Влияние финансового кризиса на экономику предприятия
Рассмотрим на упрощенной схеме основные внешние факторы, в наибольшей мере воздействующие на предприятия реального сектора экономики в период финансово-экономического кризиса, а также наиболее критичные последствия от воздействия этих факторов (см. рис 1)
Рис. 1 Влияние основных кризисных факторов на деятельность предприятия
На схеме представлены четыре блока проблем внутри предприятия. В дальнейшем будет рассмотрено семь блоков за счет разделения блока "управление" на стратегическое управление, управление финансами, управление персоналом и управление материальными ресурсами. Часть внешних факторов, определяемых в исследованиях Эльвара Эльбинга и Майкла Портера, не рассматривается в рамках данной антикризисной статьи.
Многие предприятия, подвергшиеся шоковому воздействию кризисных факторов, остро нуждаются в срочных мерах по выходу из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Другие предприятия, в меньшей степени, чем конкуренты, испытавшие на себе влияния кризиса, стремятся принять срочные меры для получения конкурентных преимуществ и увеличения рыночной доли. Пересматриваются стратегии, тактики и задачи, возлагаемые на службы предприятия, в том числе на информационное обеспечение решаемых задач.
2. Преодоление последствий кризиса и новые возможности
Сохранив отношения с покупателями и обеспечив стабильность поставок, обеспечив устойчивые показатели производства и продаж, оптимизировав структуру затрат и управление, наращивая долю рынка за счет успешной конкуренции, увеличив ликвидность и снизив зависимость от кредиторов, предприятие может использовать кризис как точку роста для реализации новых возможностей. Для достижения этой цели руководству требуется регулярно осуществлять ряд антикризисных управленческих воздействий на бизнес-процессы и ресурсы предприятия (рис. 2):
Рис. 2 Регулярные меры для решения порожденных кризисом проблем и повышения конкурентоспособности предприятия
На схеме приведены задачи, в различной степени влияющие на эффективность бизнеса, имеющие различные оценки рисков их решения, осуществляющиеся на различных этапах борьбы с влиянием кризисных факторов. Перед тем, как подробнее рассмотреть задачи управления предприятием и их решения на различных уровнях управления, рассмотрим типовую последовательность и характеристики задач.
3. Последовательность изменений и роль ИТ
Классики менеджмента утверждают: при осуществлении изменений нужно сначала определить цели, стратегию их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д. Но что делать, если не хватает средств для выплаты зарплат, возврата кредитов, закупки сырья и материалов? Что делать, если надо резать затраты, но народная пословица "Семь раз отмерь, один раз отрежь" неприменима, так как меры нужно принимать срочно, а мерить нечем – ведь раньше все было хорошо и не нужны были измерительные инструменты для управления бизнесом…
К сожалению, многие предприятия оказались в подобной ситуации и они вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, потом изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать свою деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности.
На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе "скоропалительно принятых" точечных мер. Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять с каких мер начать, как их применять, "что и где резать", и в результате избежать многих ошибок, помогают информационные технологии, обеспечивающие руководство данными, необходимыми для принятия правильных решений.
В таблице 1 рассмотрим связь между скоростью осуществления изменения, эффективностью изменения, риском совершения серьезных ошибок на этапе осуществления изменения, и ролью информационных технологий при осуществлении изменения. Все изменения в условиях кризиса можно отнести к двум основным типам: направленные на снижение затрат (выделены красным) и направленные на обеспечение доходов (выделены синим). Смешанный тип изменений и изменения, направленные на поддержание текущей деятельности, цветом не выделяем. Сгруппируем и условно отсортируем изменения в порядке их применения на типичном предприятии (без учета отраслевой специфики и привязки к структуре управления) в кризисных условиях. Количество звездочек в колонках обозначает условный вес показателей по 5-бальной шкале с учетом экспертной оценки авторов серии антикризисных статей.
Задача, изменение |
Скорость |
Эффективность |
Риск ошибки |
Роль ИТ |
Оперативные точечные меры Цель: устоять против первого удара кризисных факторов |
||||
Приостановить ряд инвестиционных проектов |
***** |
*** |
*** |
* |
Сократить часть персонала |
***** |
*** |
**** |
* |
Приостановить производство |
***** |
*** |
***** |
* |
Пересмотреть цены на продукцию |
***** |
*** |
*** |
** |
Пересмотреть затраты на продвижение |
***** |
** |
*** |
** |
Регулярные меры Цель: обеспечить стабильность бизнеса с учетом кризисных условий |
||||
Анализ и снижение затрат |
** |
***** |
**** |
***** |
Оптимизация складских запасов |
*** |
**** |
** |
***** |
Правильный выбор поставщиков |
*** |
**** |
*** |
*** |
Оптимизация затрат на ремонты и ТО |
** |
** |
** |
*** |
Повышение эффективности персонала |
** |
***** |
**** |
*** |
Выявление должников, анализ "дебиторки" |
**** |
**** |
* |
**** |
Удержание и привлечение клиентов |
** |
***** |
*** |
**** |
Оперативный анализ рентабельности заказов |
*** |
*** |
** |
***** |
Ежедневный контроль ключевых показателей |
** |
***** |
* |
***** |
Планирование поступлений и расходов |
*** |
**** |
* |
**** |
Предотвращение кассовых разрывов |
**** |
**** |
*** |
**** |
Прогрессивные меры Цель: обеспечить конкурентоспособность и развитие бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе |
||||
Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости |
** |
***** |
** |
***** |
Повышение конкурентоспособности продукции |
* |
***** |
*** |
**** |
Оптимизация продуктовой линейки |
* |
**** |
**** |
***** |
Бюджетирование, несколько сценариев развития |
** |
***** |
** |
***** |
Управление портфелем инвестиционных проектов |
** |
**** |
***** |
***** |
Эффективное управление филиалами и ДЗО |
* |
**** |
***** |
**** |
Слияния, поглощения, стратегические партнерства |
* |
**** |
***** |
*** |
Таблица 1. Последовательность и характеристики антикризисных изменений
Из таблицы видно, как меняются характеристики задач по мере перехода от оперативных точечных мер к регулярным мерам и далее к прогрессивным мерам, особенно, как возрастает роль и потребность использования ИТ.
Вероятно, у читателей возник вопрос по некоторым пунктам: "Причем тут роль ИТ?" или "Какое отношение ИТ имеет к слияниям и поглощениям?". Я постараюсь ответить на эти вопросы в данной статье.
Если на первом этапе оперативных точечных мер роль ИТ может быть неочевидна для руководства, то по мере перехода к регулярным и прогрессивным изменениям, роль ИТ существенно возрастает и видна любому современному руководителю. Кризис – период, когда ИТ можно использовать не только как средство минимизации затрат и сохранения стабильности бизнеса, но и как очень эффективное средство в конкурентной борьбе.
4. Последовательность постановки антикризисных задач и их решения
Рассмотрим практические инструменты для решения актуальных задач в последовательности из 7 укрупненных блоков в привязке к типовой структуре управления предприятием (Рис. 3):
Рис. 3. Последовательность рассмотрения антикризисных задач и инструментов для их решения
Последовательность рассмотрения задач руководителей различных направлений:
1. Задачи, характерные для коммерческого директора, директора по продажам, руководителя отдела сбыта, руководителя отдела маркетинга.
2. Комплекс производственных задач, которые решают директор по производству, руководители технических служб, руководители планово-экономического отдела, отдела организации труда и заработной платы.
3. Задачи, связанные со снабжением и обеспечением производства, решаемые начальником отдела материально технического снабжения или руководителем отдела закупок.
4. Комплекс задач, связанных с персоналом и решаемых директором по персоналу, руководителем отдела кадров, руководителем отдела организации труда и заработной платы.
5. Комплекс задач управления материальными ресурсами на предприятии (склады, логистика) решение которых часто бывает в ведении директора по логистике или иногда исполнительного директора, т.к. задача затрагивает многие структурные подразделения предприятия.
6. Комплекс финансовых задач, решением которых занимаются финансовый директор, главный бухгалтер, руководитель планово-экономического отдела, руководитель финансового отдела, руководитель группы по подготовке отчетности в формате МСФО, руководитель отдела консолидации, руководитель контрольно-ревизионной службы и другие руководители, связанные с решением широкого круга актуальных в условиях кризиса финансовых задач.
7. Несколько стратегических задач, решением которых занимаются учредители, совет директоров, генеральный директор, директор по развитию бизнеса, директор по управлению проектами и другие топ менеджеры предприятия или холдинга.
4.1 Задачи и инструменты управления сбытом, продажами
В условиях финансово-экономического кризиса, когда потребители не уверены в будущем экономики, во многих отраслях снижается спрос на продукцию или меняется его структура, возрастают требования к поставщикам. Часто у покупателей возникают проблемы с платежеспособностью, и к структурным изменениям спроса прибавляются проблемы возврата долгов. Для промышленных предприятий в период финансового кризиса также характерны риски невыполнения заказов покупателей по причине перебоев со снабжением сырьем и материалами, связанными с дефицитом денежных средств. При существенном изменении курсов валют к этим проблемам прибавляются сложности правильного расчета рентабельности заказов и ценообразования. В этих условиях на участке сбыта и продаж возникает ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно оценивать имеющиеся риски и располагать данными для принятия правильного решения.
Задача 1: Оптимизировать дебиторскую задолженность. Классифицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. Ряд покупателей в период кризиса заинтересованы в отсрочке платежа, и для предприятия важно принимать обоснованные решения по предоставлению им кредитных линий.
Риски: Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др.
Данные для правильного решения: Данные о текущей задолженности, включая срок просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, доля покупателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
Задача 2: Привлечь и удержать покупателей в условиях постоянного изменения рыночных условий.
Риски: Неэффективная реклама, потеря клиентов из-за некачественной работы персонала и неэффективного взаимодействия, из-за неконкурентоспособных условий отгрузки и др.
Данные для правильного решения: информация об эффективности источников рекламы, об эффективности работы персонала, информация об обращениях клиентов, их классификация по ABC-методу, история взаимоотношений с ними и др.
Задача 3: Определить оптимальные цены на товары. Здесь важно найти ответы на вопросы: на какую номенклатуру и на сколько необходимо изменить цену, как это соотносится с динамикой цен конкурентов.
Риски: Работа "в минус", лавинообразное снижение цен на рынке, неэластичность спроса и др.
Данные для правильного решения: Цены конкурентов, себестоимость текущая и прогнозная, остатки продукции и планы поступлений, динамика спроса, рыночная конъюнктура, дополнительные затраты, различные сценарии продаж и др.
Задача 4: Оперативно просчитать рентабельность сделки. Например, в позаказном производстве важным конкурентным преимуществом является возможность оперативно в момент приема заказа просчитать плановую рентабельность производства продукции под индивидуальные потребности заказчика.
Риски: Завысить цену и потерять клиента или назначить цену, при которой в итоге не будет прибыли.
Данные для правильного решения: Динамически составленная структура затрат по заказу на основе формализованных инженерных данных и себестоимости ресурсов, прогнозируемая рентабельность в зависимости от объемов заказа.
Задача 5: Повысить эффективность работы торгового персонала, оптимизировать затраты и адаптировать систему мотивации менеджеров под новые условия.
Риски: Кадровые ошибки, неэффективность системы мотивации.
Данные для правильного решения: Сравнение показателей работы менеджеров, привязка системы оплаты труда к показателям, информация о классе сотрудника: "генератор прибыли"; "середнячок", которого можно эффективно обучить; "балласт", от которого нужно избавляться.
Задача 6: Не допустить утечки информации о клиентах при сокращении персонала.
Риски: Кража информации о клиентах.
Данные для правильного решения: База данных CRM с разграничением прав доступа.
4.2 Задачи и инструменты управления производством
Последствия финансово-экономического кризиса заставляют многие предприятия вносить существенные изменения в планы и структуру производства. В одних случаях производство частично останавливают, в других ищут пути минимизации затрат и снижения себестоимости, в некоторых случаях принимают решение пересмотреть ассортимент продукции или выпустить для рынка специальные модификации. Все эти решения требуют взвешенного многофакторного подхода, и на участке производства помощь от использования информационных технологий, как правило, наиболее ощутима.
Задача 1: Оптимизировать производственные процессы и снизить себестоимость.
Риски: Получить существенно меньший эффект от экономии, чем ожидался, не обратить внимание на затраты, которые можно существенно снизить без ущерба для бизнеса, получить существенное снижение качества продукции, не выполнить план производства и потерять клиентов и др.
Данные для правильного решения: Подробная структура затрат по подразделениям, детальная себестоимость каждого вида продукции, контроль затрат на местах их возникновения, анализ влияния изменений на технологию производства, анализ и оптимизация норм выполнения операций и др.
Задача 2: Осуществлять динамичное перепланирование производства с учетом изменений планов продаж.
Риски: Не перестроив вовремя планы, можно произвести изделия и их компоненты, которые не будут востребованы длительное время. Отсутствие необходимых ресурсов или сбои в поставках материалов не позволят выполнить в срок заказ клиента.
Данные для правильного решения: Изменения и различные сценарии планов продаж, производства и снабжения, информация о ресурсах и загрузке рабочих центров, состояния заказов в производстве, объемах незавершенного производства, изменениях в составе и технологиях изготовления изделий и многое другое.
Задача 3: Повысить качество и конкурентоспособность продукции без роста себестоимости, адаптировать производство под выпуск измененных изделий с учетом специфики заказываемых клиентами опций, контролировать рентабельность производства в изменяющихся условиях.
Риски: Ошибки в проектировании новых изделий, не выполнение в срок заказов на новую продукцию, большие потери на переналадке оборудования, неоптимальная загрузка ресурсов, срыв планов выпуска параллельных изделий, "работа в ноль" и др.
Данные для правильного решения: Инженерные данные, тесно увязанные с данными о ресурсах предприятия.
Задача 4: Сократить затраты на проведение ремонтов и обслуживание оборудования, на период приостановки инвестиций в переоснащение производства поддерживать работоспособность имеющегося оборудования с минимальными затратами.
Риски: Закупка излишних запчастей и материалов, сохранение высоких затрат на ремонты при сниженном объеме производства и продаж, невыполнение ремонтов, от которых зависит выполнение плана производства.
Данные для правильного решения: Планируемая загрузка рабочих центров, оптимизированный график технического обслуживания и ремонтов для каждого оборудования, загрузка трудовых ресурсов в рамках не отдельного цеха, а предприятия в целом, перечень запчастей и материалов, от закупки которых можно временно отказаться.
Задача 5: Не допустить утечки конфиденциальных данных при сокращении персонала.
Риски: Кража информации о технологиях, показателях производства.
Данные для правильного решения: База данных с разграничением прав доступа.
4.3 Задачи и инструменты управления снабжением, закупками
Еще одной актуальной задачей в условиях финансово-экономического кризиса является снижение затрат на закупаемые материалы, запчасти, сырье и другие ресурсы при сохранении должного уровня их качества. Поэтому от направления снабжения и закупок требуется повышенная эффективность работы, учитывающая динамично меняющиеся как внутренние, так и внешние факторы (изменение планов продаж и производства, изменение бюджетов, изменение цен и условий работы поставщиков и др.).
Задача 1: Правильный выбор поставщиков с учетом изменяющихся в период кризиса цен и условий поставок.
Риски: Срыв поставок критичных для производства материалов из-за недостатка финансирования, выбор поставщиков с неоптимальными ценами и условиями поставок. Для торговых предприятий также важно не допускать ситуации "аут оф сток", при которой спрос на ходовые товары не обеспечивается складскими запасами.
Данные для правильного решения: База поставщиков с ценами, условиями поставок, история отношений с поставщиком, актуальные планы производства и снабжения, бюджет на закупки.
Задача 2: Закупать только то, что необходимо в условиях постоянного изменения планов и прогнозов продаж товаров, потребностей в материалах основных и обслуживающих производств. Контролировать заявки служб на их соответствие планам и лимитам.
Риски: При ограниченном финансировании закупить ненужные материалы и не обеспечить закупку необходимых для выпуска востребованной продукции материалов, заморозить дефицитные оборотные средства на складе.
Данные для правильного решения: Точные актуальные потребности в материалах с классификацией по критичности закупки, календарные планы закупок, лимиты по подразделениям, бюджеты на закупки, информация о прогнозируемом наличии денежных средств для платежа на определенную дату, база поставщиков с условиями поставок.
Задача 3: Сократить дополнительные затраты при закупке материалов.
Риски: Не выявить часть затрат, которые можно эффективно сократить.
Данные для правильного решения: Структура косвенных затрат в себестоимости материалов.
Задача 4: Классифицировать задолженности поставщикам по рискам для бизнеса, определить очередность погашения задолженностей.
Риски: Срыв поставок по причине неоплаты, остановки производства, проблемы с покупателями.
Данные для правильного решения: Информация о задолженности поставщикам, платежный календарь, информация от каких закупок можно отказаться из-за изменения планов производства, информация об условиях поставок.
Задача 5: Не допустить утечки информации о поставщиках при сокращении персонала.
Риски: Кража информации о поставщиках.
Данные для правильного решения: База данных поставщиков с разграничением прав доступа.
4.4 Задачи и инструменты управления персоналом
Периоды экономических потрясений, как правило, сопровождаются существенными изменениями на рынке труда. Одни предприятия находят возможность предоставить рынку новые кадровые ресурсы, другие предприятия находятся в поиске ресурсов, способных качественно улучшить показатели их работы. Что объединяет и тех, и других – так это экономически обоснованное желание, чтобы изменения в результате повысили эффективность работы персонала и отдачу на вложенные в работников средства. Эффективность реализации управленческих решений, направленных на достижение данных целей, в существенной степени зависит от использования ИТ.
Задача 1: Выявить неэффективные трудовые ресурсы для сокращения затрат на персонал.
Риски: "Под метелку" сократить полезных сотрудников, от которых зависит прибыльность компании.
Данные для правильного решения: Объективные измеримые показатели работы сотрудников
Задача 2: Оптимизировать систему мотивации персонала, завязать систему оплаты на ключевые показатели.
Риски: Не учесть возможные сценарии изменения ключевых показателей и их отражения в фонде оплаты труда.
Данные для правильного решения: Сценарии планов затрат на персонал с учетом различных вариантов развития экономики.
Задача 3: Выявить персонал, обучение которого позволит в условиях кризиса повысить эффективность работы компании.
Риски: Вложить средства в обучение и не получить улучшения показателей работы.
Данные для правильного решения: Динамика показателей работы сотрудника до и после обучения.
Задача 4: Изменить систему оплаты труда производственного персонала, оптимизировать нормативы расхода времени на выполнение производственных операций.
Риски: Ошибки чреваты сбоями в производстве, саботажем, забастовками.
Данные для правильного решения: Точные данные о количестве выполненных в производстве операций и актуальные нормативы по их исполнению, автоматический расчет сдельной зарплаты.
Задача 5: Иметь достаточные кадровые ресурсы для осуществления инвестиционных проектов.
Риски: Несогласованное между собой сокращение инвестиционных проектов и персонала может привести к невозможности выполнения тех проектов, которые решено продолжить или активизировать.
Данные для правильного решения: Портфель проектов, содержащий данные по задействованному персоналу.
Задача 6: Не допустить утечки информации при кадровых изменениях.
Риски: Передача информации конкурентам.
Данные для правильного решения: База данных персонала с распределением прав доступа
4.5 Задачи и инструменты управления материальными ресурсами
Важной задачей в условиях финансово-экономического кризиса является качественное управление материальными ресурсами на всех складах и в цеховых кладовых. Если до кризиса многие предприятия относились к ненормативным запасам, заделам и прочим неликвидам относительно спокойно – "себе дороже их отыскивать", то сейчас, когда деньги предприятиям нужны как воздух, а персонал зачастую простаивает, самое время навести порядок в материальных запасах и потоках предприятия, решив с помощью ИТ ряд задач.
Задача 1: Выявить для списания, реализации или использования в производстве невостребованные запчасти и материалы, цеховые заделы, неучтенные материальные ценности и другие неликвидные запасы.
Риски: Получение недостоверных данных, не учитывающих планы производства и перемещения ТМЦ между складами и цехами, происходившие в период инвентаризации.
Данные для правильного решения: Данные инвентаризации складов и незавершенного производства в сопоставлении с потребностями производства в соответствии с планами продаж, данные обо всех движениях ТМЦ.
Задача 2: Выявить источники добавочной стоимости материальных ресурсов и отказаться от многих из них.
Риски: Без всестороннего анализа добавочной стоимости можно принять ошибочные решения – сократить затраты на одном конце бизнес-процесса, увеличив их на другом.
Данные для правильного решения: Данные о себестоимости каждой партии материальных запасов и динамики изменения себестоимости по мере осуществления антикризисных изменений.
Задача 3: Оптимизировать затраты на складской персонал.
Риски: Если не обеспечить замену персонала оптимизированными складскими технологиями, можно получить комплекс проблем.
Данные для правильного решения: Данные из информационной системы, оптимизирующей складское хранение и высвобождающей ресурсы.
Задача 4: Использовать освободившиеся в ходе оптимизации складов помещения для предоставления услуг ответственного хранения и получения дохода с них.
Риски: Без ИТ оказание услуг ответственного хранения может существенно увеличить затраты на ручной контроль за товарно-материальными ценностями и персоналом.
Данные для правильного решения: Данные из автоматизированной системы учета услуг ответственного хранения.
Задача 5: Оптимизировать потоки материалов на предприятии.
Риски: Без системы сквозного планирования продаж – производства - снабжения оптимизация может стоить дороже, чем полученная в результате экономия, так как при каждом существенном изменении планов нужно вновь "вручную" оптимизировать материальные потоки.
Данные для правильного решения: Данные о потребностях в материальных ресурсах на всех участках, согласованные по времени с планами производства и снабжения.
4.6 Задачи и инструменты управления финансами
Кризис начался с банковско-финансового сектора и ударил в первую очередь по ликвидности финансовых компаний, доступности и стоимости привлечения заемного капитала. В этих условиях для предприятий стало особенно важно считать деньги, снижать затраты, прогнозировать различные сценарии развития событий и строить в соответствии с ними финансовые планы.
Задача 1: Быстро получать оперативную информацию по финансовым показателям.
Риски: При ускоренной подготовке данных разными подразделениями в ручном режиме и при лоскутной автоматизации неизбежны ошибки, которые могут привести к неправильным решениям.
Данные для правильного решения: Данные непосредственно из комплексной учетно-управленческой системы.
Задача 2: Не допускать кассовых разрывов, планировать поступления и расходы.
Риски: Не оплатить вовремя поставку материалов – сорвать выполнение плана, не выплатить вовремя задолженность – поставить под вопрос новые кредиты, не предоставить покупателю рассрочку на 3 дня, имея такую возможность – потерять покупателя и т.д.
Данные для правильного решения: Прогнозные данные о поступлениях и расходах на каждый день, план-фактные сравнения, учет отклонений.
Задача 3: Оптимизировать дебиторскую задолженность. Классифицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. Ряд покупателей в период кризиса заинтересованы в отсрочке платежа, и для предприятия важно принимать обоснованные решения по предоставлению им кредитных линий.
Риски: Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др.
Данные для правильного решения: Данные о текущей задолженности, включая срок просроченной задолженности; история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок; доля покупателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли; количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
Задача 4: Оперативно отслеживать структуру оборотных средств.
Риски: Если отслеживать структуру оборотных средств по итогам периода, можно пропустить изменения, начавшиеся в начале месяца и угрожающие созданием дефицита денежных средств.
Данные для правильного решения: Оперативные данные из учетной системы о структуре оборотных средств.
Задача 5: Анализировать доходность по видам деятельности, подразделениям, проектам.
Риски: Если при сокращении затрат или персонала не отслеживать структуру доходности в нескольких разрезах, есть риск "зарезать курицу несущую золотые яйца".
Данные для правильного решения: Данные о доходности, маржинальной прибыли, выработке на 1 сотрудника в различных разрезах структуры и бизнес процессов предприятия.
Задача 6: Оптимизировать затраты, выявив все источники их снижения
Риски: Если не иметь детальные данные о структуре затрат и их взаимосвязях, есть риск принятия неправильных решений
Данные для правильного решения: Достоверные данные о структуре затрат в различных разрезах по периодам
Задача 7: Планировать деятельность по нескольким сценариям развития в зависимости от длительности кризиса, степени его проникновения в отрасль, влияния на курсы валют.
Риски: В условиях постоянных изменений бюджетирование без качественной автоматизации превращается в монстра из тысяч слабосвязанных таблиц, не позволяющего быть уверенным в достоверности планов и принятии правильных решений.
Данные для правильного решения: Бюджеты движения денежных средств, доходов и расходов, разработанные для нескольких сценариев развития экономики, регулярные оперативные данные план-фактного анализа.
Задача 8: Оперативно контролировать финансовые показатели филиалов и дочерних обществ.
Риски: Если получать данные из филиалов и ДЗО один раз в месяц, через несколько дней после сведения баланса, есть огромный риск неправильно оценить скорость проникновения кризиса в регионы и ошибиться в планируемых поступлениях и затратах.
Данные для правильного решения: Оперативная (не реже 1 раза в день) информация по ключевым показателям, в том числе поступлениям и расходам.
Задача 9: Управлять платежами филиалов и ДЗО.
Риски: Как правило, качество управления в региональных отделениях ниже, чем в центральном аппарате, в таких условиях без централизации управления финансами есть риск не отследить существенные необоснованные в новых условиях расходы.
Данные для правильного решения: Система контроллинга, построенная на данных консолидации показателей, бюджетирования и установления лимитов.
Задача 10: Анализировать бизнес по стандартам международной отчетности, принимать более точные управленческие решения.
Риски: Без системы автоматизации составление отчетности МСФО путем трансформации данных бухгалтерского учета трудоемко, затратно, несет риски ошибок и нестыковок.
Данные для правильного решения: Автоматическая генерация основной части отчетности в соответствии с МСФО, синхронизация изменений в ходе подготовки регламентированной отчетности и отчетности МСФО.
4.7 Задачи и инструменты стратегического управления
В период экономических потрясений многие компании вынуждены пересматривать стратегию своего развития. Стратегические решения при этом в значительной степени опираются на оценки финансовых рисков и перспектив. В XXI веке информационные технологии существенно развились и являются полноценными инструментами для поддержки принятия решений по многим стратегическим вопросам, такие продукты принято относить к классам CPM (Corporate Performance Management -Управление эффективностью корпорации), BI (Business Intelligence - Бизнес-интеллект) и отчасти ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing - Управление ресурсами и внешними связями предприятия).
Задача 1: Осуществлять долгосрочное планирование стратегических целей, определять сценарии их достижения с учетом сценариев развития кризиса, контролировать показатели в ключевых точках.
Риски: Ошибка в планах, неучтенные факторы, непредусмотренные сценарии развития событий могут нанести бизнесу непоправимый урон.
Данные для правильного решения: Ключевые показатели текущей деятельности, прогнозы развития ключевых внешних факторов (спрос, конкуренция, доступность финансов, развитие технологий и др.), ключевые показатели через 1, 3 и 5 лет с учетом различных сценариев развития бизнеса.
Задача 2: Прозрачность ключевых показателей деятельности группы компаний.
Риски: Не видя истинную картину в многочисленных ДЗО, эффективность стратегического корпоративного управления существенно снижается.
Данные для правильного решения: Оперативные данные ключевых показатели из всех дочерних и зависимых обществ не позволят подтасовывать результаты в конце отчетного периода.
Задача 3: Прозрачность и инвестиционная привлекательность бизнеса.
Риски: На определенном этапе развития отсутствие прозрачности бизнеса несет в себе существенные риски замедления темпов развития вследствие сложности и высокой стоимости привлечение заемных средств.
Данные для правильного решения: Кредиторы должны видеть прозрачную для понимания структуру собственности и отчетность в соответствии с МСФО, заверенную ведущими аудиторами.
Задача 4: Оперативно оценивать перспективность сделок слияний, поглощений и стратегических партнерств.
Риски: Неправильное решение может нанести существенный урон бизнесу.
Данные для правильного решения: Сопоставление показателей планируемого к приобретению актива с показателями, имеющимися в интегрированных активах (при сопоставимости их видов деятельности).
Задача 5: Выявить непрофильные или неперспективные активы, произвести их оценку для принятия решения о продаже – задача, обратная вышеперечисленной.
Риски: Если есть ряд однотипных активов, от некоторых из которых нужно отказаться, не учитывая и не сравнивая ключевые показатели деятельности активов, можно избавиться от выгодного актива, оставив менее выгодный при их сопоставимой рыночной стоимости.
Данные для правильного решения: Детальные данные ключевых показателей в группе компаний с учетом потенциала развития.
Задача 6: Решить, какие инвестиционные проекты необходимо заморозить, а какие продолжить, как это отразится на затратах и доходах, каким будет срок возврата инвестиций по каждому из проектов.
Риски: Когда решение о сокращении затрат нужно принимать быстро, без информации о последствиях сокращения персонала и инвестиционных проектов можно допустить серьезные ошибки, которые отразятся на других инвестиционных проектах и текущей деятельности.
Данные для правильного решения: Информация о последствиях при изменении кадровых и финансовых ресурсов, а также состава портфеля инвестиционных проектов.
Заключение
Товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм и компаний, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. В настоящее время торговые компании в условиях ужесточения конкуренции вынуждены уменьшать процент устанавливаемой наценки. Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является эффективное управление товарными запасами.
Сроки исполнения товаром роли товарного запаса могут растянуться от нескольких часов до нескольких месяцев, и даже лет. Естественно, что сверхнормативные товарные запасы, "зависшие" на складах предприятия ведут к потерям и убыткам, мешая высвобождению оборотных средств и занимая полезную торговую и складскую площадь. В тоже время недостаточность товарных запасов, вызывающая постоянные "перебои" с теми или иными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение потребителей.
Выбор политики управления запасами практически заключается в ответе на один, достаточно простой вопрос: "Какая величина запасов является для компании оптимальной?"
Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.
Эффективность работы торгового предприятия в условиях конкуренции и борьбы за покупателя определяет оптимальность применяемых методов управления торговыми запасами. Оптимальная система контролирования товарного запаса, объединяющая программу прогнозирования продаж и программу оперативного пополнения запаса, способна принести значительные выгоды. Сводятся к минимуму вероятность устаревания товара и затраты на содержание товарного запаса, одновременно появляется возможность максимизировать продажи ходовых товаров.
Ответом на вопрос, что, по какой цене и в каких количествах следует закупать, для поддержания максимального объема продаж, избегая при этом разрывов в торговом процессе, при отсутствии необходимого товара на складе, снижая при этом риск затоваривания на складе и минимизируя объем финансирования закупок – является организация эффективного управления закупками.
Итак, в данной работе были рассмотрены теоретические аспекты управления ассортиментом и складскими запасами, выявлены проблемы, возникающие вследствие негативного воздействия финансово-экономического кризиса и предложены меры для решения возникающих трудностей. В работе была обозначена последовательность постановки антикризисных задач, оценка рисков на каждом этапе и конкретные предложения для принятия правильного решения. Т.о., были достигнуты поставленные задачи, и, достигнута основная цель - определение круга проблем в области управления ассортиментом и складскими запасами в условиях кризиса, практические решения, меры, направленные на сохранение стабильности бизнеса и использование новых возможностей для его развития.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа