Экстремальный вид туризма на примере рафтинга

Экстремальный вид туризма на примере рафтинга

Введение

Экстремальные виды отдыха завоевывают все большую популярность среди туристов. Одна из распространенных форм отдыха – туризм. Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет.

Одним важнейшим элементом туристского продукта является безопасность на воде. Водный туризм изначально таит в себе опасность. Само понятие безопасность водного вида туризма – рафтинга, является одной из самых важнейших составляющих. Для достижения безопасности необходимы проффесиональные кадры.

Рафтинг – захватывающий вид спорта, очень экстремальный. Этот вид спорта практикуется на быстрых реках в надувных лодках, сделанных из плотного латекса, с экипажем из 4-12 человек на борту. Рафтинг требует сочетания физической энергии, находчивости, умения ориентироваться на местности, физической и психологической выносливости. Единственная защита, которой располагает человек в этом противостоянии с природой, – это спасательные жилеты, шлемы и конечно опыт. Достижение цели после борьбы с течением, несмотря на все трудности, приносит наивысшее удовлетворение. Рафтинг – это ещё и наслаждение первозданной природой во время путешествия по реке.

На территории России, бурных рек не так уж много. Но все же россиянам есть, где порезвиться на рафтах. Регионы в России, где можно насладиться всей прелестью водного туризма – рафтинга, является Карелия и Алтай. Очень интересны реки на Кавказе, Сибири, Кубани и многие другие.

1. Рафтинг – экстремальный водный туризм

Рафтинг – экстремальный водный туризм, который с каждым годом находит все больше поклонников. Рафтинг прекрасный отдых для тех кто, кто никогда не держал в руках весло, и для опытных туристов – водников. Для начинающих трудно сориентироваться во всем разнообразии туров.

Россия удивительно богата водными маршрутами, по которым с весны и до осени путешествуют туристы на самых разнообразных судах: лодках, яхтах и круизных теплоходах, степенно наблюдая медленно меняющиеся пейзажи и ведя размеренный и неторопливый образ жизни.

Любители активного отдыха на воде, которые готовы испытать острые ощущения и побороться с водной стихией, выбирают рафтинг.

Классический рафтинг – это сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах – рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов (4-12 человек). С появлением этого вида судна к сплаву по бурным рекам добавилось большое количество туристов, желающих ощутить всю остроту экстремального водного туризма – рафтинга, без специальной подготовки.

2. Рафтинг – туры

Рафтинг вызывает огромный интерес, поэтому большинство российских рек, пригодны для этого вида туризма. Привлекает огромное количество любителей для экстремального отдыха на воде.

Большинство сплавных бурных рек подходят для рафтинга только на отдельных участках своей протяженности и при определенном уровне воды.

Чтобы принять решение об участии в рафтинг – туре, участнику сплава необходимо оценить сложность маршрута. Оценка маршрута, зависит от тех препятствий, которые придется преодолевать во время похода. Препятствиями могут служить отдельные камни в русле реки, а также пороги – участки в русле реки с перепадом уровня воды и сопутствующие им неоднородности водного потока, такие как сливы, валы (стоячие волны) и бочки. Бочки – участки с обратным течением, которое возникает в месте падения воды со слива. Они опасны тем, что препятствуют движению рафта и относят его обратно под поток воды, где он может перевернуться. Согласно Международной классификации сложности препятствий каждому участку бурной реки (вплоть до отдельного порога) присваивается одна из шести категорий: чем выше номер, тем серьезнее и опаснее препятствия, а значит и рискованнее маршрут.

Туры, рассчитанные на людей без специальной подготовки, не предполагают преодоления препятствий выше третьей категории, которая хотя и не исключает вероятность экстремальной ситуации, но ничем серьезным, кроме как выбросом адреналина в кровь, не грозит. А кому требуется адреналин в больших количествах, предлагаются специальные туры и даже экспедиции, однако на участие в подобных приключениях, как правило, решаются путешественники, имеющие в личном зачете не один спуск по бурным рекам.

Во время сплава туристы сидят на бортах рафта и гребут веслами под руководством инструктора, присутствие которого в рафте является для коммерческого сплава обязательным. На несложных маршрутах туристы могут не иметь опыта водных походов. Инструктор отдает простые команды, касающиеся направления работы веслами, которые участники сплава должны постараться максимально точно и синхронно выполнить. На сложных маршрутах гидами нередко выступают приглашаемые турфирмами спортсмены.

Популярность того или иного маршрута складывается из нескольких факторов, и не менее важными, чем получение бурных эмоций от самого прохождения порогов, являются наличие природных, культурных или исторических достопримечательностей, удобство доставки к началу маршрута, комфорт при использовании снаряжения и оборудования. рафтинг – это не только гребля, это и остановки в живописных местах со всеми атрибутами туристской жизни: с приготовлением пищи на костре, ночевками в палатках. Обычно рафтинг – туры это многодневные путешествия. Для тех, кто только начинает знакомство с этим видом отдыха, организуются туры выходного дня.

3. География рафтинг – туров

Основными центрами проведения рафтинг – туров являются Алтай, Карелия и Кавказ.

Существуют интересные маршруты по рекам Кольского полуострова, Якутии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, программа которых позволяет не только поработать веслами, но и познакомиться с красотой диких и заповедных районов нашей страны. Урал, на протяжении многих лет у индивидуальных туристов является одним из самых популярных мест для организации водных путешествий и отличающийся большим разнообразием маршрутов, представлен сейчас преимущественно турами по рекам с несложными препятствиями или даже с их отсутствием.

Рафтинг в Карелии

Наибольшее количество туров, имеющихся в арсенале турфирм, относятся к маршрутам по Карелии.

Многочисленные карельские реки с большим количеством и разнообразием препятствий - мечта для водных туристов. Для сплава на рафтах здесь не трудно подобрать маршрут любой сложности. Сплавы организуются по рекам Шуя, Суна, Чирка-Кемь, Охта и многим другим. Одним из самых популярных водных маршрутов в Карелии – это сплав по реке Шуе. Река проходит по густонаселенным местам, течет в высоких берегах, покрытых сосновыми борами и порогами – второй категории сложности. В зависимости от продолжительности маршрута, рафтинг здесь может выступать и как самостоятельное путешествие, и как дополнительное впечатление от многодневного экскурсионного тура, по рекам Кижи, Валаам, Соловки.

Есть в Карелии и спортивные маршруты – активные туры для тех, кто хочет получить остроту ощущений при прохождении сложных порогов. К таким турам относится в частности сплав по реке Охта.

Характерная черта карельских рек – чередование речных участков с озерами. Такое чередование используется турфирмами для организации комбинированных водных туров. Эти туры включают в себя рафтинг по реке Янисйоки, которая знаменита узким проливом среди многочисленных островов Ладожского озера и экскурсию по Центральной усадьбе Валаамского монастыря, расположенному на удивительном по красоте острове.

Карельские турфирмы оказывают транспортные услуги туристам-водникам, помогают доставить снаряжение и лодки к началу водных маршрутов, а в конце сплава - к поезду.

Еще одним маршрутом на северо-западе России, где получается действительно интересный рафтинг, является сплав по реке Умба. На всем протяжении реки чередуются плесы, озера, пороги – до четвертой категории сложности. Лучшее время для сплава по Умбе – июль-август. Путешествие понравиться тем, кто любит уединенный, но активный отдых.

Рафтинг на Алтае

Алтай, своим разнообразием рек позволяет совершать многодневные маршруты любой сложности. В большинстве своем реки здесь имеют бурный горный характер. Среди алтайских водных туров наиболее распространены различные варианты сплава по Катуни и ее правому притоку – Чуе.

Чуя – горная река с технически сложными порогами. Катунь – главная водная артерия Горного Алтая, широкая с могучими вздымающимися валами, берет начало в ледниках, расположенных на южных склонах высочайшей горы Сибири – Белухи. Наибольшие впечатления туристы получают при последовательном прохождении обеих рек. В отличие от классического путешествия по Катуни, включение в нитку маршрута Чуи существенно повышает его сложность. Во время сплава команда преодолевает ряд порогов: третьей – пятой категории сложности. Их прохождение требует выдержки и хладнокровия, а также сложной работы всех участников сплава. Особенно поражает туристов порог "Горизонт": река Чуя, зажатая между скальными утесами, грохочет и бурлит мощным потоком, и круто поворачивает на 90 градусов. Впрочем, и на дальнейшем водном пути - после выхода на среднюю Катунь – мощные пороги (третьей - четвертой категории) не заканчиваются. Не удастся расслабиться и на маршруте "Верхняя Катунь", который проходит по порогам ущелья "Аккемский прорыв".

Рафтинг на Кавказе

На Кавказе особой популярностью у туристов пользуются реки Мзымта и Белая. Река Мзымта в переводе означает «Бешеная». Как и главные сплавные реки Алтая, они являются местами проведения этапов Чемпионата России по рафтингу. Река Мзымта берёт начало в горах Большого Кавказа, течёт в узкой долине (в верховьях протекает через озеро Кардывач), впадает в Чёрное море у Адлера. Маршрут сплава от ущелья Ахцу вниз по реке известен огромному числу отдыхающих на побережье. Этот сплав, пользуется огромной популярностью и представляет собой катание на рафтах по спокойной воде. Однако существуют и более содержательные маршруты. Они начинаются почти от Краснополянской ГЭС и заканчиваются до ущелья Ахцу. На этом участке в реку Мзымту с ГЭС возвращается вода, забранная в трубы выше по течению, и река вновь становится мощной и многоводной. На отдельных участках реки рафт буквально начинает прыгать по огромным валам, преодолевая вращающиеся пенные водяные ямы.

Опытным туристам наверняка придется по душе путешествие на юг Кавказа – республика Адыгея. Здесь разработан и уже несколько лет проводится летний однодневный рафтинг – тур, программа которого включает сплав по реке Белой. Река берет начало на Главном хребте Большого Кавказа, у вершин Фишт и Оштен. Спускаясь с гор бурным потоком, она проходит ряд каньонов, а в нижнем течении имеет равнинный характер.

Маршрут сплава по реке Белой относится к одним из самых экстремальных маршрутов при большой воде. Он сложен и интересен в спортивном плане в период малой и средней воды. Здесь на сравнительно небольшом участке реки сосредоточены ряд серьезных порогов Топоры, Киши-1 и Киши-2. Они имеют пятую категорию сложности. Летом, когда вода в реке спадает, порог Топоры становится непроходимым, поэтому участники сплава заканчивают движение до порога, либо обносят рафты по берегу и при организации дополнительной страховки проходят порог Киши-2.

Сплавы по рекам Урала

Путешествия по Уралу привлекают изумительными по красоте и величию скалами, обрамляющими реки, быстрыми перекатами, прозрачными плесами, таинственными гротами и пещерами. На Урале турфирмы преимущественно предлагают многодневные водные походы, которые организуются по рекам Белая, Юрюзань, Чусовая, и подходят для семейного отдыха. Принять участие в рафтинге по рекам Большой Инзер и Лемеза с препятствиями второй и третьей категории сложности имеет смысл во время весеннего половодья. Это время идеально для приобретения навыков и умений для начинающих туристов-водников.

Рафтинг в Восточной Сибири

Рафтинг в Восточной Сибири интересен. Здесь обилие горных рек Восточного Саяна. Предлагаются туры по участкам рек Хара-Мурин, Ока Саянская, Иркут. В зависимости от маршрута участники могут выбрать как несложный маршрут, так и экстрим – спуск по реке Ока с прохождением множества серьезных порогов. рафтинг – туры, это неплохая возможность разнообразить программу пребывания на озере Байкал.

Рафтинг в Якутии

Речная сеть Якутии обширна и разнообразна. Здесь протекают река Лена, одна из десяти величайших рек мира, крупные реки Индигирка, Колыма. Интерес для рафтеров представляют, в основном, порожистые горные реки юга и северо-востока Якутии. Это приключение для любителей острых ощущений и дикой природы. Якутия – одно из немногих мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Во время путешествия по берегам рек нередко можно увидеть животных, обитателей тайги – лося, бурого медведя, пушных зверей, а также редких птиц, в числе которых белый журавль.

Рафтинг на Камчатке

На Камчатке большинство сплавов организуются ради рыбалки. Туристам предлагаются туры по рекам Опала, Быстрая, Авача. Пороги на маршрутах немногочисленны и несложны. На реке Опала, путешественники проходят единственный порог третьей категории сложности, однако речь идет о настоящей экспедиции, маршрут начинается за сотню километров от ближайшего жилья. Попасть к месту рыбалки на реке Опала возможна только вертолетом. Любителей водных путешествий не оставит равнодушными горный ландшафт с видом на исполинские вулканы, пышные леса, а также горячие и холодные минеральные источники.

Рафтинг на Дальнем Востоке

Туроператоры Хабаровского и Приморского краев предлагают рафтинг – туры для физически подготовленных туристов, имеющих базовый опыт водных путешествий, поскольку сплавы проходят по горным рекам с препятствиями до пятой категории сложности. Наличие вдоль всего русла лесовозной дороги дает реке Кема право называться самой доступной спортивной рекой в дальневосточном регионе. Однако дорога из Хабаровска к месту начала сплава сама по себе является большим приключением, поскольку составляет около 1200 км в одну сторону.

Доставка туристов к началу любого маршрута может осуществляться вертолетом. Это не только сокращает время доставки, но и в ряде случаев позволяет избежать нескольких дней сплава по спокойной воде и пройти только самую интересную в спортивном плане часть рек. Как уверены организаторы сплавов, великолепные пейзажи дальневосточной природы, суровые скалы с водопадами и нетронутая природа надолго останутся в памяти участников путешествия.

4. Виды рафтинга

Рафтинг можно подразделить на туристские, спортивные, походные.

При сплавах по спокойным рекам, 1-й и 2-й категории, не нужна специальная подготовка. Вполне достаточно, если в команде присутствует только один специалист, который сможет безопасно провести всю группу.

Рафтинг спортивный – это целая система состязаний, различных категорий сложности, в которую включен целый ряд требований и нормативов для обеспечения безопасности. Но спортивный рафтинг менее интересен для турфирм.

Рафтинг походный – совмещает в себе признаки туристского и спортивного отдыха. Для этого типа используются различные виды рафтов, а сам сплав длится не один день, прерываясь лишь на ночной отдых на берегу. Поэтому необходимо уделить большое внимание безопасности лагерей отдыха, т.к. могут появиться дикие звери.

Гребец должен, сидеть на борту ступнями, или подъемом касаясь надувного дна. Во время сплава традиционно используются три способа гребли: распашными веслами, установленными на специальной раме, канойный и комбинированный, когда гребцу распашными веслами помогают как минимум два каноиста.

Реки, подходящие для сплавов, делятся на 6 категорий сложности. Категории 1-2, это несложные, широкие и ясные протоки, рафтингом здесь могут заниматься даже новички. Категория 3-я, уже относится к сложным, сильные водовороты и потоки. Категория 4 и 5 – сложные реки, это многочисленные пороги и бурный поток воды. Категория 6-ая самая сложная, она исключительно для мастеров рафтинга.

Выбирая маршрут для сплава, нужно ориентироваться на уровень своей подготовки. На территории Российской федерации находится большое количество рек, подходящих для сплавов.

Для новичков лучше всего подойдут сплавы на байдарках по плесовым рекам Ярославской или Владимирской областей. Подготовленные рафтеры, как правило, отправляются в Карелию. Среди востребованных регионов-Южный Урал, Алтай, Байкал. Во многом это обусловлено тем, что в нашей стране огромное количество рек, интересных для поклонников рафтинга: в первую очередь, это реки Шуя в Карелии, Алтайская Обь, Мзымта на Кавказе, Чусовая на Урале и огромное количество рек в Восточной Сибири, Якутии и на Кольском полуострове.

5. Безопасность на воде, как основа безопасности в рафтинге

Решаясь на преодоление препятствий водного маршрута, нужно обеспечить безопасность всех членов группы.

Обеспечение безопасности на маршруте требует, кроме индивидуального овладения техническими приемами водного сплава, также серьезного осознанного психологического настроя, группового мышления и действий на маршруте, тщательного выбора личных и групповых средств безопасности. Главное же – умение все это применить на практике в экстремальных условиях.

Минусом водных маршрутов является возможность потери снаряжения.

Для выхода из аварийной ситуации с наименьшими потерями каждый член группы, экипаж, а при необходимости и вся группа, должны совместными действиями в кратчайшие сроки после аварии доставить на берег катамаран, снаряжение, пострадавших и всех членов группы, для оказания помощи и медицинской.

Каждый без исключения участник сплава должен быть психологически и технически готов к перевороту, владеть способами возврата средства сплава в рабочее состояние (на киль), уметь без паники (исчерпав все возможности работы в посадке) покинуть средство сплава и самостоятельно или с помощью группы выбраться на берег.

Каждый участник сплава и группа в целом должны знать и практически уметь преодолевать аварийные ситуации. Умение совместными действиями обеспечить безопасность новичкам.

Сложные препятствия преодолеваются на разгруженных плавсредствах после осмотра и организации страховки. Каяк ставится на киль за секунды, катамаран за 10 – 30 секунд в зависимости от характера реки и положения членов экипажа.

Переворот байдарки или катамарана не считается аварией, пока экипаж самостоятельно справляется и самостоятельно выходит из возникшей ситуации.

Важнейшую роль при возврате плавсредства “на киль” играет посадка.

Посадка должна обеспечивать надежное крепление спортсмена к средству сплава и быстрый выход из нее при необходимости.

Для прохождения сложных маршрутов, необходимо оборудовать плавсредство для каждого участника индивидуально с применением всего технического арсенала. При расклинивании между средством сплава и препятствием, при зависании в посадке под водой с потерей сознания могут погибнуть люди. Оптимально было бы создать такую посадку, из которой бы потерявшего сознание гребца вымывало, но не выбрасывало активно работающего. Ведь отловить плывущего отдельно от плавсредства, даже потерявшего сознание, человека намного легче, чем находящегося под плавсредством, подверженного ударам по донным камням и часто невидимого под водой.

В зависимости от опыта, технической подготовки, уверенности в себе и своем плавсредстве, психологического настроя, каждый спортсмен должен лично регулировать жесткость своей посадки.

6. Снаряжение для рафтинга, как средство достижения безопасности

Одной из составляющей обеспечения безопасности на маршруте, является снаряжение рафтеров.

Какой бы сложности не был маршрут, где бы он ни проходил, каждый участник сплава должен серьезно отнестись к качеству, как личного снаряжения, так и к качеству и надежности судов. Конструкция рафта (наличие надувных поперечин, фиксирующих ноги) должна обеспечивать туристам дополнительную страховку от падения за борт. Однако полностью исключить это досадное недоразумение, как и переворот самого рафта, невозможно. Каждый путешественник должен надеть индивидуальные средства защиты: спасательный жилет и шлем. Это тот минимум, который обязана предоставить турфирма (организатор сплава) туристам. Даже имеет смысл задуматься и о дополнительной экипировке. Для ледяной воды горных рек может пригодиться гидрокостюм, удобная обувь – специальные ботинки на ребристой резиновой подошве. В целях личной безопасности каждый участник водного похода должен уметь плавать, поскольку спасательный жилет самостоятельно доставить участника сплава к берегу не может.

Самое мощное спасательное средство – это сам рафт, и если вдруг случайно кто-то оказался за бортом в бурной воде, то препятствия лучше пройти, крепко держась за рафт, чем самосплавом.

Участие в рафтинге подразумевает постоянную близость к бурной воде. Так уж получается, что горные реки не отличаются особо теплой водой, так как берут свое начало они на ледниках, а текут в глубоких тенистых ущельях.

Одежда рафтера напоминает слоеный пирог из самых современных синтетических материалов. Важнейшим фактором является быстрое высыхание на воздухе и хорошие теплоизоляционные качества.

Начинать следует со спасательного жилета, так как он необходим в обязательном порядке. Важно чтобы жилет плотно сидел на рафтере, не мешал грести. Нужно помнить - никакой жилет не заменит умение плавать.

Близость камней в сочетании со скоростью потока, до лопасти весел, иногда оказываются в непосредственной близости от головы – это далеко не все причины, для того чтобы надеть на голову защитный шлем.

Дальнейшая экипировка зависит от условий сплава. На горных реках Средней Азии и Алтая необходим неопреновый гидрокостюм, брызговая куртка, неопреновая обувь и защитные брюки с накладками на коленях, бедрах и голени.

Самый распространенный вариант неопренового гидрокостюма – полукомбинезон без рукавов с глубокой проймой и молнией на груди. Коленные и бедренные накладки важные при сплаве в каяке. Костюм выбирают строго по размеру, в мокром состоянии он немного растягивается, а полостей между телом и неопреном быть не должно. Брызговая куртка одевается поверх неопренового костюма и защищает от брызг руки и плечи. На ногах рафтера специальная сплавная обувь. Неопреновые ботинки на ребристой резиновой подошве.

Большое значение для успешного сплава имеет упаковка снаряжения. Для одежды удобны так называемые драйбэг – герметично закрываемые мягкие мешки, снабженные ручками для переноски или рюкзачными лямками. Используют и жесткие полиэтиленовые бочки с герметичной крышкой.

7. Основы безопасности прохождения препятствий

Потоки, обтекающие камень справа и слева, называются "УСЫ". За камнем образуется зона стоячей воды называемая "УЛОВО". В улове можно сделать остановку, перевести дух и обозреть красоты.

Поток воды, образующийся в центре узости, называется "ЯЗЫК". По сторонам языка образуются зоны обратного тока воды (красные стрелки) называемые "СБОЙКА"

Большое кол-во камней на уклоне реки, затрудняющих выбор линии движения судна называют "ШИВЕРА"

"БОЧКА" - вспененный обратный противоток воды над донным препятствием. Бочки возникают при значительном расходе воды (десятки куб.м./сек) на очень больших валах и сливах. В зависимости от силы потока воды в поверхности бочки, отличают агрессивные, мягкие, глубокие и т.д.

"ПОГАНКА" – мощный подводный противоток, это бьющий на поверхность воды и имеющий в месте выхода грибовидную форму. Причин образования такого противоестественного потока множество, в основном определяется донными валунами.

"СЛИВ" – вертикальная ступенька в русле реки. Различают – прямые, наклонные и ступенчатые. Большой слив в комбинации с бочками и языками образует "ПОРОГ". Пороги имеют свои названия, категорию сложности и являются основными препятствиями при прохождении реки.

Вывод

Для обеспечения безопасности в водном туризме – рафтинге, в обязательном порядке необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Обязательное наличие у каждого члена экипажа индивидуальные средства защиты: спасательные жилеты, защитные шлемы, ремни безопасности, комплект для оказания первой помощи и спасательные сумки. Должна быть удобная одежда и обувь. Для туристского сплава необходимо нахождение на рафте инструктора.

Рафтинг – это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае рафтинг станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.

Список литературы

1 Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. - Издательство: Герда, 2008. - 208 c.

2.Бутко И. Туризм: Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: Издательство: Ростов-на-Дону, 2007. - 153 c.

3. http://www.internetur.com/ga/rafting.php

4. http://www.extremal.ru/water/1139060383/articles/1152871627.htm

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа