Социально-педагогические аспекты проблемы человека – жертвы неблагоприятных условий социализации
Социально-педагогические аспекты проблемы человека – жертвы неблагоприятных условий социализации
А.Б. Романенчук
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Анализ теоретических основ процесса социализации позволяет говорить о существовании уже у античных философов идеи зависимости воспитания человека от общества, получившей дальнейшее развитие в философии, психологии, педагогике.
Многочисленные западные концепции социализации, основываясь на философии экзистенционализма, прагматизма и др., лежат в основе различных исследований (факторов социализации: семьи, школы, общества сверстников и пр.; проблем социальных конфликтов, формирования ролевых стереотипов и т.д.). Отечественная наука основывается на материалистической теории социализации, исходный момент которой составляет положение об определяющей роли социума в формировании личности.
Процесс социализации предстает как взаимодействие двух сторон: социальной среды и личности человека. С позиции воздействия социальной среды на человека социализация предстает как передача социального опыта обществом и его усвоение человеком (репродуктивная деятельность). Воздействие человека на среду осуществляется в результате преобразования социального опыта (творческая деятельность). Соотношение этих видов деятельности является показателем социальной активности и социальной зрелости личности.
Социализация как процесс воздействия на развитие личности существует в двух видах: направленная и ненаправленная. Первая характеризуется специально созданной системой средств воздействия (общественное воспитание, образование, массовая информация и т.д.). Вторая – стихийная, представлена непосредственным окружением человека, воздействующим на его развитие.
Таким образом, как целостность индивидуального бытия социализация представляет собой процесс расширения и усложнения социальных связей личности с внешним миром, в результате которого создаются условия для саморазвития и самореализации личности, вырабатывается ее определенное отношение к окружающему миру, к самой себе, собственной деятельности.
Принято считать, что социализация формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития, различаются они и в современном обществе. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов).
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (успешность поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Но сущность ее этим не исчерпывается. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как для субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Однако человек не только объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Таким образом, можно сказать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе.
Человек, полностью адаптированный в обществе и неспособный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, неадаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – правонарушителем, девиантом и т.д.
Величина, острота и проявленность такого конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев общества, конкретных семей и воспитательных групп и организаций.
Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
Частные вопросы, касающиеся различных типов неблагоприятных условий социализации, рассматриваются в социологии, социальной психологии, психиатрии. В современной практике имеется некоторый опыт оказания педагогической помощи таким людям, а также некоторая законодательная база. Однако впервые системный подход в русле социальной педагогики в рассмотрении фундаментального социального феномена, каким является человек – жертва процесса социализации, использовал А.В.Мудрик, разработавший концепцию социально-педагогической виктимологии как самостоятельной отрасли знаний.
Социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знаний, в которой:
1) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также статус в условиях конкретного общества, предопределяющий или создающий условия для неравенства или дефицита возможностей для «жизненного старта» и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;
2) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Поскольку объективно имеется социально-педагогическое явление виктимологии, следовательно, возникает потребность в подготовке педагога к работе с детьми, ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации.
Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются дети-инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями. Также явно к числу жертв относятся сироты и все дети, находящиеся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными жертвами можно считать людей, находящихся в пограничных психических состояниях или с акцентуациями характера; мигрантов и эмигрантов, детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей иных национальных групп в местах компактного проживания другого этноса.
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни – неустранимы (сиротство), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и т.д.).
Можно выделить объективные и субъективные факторы, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Объективными факторами виктимизации человека могут стать: природно-климатические условия страны, региона, местности, поселения; общество и государство, в которых он живет; катастрофы (войны, стихийные бедствия); нестабильность развития общества; специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых он живет; группа сверстников, если она имеет асоциальную направленность; семья.
Есть обстоятельства, в которых жертвой станет любой человек (сиротство), но во многом это зависит от индивидуальных особенностей как на индивидном, так и на личностном уровнях.
На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему и девиантному поведению.
На личностном уровне это зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека (степень устойчивости и гибкости человека, развитость у него навыков, рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и др.).
Безусловно, рассмотрение процесса социализации человека в максимально полном объеме, анализ различных факторов социализации, выявление тенденций этого процесса, определение его позитивных и негативных возможностей, поиск способов использования их усиления позитивных, нивелирование и компенсации негативных его сторон является одной из важнейших задач социальной педагогики и других социальных наук.
Отклонения в социализации, выявленные по разным признакам, могут быть преодолены путем коррекции процесса, содержание которой определяется тем, какова степень отклонения, в чем оно проявляется или может проявиться.
Наиболее трудно поддается изменениям в лучшую сторону социализация как совокупность установленных обществом социокультурных процессов, когда в обществе изменяются условия, а его социализационная функция не отрегулирована. А в кризисном обществе коррекция социализации связана с лечением самого социума.
Коррекция на уровне институтов социализации не менее сложна. Например, частичное изменение социализационного процесса в системе образования может быть связано с поправками в законодательстве об образовании, пересмотром образовательных стандартов, программ, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, строительством учебных заведений, увеличением финансирования и т.д.
Коррекция социализации на уровне конкретных социальных групп и отдельных индивидов становится предметом социальной работы. В случае отклонений в поведении индивидов, квалифицируемых как преступления, индивид подлежит ресоциализации в исправительных учреждениях.
Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными факторами, группами, организациями и осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономности человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.д. В то же время в автономии заложена и возможность появления социальных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа