Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация

Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация

Кочегарова Любовь Васильевна, заведующая центром новых информационно-образовательных технологий Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров, г.Южно-Сахалинск.

Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему там ориентироваться.

Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедийные средства (ММС). Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире.

«Медиаобразование (media education), - отмечается в документах ЮНЕСКО, - связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получать возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

ММС определяют наши будни, но как точнее определить это понятие и как систематизировать разнообразные формы этого явления? Для обычного учителя эта терминология чаще похожа на непреодолимый хаос. Попытаемся в статье разобраться в этих медиаджунглях.

Во-первых, обыденное сознание обычно связывает термин «мультимедиа средства» с техникой и ее дальнейшим развитием. Именно этот компонент учебных коммуникаций мы обозначим как технический аспект ММС.

Во-вторых, ММС значительно интенсивнее, чем традиционные средства коммуникаций, передают информацию на большую аудиторию. При этом, у источника информации, всегда имеется некоторое содержание, которое требует специального грамматического оформления. Обозначим этот компонент мультимедиа как семантический аспект (в толковом словаре Ушакова семантика раскрывается как значение [слова, оборота речи и т. п.]).

В третьих, ММС включают в себя не только содержание, но и целевые установки производителя, которые в идеале должны произвести на пользователя некоторое воздействия. В таком взаимодействии производители и потребители ММС образуют особую социальную среду. В ней пользователь всегда имеет свои интересы и потребности. С этой точки зрения мультимедиа средства обслуживают каналы взаимодействия. И эту функцию обозначим как прагматический аспект, направленный на действие и применение.

Для пользователя это означает: он должен уметь обслуживать технику, понимать содержание и использование ММС при организации собственной деятельности и применять медиа для достижения поставленных целей. В таблице 1 описан этот подход в совокупности.

Таблица1. Особенности термина «мультимедиа средство (ММС)»

Аспекты ММС

Области применения

Деятельность пользователя

Технический

Техника : конкретное устройство

обслуживание

Семантический

Информация : содержание, дизайн, интерфейс учебного мультимедиа средства (ЦОР, ЭОР, ППС, ПСОН)

понимание

Прагматический

Коммуникации : способ применения в учебном процессе (загрузка, передача файлов, поиск, обмен данными учитель-ученик)

применение

Технический аспект разделим на две группы, в зависимости от основания. Первая классификация традиционно описываются как структура ММС и представляет из себя совокупность аппаратного и программного обеспечения. Аппаратная часть содержит оборудование, а программное обеспечение обеспечивает выполнение учебных задач через аппаратуру. Например, проектор относится к аппаратному обеспечению, а видеоурок - к программному.

Если в основание деления положить техническое использованию на уроке, то ММС дел и мы по двухступенчатой схеме. На первой ступени мультимедиа средства технически используются только для производства учебного продукта. Например, в проектной деятельности ученики делают фотографии, готовят открытки и т.д. с использованием специального программного обеспечения компьютера. А дальнейшее использование не требует компьютера. На второй ступени как производство, так и использование произведенной информации требует технической опоры. Например, телекоммуникационный проект предполагает, что деятельность ученика невозможна без наличия компьютеров на всех этапах проекта.

Но ведь для пользователя это означает, что у него не только должны быть эти мультимедиа средства, но он должен уметь их обслуживать, а это уже значительно ограничивает возможность их свободного применения на обычном уроке.

Семантический аспект предполагает, что информация, в зависимости от формы ее представления, перед использованием должна преобразовываться. Следовательно, после обращения к памяти ЭВМ, происходит декодирование ее специальными программами- кодеками, что обеспечивает возможности ее представлению пользователю. В этой группе разделим ММС на статичные, динамичные и интерактивные (таблица 2).

Таблица 2. Мультимедиа средства и способы их восприятия

ММС, применяемые в обучении

Формы представления

Способы восприятия

Статичные

фотография, распечатки

Текст, картинка, графика

Визуальные.

Пользователь сам определяет длительность восприятия

Динамичные

телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD.

Кино, видео, звукозапись

Визуальные, звуковые.

Длительность восприятия определяет производитель (автор)

Интерактивные

интерактивное ТВ, компьютер, интернет

Кино, видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование

Визуальные, звуковые.

Пользователь имеет право и возможность свободного доступа к информации и ее компоновки (распоряжение)

Длительность восприятия статичных ММС изначально не ограничено, впрочем, как и управление просмотром. Пользователь определяет длительность просмотра и детальность рассматриваемого объекта. C колько он уделит времени применению ММС и в какой последовательности он будет их компоновать, определяется только его целями и задачами. В педагогической практике этот вид ММС широко применяется в виде наглядности (например, изображения или статьи из газеты).

В динамичных ММС последовательность информации задана и привязана к временн о му фактору. Автором-производителем определяется в них четкое время воспроизведения и сама последовательность воспроизведения. При этом пользователь может с помощью монтажа или прокрутки вперед-назад изменять эти параметры. Восприятие потребителя во время занятия напрямую связано с его готовностью и возможностью усваивать предоставляемую информацию в заданное время и заданные сроки.

Интерактивные ММС, такие как компьютерные ММС, интерактивное телевидение или виртуальная реальность позволяют изменять информацию в процессе ее восприятия. Пользователь имеет возможность корректировать информацию, может ее отбирать (компьютерные программы, базы данных) и определять последовательность ее представления, а иногда и изменять содержание в процессе передачи (интерактивное телевидение, моделирование).

Нужно помнить, что каждое мультимедиа средство имеет свой специальный язык (или кодировку). Вместе с ним спектр заранее определен его возможностей и он всегда ограничен.

Наконец, c точки зрения прагматического аспекта (коммуникация как обмен и распространение знаний и способами деятельности) ММС можно разделить на три области.

Средства массовой информации (СМИ), к которым относятся пресса, радио, кино, телевидение, а также диски, и видео. Здесь предполагается наличие рынка, для которого товар – информация. Несмотря на различные попытки определения СМИ, можно унифицировано установить следующие признаки:

• Содержание, предварительно технически обработанное, всегда ориентировано на широкую публику.

• Чаще используется только односторонняя связь , то есть обратная связь является исключением из правил.

• Производители и пользователи разделены пространственно.

• СМИ предназначены для доставки информации , чем способствуют формированию общественного мнения, помогают организации развлечений, дают возможность новых областей образования и иногда также организуют контроль.

ММС индивидуального пользования такие как телефон, факс, письма, электронная почта, а также используемые в повседневной жизни фото или видеокамеры имеют следующие признаки:

• Их содержание направлено на отдельную личность или на узкий круг людей.

• Между производителями и получателями возникает опосредованная связь через общественное мнение, при этом, прямая обратная связь чаще невозможна.

• Производители имеют статус любителя.

• Мультимедиа обслуживают индивидуальные контакты.

Учебные ММС, например учебные видеопрограммы и фильмы, образовательные порталы, программные средства образовательного назначения, цифровые образовательные ресурсы, а также подобранные для этих целей коллекции текстов, графики и звукового ряда, характеризуются следующими качествами:

• Содержание ориентировано на определенный круг лиц, и всегда опирается на имеющийся у них уровень образования (дошкольное, школьное, профессиональное, дополнительное).

• Между ММС и учащимися, в большинстве случаев, имеется посредник – учитель. Иногда учебные медиа средства принимают характер СМИ, например, кино, видео, учебное ТВ, спутниковые каналы, телевизионные передачи.

• Эти ММС предназначены для овладения знаниями, умениями и навыками, а также обобщения накопленного опыта.

Подведем итоги нашей классификации.

Таблица 3. Обзор мультимедиа средств (ММС), применяемых в обучении

Аспекты

Линии

технические

семантические

прагматические

Классификация

1. Аппаратное обесп.

2. Программное обесп.,

или

1. ММС первой ступени -

2. ММС второй ступени

1. статичные

2. динамичные

3. интерактивные

1. массовые

2. индивидуальные

3. учебные

Деятельность пользователя

Обслуживание техники

Понимание

и оформление информации

Обмен информацией

Нужно помнить, что, из-за быстрого развития самих ММС, предложенная систематизация может восприниматься достаточно условно. Все чаще у учителя на уроках появляется возможность использовать не статичные, а интерактивные учебные средства. Кинопроектор давно отступил перед видеоплейером, а сломанный диапроектор с успехом заменяется монитором компьютера или мультимедиа проектором. Глобальные сети конкурируют с классическими СМИ. При этом Интернет успешно обслуживает как индивидуальные коммуникации (электронная почта), так и решает общеобразовательные задачи (школьная или образовательная сеть). От медиапользователя это требует постоянного расширения его компетенций.

Даже использование традиционных ТСО привязывали учителя к обслуживанию (техника), пониманию (семантика) и применению (прагматика) и требовали определенных пользовательских умений, ориентации на имеющийся опыт. Сейчас компетенции педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто необходимы. Только тот, кто владеет ими, может профессионально использовать постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций в любой момент.

Список литературы

1. Wolfgang Maier. Grundkurs Medienpadagogik Mediendidaktik/ Ein Studien – und Arbeitsbuch. Mit einem Vorwort von Georg E.Becker. Beltz Verlag – Weinheim und Basel, 1998, 208s.

2. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования// Медиаобразование. - 2007, № 3 [Электронный ресурс], режим доступа http://www.edu.of.ru/mediaeducation

3. Medien in der Erziehungswissenschaft II. //Medienpadagogik . Zeitschrift fur Theorie und Praxis der Medienbildung. [ Электронный ресурс], режим доступа http://wl3www486.webland.ch/zs/index.php

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа