Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии

Психологические характеристики малых групп, как объекта социальной психологии

Под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов которая взаимодействует между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности.

Пространственное и временное соприсутствование.

Наличие постоянной цели совместной деятельности.

Малая группа характеризуется наличием совместной деятельности.

Малая группа характеризуется разделением и дифференциацией ролей.

Наличие эмоциональных отношений. – Характеризуется выработкой и функционированием определенных групповых культур.

Размеры: min – 2-3 чел. Max – 20-30 чел. Оптим. – 7+-2

В зависимость от характера малой группы делятся на условные и реальные.

Реальные делятся на лабораторные и естественные. Естественные: неорганизованные и организованные.

С точки зрения совместной деятельности и характера отношений в этой группу их называют ассоциациями, корпорациями и коллективами.

Сложившиеся малые группы выполняют ряд функций:

Фун-я социализации – включение людей в систему общественных связей.

Инструментальная функция подключения совместной деятельности.

Экспрессивная функция – удовлетворение потребности человека в доверии, уважении.

Поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных ситуациях.

Структуры:

Коммуникативная стр-ра;

Стр-ра социальной власти;

Социометрическая – система взаиморасположения членов группы по степени проявления ими симпатии и антипатии группы;

Психологическая характеристика коллектива, стадии и уровни его развития

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокуп­ности индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с дру­гом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признаю­щихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:

• члены коллектива устойчиво взаимодействуют. Это взаимодействие спо­собствует прочности и стабильности существования коллектива;

• коллектив должен отличаться ярко выраженной однородностью состава;

• члены коллектива должны иметь относительно высокую сплоченность в связи с единством взглядов, установок, позиций;

• коллектив должен быть структурирован и организован;

• коллектив отличается открытостью - готовностью принять новых членов.

Социально-психологический климат и основные факторы его формирования

Социально-психологический климат коллектива отражает характер взаи­моотношений между людьми, преобладающий тон общественного настро­ения в коллективе, связанный с удовлетворением условий жизнедеятель­ности, стилем и уровнем управления, другими факторами. Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологичес­кий климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настро­ениям.

Общее понятие об общении, как основе межличностных отношений

В образе жизни человека, как и в образе жизни высших животных, можно выделить две основные стороны:

• контакты с природой и с живыми существами. Человек познает и преоб­разовывает окружающий мир. Это входит в первую часть деятельности;

• контакты, которые ведут к взаимодействию живых существ друг с другом для обмена информацией. "Этот тип внутривидовых и'межвидовых кон­тактов называют общением"18. Общение свойственно всем живым суще­ствам, но у человека оно приобретает самые высшие формы. Общение становится осознанным, сопровождается речью.

Под содержанием общения понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения. Люди обмениваются друг с другом ог­ромным количеством информации. Вот только некоторые ее типы:

• знания о мире;

• имеющийся опыт;

• приобретенные умения и навыки;

• имеющиеся способности;

• сведения о наличных потребностях;

• сведения об эмоциональных состояниях.

2. "Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид актив­ности".

У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворе­ния многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, твор­ческих, познавательных, творческих, эстетических. Психологи выделяют восемь основных целей общения:

контактная - "установление контакта как состояния обоюдной готовнос­ти к приему и передаче сообщения";

информационный обмен сообщениями - прием и передача сведений, инфор­мации;

побудительная стимуляция - склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;

координационная - взаимное ориентирование при совместной деятельности;

понимание;

эмотивное возбуждение - обмен эмоциями;

* установление отношений;

оказание влияния.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru