Оценка качества высшего образования
Оценка качества высшего образования.
Реферат по дисциплине «Акционистские и партисипаторные исследования»
Подготовила: ст-ка ФУСС, гр.СЦР-41, Ситкалеева А.В.
Саратовский государственный технический университет
Саратов 2006
Определяющим фактором общественного развития на рубеже веков стал интенсивный переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному сообществу, сопровождающийся глобализацией большинства мировых процессов. Во всех сферах человеческой деятельности происходят кардинальные изменения. Это относится и к системе высшего образования. Повышаются запросы общества к качеству профессионального образования; меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.1
Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержки предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этих сложных и труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Но важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Ведь именно качество, способность к осуществлению инновационной деятельности определяют имидж любого вуза в общественном мнении, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы, а следовательно, и создавать необходимые условия для дальнейшего повышения качества образования. Именно поэтому, наверное, в последние годы Министерство образования РФ постоянно обновляет образовательные стандарты, изменяет устаревшие и создает новые специальности.
В России в 2002 году принята Концепция развития образования до 2010 года, определяющая три главные его задачи: доступность, качество и эффективность. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов высшей квалификации сверху, под эгидой Министерства образования РФ, происходит с использованием таких инструментов как лицензирование, аттестация и аккредитация. Вместе с тем известно, что эволюция качества работы организации проходит три этапа: качество, ориентированное на инспекцию; качество процесса и, наконец, качество проекта2.
Таким образом, продолжая тенденцию укрепления пирамиды власти в стране, Министерство образования строит скорее систему обеспечения качества образования, ориентированную именно на инспекцию. Аккредитация, по сути представляющая оценку качества со стороны Министерства образования РФ, является к сожалению, достаточно формальной и не дает реальной информации о положении дел на рынке высшего образования, поскольку отражает мнение не всех заинтересованных сторон, а лишь Министерство образование РФ.
Минобрнауки России и Рособрнадзор должны в этом году разработать и утвердить план создания общероссийской системы оценки качества образования. Необходимо будет развивать существующие организационные структуры, Механизмы и процедуры по следующим направлениям:
упорядочивание информационных потоков — исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности;
объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;
введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;
осуществление централизованной разработки диагностических средств;
разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.3
Качество высшего профессионального образования определяется множеством показателей, среди которых основными являются «подготовленность педагогического персонала, его участие в научно – исследовательской работе, отработанность образовательных стандартов и программ, довузовская подготовка абитуриентов, организация учебного процесса, состояние материальной и сетевой базы учебного заведения и множество других»4. В настоящее время ситуация в Российской высшей школе изменилась кардинально. В общественном мнении снова поднялся престиж большинства профессий, требующих высшего образования, возросли конкурсы абитуриентов, численность студентов по всем формам обучения. Совершенствование контроля и управления качеством образования в настоящее время — одно из направлений модернизации системы российского образования. В одобренных Правительством России приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
До недавнего времени большинство специалистов аппарата управления образованием относились к проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно. Результаты, которые показывали школьники в СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, таких как программа международной оценки обучающихся — мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии Programme for International Student Assessment (PISA) и сравнительное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS) — фактически никого не интересовали. Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшим профессиональном сообществом, связанным с проводимыми международными исследованиями.5
После начала эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) ментальность управленцев начала изменяться, и многие руководители почувствовали необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и в целом муниципальных и региональных образовательных систем. Именно желание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стимулирует поддержку большинством руководителей системы образования обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.
Единый государственный экзамен, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Фигурально выражаясь, экзамен показывает лишь «температуру» в данном образовательном учреждении или в совокупности образовательных учреждений. Но для принятия управленческих решений этого недостаточно. Поэтому появляется необходимость в дополнительных данных.
При обсуждении проблемы оценки качества образования необходимо учитывать, что часто в дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
При постоянном увеличении количества учащихся неизбежно обострение проблемы ресурсного обеспечения вузов. Преподавательский состав – наиболее сложно и медленно восполняемый ресурс. По данным В. Кружалина, контингент студентов за десять лет вырос в два раза, численность профессорско-преподавательский состав – только на 15%. Основной прирост учебной нагрузки закрепляется за счет внутривузовского совместительства, активного привлечения аспирантов дневной формы обучения, что не может не сказаться негативно на качестве подготовки будущих специалистов6.
Качество образовательного процесса оценивается вузом либо самостоятельно, либо с помощью аттестационных комиссий ГЭК, потребителей, выпускников… Качество же подготовки специалистов – потребителем. В этом случае оно понимается как свойство объекта и продукции (или услуги), отвечающее требованиям контроля или заказчика. Образовательный процесс нужно рассматривать четко различая два понятия: качество подготовки специалистов и качество самого этого процесса.7
Существует два подхода к качеству. Первая – практическая, заключается в том, что качество определяется как степень соответствия целям. Однако у потребителя, студента, агентов, задействованных в учебном процессе, цели могут быть разными, поэтому и качество может пониматься ими по-разному. И в этом смысле подход к его оценке связан со степенью этого соответствия, что и позволяет, в свою очередь, говорить об управлении качеством. Вторая – касается внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного. И первая и вторая точки зрения – крайние. Подходы принятые сейчас в Европе объединяют обе.8
Качество как степень соответствия целям – одна из наиболее работающих сегодня категорий, на основании которой в международной практике выделяют пять основных подходов.
1. Традиционный подход состоит в следующем: обеспечить качество образования – значит, сделать его престижным, потому что по определению выпускник такого вуза занимает более выгодные позиции на рынке труда.
2. Научный исходит из соответствия стандартам.
3. Менеджерский подход предполагает, что качественным может считаться образование, которым удовлетворен клиент.
4. Потребительский, здесь потребитель определяет качество, и в результате любое его желание будет исполнено. Главное, что вуз получит за это деньги.
5. При демократическом подходе вуз приносит пользу обществу, тому региону, где он находится.
В настоящее время качество подготовки специалистов в большинстве вузов во многом определяется состоянием материальной базы (т.е. количеством квадратных метров учебно-лабораторных площадей, наличием всего необходимого оборудования, использованием широкого спектра современных информационных технологий).
На данный момент существует Проект «Положения об эксперте для системы независимой оценки качества высшего образования».
Здесь основной целью деятельности экспертных комиссий и их членов является оценка условий реализации образовательных программ высшего профессионального образования образовательным учреждением высшего профессионального образования и уровня подготовки лиц, обучающихся в вузе.
Основными задачами экспертов являются:
содействие в осуществлении государственного контроля качества высшего образования государственному органу управления образованием в вузе;
оценка целей и содержания реализуемых основных образовательных программ и их соответствия государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, а также уровня и качества подготовки студентов высших учебных заведений;
оценка условий реализации основных образовательных программ вузе и их соответствии установленным требованиям;
оценка уровня организации и проведения процесса обучения в высшем учебном заведении;
оценка результатов, достигнутых вузом при подготовке студентов и выпускников.
Эксперт - это лицо, обладающее специальными познаниями в сфере высшего образования и привлекаемое органом управления образованием для осуществления экспертизы высшего учебного заведения9.
Не все из стремящихся попасть в вузы готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, могут полноценно осваивать программы. И это вынуждает вузы в известной мере подстраивать свои образовательные программы под их уровень. Это важный момент, определяющий качество высшего образования в целом.
Существенно выросла потребность в повышении квалификации и переподготовке специалистов. Одного диплома становится недостаточно для успешной карьеры (особенно в бизнесе и политике). Способные молодые люди ориентируются на получение двух, а то и трех дипломов о высшем образовании. В деканатах многих вузов скапливается немало заявлений от успешно занимающихся студентов с просьбой разрешить им осваивать одновременно другую специальность. Иногда им разрешают учиться на другом факультете бесплатно. Что противоречит Федеральному Закону «О высшем и послевузовском образовании», в котором говорится, что гражданину разрешается получать за счет бюджетных средств только одно высшее образование.
Работа на рынке образовательных услуг неизбежно приводит к тому, что вузы оказываются в отношениях конкуренции, соперничества следовательно, возникает проблема повышения их конкурентоспособности.
Основные принципы отбора показателей для оценки качества образования:
ориентация на требования внешних пользователей;
учет потребностей системы образования;
минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
иерархичность системы показателей;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
соблюдение морально-этических норм в отборе показателей10.
Следует отметить, что мгновенное создание системы, которая будет решать вышеназванные проблемы, невозможно. Поэтому необходимо максимально использовать существующие формы контроля качества образования, в частности, созданную инфраструктуру в рамках эксперимента по введению единого экзамена, механизмы и процедуры единого госэкзамена, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных, увязывая их с общероссийской системой оценки качества образования.
В рамках создания ОСОКО важно решить вопрос и о качестве профессионального образования. Хотя в профессиональном, как и в общем образовании, имеются определенные наработки, предстоит еще многое сделать. Необходимо будет провести ряд комплексных исследований и усовершенствовать организационные механизмы. В частности, в области высшего профессионального образования к этому подталкивает Болонская конвенция. При этом в систему независимой оценки качества деятельности учреждений профессионального образования должны включаться не только работодатели, но и сами абитуриенты.
В Российском образовании повторяются мировые тенденции превращения высшего образования из элитного в массовое: его получают не избранные, а большая часть молодых людей, окончивших средние школы.
Оценивая экономические проблемы высшего образования следует в первую очередь отметить, что вузы в основном сумели адаптироваться, приспособиться к условиям рыночной экономики, создать стабильные многоканальные системы финансирования. в большинстве университетов внебюджетные поступления составляют не менее половины годового бюджета11. Вузы, выполняя основной объем экономической деятельности на рынке образовательных, научных и образовательных услуг, в полной мере освоили предпринимательские подходы в условиях рыночной экономики, чего не скажешь о государственных вузах, где управление по прежнему в значительной мере остается централизованно-директивным.
Университеты сегодня входят в единый глобальный динамично развивающийся контекст. И только те из них, которые обладают стратегическим видением и подвижными структурами управления, смогут успешно конкурировать в условиях постоянных социальных и экономических перемен.
Список литературы
Качество дополнительного профессионального образования научно – педагогических работников вузов: материалы межрегионального семинара 6 – 9 октября 2003г./Отв. ред. А.Ю. Слепухин, Саратов: СГТУ, 2004. 167с.
Аавиксоо Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему/ Я.Аавиксоо//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2002. №6. С.3-8.
Долженко О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте/ О.Долженко//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2001. №6. С.15-23.
Борисова Е. Качество образования и место высшей школы в обществе/ Е.Борисова//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2003. №11. С.9-14.
Кликунов Н. К проблеме оценки качества подготовки специалистов/ Н.Кликунов//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2002. №4. С.9-12.
Кузьмина Е. Материально – техническая база вуза и ее влияние на качество обучения/ Е.Кузьмина// Alma Mater/Вестник высшей школы. 2002. №8. С.28-30.
Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики/ Г.Ф.Куцев//Педагогика. 2004. №3. С.12-23.
В.А. Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования http://attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
Проект "Положение об эксперте для системы независимой оценки качества высшего образования" http://umo.law.edu.ru/content.asp?cnt=12
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа
1 Куцев Г.Ф. обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004. №3.С.12.
2 Борисова Е. Качество образования и место высшей школы в обществе//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2003. №11. С.9-14.
3 В.А. Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования
http://attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
4 Куцев Г.Ф. обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004. №3. С.12.
5 В.А. Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования
http://attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
6 Куцев Г.Ф. обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004. №3. С.13.
7 Соловьев В., проректор, менеджер по качеству Московского института стали и сплавов (технологический университет). Цит. по Долженко О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте/ О.Долженко//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2001. №6. С.16.
8 Долженко О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте/ О.Долженко//Alma Mater/Вестник высшей школы. 2001. №6. С.16-17.
9 Проект "Положение об эксперте для системы независимой оценки качества высшего образования"
http://umo.law.edu.ru/content.asp?cnt=12
10 В.А. Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования
http://attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
11 Куцев Г.Ф. обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004. №3. С.13.