Как подготовить новорожденного к общению
Как подготовить новорожденного к общению
Период новорождённости длится с момента рождения ребёнка до появления первой ответной улыбки на обращение взрослого человека. Обычно он охватывает 1-й месяц жизни ребёнка. В этот период происходит подготовка младенца к общению. Чтобы обеспечить включение механизмов общения, необходимо выполнение трёх воспитательных задач.
Во-первых, Вы должны относиться к ребёнку как к личности. Это означает, что любую процедуру, проводимую с младенцем, нужно сопровождать речью так, как будто малыш-всё понимает и может ответить. Речь должна быть очень выразительной и максимально адресованной ребёнку, говорить следует негромким ласковым голосом и обязательно включать в “разговор” одобрения и порицания действий малыша, как если бы он совершал их с полным сознанием.
Таким образом, организуется атмосфера общения, в которой взрослый выполняет пока роль обоих партнёров. Ребёнок фактически ещё не является партнёром по общению, но постепенно поток воздействий, обращённых к нему, создаёт у малыша привычку и вкус к ласке, тёплым словам, т.е. формирует потребность в общении. Помните, что общение заключается не только в словах. Ваша отзывчивость на те или иные проявления малыша, сопереживание ему, быстрые и эффективные меры по устранению дискомфорта также выражают Ваше отношение к нему, придают значимость его поведенческим проявлениям, которые вскоре станут использоваться ребёнком в качестве собственных средств общения.
Не менее важна и вторая задача - установление контакта взглядов. Контакт взглядов - один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять. С этой целью следует приближать или слегка удалять своё лицо, нащупывая наилучшее расстояние для его восприятия ребёнком. Сопровождая свои действия ласковыми словами и улыбкой, Вы поможете малышу скорее обнаружить Вас и продлить контакт взглядов.
Если младенец просыпается только для кормления и сразу начинает кричать, покормите его, однако если он тут же не уснёт, попробуйте поймать его взгляд. Поначалу Вам это не удастся, но повторяйте свои попытки всякий раз, когда ребёнок лежит с открытыми глазами.
Третья важная воспитательная задача - подкрепление улыбки младенца. Улыбка, как Вы уже знаете, - самые яркий коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнёру. Среди многочисленных гримасок новорождённого есть напоминающие улыбку. Вспомним, что это “физиологические” улыбки, ещё не обращённые к взрослому, а лишь отражающие внутреннее состояние ребёнка, вызванное физиологическими причинами или же просто “игра лицевых мышц”. Однако если взрослый выделяет эту улыбку и подкрепляет собственной, она очень скоро превращается в “социальную” улыбку, т.е. становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза взрослому и возникает, как только ребёнок сосредоточит взгляд на лице взрослого. Иногда малыш начинает улыбаться при звуках Вашего голоса, помогите ему найти Ваше лицо, установить контакт взглядов. Старайтесь чаще вызывать улыбку ребёнка, обращаясь к нему тихим ласковым голосом, поглаживая нежно щёчку или тельце, глядя в глаза. Эти воздействия лучше производить, когда ребёнок находится “под грудью”, и приурочить их к тому моменту, когда младенец поел, но еще не начал дремать. Если же он бодрствует до кормления, общайтесь с ним в это время, лишь бы малыш воспринимал Ваши обращения положительно. Купание и пеленание - также подходящие ситуации для восприятия Ваших воздействий, равно как и массаж и физкультура.
Правильное воспитание новорождённого обеспечивает к концу 1-го месяца жизни завершение подготовки ребёнка к вступлению в общение с окружающими взрослыми.
Если же Вы не разговариваете с ребёнком, не стремитесь к контакту взглядов, не вызываете его улыбку, то и на втором месяце он ещё не будет готов к общению. Не затягивайте период новорождённости. Уже в первые недели жизни подвешивайте игрушки к кроватке ребёнка, они подчас привлекают внимание малыша, и он, возможно, потренируется фиксировать на них взор в те моменты, когда Вы занимаетесь домашними делами.
Использованы материалы книги: Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Раисников В.Г. «Психология Вашего младенца»
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа