Под знаком Минотавра

Под знаком Минотавра

Елена Косолобова

Загадочные письмена

Одним из величайших потрясений для научного мира XIX века стало открытие Генрихом Шлиманом гомеровской Трои. Сенсацией явился не сам факт находки города — к тому времени были обнаружены цивилизации гораздо более древние. Сенсацией стало то, что легендарная цивилизация, описанная Гомером, которая прежде считалась мифом, оказалось реальностью.

И вот спустя несколько десятилетий на острове Крит находят еще более древнюю цивилизацию, возможно, самую древнюю в Средиземноморье, которая получает название Минойской (по имени легендарного царя Миноса). «Исключительное явление: ничего греческого, ничего римского», — пишет в своих дневниках Артур Эванс, один из первооткрывателей. По счастливому стечению обстоятельств он приобретает участок земли на том месте, где прежде находился царский дворец. С этого и начинается история открытий. Однако и сто лет спустя Крит еще не раскрыл свои тайны и, наверное, преподнесет сюрпризы еще не одному поколению ученых.

Например, мы так и не приблизились к разгадке того, что за народ населял этот остров пять тысяч лет назад. Первых жителей острова обычно называют пеласгами. Но кем были эти люди? Неподалеку от одного из древних критских центров — Феста — был найден диск с непонятными знаками, которые так и не удалось расшифровать. Они даже отдаленно не напоминают ни один из известных сегодня языков. Был ли он написан теми самыми пеласгами или завезен купцами с другого конца света?

Примерно в то же время были найдены глиняные таблички с письменами на неизвестном языке. Когда гораздо позже, в середине XX века, Майклу Вентрису удалось расшифровать надписи на табличках, оказалось, что это архаический греческий язык, который старше Гомера по меньшей мере на 500 лет.

Наверное, очень необычное ощущение испытали ученые, когда на истертых временем плитах ожили имена, известные нам по героическим эпосам — Ахилл и Аякс, Тесей и Нестор, — и оказалось, что имена эти когда-то принадлежали самым обычным людям и были так же распространены, как сегодня Сергей, Анна или Андрей. Всегда удивительно бывает прикоснуться к истокам нашего мира, когда начинаешь понимать, что и многие тысячелетия назад жили похожие на нас люди... Подумать только: еще сто лет назад считалось, что культура Средиземноморья возникла всего за 7—8 веков до нашей эры. Найденные в Трое, Микенах и Тиринфе, на Крите следы (и какие следы!) цивилизации отодвинули границы человеческой культуры еще на 2—3 тысячи лет!

Тогда, за несколько тысячелетий до начала нашей эры, критская цивилизация была самой могущественной на Средиземном море. Археологи, раскапывавшие остров, были поражены отсутствием крепостей, стен и оборонительных сооружений. Это породило миф о детях моря, светлых и жизнерадостных существах, чья жизнь была раем на земле. Сейчас считается, что Крит был прекрасно защищен своим флотом, самым мощным по тем временам, созданным еще легендарным царем Миносом.

Царь Минос

Минос — еще одна критская загадка. Возможно, он не был совсем уж легендарной фигурой, а существовала в незапамятные времена целая царская династия, носящая это имя. Первый Минос, как повествуют легенды (что касается Крита, здесь все — сплошные легенды и предположения), был сыном самого Зевса и Европы, дочери финикийского царя. Она была похищена богом, обратившимся в быка, и привезена на Крит, где родила трех сыновей — основателей династии: Миноса, Радаманта и Сарпедона.

Минос и Радамант были одними из первых законодателей в мире. Сам Платон, говоря об идеальном государстве, ссылался на совершенные законы, данные царем Миносом. Их знал и легендарный правитель Ликург, давший законы Спарте. Считается, что царь Кносса раз в девять лет получал в Диктейской пещере оракулы от своего отца, Зевса, и после этого посланник Кносса объезжал зависимые от Крита территории и раздавал последние царские распоряжения. Минос приобрел господство над большей частью Эллинского моря, над островами, и в те времена (скорее всего, это происходило где-то до 1800 г. до н.э.) Крит был центром большой конфедерации государств и колоний на Средиземном море.

Родина древних богов

В 1470 году до н.э. в результате сильнейшего землетрясения были разрушены величественные дворцы Кносса, Феста и других критских «городов» (Гомер называет Крит «стоградным», и действительно считается, что на острове было около 90 центров). Звезда древней цивилизации закатилась. Ее наследницей стала ахейская цивилизация (помните гомеровскую Троянскую войну, странствия Одиссея, царей Менелая и Агамемнона?), которая, в свою очередь, погибла примерно три-четыре века спустя; ее сменила культура эллинов... Можно продолжить и дальше, но интересно, что критская культура не ушла бесследно и ее осколки дошли до исторических времен — через богов, через мистерии, через мифы.

Где, например, родина царя богов Зевса? На Крите. Там, в Диктейской пещере, его выкормила коза Амальтея, а куреты защищали бога-младенца от грозного отца. В наши дни при раскопках находят пещеры со следами жертвенников и священными предметами, относящимися к культу Зевса, — изображениями быка и двойными топорами-лабрисами.

Там же находится и родина Диониса, сына Зевса и Персефоны — бога Элевсинских мистерий и орфических таинств. Там, как повествуют мифы, титаны растерзали и съели юного бога в образе быка (бык сопровождает нас на Крите на каждом шагу!), а потом Зевс испепелил их молнией и из пепла титанов и Диониса создал людей.

Здесь когда-то находился пуп земли — ее символический центр, — до тех пор, пока не был перенесен в Дельфы.

И здесь же жил чудовищный получеловек-полубык Минотавр.

Легендарный лабиринт найден?

Итак, история открытий на Крите началась с дворца, обнаруженного Артуром Эвансом. Именно этот дворец впоследствии получил среди ученых название «лабиринт», и не случайно. Глазам археологов предстало невиданное зрелище: остатки огромного хаотичного сооружения в один, а местами и в два-три этажа, занимавшего площадь около 10000 м2. Это действительно был своего рода лабиринт из комнат, мастерских, кладовых, никуда не ведущих коридоров, внутренних двориков, залов для собраний... Один из залов археологи окрестили «тронным», а Эванс объявил, что здесь находится «древнейший престол в Европе». Были найдены и комнаты непонятного назначения, скорее всего служившие святилищами и местами для проведения церцемоний. Древние дворцы Крита были отнюдь не царскими резиденциями, а очагами культуры и духовности: отсюда исходили государственные законы, здесь создавались шедевры критского искусства, здесь правил царь, одновременно являвшийся верховным жрецом.

Вряд ли чудовищный Минотавр обитал в этом лабиринте. Да и жил ли он вообще? Но любопытно, что в северо-западной части дворца была найдена комната, которую назвали «комнатой танцев», где на полу начертаны линии, изображающие лабиринт. Можно предположить, что во дворце проводились специальные церемонии, которые имитировали прохождение человека через лабиринт и миф о Тесее и Минотавре. В этом аспекте дворец как место древнейших таинств мог быть домом «Минотавра» — одного из жрецов в маске быка, посвящавшего неофита-Тесея в давно ушедшие Мистерии.

А.Ф. Лосев пишет, что ритуальный танец, изображавший движение героя по лабиринту и выход из него, мог символизировать движение светил, где жрецы-танцоры изображали Солнце и планеты. А сам Минотавр символизировал Солнце! Почему бы и нет? Ведь традиционно бык был солнечным животным. Вспомните, к примеру, египетских быка Аписа или Нут-Небо, в образе коровы рождающую Солнце-быка. Минотавр на многих рисунках изображается с телом, покрытым звездами. Наконец, бык был одним из священных животных Зевса и Посейдона. И Минотавр мог представлять древнейшую ипостась царя богов — Зевса, или Солнце, в его аспекте породителя жизни — того, кто дает жизнь всему сущему.

Визит к Минотавру

Тогда почему же в мифе Минотавр предстает чудовищем, пожирающим свои жертвы? Проблема заключается не в Минотавре, а в том, что мы потеряли ключи к древним мифам и рассматриваем их скорее как забавные или страшные сказки, а не как символическое изложение великих космических и человеческих законов.

Историки считают, что миф о Тесее и Минотавре рассказывает о тех временах, когда Крит правил над всем Средиземноморьем и облагал свои колонии данью (те самые семь девушек и семь юношей, которых, по мифу, должны были присылать на Крит Афины). И победа Тесея символизирует освобождение Афин из-под критского владычества.

Можно предположить, что миф рассказывает о древних таинствах, данных еще царем Миносом, центром которых был Крит. А юноши и девушки, предназначенные в жертву Минотавру, действительно оставались в лабиринте — становясь жрецами и жрицами (одно из символических значений поедания — трансформация, переход на новый качественный уровень, своего рода смерть и новое рождение). И в этом контексте победа Тесея говорит о смене эпох, об историческом моменте, когда древние боги уходили в прошлое (символически в мифах становясь чудовищами, силами хаоса) и их место занимали новые боги и герои (символизировавшие порядок и свет, побеждающий хаос и тьму).

Загадка Минотавра

Мифы не только передают давние исторические события и следы древних церемоний, но и рассказывают о процессах, происходящих в человеческой душе. В психологическом аспекте каждый из нас имеет свой лабиринт и своего Минотавра — слепое и лишенное разума начало, которое обитает в глубокой тьме, в сердце лабиринта, в глубине нашей души. А лабиринт традиционно отражает иллюзорность мира, в котором так трудно найти свой путь, узнать свое предназначение. Древние церемонии лабиринта, совершаемые жрецами и жрицами, символизировали путь человеческой души в этом мире. Блуждая по лабиринтам иллюзии, чтобы найти выход, человек должен дойти до сердца лабиринта, встретиться там с Минотавром — своей неразгаданной, таинственной, бессознательной частью — и победить его.

По мифу, Тесей проникает в лабиринт вместе с пленными юношами и девушками, чтобы сразиться с чудовищем и навсегда покончить со страшной данью, которой он облагал людей. Но герой идет не с пустыми руками: он вооружен мечом (или секирой-лабрисом) и держит в руках путеводную нить (тот самый знаменитый клубок, врученный Ариадной, чтобы Тесей мог найти путь обратно). В мистериях Ариадна давала Тесею не клубок, а веретено. Оно имеет очень красивую древнюю символику: символизирует несовершенство человека, который вынужден снова и снова «разматывать нить» свой жизни, проникая в «лабиринт», проходя испытания, накапливая опыт, с тем чтобы с каждым разом, вернувшись из собственного «лабиринта» с очередной маленькой победой, «наматывать нить» на веретено все лучше и лучше, становясь более совершенным. «Нить» — это наша память, она позволяет не повторять ошибки. Она напоминает нам, зачем мы идем в «лабиринт» жизни и зачем проходим свои жизненные испытания. А обоюдоострая секира, с которой Тесей побеждает Минотавра, символизирует человеческую волю, волю к действию и желание перемен. По одной из версий мифа, когда Тесей убивает Минотавра, его секира превращается в факел, освещающий путь.

Крит на перекрестке эпох

Легендарная история Крита начинается с момента, когда Зевс, превратившись в прекрасного белого быка, увозит финикийскую царевну Европу и от их брака рождаются первые критские цари. Возможно, Крит был как-то связан с Финикией и принял от нее культурный импульс?

Крит был связан и с Египтом. В египетских папирусах Нового царства сохранились упоминания о народе кефтиу — критянах. А верховное божество в образе быка может иметь общие корни с египетским богом Аписом.

Мы так и не знаем, кем были первые критяне, и можем только строить догадки, откуда пришла их культура. Возможно, Крит был одним из последних осколков древнего мира — настолько древнего, что нам трудно вообразить, — который сохранил и «переплавил» в своей культуре его таинства и века спустя передал импульс Греции.

Кто знает, быть может, когда-нибудь будут найдены остатки легендарного затонувшего Посейдониса — острова, описанного Платоном, — и будет доказано существование цивилизации атлантов? Быть может, когда-нибудь ученые найдут доказательства, что древние пеласги были далекими потомками и последним осколком цивилизации атлантов и унаследовали от них свою столь удивительную и необычную культуру? Сейчас мы можем лишь строить догадки.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа