Использование дидактической игры в ознакомлении с окружающим детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактической игры в ознакомлении с окружающим детей старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа

Введение.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

По мнению ряда авторов (1;3;5) основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель (7) был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем (7) систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем.

Е.И.Тихеева (12), автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер (5), В.Н.Аванесова (1) и другие. Аванесова (1) считала дидактическую игру важным средством образовательной работы.

Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

В последнее время поиски ученых З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О.Смирнова и другие (2) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

В дидактической игре – указывала Богуславская (2) формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.

Изучив литературу, определила цель и задачу курсовой работы.

Цель курсовой работы:

Изучить влияние дидактических игр на умственное развитие детей 5 – 7 лет.

Задачи исследования:

Проанализировать содержание дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.

Выявить специфику руководства дидактическими играми старших дошкольников.

Показать роль наглядного материала в организации дидактических игр.

Практическая значимость работы:

Разработка рекомендаций для воспитателей по организации дидактических игр.

Объект исследования.

Процесс умственного развития дошкольников 5-7 лет.

Предмет исследования.

Методика руководства дидактическими играми.

Глава 1. Характеристики дидактических игр, используемых в работе со старшими дошкольниками.

Виды дидактических игр.

Бондаренко А.К. (3) указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки (3). В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Детям 5-7 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению.

Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. (Проводятся так же, как и с предметами) Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов».

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения.

В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, замков).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?».

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».

Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

1.2. Содержание дидактических игр по разным разделам программы для детей 5-7 лет.

У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами, определенными «Программой обучения и воспитания в детском саду» (8) содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.

В разделе «Ознакомление с окружающим» определены следующие задачи:

- расширение представлений об окружающей действительности;

- закрепление знаний о труде взрослых;

- уточнение представлений о предметах и их признаках.

Для решения этих задач организуются соответствующие дидактические игры.

В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.

Со старшими дошкольниками проводится много игр с целью закрепления знаний о труде взрослых.

Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

В дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях труда, воспитывается интерес к труду взрослых.

А в играх «Из чего и кем сделано?», «Кем быть?» углубляются и закрепляются знания старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к труженикам села.

В Программе в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

Для реализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.

В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания об овощах.

В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года.

Кроме этого проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. В Программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации и обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Для решения этих задач рекомендуется проводить такие игры:

«Звуковые часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кузовок» и другие.

Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками для развития элементарных математических представлений. Это игры для развития знаний о форме:

«Найди такой же формы», «На что похоже?», «Каждую фигуру на свое место», «Найди свой значок», «Склеим чайник» и другие.

О величине:

«Большой – маленький», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Сломанная лестница» и другие.

Для совершенствования знаний о количестве и счете детям предлагаются игры: «Найди соседей числа», «Что изменилось?», лото «На один меньше», «Числовая лесенка».

О величине:

«Палочки в ряд», «Расставь по порядку», «Что бывает широкое?»

В Программе также выделены музыкально-дидактические игры.

На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».

На развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята».

На развитие ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм».

На развитие гармонического ладового восприятия: «Грустно или весело», «Сколько слышишь звуков?».

1.3. Использование вариантов дидактических игр с детьми 5-7 лет.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Воспитатель должен заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Много различных дидактических игр различной вариативности предлагает Бондаренко А.К. (3).

Рассмотрим усложнения на примере нескольких игр.

Дидактическая игра «Где был Петя?»

Вариант 1.

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая

заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада.

Примерное описание (данное детьми).

Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Ивановна гладила его утюгом. Гудела стиральная машина. (прачечная).

Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая и светлая.

(зал).

Воспитатель предупреждает, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада.

Вариант 2.

Можно усложнить игру. Воспитатель при её повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой. Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же различными словами. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами. В мешках была морковь, а в большом ящике – картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище». Воспитатель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному».

Вариант 3.

Можно предложить более сложный вариант.

Воспитатель говорит детям:

- Мы с вами хорошо знаем наш город (или станицу). Мы ходили на экскурсию, видели какие учреждения, здания, улицы есть в городе (станице). А вот Петя только недавно приехал к нам. Расскажите, где он побывал и что он увидел. А мы отгадаем.

Дети рассказывают о библиотеке, школе, кинотеатре, главной улице. Воспитатель помогает детям выделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта. Например, Ира дала такое описание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с книгами. Люди стояли и рассматривали их». По этому описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или библиотеке. Воспитатель уточняет: «Книги там продавали или выдавали?» «Выдавали» - отвечает ребенок. «Куда же попал Петя?» «В библиотеку».

Вариант 4.

В следующий раз воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике и так далее, используя имеющиеся у них знания, полученные в детском саду и дома.

Вариант 5.

Воспитатель говорит детям о том, что Петя очень любит читать книги, и предлагает:

- Пусть он расскажет, о каком либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя.

Предупреждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду.

Примеры рассказов детей:

«Маленькая девочка очень любила свою бабушку. Она ходила к ней в гости через лес, носила пирожки и молоко. По дороге собирала цветы».

«Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а старуха его все время ругала. Она была злая». ( Автор Бондаренко А.К. (3).

Дидактическая игра «Кто ты».

Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такие: мать, отец, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и тому подобное. Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится.

Игру можно усложнить. Если рассказывать быстрее, а одну и ту же роль называть чаще.

Игра «Отвечай быстро».

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-то мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. «Зеленый»- говорит воспитатель, делает паузу и бросает мяч Оле. «Лист» - отвечает Оля, и сказав «голубой»- бросает мяч Ване. Игра продолжается.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. (Деревянный – стол, и т.д.)

Усложнение.

При повторении можно предложить, поймав мяч, называть не один, а два или несколько предметов.

Таким образом, использование игр с различными усложнениями позволит поддержать интерес детей к игре, а также развить познавательную активность старших дошкольников.

Глава 2. Методика организации и руководства дидактическими играми.

2.1. Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.

Богуславская З.М. (2), Бондаренко А.К. (3) указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

2.2. Специфика наглядности, применяемая в дидактических играх в старшем дошкольном возрасте.

В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование наглядного материала в старших группах разнообразно, с учетом возрастающего опыта детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим.

Детей этого возраста привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем раньше количество частей. Наглядность в играх старших дошкольников прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок). Начальный показ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении.

В качестве средства познания скрытых связей и отношений воспитатель использует моделирование. В играх для прохождения различных маршрутов используются планы-схемы (игры «Секреты», «Найди свою игрушку», «Лабиринт», «Кто быстрее найдет дорогу к дому»).

Много наглядного материала используется в серии дидактических игр по сенсорному воспитанию, разработанных Л.А.Венгер.

Это таблицы для расширения знаний о форме и величине предмета, схемы для выкладывания геометрических фигур.

В дидактических играх по развитию речи используются схемы для составления описательных рассказов о посуде, овощах, игрушках, одежде, временах года.

Также целесообразно использование в старших группах различных игрушек.

2.3. Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

В различных дидактических играх решаются задачи познавательного развития. Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и другие дети учатся объединять предметы по 2-3 признакам и на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.

Игра «Магазин».

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца. Игра с купленными игрушками.

Ход игры: Дети садятся перед столом с игрушками. Воспитатель говорит о том, что открылся магазин игрушек. Купить игрушку сможет тот, кто точнее опишет её. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.

В играх «Кто где живет?», «Путешествие в лес» у детей развиваются элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой.

Игры «Путешествие по городу», «Куда спряталась кошка?», «Найди столько же» помогают детям овладеть действиями моделирования, как способом опосредованного решения познавательных задач.

Игра «Путешествие по городу».

Дидактическая задача: Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровое правило: Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия: Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры: Картинки раскладываются на столах в разных местах комнаты. Дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Каждой группе дается задание: одной – посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, и тоже собрать картинки. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и собирают нужные им картинки. Возвратившись, путешественники ставят на подставку картинки. Затем рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись.

В играх «Где были, что видели?», «Путешествие по стране» у детей развивается представление о природе, как среде обитания человека, изменение образа жизни людей в зависимости от природных условий, в которых они живут.

В дидактических играх происходит обогащение знаний детей о материалах, из которых изготовляются вещи (металл, пластмасса, стекло, фарфор, ткань), об их физических качествах и свойствах. Стекло прозрачное, не пропускает воду, вещи из стекла могут быть самой разной формы, они бьются. При этом воспитатель дает разнообразные задания на сравнение предметов по:

- длине (чулок, носок);

- форме (шарф, платок, косынка);

- цвету (одинаковые по форме и размеру чашки, но одна синяя, а другая белая с цветами);

- материалу (салфетка из бумаги и ткани).

К концу года дети, руководствуясь этими отличиями, без помощи педагога объединяют предметы в пары и делают умозаключение:

«Оба предмета деревянные», «Обе вещи красного цвета» и тому подобное.

Заключение

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

Выводы:

Ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.

Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.

Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:

Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),

Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);

Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).

Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

Рекомендации для педагогов:

Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.

Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да – нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственного труда. Игра «Кем быть» (2 варианта).

Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Список литературы

Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.

Венгер Л.А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.

Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.

Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой. 2004.

«История педагогики» под руководством Шабаевой М.Ф., М., Просвещение, 1981.

Максаков А.И., Туманова Т.А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.

Ерофеев Т.И. «Занимательная математика».

Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.

Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.

Мухина В.С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.

Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа