О развитии социума
О развитии социума.
Гуленко В.В.
Вступление
Законы социального прогресса интересуют меня с 1986 года. Именно тогда впервые возникла мысль, что ритмы человеческой истории - зарождение, расцвет и гибель государств и цивилизаций, темпы экономического и социального развития, культурные эпохи - подчинены определенным циклическим закономерностям. Эта гипотеза, конечно, не нова. Однако предыдущие исследователи не обладали соционическим аппаратом анализа, на который я опирался, когда нашел объяснение этих циклов в универсальной природе соционических моделей [ 4 ].
Такой вывод во многом прояснил для меня картину развития социума, но не до конца. Смутило то обстоятельство, что никто особенно не обращал внимания на факт, что спираль может не только раскручиваться, но и закручиваться. Кроме того, что же заставляет историю отклоняться от прямой траектории? Где та сила, которая служит причиной ускорения? Как отличить горизонтальное движение социума от вертикальноого? Удовлетворительного ответа на вопрос о причинах неравномерности исторического развития не было.
Весь этот узел противоречий подвел меня к необходимости, опираясь на интуицию и предшествующий многолетний опыт соционических исследований, выделить в едином потоке времени несколько независимых ритмов - внутренних подводных течений исторического процесса. Был проведен своеобразный гармонический анализ сложной траектории социального движения.
Катализатором этой работы послужила практическая необходимость выдавать обоснованные политические погнозы и анализировать в республиканской печати и на радио поступки реальных политических деятелей Украины [ 8 ]. В результате была разработана целостная конценция анализа социально-политических процессов. В данной статье речь пойдет об основных законах, при помощи которых описывается весь комплекс поставленных проблем.
Первый закон соцпрогресса - сменяемость квадр
Я пришел к заключению, что квадра - это устойчивая т е м п о р а л ь н а я группа социона, являющаяся носителем духа и основных ценностей той или иной исторической эпохи. Это значит, что входящие в нее социотипы проявляют однонаправленную социальную активность в один и тот же промежуток времени [ 3 ]. Замечу, что требование единства места для квадры необязательно: квадралы могут проявлять синхронную социальную активность, находясь на совершенно различных участках социума. Их может разделять пространство, но не время. Каждая квадра имеет строго закрепленную за ней социальную миссию в истории [ 5 ]. "Мессианство" квадр проявляется следующим образом:
П е р в а я к в а д р а (альфа) - это ПРОСВЕТИТЕЛИ, которые создают и распространяют в социуме принципиально новые идеи общественного развития.
В т о р а я к в а д р а (бета) - это ВОПЛОТИТЕЛИ, которые внедряют новые порядки, создавая соответствующие им организационные структуры.
Т р е т ь я к в а д р а (гамма) - это РЕФОРМЕРЫ, которые снимают накопившиеся на предыдущем этапе противоречия через критику допущенных ошибок и реформирование жестких структур.
Ч е т в е р т а я к в а д р а (дельта) - это ПЕРФЕКТОРЫ, которые доводят первоначальную, но реформированную идею до исчерпания путем совершенствования ее организационного воплощения во всех областях.
В любом социуме происходит объективный процесс структурирования времени - сменяемость квадр по определенной схеме:
ПРОСВЕТИТЕЛИ ---------> ВОПЛОТИТЕЛИ
" новый виток "
"
" "
------ ПЕРФЕКТОРЫ <---------- РЕФОРМЕРЫ
Эта тенденция тем явственнее проступает, чем больший временной масштаб социума мы берем. Самый глобальный этногенетический цикл детально исследован Л.Гумилевым. Согласно его теории, в жизни любого этноса различаются такие этапы:
П е р в ы й э т а п - этнос или группа этносов формирует общественные структуры и укрепляет их; в этот период разрушаются одни государства и создаются другие; нередко совершаются переселения народов. Соответствует квадре воплотителей.
В т о р о й э т а п - раскол, междоусобицы; возникновение враждующих между собой религиозных, политических и социальных течений; "смутное время". Соответствует квадре реформеров.
Т р е т и й э т а п - социальная обстановка стабилизируется; происходит бурное развитие науки и техники, производства и торговли. Соответствует квадре перфекторов.
Ч е т в е р т ы й э т а п - удовлетворение потребностей, достаток, меценатство, разбазаривание ресурсов; начало упадка; распространение новых теорий и вероучений. Соответствует квадре просветителей.
Примеры. Кризис боярского правления и распространение западноевропейского влияния в ХVII в. ---> создание Российской империи Петром I ---> эпоха дворцовых переворотов ---> "золотой" век российского дворянства при Екатерине II.
Распространение идей марксизма в Российской империи ---> большевизм и создание советского государства ---> перестройка и распад СССР ---> ? .
Второй закон соцпрогресса - внутриквадровые кризисные переходы
Если первый закон соцпрогресса, вскрывая основные направления объективного движения социума, постулирует неизбежность смены его приоритетных ценностей, то второй закон указывает на более тонкий механизм этого процесса.
Как свидетельствует история, переход от эпохи одной квадры к эпохе другой, как правило, осуществляется скачкообразно быстро и резко. Этот скачек обычно бывает связан со смертью правителя и полной сменой его команды, контролировавшей положение на местах.
Что же касается внутриквадровых участков развития, то здесь обращает на себя внимание постепенное, но открытое и явное нарастание противоречий. Хотя этот вид кризисов и не связан с глобальными переворотами и уходом с арены целых поколений, но способен привести к драматическому противостоянию сторон (ситуация двоевластия). + Кризисные участки истории характеризуются экономическими, а часто и политическими неурядицами, которые происходят на фоне ломки устоявшихся стереотипов. В эти периоды внутреннего ослабления нередко происходят и завоевания одних государств или территорий другими.
Это явление удалось объяснить после открытия инициальных и терминальных вариантов соционических типов [ 6 ].
И н и ц и а л ь н ы е социотипы отличаются высокой эффективностью деятельности в начале решения какой-либо задачи. Инициировать - значит начинать дело, выводя его из состояния равновесия. Т е р м и н а л ь н ы е же социотипы более эффективны на заключительной стадии решения проблемы. Терминировать - значит завершать дело, приводя его в состояние равновесия.
Эти две ветви соцпрогресса я назвал в свое время восходящей и нисходящей [ 7 ]. Внутриквадровые противоречия я объясняю столкновением инициальных и терминальных ее представителей. Если инициальность квадры еще не исчерпала свой энергоресурс, а терминирующее начало в силу, скажем, численного перевеса терминальных подтипов уже стремится придать системе равновесие и стабильность, то возникновение разногласий и конкурентная борьба между ними неизбежны. Эти периоды я называю внутриквадровыми кризисными переходами (ВКП).
Как же сказывается разделение на инициальные и терминальные варианты на интертипных отношениях? - Видимо, в рамках решения диадной задачи, когда дистанция в коммуникации оказывается близкой, максимальный эффект достигается при взаимодействии инициального социотипа с терминальным, а в рамках более широкой групповой задачи, когда коммуникативная дистанция увеличивается, эффективнее взаимодействие инициатора с инициатором и терминатора с терминатором.
Таким образом, терминальные квадры господствуют на равновесных, стабильных, нисходящих участках прогресса, а на участках неравновесных, бурных, восходящих главную роль играют инициальные квадры. ВКП - это наиболее уязвимая точка прогресса, столкновение инициального и терминального начал, во время которого не исключено вмешательство третьей силы. Темпоральный ритм истории усложняется, приобретая следующий вид:
ПРОСВЕТИТЕЛИ ВОПЛОТИТЕЛИ
inl ter inl ter
ter inl ter inl
ПЕРФЕКТОРЫ РЕФОРМЕРЫ
Bпервые обратил внимание на эти субциклы русский ученый экономист H.Д.Кондратьев, описавший чередование повышательной и понижательной волн мировой рыночной конъюнктуры [ 9 ].
Примеры ВКП:
- Раздробленность Киевской Руси на отдельные княжества в условиях ter>inl привела к монгольскому завоеванию, прервав естественный цикл развития этноса;
- Августовский путч 1991 г. и переход фактической власти от Горбачева к Ельцину;
- Соционика, хронологически находясь в рамках квадры просветителей, попала в ВКП (борьба различных школ), что не только затрудняет ее практическое воплощение, но и грозит вмешательством и поглощением другой теорией.
Третий закон соцпрогресса - сменяемость энергогрупп
Первых два закона раскрывают объективную сторону прогресса в обществе, но не отвечают на вопрос, за счет чего это происходит. Последние наши исследования коснулись именно этой проблемы. Итак, где же берется энергия для социальных преобразований ?
Энергетическое функционирование социона, т.е. добыча и потребление энергии в нем, осуществляется путем образования, запуска и сменяемости э н е р г е т и ч е с к и х групп.
Энергетические группы, больше известные в литературе как кольца соцзаказа, образуются на осях левые/правые и экстраверты/интроверты. Правое - постепенное - направление социального прогресса называется э в о л ю ц и е й, а левое - ускоренноскачкообразное - и н в о л ю ц и е й.
Эволюторы имеют в формуле социотипа перед первой функцией знак "+", а инволюторы - знак "-". Hапример, сенсорно-этический экстраверт +F-R - эволютор, а сенсорно-логический экстраверт -F+L - инволютор [ 6, 7 ].
Энергетические группы образуются следующим образом:
эволюция
"
СЕРФЕРЫ " ЭВАКУАТОРЫ
"
"
экстра -------------"--------------- интро
"
"
ФАЙТЕРЫ " АРМЕРЫ
"
инволюция
И н в о л ю т о р ы - и н т р о в е р т ы, или АРМЕРЫ, это те социотипы, которые "закручивают пружину" соцпрогресса, добывают энергию для дальнейшего движения, вооружают последующую группу всем необходимым для прорыва (анг. armourer - оружейник). К ним относятся SCIENTIST(ЛИИ), QUESTOR(ИЭИ), CONSERVATOR(ЭСИ) и ARTISAN(СЛИ).
Примечание. В статье используются американские названия социотипов D.Keirsey [ 2 ].
И н в о л ю т о р ы - э к с т р а в е р т ы, или ФАЙТЕРЫ, это те социотипы, которые проявляют себя как самые активные, энергичные, пробивные в отношении принципиально новых начинаний (анг. fight - сражаться). Все они имеют функцию наступательной волевой сенсорики " -F ". Это направленный поток энергии, сконцентрированной предыдущей группой армеров. К файтерам относятся SELLER(ЭСЭ), PROMOTOR(СЛЭ), FIELDMARSHAL(ЛИЭ) и JOURNALIST (ИЭЭ).
Э в о л ю т о р ы - э к с т р а в е р т ы, или СЕРФЕРЫ, это те социотипы, которые выносятся на поверхность социального движения предыдущей бурной волной (анг. surface - поверхность). Они не добывают энергию и не являются энергоносителями, но умеют направить ее в нужное русло. Среди них чаще всего встречаются проповедники идей, объясняющие назревшее недовольство, или же политики, всплывающие вверх за счет умения говорить от имени масс, наций или отдельных социальных слоев. + В эту группу входят INVENTOR(ИЛЭ), PEDAGOGUE(ЭИЭ), ENTERTAINER(СЭЭ) и ADMINISTRATOR(ЛСЭ). Отличительная черта серферов - умение удержаться на "гребне волны", успешно отстаивать освоенные позиции из-за наличия функции оборонительной волевой сенсорики " +F ".
Э в о л ю т о р ы - и н т р о в е р т ы, или ЭВАКУАТОРЫ, это те социотипы, которые рассеивают энергию социального движения, расчищают территорию для дальнейших событий (анг. eacuate - вывозить; опорожнять; откачивать). Их отличительная черта - стремление гасить эмоциональные всплески, сглаживать тем или иным способом критические периоды. К эвакуаторам относятся ARTIST(СЭИ), TRUSTEE(ЛСИ), ARCHITECT(ИЛИ) и AUTHOR(ЭИИ).
Описанный цикл чередования энергогрупп можно изобразить таким образом:
А Р М Е Р Ы ---------> ФАЙТЕРЫ
"
к новому циклу "
"
" "
------ ЭВАКУАТОРЫ <---------- СЕРФЕРЫ
Пример этого ритма. Сталин, Хрущев, Брежнев (эвакуаторы) --> Горбачев, Hазарбаев, Собчак (серферы) ---> Кравчук, Ельцин, Хасбулатов (файтеры).
Четвертый закон соцпрогресса - механизм социальной борьбы
Этот закон отвечает на вопрос, почему история развивается неравномерно - то ускоряясь, то замедляясь, а также почему квадры и энергогруппы сменяются то по прямой (альфа - бета гамма - дельта), то по обратной (альфа - дельта - гамма - бета) схеме.
Дело в том, что в историческом прогрессе кроме объективных тенденций действует еще свободная воля человека. Еще И.Кант показал, что закономерность истории - это в значительной мере вопрос масштаба, приложеного к ней. Если масштаб крупный, то на первое место выходят объективные закономерности. Hо если масштаб мелкий, то устойчивые тенденции размываются и начинает господствовать волеизъявление отдельных личностей или просто случайность.
Субъективный фактор истории имеет с и л о в о й характер. Те из выдающихся личностей, которые правильно оценили обстановку и рассчитали свои силы, а также сумели подобрать сплоченную команду своих сторонников, способны в значительной мере изменить ход истории. Соционика с этой точки зрения - это один из способов стать над историей, подчинить ее объективные тенденции своим субъективным целям.
Как же образуются силовые группы ? Способ их выделения разбиение социона на четыре части осями эволюция/инволюция и статика/динамика. Причем название последней пары признаков, как показал опыт соционических тренингов, оказалось не очень удачным. Мы в своей практике пользуемся названиями центростремительные(статики) и центробежные(динамики).
Такое переименование легко понять, если учесть тот факт, что статики своими усилиями образуют плотное центральное ядро команды, а динамики во многом стремятся работать на внешних + переменчивых контактах. В результате как бы происходит расслоение на внутреннюю плотную сердцевину (движение к центру) и на подвижную облочку (движение к периферии).
Вот как происходит образование силовых групп, известных в литературе еще под названием колец соцревизии:
эволюторы
"
III " IV
"
центро" центро-
беж - ------------"------------ стреми-
ные " тельные
II " I
"
"
инволюторы
П е р в а я г р у п п а - центростремительные инволюторы. В нее входят SCIENTIST(ЛИИ), PROMOTOR(СЛЭ), CONSERVATOR(ЭСИ) и JOURNALIST(ИЭЭ). Силовой удар этой группы направляется всегда в центр, в сердце, по основному оплоту противостоящей группировки. Она может быть условна названа ГРУППОЙ ШТУРМА.
В т о р а я г р у п п а - центробежные инволюторы. К ней принадлежат социотипы SELLER(ЭСЭ), QUESTOR(ИЭИ), FIELDMARSHAL (ЛИЭ) и ARTISAN(СЛИ). Силовая специализация этой группы - удар по флангам. Она не так сильна в концентрированном натиске, зато мобильна в своих действиях, легко перестраивается на новое направление атаки.
Т р е т ь я г р у п п а - центробежные эволюторы. В нее входят ARTIST(СЭИ), PEDAGOGUE(ЭИЭ), ARCHITECT(ИЛИ) и ADMINIS TRATOR(ЛСЭ). Эти социотипы наиболее успешно действуют в силовом обеспечении эволюции - разведка и контрразвека, сбор и обработка информации о расстановке сил и наличии средств.
Ч е т в е р т а я г р у п п а - центростремительные эволюторы. Она состоит из cоциотипов INVENTOR(ИЛЭ), TRUSTEE(ЛСИ), ENTERTAINER(СЭЭ) и AUTHOR(ЭИИ). Их специализация - "фортификация", возведение оборонительных сооружений и поддержание надлежащего порядка и морального климата на обороняемой территории. Эта группа условно может быть названа ГАРHИЗОHОМ.
Первая и вторая силовые группы (фронтальный и фланговый удар), сцепляясь между собой в двойное кольцо, образуют следующую структуру и н в о л ю ц и и:
ИЭИ
СЛЭ Инволюционное
кольцо
ЛИЭ ЭСИ ЛИИ ЭСЭ социального
прогресса
ИЭЭ
СЛИ + Общая характеристика инволюционного кольца: способно затормозить или ускорить ход истории, а, может быть, и обратить вспять; эффективно действует в кризисных ситуациях, отличается агрессивностью и резкостью; имеет тенденцию к обособлению, образованию противостоящих организаций; плюралистично и многоукладно. Символизирует вертикальное движение социума.
Сцепление второй и третьей силовых групп (гарнизона и разведки) дает двойное кольцо э в о л ю ц и и следующей структуры:
ИЛИ
СЭЭ
Эволюционное
ЛСЭ ЭИИ ЛСИ ЭИЭ кольцо
социального
ИЛЭ прогресса
СЭИ
Общая характеристика эволюционного кольца: отличается традиционностью, стремлением "плыть по течению" исторического процесса, пользуясь его всплесками; эффективно действует в условиях плавного, постепенного развития; противники радикальных ломок, силовые проявления оборонительного характера, возвращающие систему в первоначальное состояние; имеет тенденцию к единству и целостности, тоталитарно и одноукладно. Символизирует горизонтальное движение социума.
Как показала практика нашей работы с предприятиями и фирмами, в основу вновь образуемого кольца соцпрогресса всегда ложится т р и а д а социотипов, которая строится по формуле дуальная пара + ревизор/заказчик. Возможен также вариант дуальная пара + подревизный/подзаказный. Силовые ревизные связи оказываются даже более прочными, чем дуальные. Во всяком случае, сила их сплочения выше.
Причина этого, по нашему мнению, заключается в том, что дуальная пара - это неустойчивое равновесие социотипов, которое поддерживается и страхуется при помощи внешней силы того же направления, но иной социальной задачи. Благодаря этому оказывается возможным не просто регенерация сил и специализация действий, что соответствует объективной стороне соцпрогресса, но и сознательное изменение скорости движения или направления прикладываемых усилий, что свидетельствует о наличии субъективной свободной воли в группе.
В итоге следует сделать вывод, что м и н и м а л ь н а я е д и н и ц а с о ц п р о г р е с с а - это триада, имеющая в своем составе дуальную пару и ее ревизора/заказчика.
Примеры триад соцпрогресса. Кравчук(СЛЭ) - Плющ(ЛИЭ) - Фокин(ЭСИ). Горбачев(СЭЭ) - Лукьянов(ЛСИ) - Павлов(ЭИИ).
А теперь подитожим. Исторический процесс имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона описывается первыми двумя законами - сменяемостью квадр и внутриквадровыми кризисными переходами. Субъективная сторона соцпрогресса описывается двумя другими законами - сменяемостью энергогрупп и образованием силовых колец, определяющих направление главного "удара".
Список литературы
1. Аугустинавичюте А. Соционная природа человека и ассоционность общества. 1982 г.
2. D.Keirsey, M.Bates. Please Understand Me. Character and Temperament Types. Prometheus Nemesis book company, 1989.
3. Гуленко В.В. Познакомьтесь с соционикой. Киев,1989,с.79.
4. Гуленко В.В. Психология культур. Применение моделей информационного метаболизма в анализе социокультурных явлений. 08.03.1989.
5. Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. Доклад на Киевском городском семинаре соционики 06.05.1991 г.
6. Гуленко В.В. К вопросу о подтипах. 24.10.1990.
7. Гуленко В.В. Количество типов в социоанализе. " 16 ", No.1, 1991, с.22.
8. Мегедь В.В. Украина Молода. No.6, 1991, с.13; No.21, 1991, с.4; No.22, 1991, с.4.
9. Пантин В., Лапкин В. Краткий миг российской свободы. "Знание - сила", No. 8, 1991, с. 1 - 8.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа