Сбережем зеленую ель. Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Сбережем зеленую ель. Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Вдовенко И. П.

Цели занятия:

1. Расширить знания детей о ели, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.

2. Воспитывать бережное отношение к природе (к ели).

3. Развивать творческие способности, внимание, логическое мышление и речь учащихся.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением ели в различные времена года; схемы-рисунки; гербарии веток и шишек ели и сосны; гербарии (или иллюстрации) кислицы, мхов, майника, грушанки, брусники, зимолюбки; репродукции картин А. А. Рылова, Левитана, Шишкина; рисунки детей; ширма и вырезанные герои сценки для теневого театра; запись песни о ёлочке (О. Фельцман – И.Шаферан).

Сообщение темы и целей занятия

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на нашем занятии, я предлагаю вам отгадать этот небольшой кроссворд.

1. С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег)

2. Был сперва водой

Потом

Прочным стал мостом. (Лед)

3. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на нашем занятии? Что является неотъемлемой частью праздника Рождества и Нового года? Да, сегодня мы поговорим о ней, о красавице ели (учитель вывешивает на доску иллюстрацию).

Основная часть занятия

Ель обыкновенная – одна из основных лесообразующих пород наших лесов. Высота взрослого дерева может достигать 30-40 м. Ствол такого великана может достигать около метра в обхвате. Живет ель 250-300 лет. Встречаются отдельные деревья и в возрасте 400-500 лет.

Ель – удивительно красивое и стройное растение с тонкой островерхой кроной. Особенно хороши ели в смешанном лесу (учитель вывешивает иллюстрацию ), где их тёмная хвоя дает глубокий зелёный фон для более светлых лиственных пород деревьев. Ель требовательна к влажности и минеральному составу почвы. Активно заселяет глинистые и суглинистые почвы.

Корни у ели неглубокие. В 10-15 лет у молодой ели отмирает главный, стержневой корень, и дерево удерживают только боковые корни (рисунок).

После сильного ветра чаще на опушках можно наблюдать вывороченные с землей взрослые деревья (рисунок).

Ель - это вечнозелёное растение. Листва, а вернее хвоя, похожа на иголки. Ели сбрасывают свою хвою каждые пять-семь лет. Отжившая хвоя опадает в течение всего года. Это хорошо видно зимой: под ёлками на снегу всегда есть опавшие хвоинки. Дети рассматривают гербарии ели и сосны на столах (рисунок).

Рассмотрите ветки ели и сосны. Чем они похожи и чем различаются? У какого дерева длиннее иголки? Какие по форме шишки у сосны и у ели? Знаете ли вы, что в шишках созревают семена? Семечко сбоку имеет прозрачное пленчатое крылышко. Отличить семена ели от семян сосны на первый взгляд непросто. Но если отделить само семя ели от крылышка, то на крылышке останется ямка, а у сосны – сквозное отверстие (рисунок).

Ели не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви ее пригибаются, и снег сползает с них. Широкие ветви ели ("лапы") очень пружинистые. Снег гнёт их к земле, но никогда не ломает (иллюстрации).

В 35-45 лет начинает плодоносить. Созревшие семена высыпаются из шишек во второй половине зимы. Ветер подхватывает эти "парусники" и гонит их по гладкому насту – так ель расселяется.

До 10-15 лет ель растет очень медленно, затем рост усиливается. Ель растет всю свою жизнь, поэтому у неё всегда острая вершина. Верхушка ели – это однолетний вертикальный побег, в основании которого заложено кольцо почек, из которых на следующий год вырастут боковые ветки, образующие мутовку (рисунок).

Ель обыкновенная не боится затенения и хорошо растёт под пологом других растений. Это дерево исключительно морозостойкое, однако молодые ёлочки очень чувствительны к поздним весенним заморозкам. Весной ели трогаются в рост. Почки развёртываются, образуя щепочки нежной светло-зелёной хвои на молодом побеге. Но стоит ударить весенним заморозкам, как этот прирост будет уничтожен. А под пологом смешанного или лиственного леса ели защищены от губительного действия этих морозов.

Травянистый покров ельника беден. В ельнике образуется толстая подстилка, препятствующая распространению травянистых растений. Почва под такой подстилкой зимой сильно промерзает, а весной снег сходит очень поздно, так как почва в тени долго не прогревается.

Для травянистого покрова ельника характерны различные виды мхов, кислица обыкновенная, майник двулистный и др., причем половина спутников ели – грушанка, брусника, зимолюбка – зимует с зелеными листьями, так же как и сама ель (речь учителя сопровождается иллюстрациями или демонстрацией гербария).

Сделай вывод:

1. Дерево имеет только один крепкий, часто высокий древесный стебель – ствол. Ель имеет один ствол. Значит ель - ….

2. Все хвойные растения имеют хвою. У ели листья видоизменены в хвоинки. Значит ель - ….

3. У теневыносливых растений ветви растут до земли. У ели густая конусовидная крона. Значит ель - …

А теперь послушайте экологический рассказ-загадку, который называется "Зимний день". Ваша задача – внимательно его послушать и найти ошибки.

Зимний день

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр: за окном – 4 градуса мороза. Едем! Поезд привез нас к лесу часов в девять. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? "Это, наверное, следы ежа", - сказал кто-то из ребят. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие ели. На белоснежной картине выделялись несколько огромных темных стволов, которые оканчивались высокими кронами. Иглы деревьев уже давно пожелтели и постепенно опадали на снег. Постоянно слышался треск сучьев. Мы подняли головы вверх. Теперь стало всё ясно. Под тяжестью выпавшего снега ветви елей трещали, ломались и падали вниз. На ветке одной густой ели мы увидели гнездо и в нём какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Это сойка! Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. "Наверное, это волк ловил мышей в сене", - подумали дети. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Ошибки:

1. Скворцы – перелётные птицы, зимой их не бывает.

2. Ежи зимой впадают в спячку.

3. Крона у ели конусовидная, а ветви растут до самой земли.

4. Хвоя у елей не желтеет и опадает постепенно в течение года.

5. Под тяжестью снега ветви ели не ломаются, а пригибаются и снег сползает.

6. Зимой насиживает яйца не сойка, а клёст.

7. "Мышкует" в сене не волк, а лиса.

Ель очень полезна для человека. Древесина её мягкая и лёгкая. Она используется в строительстве, в целлюлозно-бумажной промышленности, незаменима при изготовлении музыкальных инструментов (это так называемая резонансная ель, годичные кольца которой имеют одинаковую ширину). Из еловой древесины вырабатывают деготь, канифоль, скипидар, смолу. Хвоя служит источником витамина С, из коры получают дубильные вещества.

Существуют и народные приметы, связанные с елью. Давайте вспомним знакомые и узнаем новые. (Нужно соединить стрелочками первую и второю половину приметы).

1. Если ветви ели опускаются вниз – к оттепели.

2. Еловый лес зимой чернеет – к дождю.

3. Если в безветренную погоду сухие ветви падают с деревьев – перед ясной погодой.

4. Если ветви ели поднимаются вверх – к дождю.

5. Если шишки на ели растут низко – к холодам в конце зимы.

6. Если шишки на ели растут высоко - к ранним морозам.

Кроме этого ель имеет огромное эстетическое значение для человека. Красота этого дерева вдохновляла многих поэтов, художников и музыкантов. Вот послушайте стихотворения, которые приготовили для вас ваши товарищи.

Вырастала ёлка в лесу на горе,

У неё иголки зимой в серебре,

У неё на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах…

(Е. Трутнева)

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она!

(О. Выготская)

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки, тонкие иголочки –

У лесных ворот водят хоровод.

(И. Токмакова)

А теперь посмотрите на эти репродукции. Перед вами репродукция картины А. А. Рылова "Тайга". Огромные деревья увязли в глубоких сугробах. Их ветви гнутся под тяжёлыми шапками снега. Высокие ели стоят плотной стеной, отбрасывая на снег синие тени. Это же чудо! А как красивы ели на репродукциях картин Левитана и Шишкина!?

Вы тоже готовились к этому занятию и ёлочки на ваших рисунках тоже очень хороши. А я хочу обратить ваше внимание на рисунки, где изображены украшенные различными игрушками и сладостями ели. Атрибутом каких праздников является такая ель? А знаете ли вы, почему в Рождество и Новый год принято наряжать именно это дерево? Давайте посмотрим спектакль. (Теневой театр).

(Выходит девочка, наряженная ёлочкой)

Ёлочка:

Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом.

Свет голубой льётся из щелей.

В яслях Младенец-Спаситель лежит,

Тысячи лет Его ждали прихода.

Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

(пробегает Зайчик)

Зайчик:

Скок-поскок,

Путь недалёк.

С дороги не сбиться –

Вижу звезду.

Спешу поклониться

Младенцу-Христу.

Ёлочка:

Беги, Заинька, беги.

Зайчик:

Но у меня ничего нет подарить Ему!

Ёлочка:

Ничего, Заинька. У тебя такие мягкие ушки – Младенец погладит их, и Ему будет весело.

Зайчик:

Правда? Вот спасибо, Ёлочка.

Скок-поскок,

Путь недалёк…

Ёлочка:

Беги, Зайчик!

Беги, маленький!

(Выходит медведь, напевая)

Медведь:

А я Мишка-медведь,

Я пришёл поглядеть

На Божественного Младенца.

Ой, а что мне подарить ему?

Ёлочка:

А ты покувыркайся перед Ним, Миша, ты ведь такой ловкий. Младенец очень обрадуется.

Медведь:

Вот спасибо, Ёлочка, что научила. Побегу скорее.

(Вбегают цветы, кружатся, поют)

Цветы:

Мы цветы-цветочки,

Мы растём неслышно. Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Ёлочка:

Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается…

Цветы:

Это ночка-ноченька

Света ярче светится.

Поклониться в ноженьки

Мы идём Младенцу.

Ёлочка:

Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.

Цветы:

Но на тебе нет цветков, Ёлочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться. (Уходят).

Ёлочка:

Никого. Одна я, одинока.

Ночь тиха. Звезда зовёт, горит.

Все ушли… Все поклониться Богу

К святой пещере радостно спешат.

Колючая, забытая ёлка,

Ненужная стою в своей глуши.

Цветы правы. Я за Младенца

Здесь помолюсь тихонько от души.

(Возвращаются цветы)

1 цветок:

Ах, Ёлочка, Пальма положила Младенцу к ногам свою лучшую ветвь и сказала: "Пусть она навевает на Тебя прохладу в жаркий день".

2 цветок:

А маслина наклонила свои ветви, и с них закапало душистое масло.

3 цветок:

И вся пещера наполнилась благоуханием.

Ёлочка:

А я такая бедная и ничтожная. Мне нечем порадовать Младенца…

Появляется ангел.

Ангел:

Не грусти, Ёлочка! За твою доброту и скромность я украшу тебя лучше твоих сестёр. Я украшу тебя звёздами, и ты порадуешь Младенца. Доброе деревце, отныне, по воле Божьей, ты будешь каждый год красоваться в сиянии огней, и маленькие дети, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. И ты, скромная зелёная ёлка. Станешь знамением весёлого рождественского праздника!

Праздник – это радость, смех, веселье. Но всем ли радостно в новогоднюю ночь?! Вот послушайте стихотворение, которое написала О. Беляевская.

Ёлка зелёная, густоветвистая

В пышный наряд убрана;

В пышном уборе роняет смолистые

Слёзы беззвучно она.

Ноет в стволе её рана глубокая,

Сердце ей точит печаль:

Леса родимого, леса далёкого

Ёлке мучительно жаль.

Звёздного неба пространство безбрежное

Там возвышалось над ней;

Стлались под нею ковры белоснежные

С синим узором теней.

Ветер ей пел свои песни свободные;

Сказки ей лес говорил;

Щедрый мороз её ночью холодною

В жемчуг, в алмазы рядил.

Думает ёлка с тоскою глубокою:

"Лес мой родной, не видать

Мне тебя больше. Прости! Одинокою

Здесь суждено умирать.

А для чего?!"

А вкруг ёлки шумливою

Дети собрались толпой.

Дышат весельем их лица счастливые,

Радостью блещут живой.

Ёлка задумалась. Утро весеннее.

Лепет зелёных ветвей,

Птиц на заре щебетанье и пение

Дети напомнили ей.

Радость их горе смягчила тяжёлое.

Тайной отрадой полна,

Вспыхнула ярко огнями весёлыми

В грустной неволе она.

Кто же с грустью встречает праздник? Почему ёлочке грустно? Вы только представьте, сколько нужно срубить ёлочек, чтобы встретить Новый год по традиции каждой семье!!!! И это повторяется каждый год. Если не остановить этот губительный процесс, то наступит время, когда на нашей планете не останется ни одной ели!!! Но это ещё не всё… (Учитель вывешивает на доску рисунок).

Глядя на рисунок, представь, что ты и сам очутился в этом лесу, рядом с огромной елью. Будь осторожен, чтобы не спугнуть лесных обитателей. Смотри-ка, одни животные питаются семенами еловых шишек, живут на ели. Эти животные напрямую связаны с елью. А на них, на этих животных, охотятся другие. Значит, и они тоже с елью связаны, только не напрямую, а, как, говорят учёные, косвенно. Если люди срубят ель, плохо придётся лесным животным. Не только растительноядным, но и насекомоядным, и хищникам! Объясните – почему?

Что же должны делать люди, чтобы на долгие тысячелетия сохранить красавицу ель?

(Ученик читает стихотворение)

В лесу родилась ёлочка,

В лесу должна расти.

Не нужно рубить ёлочку.

И в дом её нести.

В лесу так ёлке весело,

Метель поёт ей песенки.

Укрыты веточки снежком,

Стоят все ёлочки рядком.

Не мёрзнет ёлочка зимой

Не просит брать её домой.

Идите в лес вы к ёлке сами,

И праздник встретьте там с друзьями.

Не стоит ёлочку губить,

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную ёлочку купите,

И в своём доме нарядите.

Итак, как можно встретить Рождество и Новый год и не погубить ёлочку? Купить искусственную ёлку, посадить ёлочку во дворе и украсить её, организовать зимнюю прогулку в лес к ёлочке, украсить еловые веточки, сделать ёлочки из цветной бумаги на уроке труда.

И всё же давайте не будем забывать о том, что в праздники принято веселиться и играть. Давайте и мы на нашем занятии немного поиграем.

Отгадайте ребусы

(щавель, капель, портфель, пчёлка, метель, газель, учитель, кисель, китель, кашель)

Давайте послушаем песенку о ёлочке. Кто знает слова, может подпевать.

Подведение итогов

Что узнали нового? Какие правила вывели для себя?

И последнее задание – мысленно поменяйте одинаковые ёлочки местами, и вы узнаете, как вы сегодня работали (МОЛОДЦЫ!).

Список литературы

1. Начальная школа, №5.-1990

2. Я. С. Хренов.- Народные приметы и календарь.-1991.-Москва

3. Начальная школа, №4.- 1992

4. Праздник Рождества Христова.- Сборник материалов для организации праздника.- Москва.- 2000

5. Серебряный звон: Учебное пособие./ Сост., предисл., примеч. свящ. Д. Лескин. – Тольятти, 1999

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа