Рабочие процессы и экологическая безопасность автомобильных двигателей
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
СЕВЕРО - ЗАПАДНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ : РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ И
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
г. ЗАПОЛЯРНЫЙ
1998 г.
ВведенИЕ Стр.3
2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫБОР АНАЛОГА ДВИГАТЕЛЯ Стр.4.
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ. Стр.5
ПРОЦЕСС ВПУСКА Стр.6
ПРОЦЕСС СЖАТИЯ Стр.6
ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ Стр.6
ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ Стр.7
ИНДИКАТОРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВИГАТЕЛЯ. Стр.7
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ . Стр.8
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ. Стр.9
ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ. Стр.10
КИНЕМАТИКА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА. Стр.10
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ. Стр. 12
РАСЧЕТ РАДИАЛЬНОЙ (N) , НОРМАЛЬНОЙ (Z) И ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ СИЛ ДЛЯ ОДНОГО ЦИЛИНДРА. Стр.13
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ НАБЕГАЮЩИХ ТАНГЕНЦИАЛЬНЫХ СИЛ И
СУММАРНОГО НАБЕГАЮЩЕГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА. Стр.17
ВЫВОДЫ. Стр.18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Стр.19
ВВЕДЕНИЕ .
На наземном транспорте наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью, долговечностью и применяются во всех отраслях народного хозяйства.
В настоящее время особое внимание уделяется уменьшению токсичности выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и снижению уровня шума работы двигателей .
Специфика технологии производства двигателей и повышение требований к качеству двигателей при возрастающем объеме их производства , обусловили необходимость создания специализированных моторных заводов . Успешное применение двигателей внутреннего сгорания , разработка опытных конструкций и повышение мощностных и экономических показателей стали возможны в значительной мере благодаря исследованиям и разработке теории рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания .
Выполнение задач по производству и эксплуатации транспортных двигателей требует от специалистов глубоких знаний рабочего процесса двигателей , знания их конструкций и расчета двигателей внутреннего сгорания .
Рассмотрение отдельных процессов в двигателях и их расчет позволяют определить предполагаемые показатели цикла , мощность и экономичность , а также давление газов , действующих в надпоршневом пространстве цилиндра , в зависимости от угла поворота коленчатого вала . По данным расчета можно установить основные размеры двигателя (диметр цилиндра и ход поршня ) и проверить на прочность его основные детали .
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ .
По заданным параметрам двигателя произвести тепловой расчет , по результатам расчета построить индикаторную диаграмму , определить основные параметры поршня и кривошипа . Разобрать динамику кривошипно-шатунного механизма определить радиальные , тангенциальные , нормальные и суммарные набегающие силы действующие на кривошипно-шатунный механизм . Построить график средних крутящих моментов .
Прототипом двигателя по заданным параметрам может служить двигатель ЗИЛ-164 .
ТАБЛИЦА 1. Параметры двигателя .
Номинальная мощность КВт. |
Число цилиндров |
Расположение цилиндров . |
Тип двигателя . |
Частота вращения К.В. |
Степень сжатия . |
Коэффициент избытка воздух |
90 |
6 |
Рядное . |
Карбюратор. |
5400 |
8,.2 |
0,95 |
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ .
При проведении теплового расчета необходимо правильно выбрать исходные данные и опытные коэффициенты , входящие в некоторые формулы . При этом нужно учитывать скоростной режим и другие показатели , характеризующие условия работы двигателя .
ТОПЛИВО :
Степень сжатия e = 8,2 . Допустимо использование бензина АИ-93 ( октановое число = 81¸90 ) . Элементарный состав жидкого топлива принято выражать в единицах массы . Например в одном килограмме содержится С = 0,855 , Н = 0,145 , где О>т> - кислород ; С- углерод ; Н - водород . Для 1кг. жидкого топлива , состоящего из долей углерода , водорода , и кислорода , при отсутствии серы можно записать : С+Н+О>т> = 1 кг .
ПAРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ТЕЛА:
Определение теоретически необходимого количества воздуха при полном сгорании жидкого топлива . Наименьшее количество кислорода О>о> , которое необходимо подвести извне к топливу для полного его окисления , называется теоретически необходимым количеством кислорода . В двигателях внутреннего сгорания необходимый для сгорания кислород содержится в воздухе , который вводят в цилиндр во время впуска . Зная , что кислорода в воздухе по массе 0,23% , а по объему 0,208% , получим теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг топлива :
> > кг.
> > кмоль.
Действительное количество воздуха , участвующего в сгорании 1 кг. топлива при a=0,9 : al>o> = 0.9*14.957 = 13.461 кг ; aL>o> = 0,9 * 0,516 = 0,464 . При молекулярной массе паров топлива m>т> = 115 кмоль , найдем суммарное количество свежей смеси :
М>1> = 1/ m>т> + aL>o> = 1/115+0,464 = 0,473 кмоль.
При неполном сгорании топлива ( a<1 ) продукты сгорания представляют собой смесь окиси углерода (СО) , углекислого газа (СО>2>) , водяного пара (Н>2>О) , свободного водорода (Н>2>) , и азота (N>2>) . Количество отдельных составляющих продуктов сгорания и их сумма при К=0,47 (постоянная зависящая от отношения количества водорода к окиси углерода , содержащихся в продуктах сгорания).:
М>со> = 2*0,21*[(1-a)/(1+K)]*L>o> = 0,42*(0,1/1,47)*0,516 = 0,0147 кмоль.
М>СО2> = С/12- М>со> = 0,855/12-0,0147 = 0,0565 кмоль.
М>Н2> = К* М>со> = 0,47*0,0147 = 0,00692 кмоль.
М>Н2О> = Н/2 - М>Н2> = 0,145/2-0,00692 = 0,06558 кмоль.
М>N2> = 0,792*aL>o> = 0,792*0,9*0,516 = 0,368 кмоль.
Суммарное количество продуктов сгорания :
М>2> = 0,0147+0,0565+0,00692+0,06558+0,368 = 0,5117 кмоль.
Проверка : М>2> = С/12+Н/2+0,792*aL>o> = 0,855/12+0,145/2+0,792*0,9*0,516 = 0,5117 .
Давление и температура окружающей среды : P>k>=P>o>=0.1 (МПа) и T>k>=T>o>= 293 (К) , а приращение температуры в процессе подогрева заряда DТ = 20о С . Температура остаточных газов : Т>r> = 1030o К . Давление остаточных газов на номинальном режиме определим по формуле : P>rN> = 1.16*P>o> = 1,16*0,1 = 0,116 (МПа) .
>> , где
Р>rN> - давление остаточных газов на номинальном режиме , n>N>> >- частота вращения коленчатого вала на номинальном режиме равное 5400 об/мин. Отсюда получим :
Р>r>=Р>0>×( 1,035+ А>р>×10-8 ×n2)= 0,1×(1,035+0,42867×10-8×54002) = 0,1×(1,035+0,125)=0,116 (Мпа)
ПРОЦЕСС ВПУСКА .
Температура подогрева свежего заряда DТ с целью получения хорошего наполнения двигателя на номинальном скоростном режиме принимается DТ>N> =10о С .
Тогда :
>>
DТ = А>т> × (110-0,0125×n) = 0,23533×(110-0,0125×5400)= 10о С .
Плотность заряда на впуске будет : > > ,
где Р>0> =0,1 (Мпа) ; Т>0> = 293 (К) ; В - удельная газовая постоянная равная 287 (Дж./кг*град.) Þ r>0> = ( 0,1*106)/(287*293) = 1,189 (кг/м3).
Потери давления на впуске DР>а> , в соответствии со скоростным режимом двигателя
(примем (b2+x>вп>)= 3,5 , где b - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра , x>вп> - коэффициент впускной системы ) ,
DР>а> = (b2+x>вп>)* А>n>2*n2*(r>k> /2*10-6) , где А>n> = w>вп>/ n>N> , где w>вп> - средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (w>вп> = 95 м/с) , отсюда А>n>= 95/5400 = 0,0176 . : r>k>> >= r>0 >= 1,189 ( кг/м3) .Þ DР>а> = (3,5× 0,1762×54002×1,189×10-6)/2 = (3,5×0,0003094×29160000×1,189×10-6) = 0,0107 (Мпа).
Тогда давление в конце впуска составит : Р>а> = Р>0> - DР>а> = 0,1- 0,0107 = 0,0893 (Мпа).
Коэффициент остаточных газов :
>> , при Т>к>=293 К ; DТ = 10 С ; Р>r> = 0,116 (Мпа) ; Т>r> = 1000 K ;
P>a>= 0.0893 (Мпа);e = 8,2 , получим : g>r> = (293+10)/1000*0,116/(8,2*0,0893-0,116) =0,057.
Коэффициент наполнения :>> (К).
ПРОЦЕСС СЖАТИЯ.
Учитывая характерные значения политропы сжатия для заданных параметров двигателя примем средний показатель политропы n= 1,37 . Давление в конце сжатия:
Р>с> = Р>а> ×en = 0.0893× 8.21.37 = 1,595 (Мпа). Температура в конце сжатия : Т>с> = Т>а>×e(n-1) = 340,6×8,20,37 = 741,918@ 742 (К).
Средняя молярная теплоемкость в конце сжатия ( без учета влияния остаточных газов): mc>v>’ = 20,16+1,74×10-3×Т>с> = 20,16+1,74×10-3×742 = 21,45 (Кдж/кмоль×град.)
Число молей остаточных газов : М>r> = a×g>r>×L>0> = 0,95×0,057×0,516=0,0279 (кмоль).
Число молей газов в конце сжатия до сгорания: М>с>= М>1>+М>r> = 0,473+0,0279= 0,5(кмоль)
ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ .
Средняя молярная теплоемкость при постоянном объеме для продуктов сгорания жидкого топлива в карбюраторном двигателе при ( a<1) : mc>в>’’ = (18,4+2,6×a)+(15,5+13,8×a)×10-4×Т>z>= 20,87+28,61×10-4×Т>z>> >= 20,87+0,00286×Т>z> (Кдж/кмоль×К).
Определим количество молей газов после сгорания : М>z> = M>2>+M>r> = 0,5117+0,0279 = 0,5396 (кмоля) . Расчетный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси находится по формуле : b = М>z> / M>c> = 0,5397/0,5 = 1,08 .
Примем коэффициент использования теплоты x>z> = 0,8 , тогда количество теплоты , передаваемой на участке lz при сгорании топлива в 1 кг. : Q = x>z>×(H>u>-DQ>H>) , где H>u> - низшая теплотворная способность топлива равная 42700 (Кдж/кг)., DQ>H> =119950×(1-a)× L>0> - количество теплоты , потерянное в следствии химической неполноты сгорания :
DQ>H> = 119950×(1-0,95) ×0,516 = 3095 (Кдж/кг) , отсюда Q = 0,8×(42700-3095) =31684 (Кдж/кг). Определим температуру в конце сгорания из уравнения сгорания для карбюраторного двигателя (a<1) :
> > , тогда получим :
1,08(20,87+0,00286*Т>z>)*T>z> = 36636/(0,95*0,516*(1+0,057))+21,45*742
22,4Т>z> +0,003Т>z>2 = 86622 Þ 22,4 Т>z>> >+0,003 Т>z>2 - 86622 = 0
>>
Максимальное давление в конце процесса сгорания теоретическое : Р>z> = P>c>*b*T>z >/T>c> = 1,595*1,08*2810/742 = 6,524 (Мпа) . Действительное максимальное давление в конце процесса сгорания : Р>z>>д> = 0,85*Р>z> = 0,85*6,524 =5,545 (МПа) . Степень повышения давления : l = Р>z> / Р>с> = 6,524/1,595 = 4,09
ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ .
С учетом характерных значений показателя политропы расширения для заданных параметров двигателя примем средний показатель политропы расширения n>2> = 1,25
Давление и температура в конце процесса расширения :
>>6,524/13,876=0,4701(МПа).>>2810/1,7=1653 К
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов :
>>1653/ 1,6 = 1037 К . Погрешность составит :
D= 100*(1037-1030)/1030 = 0,68% , эта температура удовлетворяет условия D< 1,7 .
ИНДИКАТОРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА .
Теоретическое среднее индикаторное давление определенное по формуле :
>>=1,163 (МПа) . Для определения среднего индикаторного давления примем коэффициент полноты индикаторной диаграммы равным j>и> = 0,96 , тогда среднее индикаторное давление получим : р>i> = 0,96* р>i>’ = 0,96*1,163 = 1,116 (МПа) .
Индикаторный К.П.Д. : h>i> = p>i> l>0> a / (Q>H> r>0> h>v> ) = (1,116 *14,957*0,9)/(42,7*1,189*0,763) = 0,388 , Q>н> = 42,7 МДж/кг.
Индикаторный удельный расход топлива : g>i> = 3600/ (Q>H> h>i> ) = 3600/(42,7*0,388) =217 г/КВт ч.
Эффективные показатели двигателя .
При средней скорости поршня С>m> = 15 м/с. , при ходе поршня S= 75 мм. и частотой вращения коленчатого вала двигателя n=5400 об/мин. , рассчитаем среднее давление механических потерь : Р>м> = А+В* С>m> , где коэффициенты А и В определяются соотношением S/D =0,75<1 , тогда А=0,0395 , В = 0,0113 , отсюда Р>м> = 0,0395+0,0113*15 =0,209 МПа.
Рассчитаем среднее эффективное давление : р>е> = р>i> - p>м> = 1,116-0,209= 0,907 МПа.
Механический К.П.Д. составит : h>м> = р>е> / р>i> = 0,907/ 1,116 = 0 ,812
Эффективный К.П.Д. и эффективный удельный расход топлива :
h>е>= h>i> h>м> = 0,388*0,812 = 0,315 ; g>e> = 3600/(Q>H> h>е>) = 3600/(42,7*0,315) = 268 г/КВт ч
Основные параметры цилиндра и двигателя.
Литраж двигателя : V>л> = 30×t N>е> / (р>е> n) = 30*4*90/(0,907*5400) = 2,205 л.
Рабочий объем цилиндра : V>h> = V>л >/ i = 2,205 / 6 = 0,368 л.
Диаметр цилиндра : D = 2×103×Ö V>h>(pS) = 2*10^3*(0,368/(3,14*75))^(0,5)= 2*103*0,0395 = 79,05 мм.@ 80 мм.
Окончательно приняв S = 75 мм. и D = 80мм. объем двигателя составит : V>л> = pD2Si / (4*106) = (3,14*6400*75*6)/(4000000)= 2,26 л.
Площадь поршня : F>п> = pD2 / 4 = 20096/4 = 5024 мм2 = 50,24 (см2).
Эффективная мощность двигателя : N>е> = р>е> V>л> n / 30t = (0,907*2,26*5400)/(30*4) = 92,24 (КВт.).
Эффективный крутящий момент : М>е> = (3*104 / p)(N>e> /n) = (30000/3,14)*(92,24/5400) = 163,2 (н×м)
Часовой расход топлива : G>т> = N>e> ×g>e> ×10-3 = 92,24×268×10-3 = 92,24*268*10^(-3)=24,72 .
Удельная поршневая мощность : N>n> = 4× N>e >/i×p×D2 = (4*92,24)/(6*3,14*80*80) =30,6
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ ДВИГАТЕЛЯ .
Индикаторную диаграмму строим для номинального режима двигателя , т.е. при N>e>=92,24 кВт. И n=5400 об/мин.
Масштабы диаграммы :масштаб хода поршня 1 мм. ; масштаб давлений 0,05 МПа в мм.
Величины соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания :
АВ = S/M>s> = 75/1,0 =75 мм. ; ОА = АВ / (e-1) = 75/(8,2-1) = 10,4 мм.
Максимальная высота диаграммы точка Z : р>z> / M>p> = 6,524/0,05 = 130,48 мм.
Ординаты характерных точек :
р>а> / М>р> = 0,0893/0,05 = 1,786 мм. ; р>с> / М>р> = 1,595/0,05 = 31,9 мм. ; р>в> / М>р> = 0,4701/0,05 = 9,402 мм. : р>r> / М>р> = 0,116/0,05 = 2,32 мм. ; р>0> / М>р> = 0,1/0,05 = 2 мм.
Построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом :
Политропа сжатия : Р>х> = Р>а> (V>а> V>х> )n1 . Отсюда Р>х> / М>р> = (Р>а>/М>р>)(ОВ/ОХ)n1 мм. , где ОВ= ОА+АВ= 75+10,4 = 85,4 мм. ; n>1> = 1,377 .
ТАБЛИЦА 2. Данные политропы сжатия :
ТАБЛИЦА 3. Данные политропы расширения .:
Р>х> / М>р> = Р>в> (V>в> /V>х>)n2 , отсюда Р>х> / М>р> = (р>в>/М>р>)(ОВ/ОХ)n2 , где ОВ= 85,4 ; n>2> =1.25
Рис.1. Индикаторная диаграмма.
ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ .
Кинематика кривошипно-шатунного механизма .
S>n> = (R+a)- ( R cos.a+acos.b)= R[(1+1/l)-( cos.b+1/l cos.b)] , где l =R / a , тогда S>n> = R[(1+ l/4)-( cos.a+ l/4 cos.2a)] , если a=180о то S>n>=S - ходу поршня , тогда : 75 = R[(1+l/4)-(-1+l/4)] ; 75 = R[1.0625+0.9375] ; 75 = 2R Þ R = 75/2 = 37.5 мм.=0,0375 м.
l=R/L>ш> Þ L>ш >= R/l= 37,5/0,25 = 150 мм.=15 см. т.к. l= 0,25
Находим скорость поршня и ускорение в зависимости от угла поворота кривошипа :
V>п> = dS>n>/dt = Rw( sina + l/2sin2a) , j>n> = d2S>n>/dt = Rw2(cosa + lcos2a) ,
Угловую скорость найдем по формуле : w = pn/30 = 3,14*5400/30 = 565,2 рад/с .
ТАБЛИЦА 4.. Числовые данные определяющие соотношения :
1- ( sina + l/2sin2a) ; 2- (cosa + lcos2a)
Подставив эти значения в формулы скорости и ускорения и подсчитав результаты занесем их в таблицу 5.
ТАБЛИЦА 5. Скорость поршня при различных углах поворота кривошипа.(м/с)
a |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
V>п> |
0 |
12,89 |
20,65 |
21,2 |
16,06 |
8,31 |
0 |
-8,31 |
-16,06 |
-21,2 |
-20,65 |
-12,89 |
a |
360 |
390 |
420 |
450 |
480 |
510 |
540 |
570 |
600 |
630 |
660 |
690 |
V>п> |
0 |
12,89 |
20,65 |
21,2 |
16,06 |
8,31 |
0 |
-8,31 |
-16,06 |
-21,2 |
-20,65 |
-12,89 |
ТАБЛИЦА 6. Ускорение поршня при различных углах поворота кривошипа .
a |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
j>п> |
14974 |
11872 |
4492 |
-2995 |
-7487 |
-8877 |
-8985 |
-8877 |
-7487 |
-2995 |
4492 |
11872 |
a |
360 |
390 |
420 |
450 |
480 |
510 |
540 |
570 |
600 |
630 |
660 |
690 |
j>п> |
14974 |
11872 |
4492 |
-2995 |
-7487 |
-8877 |
-8985 |
-8877 |
-7487 |
-2995 |
4492 |
11872 |
Рис.2 График зависимости скорости поршня от угла поворота кривошипа .
Рис. 3 График зависимости ускорения поршня от угла поворота кривошипа .
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ.
Отрезок ОО>1> составит : ОО>1>= Rl/2 = 0,25*3,75/2 = 0,47 (см). Отрезок АС :
АС = m>j> w2 R(1+l) = 0,5 Р>z> = 0,5*6,524 = 3,262 (МПа) ; Р>х> = 3,262/0,05 = 65,24 мм.
Отсюда можно выразить массу движущихся частей :
> >
Рассчитаем отрезки BD и EF :
BD = - m>j> w2 R(1-l) = - 0,000218*319451*0,0375*(1-0,25) = -1,959 (МПа) .
EF = -3 m>j> w2 Rl = -3*0,000218*319451*0,0375*0,25 = -1,959 (МПа ). Þ BD= EF
Рис.4 Развернутая индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя.
Силы инерции рассчитаем по формуле : Р>j> = - m>j> w2 R(cosa + lcos2a)
ТАБЛИЦА 7. Силы инерции .
a |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
Р>j> |
-3,25 |
-2.58 |
-0,98 |
0,65 |
1,625 |
1,927 |
1,95 |
1,927 |
1,625 |
0,65 |
-0,98 |
-2,58 |
a |
360 |
390 |
420 |
450 |
480 |
510 |
540 |
570 |
600 |
630 |
660 |
690 |
P>j> |
-3,25 |
-2,58 |
-0,98 |
0,65 |
1,625 |
1,927 |
1,95 |
1,927 |
1,625 |
0,65 |
-0,98 |
-2,58 |
Расчет радиальной , нормальной и тангенциальной сил для одного цилиндра :
Определение движущей силы , где Р>0> = 0,1 МПа , Р>дв> = Р>r> +P>j> - P>0> , где Р>r> - сила давления газов на поршень , определяется по индикаторной диаграмме теплового расчета . Все значения движущей силы в зависимости от угла поворота приведены в таблице 8. Зная движущую силу определим радиальную , нормальную и тангенциальную силы :
N= Р>дв>*tgb ; Z = Р>дв> * cos(a+b)/cosb ; T = Р>дв> * sin(a+b)/cosb
ТАБЛИЦА 8. Составляющие силы .
По результатам расчетов построим графики радиальной N (рис.5) , нормальной (рис.6) , и тангенциальной (рис.7) сил в зависимости от угла поворота кривошипа .
Рис.5 График радиальной силы N в зависимости от угла поворота кривошипа .
Рис 6. График зависимости нормальной силы от угла поворота кривошипа.
Рис.7. График тангенциальной силы в зависимости от угла поворота кривошипа
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ НАБЕГАЮЩИХ ТАНГЕНЦИАЛЬНЫХ СИЛ И СУММАРНОГО НАБЕГАЮЩЕГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА .
Алгебраическая сумма касательных сил , передаваемых от всех предыдущих по расположению цилиндров , начиная со стороны , противоположной фланцу отбора мощности , называется набегающей касательной силой на этой шейке . В таблице 10 собраны тангенциальные силы для каждого цилиндра в соответствии с работой двигателя и определена суммарная набегающая тангенциальная сила на каждом последующем цилиндре .
Суммарный набегающий крутящий момент будет : å М>кр> = å (å Т>i>) F>п> R , где F>п> - площадь поршня : F>п> = 0,005 м2 , ; R= 0,0375 м . - радиус кривошипа . Порядок работы поршней в шести цилиндровом рядном двигателе : 1-4-2-6-3-5 .
Формула перевода крутящего момента : М>кр> =98100* F>п> R
Рис. 8. График среднего крутящего момента в зависимости от угла поворота кривошипа.
Определим средний крутящий момент : М>кр.ср> = ( М>max> + M>min>)/2
М>кр.ср> = (609,94+162,2)/2 = 386 н× м .
5. ВЫВОДЫ.
В результате проделанной работы были рассчитаны индикаторные параметры рабочего цикла двигателя , по результатам расчетов была построена индикаторная диаграмма тепловых характеристик.
Расчеты динамических показателей дали размеры поршня , в частности его диаметр и ход , радиус кривошипа , были построены графики составляющих сил , а также график суммарных набегающих тангенциальных сил и суммарных набегающих крутящих моментов.
Шестицилиндровые рядные двигатели полностью сбалансированы и не требуют дополнительных мер балансировки .
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. КОЛЧИН А. И. ДЕМИДОВ В. П. РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. М.: Высшая школа, 1980г.;
2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ В. М. и другие. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. М.: Машиностроение, 1967г.;
3. ИЗОТОВ А. Д. Лекции по дисциплине: «Рабочие процессы и экологическая безопасность автомобильных двигателей» . Заполярный, 1997г..