Спорт как социальное явление и фактор социализации личности
Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста
В.В. Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут
Введение.
Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека [1, 2, 4 и др.]. Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [3].
Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной программы развития физических качеств стали исследования научных школ под руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях физического воспитания в школе.
Методы и организация.
Разработка СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки. На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.
Для оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):
1. "Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных способностей и координации, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].
2. "Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].
3. "Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног [6].
4. "Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в легкой атлетике.
Для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС составляла ±1 уд/мин.
Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием методов, получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок. Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.
СУТП стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:
1. "Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением линий обеими ногами.
2." Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне груди.
3. "Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.
Использование упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.
Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши" и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3 раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.
Изменения показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты (М±т)
Груп- па |
Пол |
Ко- ли- чес- тво |
По- ка- за- те- ли |
Бег на месте |
Частота постукиваний |
Бег 10 м со старта |
Челночный бег 10x5 м |
||||
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
||||
ЭГ |
м |
17 |
М |
29,24 |
35,12** |
13,78 |
12,27** |
2,78 |
2,54* |
22,03 |
21,00** |
m |
0,67 |
0,59 |
0,26 |
0,24 |
0,05 |
0,04 |
0,28 |
0,27 |
|||
д |
32 |
М |
30,38 |
36,91" |
13,67 |
12,23* |
2,81 |
2,62* |
22,70 |
21,47* |
|
m |
0,77 |
0,67 |
0,27 |
0,23 |
0,03 |
0,03 |
0,22 |
0,23 |
|||
общ. |
49 |
М |
29,98 |
36,29" |
13,71 |
12,24* |
2,80 |
2,59* |
22,46 |
21,31 * |
|
m |
0,55 |
0,49 |
0,20 |
0,17 |
0,03 |
0,02 |
0,18 |
0,17 |
|||
КГ |
м |
20 |
М |
29,15 |
32,1 |
13,66 |
12,92 |
2,79 |
2,68 |
22,00 |
21,56 |
m |
0,57 |
0,67 |
0,21 |
0,24 |
0,04 |
0,03 |
0,24 |
0,22 |
|||
д |
26 |
М |
30,04 |
33,46 |
13,59 |
12,94 |
2,81 |
2,74 |
22,86 |
22,21 |
|
m |
1,25 |
1,07 |
0,34 |
0,29 |
0,03 |
0,02 |
0,28 |
0,29 |
|||
общ. |
46 |
М |
29,65 |
32,87 |
13,62 |
12,93 |
2,8 |
2,72 |
22,49 |
21,93 |
|
m |
0,75 |
0,67 |
0,21 |
0,19 |
0,02 |
0,02 |
0,20 |
0,19 |
Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р<0,05, **- р<0,01
Примечание . КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; КГ-1 - контрольная группа мальчиков; КГ-2 - контрольная группа девочек; ЭГ-1 - экспериментальная группа мальчиков; ЭГ-2 - экспериментальная группа девочек
Результаты и обсуждение. Выявление особенностей развития скоростных способностей детей в период реализации СУТП и учебно-тренировочных модулей пуловых тренирующих воздействий на обучающихся осуществлялось в ходе реального процесса физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 45 учащихся третьих классов, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы. В результате выполнения разработанной СУТП получено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе по большинству показателей и по всем значениям прироста показателей во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек. Это свидетельствует о возможности применения разработанных упражнений СУТП для повышения эффективности процесса развития быстроты.
При этом было отмечено снижение количества движений при выполнении четвертого повторения в каждой серии упражнений, которое достигало в отдельных случаях 10%. Значения ЧСС перед очередными повторениями значительно превосходили значения, на которые указывают работы В.В. Петровского [7], Б.Н. Юшко [8] и других исследователей. Все это свидетельствовало о необходимости уточнения количества повторений в серии и длительности интервалов отдыха между ними. В результате поисковых экспериментов было выявлено, что наиболее адекватной нагрузка - использование в серии трех повторов упражнения с 2-минутными интервалами отдыха между ними.
Экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет осуществлялась в процессе физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 95 учащихся параллели третьих классов, из которых были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05).
После выполнения СУТП в экспериментальных группах наблюдается достоверное улучшение результатов во всех тестах (р<0,05-0,01). В контрольных группах также наблюдается положительная динамика изменения результатов, но изменения недостоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что применение краткосрочной СУТП позволяет достичь достоверных положительных изменений показателей быстроты. Темпы прироста результатов в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольных группах (р<0,01-0,001). Наиболее высокие значения наблюдаются в тестах, отражающих частоту движений.
Межгрупповые различия результатов после эксперимента выявлены в тестах "Бег на месте", "Бег 10 м со старта", "Челночный бег 10х5 м" (p<0,05-0,01). В экспериментальных группах выявлен достоверно более высокий прирост, чем в контрольных группах (p<0,001). Определено, что в интервалах отдыха 2 мин при выполнении упражнений СУТП происходит практически полное восстановления значений ЧСС. Прирост количества движений наблюдался на протяжении 12 занятий по всем упражнениям СУТП.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет достаточно эффективно.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78 - 89.
2. Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников //Сов. педагогика. 1983, № 8, с. 9 - 12.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.
4. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения //Теория и практика физ. культуры. 1996, № 8, с. 51 - 53.
5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 5 - 6, с. 24 - 32.
6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.:ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998. - 272 с.
7. Петровский В.В. Модели тренировочных уроков для развития скорости бега и скоростной выносливости // Педагогические и психологические основы спортивной тренировки. - Киев: КГИФК, 1972, с. 12 - 18.
8. Юшко Б.Н. Влияние тренировочных режимов и величины нагрузки на развитие скорости бега и скоростной выносливости у бегунов на короткие дистанции: Автореф. канд. дис. Л., 1974. - 29 с.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа