Рыночная цена
Рыночная цена
Введение
При написании контрольной работы была выбрана тема «Формирование рыночной цены и контроль над ценами».
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех субъектов экономики: предприятий, домашних хозяйств и государства. Кроме того, цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема контрольной работы весьма актуальна.
Целью данной контрольной работы является изучение формирования рыночной цены и контроля над ценами.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить формирование рыночной цены;
рассмотреть методы государственного контроля над ценами.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, 2 разделов и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания контрольной работы. Завершает контрольную работу список использованных источников.
Для написания контрольной работы были использованы методы научного исследования такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа и группировки данных.
Для полного раскрытия темы контрольной работы использовались учебные пособия по авторов, изучающих данную тему (Полещук И.И., Яковлев Н.Я.).
Необходимо отметить, что тема контрольной работы раскрыта в литературе в достаточном объеме.
1. Формирование рыночной цены
В рыночном хозяйстве значительная часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции. Это приводит к отражению в цене спроса и предложения. В результате осуществляется основная функция цены - регулирующая, трансформирующая спрос потребителя в соответствующие пропорции производства.
Технология формирования цены в рыночных условиях состоит из нескольких этапов: изучение рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены [7, с.60].
Ценовая политика продавца будет, прежде всего, зависеть от типа рынка, на который поступает товар. Многие закономерности формирования рыночных цен определяются конкурентной структурой рынка. Так, в условиях свободной (чистой) конкуренции, когда каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, ни одна из них не может оказать заметного влияния на формирование цен. По сути дела, цены уже заданы рынком, они складываются под воздействием спроса и предложения, и предприятия вынуждены к ним приспосабливаться.
В условиях монополии, когда на рынке присутствует один продавец (или покупатель), складывается иная ситуация. Монополисты предпочитают продать меньше продукции и назначить более высокие цены, чем конкурирующие производители. Поэтому государство нередко вынуждено ограничивать их деятельность, в том числе цены. Вместе с тем предприятиям-монополистам не всегда выгодно прибегать к установлению высоких цен, поскольку этим они могут привлечь конкурентов и затем нести большие потери в конкурентной борьбе [6, с.67].
Цены рынка монополистической конкуренции изменяются в широком диапазоне. Процесс их установления достаточно сложный и гибкий, широко используются приемы неценовой конкуренции. В условиях олигополии любые действия одного субъекта хозяйствования по изменению объема продаж или цен вызывают ответную реакцию остальных конкурентов. Такая взаимосвязь вызывает необходимость раздела рынков сбыта, согласованию объемов продаж, правил и процедур ценообразования.
Таким образом, возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка.
После изучения рынка можно перейти к выбору целей и задач ценообразования, которые вытекают непосредственно из анализа рынка, положения на нем предприятия и общих его целей. Предприятие может преследовать одну или несколько целей как краткосрочного, так и долгосрочного характера [6, с.68].
Например, в краткосрочном периоде можно стремиться к получению высокой прибыли от новых товаров, а в долгосрочном – прибыльность предприятия будет снижаться для оказания противодействия потенциальным конкурентам.
Цели, основанные на сбыте, предполагают решение задач по максимизации объема продукции предприятия, завоеванию большей доли рынка. Это позволит снижать относительные издержки производства в части условно-постоянных расходов и, соответственно, цену, получая большую совокупную прибыль.
В условиях жесткой конкуренции на рынке, когда быстро меняются потребности покупателей, нередко возникает проблема выживаемости. В таких ситуациях предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен, порой покрывающих только издержки производства продукции [7, с.31].
Любая цена, назначенная предприятием, так или иначе скажется на уровне спроса. В большинстве случаев анализ спроса дает верхнюю границу цены товара, поэтому предприятия должны стремиться иметь необходимую информацию, проводя экспериментальным путем замеры спроса соответственно изменяющимся ценам на товар. Конкретные данные о том, как реагирует спрос на изменение цены, дают показатели эластичности.
Анализ эластичности спроса имеет важное практическое значение. Под эластичностью спроса от цен понимают коэффициент, показывающий относительное изменение спроса при изменении цены на определенный товар [8, с.75].
Если спрос на товар эластичен, то увеличить объем продаж, а, соответственно, и прибыль можно путем уменьшения цены, т.е. используя ценовую конкуренцию. В случае неэластичности спроса достичь той же цели путем изменения цен невозможно. Для этого следует активно использовать рекламу, улучшать качество продукции, обслуживание покупателей, т.е. использовать приемы неценовой конкуренции.
Эластичность спроса определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
наличие и доступность товаров заменителей;
отнесение товара к категории предметов первой необходимости;
доля расходов на товар, которую он занимает в бюджете покупателя [6, с.69].
Четвертым этапом установления цены является оценка издержек. Расчет затрат на производство товара дает возможность определить его минимальную цену. Все издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянными называют издержки, размер которых пропорционально не зависит от обычных колебаний выпуска. К ним относят: размер арендной платы, процент за кредит, плата за отопление и освещение, оклады аппарата управления и т.д. Переменные же издержки изменяются пропорционально объему производства. Это, в основном, затраты на сырье, основные материалы, основная заработная плата производственных рабочих, находящихся на сдельной оплате труда.
Любой предприниматель заинтересован в том, чтобы его цена покрывала все затраты предприятия. Вместе с тем в условиях жесткой конкуренции в краткосрочном периоде считается, что производство имеет смысл даже в том случае, если возмещает только переменные издержки [7, с.30].
Определение оптимального объема производства с точки зрения минимизации издержек производства является главной целью оценки издержек как этапа установления окончательной цены.
После оценки издержек следует проанализировать предложения и цены конкурентов.
На конкретное значение цены в реальной ситуации оказывают влияние не только затраты и спрос, определяющие ее максимальную и минимальную границы, но и цены конкурентов. Анализ цен конкурентов можно проводить различными методами: опросить покупателей, сделать сравнительные покупки у конкурентов и сопоставить цены и достоинства товаров между собой, изучить прейскуранты конкурентов и т.д. Такое сравнение дает возможность более конкретно сориентироваться в отношении цены между ее верхней и нижней границами [8, с.76].
После этого выбирается метод, т.е. способ установления исходной цены товара. Выбор того или иного метода обуславливается характером товара, степенью его новизны, типом рынка, на котором он реализуется, и другими факторами. Цена при этом определяется еще до того, как товар будет выпущен на рынок. На следующих этапах исходная цена будет корректироваться с учетом реально складывающийся ситуации на рынке путем использования различных стратегий ценообразования, психологических факторов.
При всем многообразии методов ценообразования выделяют основные наиболее часто применяемые. Методы формирования цен базируются на основных ценообразующих факторах [8, с.80]:
методы с ориентацией на издержки обращения: затратный, агрегатный и структурной аналогии;
методы с ориентацией на качество, потребительские свойства продукции (нормативно-параметрические методы): метод сравнения удельных показателей товара, балловый метод, метод экспертной оценки и корреляционно-регрессионный метод;
методы с ориентацией на спрос, уровень конкуренции: метод ощущаемой ценности товара, метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке, состязательный метод (метод тендеров или торгов) и метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены.
При установлении окончательной цены субъекту хозяйствования следует учитывать некоторые психологические факторы, реакцию потребителей. К примеру, существуют определенные ценовые пороги, т.е. такие уровни цен, при отклонении от которых объемы продаж резко возрастают или падают. Это могут быть цены в 100, 500 тыс. руб., 1 млн. руб. и т.д. Покупателями гораздо лучше воспринимается цена в 99 тыс. руб., чем в 101 тыс. руб. При этом объем продаж в первом случае может оказаться значительно больше, чем во втором, что компенсирует установление более низкой цены [7, с.32].
Отдельные товары могут иметь несколько предназначений, и цены должны быть установлены таким образом, чтобы их воспринимали, как не способных купить дорогой подарок. Считается также предпочтительнее выражать цены нечетным числом. Это создает у покупателей впечатление тщательной обоснованности и продуманности цены. Полученные проекты цен надо еще раз перепроверить с позиции достижения исходных целей ценовой политики.
Таким образом, процедура формирования цены длительная и трудоемкая. Она требует прохождения ряда этапов и учета множества факторов. В рыночном хозяйстве значительная часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции.
2. Методы государственного контроля над ценами
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.) [22, с. 281].
Экономическая политика государства помимо прямого определения порядка формирования регулируемых и свободных цен заключается в косвенном влиянии на уровень цен через налоги и таможенные тарифы.
Задавая величину, источник и объект налогообложения, государство прямо - путем включения налогов в себестоимость продукции, в цену подакцизных товаров - или косвенно - через налог на добавленную стоимость, налог на прибыль - оказывает влияние на цены.
Устанавливая величину экспортных и импортных тарифов, государство регулирует уровень цен на товары с целью поддержания национального производителя (протекционистская политика), стимулирования или ограничения экспорта.
Изменение мировых цен оказывает непосредственное влияние на динамику внутренних цен благодаря импорту и экспорту товаров, изменению курса национальной валюты.
Влияние инноваций, научно-технического прогресса (НТП) на цены имеет сложный, противоречивый характер. Во-первых, НТП ведет к росту производительности труда и снижению стоимости и цены товара. Во-вторых, он приводит к повышению качества товара, а значит, и его стоимости и цены. Но, с другой стороны, улучшение потребительских характеристик товаров (например, долговечности) в результате НТП имеет следствием относительное удешевление товара (снижение цены на единицу полезного эффекта) [10, с.112].
Взаимосвязь цен на взаимозаменяемые товары имеет прямой характер, т.е. повышение цен на одни товары ведет к росту цен на другие. Например, мясо и рыба в определенной степени взаимозаменяемы. Рост цен на мясо вызывает ограничение его потребления и увеличение потребления рыбы. Последнее приводит к росту цен на рыбу.
Условия реализации товаров существенно влияют на конечную цену реализации. Уровень цен определяется количеством и условиями посредников реализации, сервисным обслуживанием и т.д.
По терминологии маркетинга, цены зависят от типа и длины канала товародвижения.
Потребительские ожидания, связанные с прогнозируемым ростом цен, ведут к усилению инфляции, повышению цен, и наоборот.
Государственное регулирование цен осуществляется с различными целями [10, с.136]:
с целью стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей, производств;
с целью борьбы с инфляцией;
с целью поддержания определенных пропорций между отраслями и сферами народного хозяйства;
с целью осуществления структурной перестройки;
с целью поддержания жизненного уровня населения;
с целью ограничения монополий и развития конкуренции и другими.
Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».
Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 2.1).
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0).
В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.
Политика «ценового пола», как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя .
На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики «ценового пола» тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).
Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.
При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка [12, с.291].
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.
По целям воздействия на цены различают методы:
ограничивающие (ограничительные);
запрещающие (запретительные);
стимулирующие (поощрительные).
Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики.
Ограничительные методы применяются с целью ограничения роста цен в основном в условиях высокомонополизированной экономики и высокой инфляции. В наибольшей степени они характерны для централизованной плановой экономики и экономики переходного периода. К ним относится установление:
предельных цен;
фиксированных цен;
предельных коэффициентов изменения цен;
предельных уровней рентабельности;
декларированных цен и т.д. [6, с.82].
Запретительные методы применяются с целью преодоления монополизма, развития конкуренции в условиях развитого рыночного хозяйства, стабильной экономики и направлены на запрет, главным образом, возможностей фиксации цен. К запретительным относятся следующие методы: запрещающие фиксирование цен; запрещающие дискриминационные, хищнические и другие цены; запрещающие рекламу по принципу “заманивания и переключения”.
По методам, запрещающим фиксирование цен, правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали. Горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями по установлению цен. Вертикальное фиксирование цен имеет место, когда производители или оптовики могут контролировать розничные цены.
Методы, запрещающие ценовую дискриминацию, предназначены для защиты мелких розничных магазинов. Цель запрещения - предотвратить снижение цен ниже издержек крупными фирмами с целью устранения мелких конкурентов.
Поощрительные методы направлены на стимулирование или поощрение производства жизненно важных или базовых видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции, рыбопродукции, электрической энергии). К ним относятся рассмотренные ранее методы установления залоговых цен, целевых цен и др.
В заключение следует повторить, что методика ценообразования существенным образом отличается в условиях разных типов рыночной структуры (свободная конкуренция, олигополия, монополия) и, соответственно, приводит к тому, что требуются разные механизмы государственного регулирования и контроля данных процессов.
Заключение
В рыночном хозяйстве значительная часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции.
Процедура формирования цены длительная и трудоемкая. Она требует. Технология формирования цены в рыночных условиях состоит из нескольких этапов: изучение рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены.
Методика ценообразования существенным образом отличается в условиях разных типов рыночной структуры (свободная конкуренция, олигополия, монополия) и, соответственно, приводит к тому, что требуются разные механизмы государственного регулирования и контроля данных процессов.
По целям воздействия на цены различают методы: ограничивающие (ограничительные), запрещающие (запретительные) и стимулирующие (поощрительные). Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики.
Список литературы
Гальперин В.М. Микроэкономика. – С.-Пб.: Экономическая школа, 1997. – 462с.
Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник – М: Экономикс, 2004. – 491с.
Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 1997. – 349с.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.1. – М.: Дело, 1992. – 572с.
Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 640с.
Полещук И.И. Ценообразование. Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 304с.
Русакова Т. Ценовая политика предприятия // Экономика. Финансы. Управление. – 2004. – № 3. – С.29-38.
Савицкий А.А. Основы ценообразования: Учеб. пособие для учащихся ССУЗов. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 120с.
Уткин Э. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 1997. – 365с.
Ценообразование и рынок. / Под ред. И.K. Салижманова. – М.: Финстатинформ, 1999. – 396с.
Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 192с.
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. – М.: Финэксперт, 2000. – 438с.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа