Деятельность ГАТТ на современном этапе

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: "ГАТТ: АНАЛИЗ ПРИЧИН РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

стр. 3-4.

1. Основные торгово-политические принципы

стр. 4-6.

деятельности ГАТТ.

11. Роль таможенно-тарифной политики.

стр. 6-7.

III. Функции ГАТТ.

стр. 7-9.

IV. Причины проведения дополнительных

стр. 9-11.

раундов переговоров.

V. Проблемы ГАТТ.

стр. 11-16.

VI. Достижения "уругвайского" раунда

стр. 16-19.

переговоров.

VII. Россия и ГАТТ.

стр. 18-21.

Заключение.

стр. 21-22.

Список литературы

стр. 23.

ВВЕДЕНИЕ

В течение продолжительного времени основу отношений, в том числе и экономических, между государствами составляли двусторонние договоры и соглашения. Они регулировали вопросы внешней торговли и мореплавания, определяли права и обязанности физических и юридических лиц на территории договаривающихся государств. В них, как правило, оговаривалось взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле и национального режима для юридических и физических лиц," осуществляющих коммерческую и производственную деятельность на территории страны-партнера по договору.

В послевоенный период распространение получили многосторонние договоры и соглашения, одним из которых является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в октябре 1947 года и вступившее в силу с 1 января 1948 года. На начальном этапе ГАТТ регулировало, как это следует из его названия, исключительно вопросы, связанные с торгово-политическим обеспечением внешней торговли. В последующие годы в него был внесен ряд дополнений, приспосабливающих Соглашение к требованиям изменившейся ситуации в мире. К числу наиболее существенных можно отнести включение в текст ГАТТ в 1964 году части "Торговля и развитие", в котором определялись условия применения соглашения к развивающимся странам, а также итоги перерговоров в рамках "Токио раунда", выходящие за рамки таможенно-тарифной политики. В результате ГАТТ в настоящее время кроме базового Соглашения содержит еще целый ряд других, распространяющих его действие на новые области, а также протоколы, интерпретирующие применение отдельных статей, оговорки и пояснения. Итоги деятельности ГАТТ свидетельствуют о том, что оно играет роль центрального международного учреждения по вопросам торговли. Именно здесь принимается большинство конкретных мер и решений, регулирующих и модернизирующих правовую структуру мировой торговли. Эффективность этого Соглашения приводит к росту числа его членов. Если в момент вступления его в силу в ГАТТ участвовало 22 государства, то в 1990 году в его работе в той или иной форме принимало участие около 150 стран, в том числе 91 полный член, 61 наблюдатель, среди которых 30[1] международных организаций (ЮНЕСКО, МОТ, МВФ, все региональные комиссии ООН и пр.).

I.

Как было указано выше, основной текст Генерального соглашения по тарифам и торговле в ходе состоявшихся Многосторонных переговоров был дополнен целым рядом договоренностей по отдельным вопросам, в результате чего сегодня Соглашение представляет собой довольно сложный документ. Тем не менее в ГАТТ можно выделить несколько основных принципов, составляющих его основу:

- роль тарифов в рыночной экономике является главным регулятором экспорта и импорта, тогда как при централизованном планировании их значение второстепенно, так как отсутствует связь между внутренними и внешними (мировыми) ценами.

    вторым из них является принцип наибольшего благоприятствования, носящий безусловный характер, который распространяется на торговлю товарами. Однако в ГАТТ содержится ряд исключений из этого принципа. Этот принцип направлен на ликвидацию дискриминации в торговле и увеличение объемов товарооборота. При этом предполагается, что объем и структура внешней торговли определяется ее непосредственными участниками, а правительство регулирует экспортно-импортные операции только с помощью тарифов.

    третьим важным принципом является национальный режим предусматривающий, что товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным. Особое внимание в этой статье уделяется использованию в торгово-политических целях внутренних налогов и сборов. То есть речь идет о создании равных условий конкуренции для импортных и отечественных товаров.

    другим важным принципом является признание того, что защита национальной экономики должна проводиться преимущественно с помощью таможенных тарифов, при этом использование количественных ограничений запрещается.

    соглашение запрещает также использование импортных квот, кроме случаев, связанных с необходимостью ликвидации отрицательного сальдо платежного баланса.

II.

Современная внешнеторговая политика стран осуществляется с помощью - целого ряда средств, контролирующих, регулирующих, стимулирующих внешнюю торговлю. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на внутреннем рынке страны-импортера. В результате развивающего процесса интернализации международной хозяйственной жизни, прогрессирующей международной экономической интеграции в послевоенные годы имело место снижение роли таких традиционных средств осуществления внешнеторговой политики, как таможенные пошлины и количественные ограничения. Вследствие деятельности ГАТТ уровень таможенной защиты во всех развитых странах значительно снизился. Если в 1947 году уровень таможенных пошлин составлял в среднем 40% , то настоящее время он составляет около 4 - 5%, а к январю 1998 его намереваются снизить до 3%[2]. Однако было бы неправильно считать, что пошлины перестали играть значительную роль, так как вопросы таможенного обложения продолжают играть большую роль на переговорах в рамках ГАТТ. Но в этом вопросе сложно достигнуть единства. Попытка унификации классификации товаров для целей таможенного обложения была предпринята после второй мировой войны: в 1951 году была подписана Брюссельская конвенция, получившая название Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН). В 80-е годы в рамках ГАТТ на основе БТН была разработана новая таможенная номенклатура, называющаяся "гармонизированной системой".

III.

В своем первоначальном виде ГАТТ было чисто тарифным соглашением, в которое с целью недопущения воздействия на торговлю нетарифных норм и правил был включен ряд положений, связанных с другими формами регулирования торговли (количественными ограничениями, субсидиями, демпингом). Однако круг рассматриваемых вопросов настолько расширился, что обсуждаемые проблемы стали выходить за рамки тарифной политики. В результате первоначальная структура ГАТТ, состоящая из четырех руководящих органов: постоянных органов, межправительственных органов, рабочих групп и специальных групп экспертов, была значительна расширена.

В результате проведения многосторонних торговых переговоров в рамках "Токио раунда" был создан еще целый ряд комитетов и советов, в обязанность которых входило наблюдение за реализацией достигнутых в его ходе договоренностей. К ним относятся:

- комитет по антидемпинговой практике,

- комитет по субсидиям и компенсационным пошлинам,

- комитет по техническим барьерам в торговле,

- комитет по таможенной оценке,

- комитет по правительственным закупкам,

- комитет по импортному лицензированию, и пр.

Многосторонние торговые переговоры включали' в себя такую исключительно важную проблему, как разработка новых принципов и норм международной торговли. В результате ГАТТ стало играть исключительно важную роль в решении задач современных международных экономических отношений. Сложившаяся на основе Соглашения система договоров практически означает создание международной организации, занимающей прочное место среди международных учреждений, определяющих формирование международных экономических связей. То есть появились новые возможности для унификации и диверсификации правовых норм международной торговли.

В ходе "уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ стало очевидно, что Соглашение продолжает идти по наметившемуся ранее пути расширения сферы деятельности. В повестку дня переговоров входили следующие вопросы: таможенные тарифы, нетарифные меры, пересмотр некоторых прав и правил ГАТТ, торговые аспекты регулирования иностранных капиталовложений, торговые аспекты права индивидуальной собственности, торговля услугами и т.д. Все это свидетельствовало о том, что главной задачей этих переговоров является создание новых правил регулирования международной торговли, разработка новых соглашений, которые не только интерпретировали отдельные положения, но и значительно расширили сферу деятельности ГАТТ. Более того, были созданы формально не зависящие от ГАТТ кодексы, касающиеся сферы услуг и некоторых смежных с международной торговлей областей МЭО.

IV.

Одним из путей решения различных проблем - рассмотрение их на регулярных переговорных конференциях, восьмой из которых был "уругвайский" раунд. Созыв нового раунда многосторонних торговых переговоров (МТП) был продиктован сложившимися тенденциями развития международных экономических отношений в конце 70-х и первой половине 80-х годов. В этот период резко активизировалась экономическая экспансия США. В то же время усилилась оппозиция американской экспансии со стороны ЕЭС, углубились американо-японские экономические разногласия. Возросла роль развивающихся стран в мировом хозяйстве и международной торговле, обострились их валютно-финансовые противоречия с Западом, возросло стремление к улучшению условий участия в международном разделении труда. Таким образом, в последние годы в развитии международных экономических отношений в целом и международной торговли в частности закрепились негативные тенденции, приведшие к обострению конкурентной борьбы на мировом рынке и заметному ухудшению взаимоотношений государств в данной сфере международного сотрудничества. В силу этого масштабность и многообразие программы МТП отражали прежде всего те растущие трудности, с которыми столкнулась современная международная торговля в результате резкого ухудшения торгово-политической обстановки. Усиление протекционизма со стороны развитых капиталистических стран, в том числе расширение дискриминации в результате увеличения антидемпинговых процедур, количественных ограничений, обвинений в субсидировании экспорта привели к возникновению новых противоречий между ее участниками. Поэтому значительная часть программы нового раунда направлена на выработку договоренностей, призванных сдерживать дальнейшее распространение протекционизма и односторонних дискриминационных мер в торговых отношениях между странами - участниками ГАТТ. Ряд вопросов, внесенных в программу МТП, отражал требования развивающихся стран, которые в условиях продолжающего роста их гигантской внешней задолженности и резкого падения цен на вывозимые ими сырье и продовольствие настаивали на существенном улучшении условий их экспорта в развитые государства и ликвидации поддерживаемых развитыми странами дискриминационных ограничений импорта. В условиях усиления экономической взаимозависимости между двумя группами государств Запад вынужден был согласиться на обсуждение некоторых наиболее острых проблем экспорта из развивающихся стран текстиля, одежды, некоторых видов природных ресурсов. Важным фактором, повлиявшим на повестку дня нового раунда МТП, были все более частые нарушения норм ГАТТ, что привело к эрозии важнейших принципов ГАТТ и ослаблению в целом его организационно-правовой основы в международной торговле. В силу этого значительное внимание на переговорах будет уделено укреплению юридической базы и механизма ГАТТ.

V.

Рассмотрим события накануне "уругвайского" раунда переговоров и после него. Среди проблем в рамках ГАТТ можно выделить "новые", которые возникли в связи с изменением и развитием экономической ситуации, и "старые", которые находились на рассмотрении уже длительное время. Сначала проанализируем наиболее насущные "новые" проблемы: • дискриминационные меры государственного регулирования: меры, отрицательно влияющие на свободный перелив капитала и, следовательно, воспринимающиеся как барьер в международной торговле. К ним можно отнести проблему иностранных инвестиций: зачастую иностранным инвесторам предписывают сферы и отрасли приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования компонентов и материалов местного производства и пр.

• проблема торговых аспектов прав интеллектуальной собственности: существующие международные конвенции по охране прав интеллектуальной собственности не предоставляют надежных гарантий против пиратской практики, тогда как торговля поддельными товарами, пиратство, использование чужих научных и конструкторских разработок приняла невиданные масштабы. Помимо того, что компании-владельцы товарных знаков терпят колоссальные убытки, речь идет о жизни многих людей, поскольку стали подделываться даже детали авиационных двигателей и автомашин, медицинские препараты. Одно из возможных решений данной проблемы - применение торговых санкций к странам, злостно нарушающих права интеллектуальной собственности.

• проблема международной торговли услугами: долгое время предоставление услуг воспринималось как нечто сопутствующее традиционной торговле товарами, но в начале 80-х годов возросла самостоятельная роль сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, туризм, перевозки). В настоящее время около 20% мировой торговли и 60%[3] производства приходится на сферу услуг. Между тем, отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистичесокй отчетности и др, что на данном этапе является тормозом на пути международного обмена услугами.

• другой проблемой является функционирование системы ГАТТ.

Переговоры должны были привести в соответствие организационную основу ГАТТ с растущей ролью в международной торговле. Как развитые капиталистические страны, так и большинство развивающихся стран считают необходимым укрепление ГАТТ как международной организации и повышение эффективности его деятельности путем усиления механизма контроля за выполнением принимаемых решений. Также предстояло обсудить вопросы обеспечения наблюдения со стороны ГАТТ за торговой политикой и практикой участвующих в нем стран и воздействием торговой политики и практики на функционирование многосторонней торговой системы, повышения общей эффективности и улучшения процесса принятия решений в ГАТТ, в частности путем более активного привлечения к его работе министров, укрепления связи ГАТТ с международными валютно-финансовыми организациями. Укрепление организационного механизма ГАТТ способствует также внесение в программу ГАТТ предложения о совершенствовании и усилении правил и процедур урегулирования споров.

К "старым" проблемам можно отнести в основном те, которые связаны с вопросами, касающимися развитых и развивающихся стран, а также противоречий, связанных с правовым статусом:

• уровень таможенно-тарифного обложения: несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран составила 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальную ситуацию. В Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10 %, приходилось соответственно 17,1 и 16,0%[3] общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т. е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была низкая доля "связанных" ( т. е. не изменяемых в большую сторону ) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, а у развивающихся стран - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки.

• торговля сельскохозяйственной продукции: этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ под предлогом "особой социальной значимости" и "обеспечения продовольственной безопасности", что в последствие позволило вводить количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию. Подобные односторонние права служили постоянным источником конфликтов с другими странами, лишенными такого права, в том числе и с конкурентноспособными производителями сельскохозяйственной продукции.

-также, проблемой развивающихся стран можно назвать мировую торговлю текстилем и одеждой, в которой они обладают сравнительным преимуществом. В начале 60-х годов ими было принято долгосрочное соглашение, переросшее в последствии в многосторонее соглашение по текстилю, в соответствии с которым развитые страны устанавливали жесткие импортные квоты на текстильную продукцию (приходящуюся в основном на развивающиеся страны), при повышении которых ввоз товаров просто запрещался.

• процедура введения защитных мер: теоретически страны-члены ГАТТ имеют право вводить импортные ограничения, если неожиданное увеличение импорта создает угрозу "ущерба" национальной экономике. Но введение таких ограничений обусловлено целым рядом условий (увеличении импорта других товаров с целью сохранения прежнего объема товаров), а также должно осуществляться на основе наибольшего благоприятствования. В действительности же подобные ограничения требовалось вводить лишь в отношении одной или нескольких стран.

• став авторитетной международной организацией, насчитывающей в то время более 115 стран, на долю которых приходилось свыше 90%[4] объема мировой торговли, юридически ГАТТ в течение четырех десятилетий существовало как соглашение небольшой группы стран на основе Протокола о временной применении, действующего до вступления МТО в силу. Постоянные разногласия вызывал и сам

Протокол, поскольку страны-основатели ГАТТ получили право применения нетарифных мер в "той степени, в которой это не противоречит существующему законодательству".

• соглашения, созданные в ходе "токийского раунда", создали следующую проблему: к этим соглашениям присоединились лишь страны, считавшие это для себя необходимым, в результате чего однородная до того (в смысле объема взаимных прав и обязанностей) система ГАТТ оказалась "размытой".

VI.

Все заключенные соглашения условно можно разделить на два крупных блока: соглашения о доступе на рынки и соглашения и договоренности по институционным вопросам, т. е. по новым механизмам международной торговой системы. Вопросы доступа на рынки

- помимо снижения таможенных пошлин 2/5[5] импортируемой продукции, к которой можно отнести медикаменты, медицинское оборудование, мебель, строительное и сельскохозяйственное оборудование, игрушки, пиво, бумагу, будет совершенно освобождено от таможенных пошлин;

- было решено снизить к 2005 году большинство квот и тарифов на текстильную продукцию и одежду, что откроет рынок экспорта развивающимся странам;

- также было достигнуто соглашение относительно услуг, экспорт которых за последние 18 месяцев достиг 1 миллиарда долларов[6]: было принято соглашение по торговле услугами;

- по защите прав интеллектуальной собственности было принято следующее: авторское право будет сохраняться влечение 50 лет, патенты - 20 лет[7]. Кроме того, страны-члены должны предусмотреть в своем законодательстве уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание торговых знаков. Это положет конец бесконтрольному использованию открытий другими людьми.

- все нетарифные меры, ограничивающие доступ сельскохозяйственной продукции на внутренние рынки подлежат "тарификации", после чего уровень защиты подлежит снижению в среднем на 36% в течение шести лет. При этом минимальное снижение по позициям должно составлять 15%[8]. Все ставки таможенных тарифов на сельскохозяйственную продукцию объявляются неизменными в одностороннем порядке. Меры национальной политики по поддержанию сельскохозяйственного производства, оказывающие отрицательное воздействие на торговлю, должны быть сокращены по специальной методике на 20%.

Вопросы по институциональным вопросам

Улучшение условий доступа на рынки недостаточное условие для устойчивого роста международной торговли и мировой экономики в целом. Важным элементом является предсказуемость торгово - политических режимов государств в отношении импорта товаров и услуг. Поэтому второй блок, гарантирующий стабильность договорно-правовой основы международной торговли, играет все большую роль.

К нему можно отнести Всемирную Торговую Организацию ( ВТО ). Это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений, которая будет включать в себя обновление ГАТТ, ГАТС и все остальные соглашения, заключенные в ходе этого раунда переговоров. В состав ВТО будут входить так называемые механизм обзоров -торговой политики и механизм разрешения споров. ВТО получит полный правовой статус международной организации. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся к "уругвайскому раунду".

VII.

Наиболее широко используемые протекционистские меры, применяемые во всем мире - нетарифные барьеры, наносившие такой значительный урон международным экономическим отношениям, что в ходе "уругвайского раунда" было решено запретить их. Однако, Россия еще не готова к снятию барьеров, а также к принятию некоторых соглашений. прочему? Сейчас Россия имеет статус наблюдателя, однако, став одной из сторон разнообразых многосторонних соглашений по продаже товаров и услуг, помимо выигрышей, создаст России множество проблем: -будучи одним из основных экспортеров металлами и топливом Россия будет в выигрыше до тех пор, пока она сможет избегать количественных ограничений. Также она сможет избежать антидемпинговых барьеров, так как из-за дешевых российских товаров Россия уже не раз упомяналась.

- помимо этого, подписав соглашения, России придется открыть свой рынок иностранным товарам, однако, сразу возникает вопрос: "сможет ли Россия выдержать их конкуренцию?". В реальности России придется открыть рынок через 6-10 лет[9], в лучшем случае даже позже, но сможет ли наша страна достигнуть международных стандартов и накопить достаточно опыта к тому времени.

- кроме того, растут издержки производства: если раньше российские товары были конукурентноспособны благодаря низким ценам на топливо и сырье, то сейчас уровень цен быстро приближается к мировому. Западные компании предполагают, что в ближайшем будущем российские цены будут даже выше средних мировых.

- что касается установленного "уругвайским раундом" снижения государством субсидий на сельскохозяйственные продукты, то Россия вряд ли сможет уложиться в намеченные сроки.

Таким образом мы видим, что у России далеко не благоприятное положение, тем более, что нужно будет принять все необходимые соглашения, а не выборочно. Но, с другой стороны, не открыв хотя бы один из своих рынков, Россия не сможет воспользоваться достижениями "уругвайского договора".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие мировой торговли постоянно ставит перед нами ряд проблем, к которым только ищутся подходы. Здесь и усиливающаяся регионализация международной торговли, и неурегулированность вопросов конкурентной политики, и расширяющаяся пропасть между развитыми и развивающимися странами, и взаимосвязь торговли и охраны окружающей Среды. Однако, приятно признать, что годы напряженной работы не прошли напрасно. И хотя итоги переговоров более чем сотни стран - это неизбежный плод компромиссов и уступок. Тем не менее соглашения, вошедшие в силу 1 июля 1995 года должны привести к значительному расширению сферы действия рыночных сил, ускорению структурной перестройки. Кроме того, введение новых правил, созданных в ходе "уругвайского раунда", на экономическую арену принесет его участникам к 2002 году выигрыш в размере 200-300 миллиардов долларов, из которых около 90 миллиардов долларов[10] пойдет на развивающиеся страны и бывшие социалистические страны.

1] - Э. П. Бабин, Л. Д. Градоватова,"Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых капиталистических стран", - "Учебное пособие, кафедра МЭО и БЭС", стр. 40.

2] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ.), "Will Russia play GATT?" -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48.

3] - А. Полуэктов, "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешняя торговля N 5", стр. 25.

3] - А. Полуэктов, "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешнаяя торговля N 5", стр. 25.

4] - А. Полуэктов, "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешнаяя торговля N 5", стр. 26.

5] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ.), "Will Russia play GATT?" -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48.

6] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ.), "Will Russia play GATT?" -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48.

7] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ.), "Will Russia play GATT?" -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 49.

8] - А. Полуэктов^ "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешнаяя торговля N 5", стр. 21.

9] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ.), "Will Russia play GATT?" -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 49.

10] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ.), "Will Russia play GATT?" -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48.

ÑÏÈÑÎÊ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Э.П. Бабин, Л. Д. Градоватова."Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых капиталистических стран", - "Учебное пособие, кафедра МЭО и БЭС", 1991, М.

2. У Shishkov. Ph. D. (Econ.). "Will Russia play GATT?" - "Delovie Lyudi No. 6, 1994", М.

3. А. Полуэктов. "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешняя торговля N 5", 1994, М.

4. И. Дюмулен. "Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила", - "Внешняя торговля N 8", 1993, М.

5. Н. Плаксин. "Международный торговый центр ЮНКТАД \ ГАТТ", - "Внешняя торговля N 1", 1988, М.

6. А. Туйгунов. "Как вступают в ГАТТ?", - "Внешняя торговля N 6", 1990, М.

7. С. А. Отрешко. В. А. Огнивцев. "Цели и позиции основных стран-участников нового раунда торговых перерговоров в ГАТТ: основные цели нового раунда, позиции главных участников переговоров", - "Приложение к БИКИ N 8", 1987, М.