Проблемы эффективности внешнеэкономической деятельности
Проблемы эффективности внешнеэкономической деятельности
Швец И.Б., Гребенников Я.В.,ДонНТУ
Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, фирм, всех участников рыночных отношений. Произошедшая в современном обществе переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития изменила представления о международном сотрудничестве.
Вне фактора международного сотрудничества и, прежде всего, на уровне первичного предпринимательского звена практически невозможно добиться решения задач глубокого реформирования воспроизводственного комплекса Украины, вывода страны из затяжного кризиса, рационализации экономики. Становление рыночных отношений на современном этапе требует двоякого видения проблематики внешнеэкономической деятельности. В связи с этим возникает и соответствующее отношение к ней как, с одной стороны, к объекту целенаправленного организационно-экономического воздействия с целью стимулирования предпринимательской активности и налаживания устойчивых саморегулирующихся рыночных связей и механизмов, а с другой — как к ускорителю прогрессивных преобразований в структуре общественного воспроизводства, источнику передовых технологических и организационных идей в области управления общественно-производственными системами.
При этом основным хозяйственным звеном, опосредующим процесс интернационализации экономической жизни, является подразделение организаций ее базового уровня — предприятия, фирмы и другие жизнеспособные в условиях рынка самостоятельные единицы предпринимательского типа, нацеленные на достижение гармонизированных с общественными интересами максимальных показателей прибыльности, коммерческого оборота, технического перевооружения.
Каждые семь лет происходит практически полное обновление технического потенциала промышленности. Это не значит, что старое оборудование непременно раз в семь лет заменяется на новое, но идеи, позволяющие значительно продвинуться по пути технического прогресса, успешно оформляются и реализуются именно с такой периодичностью. Но эти “семилетки” вовсе не догма: если компания чувствует свою силу, имеет Достаточный производственный и человеческий потенциал, если обстоятельства ставят ее перед выбором — погибнуть или победить, тогда включаются совершенно другие механизмы. Они помогают выжить тем, кто имеет волю и решимость, для кого будущее своего предприятия, своей фирмы дороже ухода от временных трудностей и проблем.
Развитие — это важнейшее задание, которое стоит перед человечеством. Сегодня более миллиарда жителей планеты, то есть пятая часть населения земли живет на средства, которые составляют менее одного доллара в день. Тем не менее, за последние сорок лет многие развивающиеся страны достигли прогресса, продвигаясь вперед поразительными темпами, в некоторых из них средние доходы возросли более, чем в пять раз.
Следовательно, мы наверняка можем сказать, что быстрое непрерывное развитие не является призрачной мечтой — это вполне достижимая реальность. Поэтому внешнеэкономическую деятельность необходимо рассматривать в качестве существенного фактора повышения эффективности хозяйственной деятельности как на уровне отдельных предпринимательских структур, так и в масштабах страны, который, вместе с тем, не может не соответствовать общему состоянию и особенностям развития всей воспроизводственной сферы.
Следовательно, основу рыночной экономики составляет товарное производство. Полноценное товарное производство на уровне страны невозможно без международного разделения труда и вовлечения каждой страны во внешнеэкономическую деятельность, что дает прибыль от специализации страны в тех или иных отраслях производства. Что касается химической промышленности, то повышение конкурентоспособности в данной отрасли возможно в настоящий момент только за счет привлечения крупных иностранных инвестиций с целью модернизации химического производства и повышения его эффективности путем снижения энергопотребления, потребления сырья и повышения процента использования мощностей.
В связи с тем, что в настоящее время в Украине, в правительстве, в обществе в целом нет достаточного накопления роли прямых иностранных инвестиций для развития экономики, не существует согласованной политики относительно прямых иностранных инвестиций, не согласована с этим процессом стратегия экономических реформ. Поэтому на ближайшую перспективу (два года) необходимо решить две задачи:
1) благоприятствовать лучшему пониманию роли иностранных инвестиций как для реализации новых проектов, так и для приватизации существующих;
2) оказать эффективную помощь инвесторам, создав центр, который предоставлял бы необходимую информацию, а также помогал органам государственного управления со-вершенствовать правила и процедуры.
В условиях качественно новой ситуации развития хозяйственного комплекса Украины усиливается актуальность разработки теоретических и методических вопросов формирования новой региональной политики, центральным звеном которой является развитие внешнеэкономической деятельности регионов.
Проводимые в Украине экономические реформы, направленные на создание реальных рыночных условий хозяйствования, охватывают также и внешне-экономическую деятельность. Очевидно, что внешнеэкономическая деятельность объективно является неотъемлемой частью экономики любого в той или иной мере экономически развитого государства.
Примечательно, что первые мероприятия в области реорганизации экономики в Украине были осуществлены прежде всего в сфере внешнеэкономической деятельности еще в рамках бывшего СССР. Это положило начало либерализации ВЭД в Украине, и, прежде всего, благодаря ослаблению государственной монополии в этой области, обеспечение непосредственного выхода на внешние рынки производственных предприятий, объединений и других хозяйственных организаций.
Много проблем возникает и в сфере формирования системы управления хозяйственной и внешнеэкономической деятельности. До сих пор не выработана комплексная система управления социально-экономическими процессами в современной Украине, не выработана научно обоснованная концепция управления в этот сложный переходный период, и, в частности, не определены на достаточно длительный период государственные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, на основе которых ее участники могли бы планировать и рассчитывать свои действия.
Что же касается внешнеэкономических интересов, то они, как правило, реализуются преимущественно политическими действиями правительства на межгосударственном уровне. Важно в этом плане изыскать оптимальное состояние при выборе необходимого сочетания использования политических и экономических средств для достижения тех целей, которые ставит перед собой та или иная страна в процессе формирования международных экономических отношений как на двустороннем, так и многостороннем уровнях.
Политика, проводимая тем или иным правительством, может содействовать развитию национальной экономики или стать ее тормозом, или же способствовать развитию одних ее направлений и препятствовать в других. Вне всяких сомнений внешняя политика любого правительства, и прежде всего, его внешнеэкономическая политика, должна защищать интересы социально-экономического развития собственной страны.
В Концепции внешнеэкономической деятельности Украины декларируется несколько основных принципов:
• экспорт должен быть доведен до 45—50% от валового национального продукта, достижение такого уровня позволит сбалансировать внешнюю торговлю;
• гарантии свобод внешнеэкономической деятельности, юридическое равноправие всех субъектов ВЭД и верховенство закона.
Для реализации первого принципа необходимо создать условия для конку-ренции украинских товаров на внешнем рынке. Однако, без вступления Украины в Мировую организацию торговли (ВТО, до 1994 года — ГАТТ) это практически невозможно. Для реализации членства есть определенные подвижки, возможно в 2003 году Украина станет членом ВТО. Иначе обстоит с членством в Европейском Союзе, здесь для получения статуса ассоциированного члена ЕС уйдет лет шесть. При этом убытки Украины только по демпинговым штрафным санкциям (главным образом из-за нечленства в ВТО) составили 2 млрд. долларов США.
Много потерь несет бартер, в стоимостном отношении товарообменные операции в 1995 году составили более 55% от всех сделок. Ситуация усугубляется тем, что многие украинские производители меняют высоколиквидную продукцию (металл, продукцию химической промышленности и т. п.) на ширпотреб не первой необходимости (продукты питания, спиртное, табачные изделия и т. п.). Поэтому либерализация внешнеэкономической деятельности — шаг прогрессивный, но при том условии, если реализацией на экспорт занимается производитель продукции.
В стратегии экономического роста важное место принадлежит повышению эффективности внешнеэкономической политики, которая должна быть направлена на укрепление позиций Украины в мировой торговле и обеспечивать выход на новые рынки. Одним из способов достижения этой цели является диверсификация внешнеэкономической деятельности, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных преобразований в экономике, качественной перестройки всей системы внешних экономических связей.
Диверсификация экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степени обработки, а также освоения украинскими производителями и экспортёрами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг. Диверсификация импорта предполагает резкое уменьшение зависимости от импорта важных факторов производства (энергоносителей и стратегических видов сырья) и разнообразие источников поставки этих компонентов, а также создание в Украине импортозамещающих производств на основе новейших передовых технологий. Диверсификация внешнеэкономической деятельности позволит ликвидировать чрезвычайную (от 20 до 90 процентов) зависимость экономики Украины от монопольных импортных рынков поставок стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных отраслей производства, а также ликвидировать безальтернативную ориентацию для тысяч украинских предприятий. Это будет способствовать развитию внешнеторговой инфраструктуры (информационной, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевой, выставочной, рекламной и т. п.), разнообразить источники финансирования в условиях конкурентной борьбы на международных рынках.
Внешнеэкономические связи определяются как непосредственное продолжение и высшая ступень международного разделения труда, имеющие конечной целью обмен результатами этого труда на эквивалентной основе через совокупность целенаправленных форм и методов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами, а также как специфическая система валютно-финансовых, кредитных и таможенных инструментов и адекватная ей организационная структура на всех уровнях хозяйствования — от центра до низовой производственно-коммерческой единицы. Внешнеэкономические связи любого современного государства являются в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и международных экономических отношений. Поэтому внешнеэкономический сектор национальных экономик — это своеобразный индикатор, показывающий степень вовлеченности данной страны во всемирное разделение труда и отражающий уровень экономического развития отдельно взятого народнохозяйственного комплекса.
Внешнеэкономическим связям Украины в современных условиях принад-лежит большая роль в коренном преобразовании нашей экономики, переходе ее к рыночным отношениям, интегрировании в мировое хозяйство с целью эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Не менее важное значение имеет и тот факт, что углубление внешнеэкономических отношений благотворно влияет на общую атмосферу доверия между странами, на укрепление их партнерских отношений. В экономике страны внешнеэкономические связи играют важную роль самостоятельного фактора экономического роста, модернизации и интенсификации использования производственного потенциала.
Сложности национальной экономики Украины требуют от субъектов пред-принимательской деятельности искать новые рынки сбыта для своей продукции, что в условиях довольно жесткой конкуренции является сложной задачей. Требовательность потенциальных покупателей приводит к тому, что предприниматель просто вынужден делать все возможное для того, чтобы его товар соответствовал наилучшим аналогам. Уровень качества предлагаемых товаров и услуг обязан подвергаться своевременной модернизации и улучшению, что, в свою очередь, приводит к тому, что на Украине появляется все большее количество современных предприятий.
Необходимость и важность внешнеэкономической деятельности подтверж-дает тот факт, что экспорт украинской продукции дает возможность если не увеличить количество рабочих мест, то хотя бы сохранить их количество, в условиях снижения объемов реализации на внутреннем рынке. Прямой выход предприятий на внешний рынок не означает, что в условиях рыночных отношений они будут осуществлять экспортно-импортные операции напрямую и исключительно сами. Предприятия имеют право выбора: вести свои дела прямо или через посредника. При этом самостоятельный выход на внешние рынки не может пользоваться предпочтением как универсальный и единственно оправданный. Этот метод применим лишь в начальный период, в период становления рыночной системы ведения внешнеэкономических связей.
Создавая совместно торговые дома, ассоциации, акционерные общества, межотраслевые союзы, консорциумы и другие внешнеэкономические организации (или прибегая к услугам квалифицированного посредника), отдельные предприятия получают возможность снижать внешнеторговые издержки и повышать эффективность купли-продажи товаров и услуг на внешнем рынке. Особенно это ощутимо для средних и малых предприятий, кооперативов.
Важную роль в период создания рыночного хозяйственного механизма играют специализированные внешнеэкономические объединения. Результатом этого является отделение функции реализации от функции производства, отделение товарного капитала от производительного, что является прогрессивной тенденцией в развитии внешнеэкономических связей.
Таким образом, непосредственный выход производителя товара на внешний рынок является одним из вариантов ведения экономических отношений с зарубежными контрагентами. Широкий переход к прямым внешнеэкономическим связям можно рассматривать как результат отсутствия возможностей дальнейшего развития межотраслевого разделения труда и необходимости ускоренного развития внутриотраслевого. С этой точки зрения придается большое значение развитию прямых связей между предприятиями, участвующими в кооперированных поставках.
Прямые связи не могут ограничиться ростом эффективности только этого вида международного экономического сотрудничества. Прямые связи позволяют развивать экономическое сотрудничество более целенаправленно, упрощают решение многих экономических задач. Все это так или иначе способствует экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, приводит к повышению эффективности производства участвующих в этих связях предприятий. Развитие прямых связей с партнерами из зарубежных стран целесообразно в результате диверсификации производства, периодической обновляемое™ номенклатуры выпускаемых товаров. Это явление стало повсеместным в передовых промышленных странах, его необходимость ощущается и в Украине. Современные предприятия получают постоянный экономический выигрыш на международном рынке, да и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, смене номенклатуры изделий, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в обновлении производимых товаров возможна тогда, когда предприятиям не мешает ведомственный аппарат, когда они свободны в выборе изделий и времени их производства. Таким образом, только изменения внутригосударственного хозяйственного механизма позволили заинтересованным предприятиям устанавливать прямые связи.
В рыночных условиях прямые связи фактически означают включение от-дельных звеньев украинской экономики в систему международного разделения труда на основе самостоятельного использования принципов товарно-денежных отношений. С учетом этого термин “прямые связи” представляет собой условное обозначение реальных хозяйственных отношений предприятий со своими иностранными партнерами.
Важным аспектом внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций. Для иностранных инвесторов в настоящий момент наиболее интересными являются следующие отрасли экономики: внутренняя и внешняя торговля, пищевая промышленность, биотехнология, химия, фармацевтика, машиностроение, металлургия. Для украинской экономики наиболее необходимы инвестиции в энергосберегающие технологии, топливно-энергетический комплекс, химико-фармацевтический комплекс, агропромышленный комплекс, металлургию, самолетостроение, транспорт и связь. Украинская экономика интересна для иностранных инвесторов, однако сдержанность потенциальных иностранных инвесторов в контактах с украинскими партнерами легко объяснима с позиций макроэкономической нестабильности и недостаточности правовых гарантий защиты инвестируемых средств.
Внешнеэкономическая деятельность Украины привлекает к себе повышен-ное внимание экономистов. И это закономерно, поскольку Украина занимает одно из первых мест в мире по показателю отношения объема внешнеторгового оборота к ВНП.
Таким образом, наряду с высокими потенциальными возможностями в от-ношении внешнеэкономической деятельности у предприятий Украины имеется насущная необходимость в привлечении инвестиций, которые и позволят реализовать этот потенциал в полной мере.
Одной из основных экономических функций государства, кроме формиро-вания бюджета, кредитно-денежной политики, социальной политики — является регулирование экономики. Задача государственного регулирования — создание условий, необходимых для нормального функционирования каждой отрасли и всего комплекса народного хозяйства.
Украина как независимое государство является молодым самостоятельным субъектом внешнеэкономических связей. Состояние государственного валютного фонда крайне неудовлетворительно, что является одной из причин неконвертируемости национальной валюты Украины в систему СКВ. Среди предпосылок возможной активизации внешнеэкономической деятельности — заинтересованность коллективов предприятий-производителей в экспорте своих изделий и использование части валютной выручки для развития производства.
Решение проблемы лежит в области прежде всего таких сфер, как: правовое регулирование, валютный и внешнеторговый режимы, налогообложение, при-ватизация. Серьезные недостатки существуют в механизме применения законов: постановления отдельных министерств нередко используются для замены или отмены положений закона. Нет официально подтвержденных образцов юридических документов. Особая область проблем связана с правами собственности, что является пробным камнем любой ориентированной на рынок правовой среды. Меры, принимаемые Верховной Радой и Правительством Украины, мягко говоря, не способствуют оживлению внешнеэкономического сектора, который сегодня особенно нуждается в поддержке и стимулировании. В настоящий момент во внешней торговле Украины сохранены многочисленные нетарифные ограничения.
Важным направлением развития Донецкого региона в условиях СЭЗ является наращивание экспортного потенциала путем создания благоприятных эко-номических условий для увеличения выпуска отечественной продукции и оказания услуг за счет совершенствования производства на качественно новом уровне использования современных технологий переработки, хранения, упаковки, транспортировки и реализации продукции машиностроения, пищевой и легкой промышленности, сельского хозяйства, закрепления на традиционных рынках сбыта и выхода на новые. Необходимо давать государственные гарантии по кредитам для участия в международных тендерах, стимулировать отечественный машиностроительный экспорт, экспорт химической, фармацевтической, пищевой и сельскохозяйственной продукции путем внедрения системы кредитования оборотных средств производителей.
Для минимизации риска не возврата государству экспортных кредитов, обеспечения защиты экспортеров от коммерческих рисков следует создать систему страхования таких кредитов. Необходимо осуществлять последовательную работу по совершенствованию организационных форм, направленных на поддержку и укрепление объединений экспортеров, что в будущем позволит перейти к поддержке, сделав возможным координацию деятельности украинских экспортеров на внешних рынках и согласование условий выхода на рынки между членами таких объединений с целью оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Украины. Выгодное геополитическое положение Донецкой области, значительные природные ресурсы и наличие высококвалифицированных кадров являются важными факторами привлечения иностранных капиталов.
Важным вопросам повышения эффективности ВЭД на региональном уровне являются еще не до конца используемых возможности системы ТПП Украины и ее региональных отделений палат в вопросах содействия развития ВЭД предприятий и организаций, привлечения инвестиций.
Очень непоследовательно проводится политика в области тарифных огра-ничений внешнеэкономической деятельности.
Комплекс законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины, Указов Президента Украины, принятых и изданных в последнее время в сфере внешнеэкономической деятельности, нацелен на ее активизацию путем децен-трализации и демократизации этого процесса. Несмотря на очевидную подчас непоследовательность предпринимаемых шагов, все же усиливается интерес непосредственных производителей продукции к прямому выходу на мировой рынок. Возникают предпосылки к интернационализации собственного производства, хотя гарантий стабилизации такого положения пока нет.
Нынешняя ситуация усложняется тем, что в Украине отсутствуют нормаль-ные экономические стимулы как для инвестирования, так и для наращивания экспорта. И это является основным недостатком государственной экономической политики. Следует отличать такое понятие как “необоснованные льготы” и система нормального государственного стимулирования. Стимулирование — это законодательно закрепленная норма, которая работает в автоматическом режиме для любого субъекта хозяйствования. А льгота — это определенный персонифицированный экономический стимул, который по желанию какого-то определенного чиновника либо предоставляется какой-нибудь фирме, либо нет. Таким образом, необходимо такое положение вещей, при котором не будет льгот, а вместо этого заработает автоматический механизм государственного стимулирования.
Задание-максимум состоит в том, чтобы создать такой механизм государ-ственного экономического стимулирования, при котором налоговая, кредитная система, страхование рисков работали в одинаковом режиме, были экспортно ориентированы. И чтобы при этом не существовало бы никакой дискриминации между иностранными и отечественными инвесторами.
Такая государственная система стимулирования должна автоматически срабатывать абсолютно одинаково для любых украинских товаропроизводителей (то ли это будет чисто украинское предприятие, то ли СП, то ли фирма с полным иностранным капиталом, которая размещена здесь и является украинским резидентом). Эта система будет стимулировать украинских товаропроизводителей хотя бы в течение первого года деятельности во время освоения новых видов продукции, тех товаров и услуг, которые являются импортозамещающими, новых рынков сбыта. И все эти стимулы должны найти свое отображение в соответствующих подзаконных актах. Все это должно стать основой государственной программы развития экспортного потенциала.
Список литературы
1. Янковский Н.А. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности крупного производственного комплекса: Донецк 2000.
2. Янковский Н.А. Структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия//Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект - Донецк: ДонГУ, 1998.
3. Фоминский И.П. Внешнеэкономическая деятельность малых предприятий//Вопросы экононмики.-1992.-№3.-стр.73-80.
4. Глазьев С. Внешнеэкономическая деятельность: итоги и перспективы//Внешняя торговля.-1993.-№7.-стр.2-9.
5. Макогон Ю.В. Развитие внешнеэкономических связей регионов//Экономика Украины.-1992.-№6.-стр.47-50.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа