Основные этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта
Основные этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности; обоснования возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; обоснования предложений по созданию совместных и иностранных предприятий; целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов.
Прежде всего, необходимо собрать комплекс вспомогательной информации, предварительно определив ее источники, которых на сегодняшний день существует довольно много, в частности, материалы правительственных учреждений; данные фирм, занимающихся управленческим консультированием и других подобных организаций; различные отраслевые издания; методические и иные материалы.
Начальным этапом работ над бизнес-планом является определение миссии предприятия, формирование цели и задач проекта, для чего ориентирами служат проблемы и перспективы развития предприятия.
Последующее действие — определение конкретных адресатов, кому будет направлен проект бизнес-плана (будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные фирмы).
Следующий элемент - определение общей структуры формируемого документа.
На последующем этапе осуществляется сбор информации для подготовки всех отдельных разделов бизнес-плана. При этом нужно использовать информационный ресурс как работников организации, хорошо знающих внутреннюю среду, так и внешних консультантов, прежде всего, в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка, а также консультантов по управлению.
И, наконец, завершает данный процесс составление самого бизнес-плана (процесс планирования). [7, c.60-62]
Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана.
Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа.
Тем не менее, вне зависимости от типа бизнес-план, рекомендуется содержание в нем информации следующего содержания (основные разделы):
"Резюме";
"Характеристика предприятия и стратегия его развития";
"Описание продукции (услуги)";
"Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";
"Производственный план";
"Организационный план";
"План реализации проекта";
"Инвестиционный план";
"Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";
"Показатели эффективности проекта";
"Юридический план";
"Информация о разработчике бизнес-плана". [1]
Разработка этих разделов и представляет собой процесс непосредственного создания бизнес-плана.
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана.
В разделе "Характеристика предприятия и стратегия его развития" дается описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом, заполняется паспорт предприятия.
При описании предприятия отражаются следующие вопросы: история создания; основные достижения и неудачи в деятельности предприятия; слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности; характеристика имеющихся основных производственных фондов и технологий; загрузка производственных мощностей; выпускаемая продукция; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период. [1]
В разделе "Описание продукции (услуги)" представляется информация о продукции, которую будет производить предприятие: область применения; основные характеристики; соответствие стандартам качества и т.д.
Также приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
В разделе "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.
Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:
Программа производства и реализации продукции;
Производственные мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование);
Материально-техническое обеспечение;
Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции. [4, c.186-187]
Отметим, что программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований.
В разделе "Организационный план" в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе и т.п.
Календарный график реализации проекта представляет собой план согласованных во времени мероприятий, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженностей перед заемщиками. Рекомендуется его разрабатывать в виде временной диаграммы или сетевого графика. В ходе проработки проекта рассматриваются альтернативные варианты графика реализации проекта и принимается для работы наилучший из них с учетом оптимального сочетания финансовых и временных критериев. При разработке данного графика указывается перечень работ и потребность в финансовых ресурсах для осуществления каждой. [4, c.192-194]
Далее разрабатывается раздел "Инвестиционный план". Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, требуемые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборотный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издержек.
Важное значение имеет и раздел "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности". К основным таблицам по прогнозированию финансово-хозяйственной деятельности производства (предприятия) относятся:
Расчет чистой прибыли от реализации продукции;
Расчет потока денежных средств;
Проектно-балансовая ведомость. [1]
Оценочные показатели по проекту приводятся в разделе "Показатели эффективности проекта". Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между притоком денежных средств от операционной (производственной) и инвестиционной деятельности и их оттоком, а также за минусом издержек финансирования (процентов по долгосрочным кредитам).
На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки инвестиций: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД); внутренняя норма доходности (ВНД); срок окупаемости.
В разделе "Информация о разработчике бизнес-плана" дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана. [1]
Таким образом, бизнес-план - это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее.
Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов: определение миссии предприятия; формирование цели и задач проекта; установление общей структуры бизнес-плана; сбор необходимой информации; составление бизнес-плана (процесс планирования).
Отметим также, что при разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования (точность и детализация, системность, гибкость, оптимальность и т.д.) для того, чтобы созданный в результате бизнес-план смог предоставить убедительные ответы на основные вопросы в сфере реализации инвестиционного проекта.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа