Учет основных средств в бюджетных организациях (работа 2)
Учет основных средств в бюджетных организациях
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»
Студент: Фирсова Н.А
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Н.Новгород -2007г.
Введение
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, как и у любых других экономических субъектов, должен быть зеркалом финансово-хозяйственной деятельности, правильно и достоверно отражающим все многообразие реально протекающих процессов.
В условиях рыночной экономики повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств
Согласно инструкции (1) бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета Федеральный закон от 21.11.1996№129-фз ст. 8.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
1. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизитынаименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
( ст.8 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ)
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм , полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
( ст.9 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ)
Государственная учетная политика реализуется инструкцией (1)
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение N 1 инструкция по бюджетному учету от 10.02.2006г. № 25н);
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006г. № 25н
Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006г. № 25н
Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:
Журнал операций по счету "Касса";
Журнал операций с безналичными денежными средствами;
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
Журнал операций расчетов по оплате труда;
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
Журнал по прочим операциям;
Главная книга.
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются Cправкой (ф.0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).
В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные действующей инструкцией БУ №25н и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.
2. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями на 21 августа 2007 года)
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Функциональная классификация применяется также для международных сопоставлений степени вовлеченности органов государственного управления и местного самоуправления в выполнение экономических и социальных функций.
Функциональная классификация состоит из четырех уровней.
Первый уровень функциональной классификации - разделы (приложение 2) отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов и 84 подраздела, являющихся вторым уровнем функциональной классификации, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу детализации основных функций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации (приложение 3), обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.
В рамках целевых статей и видов расходов выделяются расходы на реализацию целевых программ или не программной части.
Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации (приложение 4), детализируют направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, и код вида расходов - 3 знака.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
администратор |
раздел |
подраздел |
целевая статья |
вид расходов |
вид деятел. |
В данной работе будут использованы следующие ведомственные функциональные классификаторы:
Раздел и подраздел
0104 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций |
0902 |
Спорт и физическая культура |
1003 |
Социальное обеспечение раздел и подраздел населения |
Целевая статья
001 00 00 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
Вид расходов
005 |
Центральный аппарат |
Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов утверждаются законами о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов обеспечивают идентичность построения функциональной классификации в части целевых статей и видов расходов, преемственность кодов целевых статей и видов расходов, применяемых при формировании расходов федерального бюджета, для аналогичных расходов, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура: (1)
ТАБЛИЦА
соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов
Наименование счета |
Номер счета |
|||||||||
код |
||||||||||
по БК* |
вида деятель- ности |
синтети- ческого учета |
анали- тичес- кого учета |
КОСГУ |
||||||
номер разряда |
||||||||||
1-17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
|
1 |
2 |
|||||||||
________________ * БК - код по бюджетной классификации; КИВФ - классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; КИВнФ - классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; ФКР - функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; КД - классификация доходов бюджетов Российской Федерации; КГ - код главы (прямых получателей средств бюджета) |
1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (приложение N 4);
18 разряд - код вида деятельности:
бюджетная деятельность - 1;
приносящая доход деятельность - 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления (1) (приложение №5).
Это означает, что органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов имеют право:
применять целевые статьи и виды расходов в соответствии с приложениями 3 и 4 настоящих Указаний;
вводить дополнительные целевые статьи и виды расходов, используя для этого самостоятельные коды, сохраняя при этом структуру единого 20-значного кода классификации расходов (4-10-й знаки - для целевых статей и 11-13-й - для видов расходов).
Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.
3.Основные средства
3.1 Задачи , классификация и группировка основных средств.
Бюджетные учреждения для выполнения работ наделяются основными средствами. Надлежащая организация учета основных средств играет важную роль в обеспечении их эффективного использования.
К основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.
Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:
наличие научно-обоснованной классификации основных средств;
установление принципов оценки основных средств;
установление единицы учёта предметов основных средств.
Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства.
По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.
К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования – на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов:
010101000 "Жилые помещения";
010102000 "Нежилые помещения";
010103000 "Сооружения";
010104000 "Машины и оборудование";
010105000 "Транспортные средства";
010106000 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
010107000 "Библиотечный фонд";
010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия";
010109000 "Прочие основные средства".
Кроме того, в составе основных средств подлежат бюджетному учету:
ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, на счете 010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия"; виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 "Основные средства"
3.2 Объект основных средств
Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.
Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.
Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.
Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.
Когда объект является сложным, т.е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном объединяющем их объекте. В тех случаях, когда объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.
Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.
Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 "Арендованные основные средства" под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, кроме финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя).
При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учета с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на объект основного средства.
3.3. Оценка основных средств
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.
Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Для целей настоящей Инструкции под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Безвозмездная передача объектов основных средств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации.
Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Последняя переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений была проведена на 01.01.2007г. в соответствии
Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2006 N 306/120н/139
Приказ Минфина России от 02.10.2006 N 306/120н/139
Приказ Росстата от 02.10.2006 N 306/120н/139
Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация".
Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету.
3.4. Учет поступление и перемещение основных средств
. Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках:
Инвентарная карточка учета основных средств;
Инвентарная карточка группового учета основных средств.
Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств.
Инвентарная карточка группового учета основных средств открывается на группу объектов основных средств и предназначена для учета объектов библиотечных фондов, производственного и хозяйственного инвентаря.
Инвентарные карточки регистрируются в Описи инвентарных карточек по учету основных средств.
Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими первичными документами:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф.0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф.0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф.0306031);
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф.0306032);
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.0306002);
Требование-накладная (ф.0315006);
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210).
Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:
принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений или работ по их реконструкции отражается по дебету счетов 010101310 "Увеличение стоимости жилых помещений", 010102310 "Увеличение стоимости нежилых помещений", 010103310 "Увеличение стоимости сооружений" и кредиту счета 010601410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства";
принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту счета 010601410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства";
внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310);
оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту счета 040101180 "Прочие доходы".
Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется следующими документами:
стоимостью до 1000 рублей включительно - на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210);
стоимостью свыше 1000 рублей, а также библиотечного фонда, независимо от стоимости, - на основании Требований-накладных (ф.0315006).
Выбытие основных средств оформляется следующими первичными документами:
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф.0306003);
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф.0306033);
Акт о списании автотранспортных средств (ф.0306004);
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф.0504143). Применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря;
Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф.0504144) с приложением списков исключенной литературы.
Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускается.
Выбытие основных средств оформляется следующими бухгалтерскими записями:
выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", счета 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и кредиту счетов 010104410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования", 010105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств", 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010109410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств;
списание объектов основных средств при их продаже, вследствие недостачи, отражается по балансовой стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410), счета 040101172 "Доходы от реализации активов" и кредиту счетов 010101410 "Уменьшение стоимости жилых помещений", 010102410 "Уменьшение стоимости нежилых помещений", 010103410 "Уменьшение стоимости сооружений", 010104410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования", 010105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств", 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010107410 "Уменьшение стоимости библиотечного фонда", 010108410 "Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий", 010109410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";
Безвозмездная передача объектов основных средств отражается по дебету счетов 030404310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств" (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов), 040101241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям), 040101242 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", 040101251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" (в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней), 040101252 "Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств", 040101253 "Расходы на перечисления международным организациям" и кредиту счетов 010101410 "Уменьшение стоимости жилых помещений", 010102410 "Уменьшение стоимости нежилых помещений", 010103410 "Уменьшение стоимости сооружений", 010104410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования", 010105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств", 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010107410 "Уменьшение стоимости библиотечного фонда", 010108410 "Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий", 010109410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";
Списание объектов основных средств, пришедших в негодность, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410), счета 040101172 "Доходы от реализации активов" и кредиту счетов 010101410 "Уменьшение стоимости жилых помещений", 010102410 "Уменьшение стоимости нежилых помещений", 010103410 "Уменьшение стоимости сооружений", 010104410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования", 010105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств", 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010107410 "Уменьшение стоимости библиотечного фонда", 010108410 "Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий", 010109410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";
списание объектов основных средств, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410), счета 040101273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" и кредиту счетов 010101410 "Уменьшение стоимости жилых помещений", 010102410 "Уменьшение стоимости нежилых помещений", 010103410 "Уменьшение стоимости сооружений", 010104410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования", 010105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств", 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010107410 "Уменьшение стоимости библиотечного фонда", 010108410 "Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий", 010109410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";
вложение объектов основных средств в уставной капитал организации отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 020402530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101410, 010102410, 010103410, 010104410, 010105410, 010106410, 010107410, 010108410, 010109410).
3.5. Амортизация основных средств
Счет 010400000 предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.
Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.
В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бюджетному учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно, определяется:
для объектов, полученных от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, и от государственных и муниципальных организаций, - с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации;
для объектов, полученных от иных юридических и физических лиц, - исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения.
Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бюджетного учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности (для объектов нематериальных активов).
Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.
. Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.
. Начисленная амортизация объектов основных средств отражается в бюджетном учете путем накопления соответствующих сумм на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация".
. По объектам основных средств амортизация, в целях бюджетного учета, начисляется в следующем порядке:
на объекты основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд, независимо от стоимости, амортизация не начисляется;
на объекты основных средств стоимостью от 1000 до 10000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
на объекты основных средств стоимостью свыше 10000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
. Аналитический учет по счету 010400000 "Амортизация" ведется в Оборотной ведомости по основным средствам и нематериальным активам.
Общая сумма амортизации, начисленная за отчетный месяц по основным средствам отражается в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Начисление амортизации на объекты основных средств отражается по дебету счета 040101271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", счета 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410, 010408420).
Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств оформляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410, 010408420) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101410, 010102410, 010103410, 010104410, 010105410, 010106410, 010109410), счета 010201420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов".
Учет начисленной амортизации ведется на следующих счетах:
010401000 "Амортизация жилых помещений";
010402000 "Амортизация нежилых помещений";
010403000 "Амортизация сооружений";
010404000 "Амортизация машин и оборудования";
010405000 "Амортизация транспортных средств";
010406000 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря";
010407000 "Амортизация прочих основных средств",
010408000 "Амортизация нематериальных активов".
3.6. Инвентаризация имущества
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Список литературы
1. Инструкция по бюджетному учету от 10 февраля 2006 года N 25н
2. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-фз
3. Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ
4. Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями на 21 августа 2007 года)
5. «Бухгалтер в бюджетной организации» (сборник) Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2006г.