Демпинг цен и антидемпинговая политика
Демпинг цен и антидемпинговая политика
Особенностью отечественного рынка товаров народного потребления является тот факт, что на втором месте после "административных" (недобросовестных) методов конкурентной борьбы находится фактор уровня цен. При этом существует зависимость: чем шире круг потенциальных потребителей товаров, тем меньшую роль играет качество предлагаемого продукта или даже фактический баланс в соотношении цена/качество.
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг цен, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.
Демпинг цен может являться:
следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию;
результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.
Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Демпинг цен преследует, как правило, две цели:
Снижение цен или демпинг могут подразумевать добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию с финансовыми убытками для достижения сверхвысокой прибыли в будущем. Позволить себе такую "роскошь", как плановые убытки способны далеко не все компании. Для этого необходимо иметь либо значительные первоначальные инвестиции, либо уже "раскрученные" высокорентабельные направления деятельности (так называемые "дойные коровы"), которые способны служить финансовыми донорами для новых видов продукции. В "классическом" варианте широкомасштабная демпинговая политика имеет своей целью достижение доминирующего положения на рынке и высоких монопольных цен. Многие компании также избирают тактику, при которой снижение цен и рентабельности ниже среднеотраслевых, позволяют увеличить объемы продаж и получить более высокую валовую прибыль в будущем. Такая тактика наиболее приемлема для компаний со стабильным размером постоянных расходов, что и позволяет в наибольшей мере использовать эффект финансового рычага (финансовый леверидж).
Сокращение налоговых платежей за счет уменьшения продажных цен и уровня наценки (товарной надбавки) позволяет минимизировать фактические расходы предприятия (в части бюджетных платежей). Это связано с возможностью внедрения различных схем минимизации налогообложения, размер которого напрямую связан с уровнем наценки и валовым оборотом предприятия. Для такого уменьшения налоговых отчислений могут создаваться различные "буферные" структуры, поглощающие или нивелирующие товарные наценки, а также используются бартерные схемы, смешанные виды расчетов и т. д.
И первая и вторая цели направлены, в конечном итоге, на увеличение положительных денежных потоков компании, прирост объемов продаж и валовой прибыли1.
Снижение цен (или демпинг) представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.
Особое значение данный метод конкуренции играет для "раскрутки" новых торговых марок, продвижения на рынок новых брендов, промоутерских мероприятий.
Демпинг подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании.
Антидемпинговая политика – борьба с продажей импортных товаров на внутреннем рынке по заведомо заниженным ценам.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.
В Республике Беларусь, как и во многих других странах, сформирована нормативно-правовая база, предусматривающая применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. В последнее время наблюдается устойчивый рост применения указанных инструментов защиты внутреннего рынка как в отношении импортируемых в Беларусь товаров, так и в отношении товаров отечественного производства, поставляемых на зарубежные рынки.
Несмотря на сравнительную новизну подобной практики, фирма «Власова и партнеры» уже имеет достаточный опыт представления интересов своих клиентов в расследованиях, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, проводимых как в Республике Беларусь, так и за ее пределами2.
Так, в течение последних двух лет при непосредственном содействии фирмы «Власова и партнеры» применения специальных защитных мер, в том числе в виде дополнительных таможенных пошлин, как того добивались инициаторы расследования, удалось избежать в отношении импорта изделий из минеральной ваты в Республику Беларусь, а также экспорта белорусского цемента в Республику Польша.
Так, например, в Республике Беларусь применяются антидемпинговые пошлины в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь3.
Закон о защите экономических интересов Республики Беларусь был принят в ноябре 2004 года. Согласно ему, начинать борьбу с демпингом можно, лишь доказав, что цены на импорт действительно занижены. Однако орган, который проводит соответствующее расследование, обозначен не был. Указом Президента эта обязанность была возложена на белорусский МИД.
Белорусская экономика ориентирована на экспорт. Внешнеторговый оборот республики на треть больше внутреннего валового продукта. В то же время на внутреннем рынке отечественные производители сами зачастую страдают из-за дешевого импорта. И не важно, российского шоколада или китайского ширпотреба.
Механизм защиты собственного производителя от демпинга существует во всех развитых странах. Яркий пример тому – поддержка сельскохозяйственных производителей в Западной Европе.
То, чем в Беларуси занимается МИД, в Европе осуществляет Еврокомиссия, в других странах – различные комиссии и министерства. Как результат их деятельности – сегодня 12 наименований наших товаров попадают под санкции за рубежом. Но это открытый процесс. В соответствие с международным антидемпинговым законодательством сторонам дается право отстаивать собственные интересы за рубежом. Этой задачей также будет заниматься Министерство иностранных дел Беларуси.
Таким образом, демпинг цен представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.
Демпинг цен подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании.
Антидемпинговая политика – борьба с продажей импортных товаров на внутреннем рынке по заведомо заниженным ценам. В Республике Беларусь, как и во многих других странах, сформирована нормативно-правовая база, предусматривающая применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
Список литературы
Государственный бюджет: учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 1995. – 364с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512с.
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.
Курс экономики / под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1997. – 540с.
Курс экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В. Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. – 336с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992, – 399с.
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.
Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.
Современная экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
Таможенный кодекс Республики Беларусь. Закон о таможенном тарифе РБ. Закон об экспортном контроле РБ. – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 1998. – 144с.
Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. М.В. Романовского. – М.: Юрайт-М, 2001. – 504с.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.
Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.
www.marketing.spb.ru
www.vap.by
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа
1 www.marketing.spb.ru
2 www.vap.by
3 Таможенный кодекс Республики Беларусь. Закон о таможенном тарифе РБ. Закон об экспортном контроле РБ. – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 1998. – 144с. – С.122.