Проблемы приватизации в современных условиях
Министерство образования и науки Республики Беларусь
Витебский государственный технологический университет
Кафедра Экономики Управления и Организации производства
Курсовая работа
по теме
Проблемы приватизации в современных условиях
выполнил студент
ЭТФ группы 3Эл-56
Чернавин А.
проверила доцент Кахро А.А.
Витебск
1995
Проблемы приватизации в современных условиях
Содержание :
Введение
1-Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации предприятий.
2-Основные виды обществ, создаваемых в результате разгосударствления и приватизации.
3-Порядок, способы и механизм приватизации
4-Учредительные документы обществ, их особенности
5-Права, льготы и гарантии трудового коллектива при приватизации, предусмотренные законодательством Республики Беларусь
6-Права и обязанности работников акционерных обществ, создаваемых в результате приватизации предприятия
7-Состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь и в системе концерна "Беллегпром"
8-Опыт приватизации государственной собственности на примере Витебской обувной фабрики "Красный Октябрь"
9-Заключение
Список литературы
Введение.
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходящих в экономике республики и промышленных предприятиях в частности в процессе разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь и в лёгкой промышленности. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собственности в Республике Беларусь и в лёгкой промышленности. Излагаются вопросы порядка преобразования государственных предприятий в акционерные общества, создания обществ с ограниченной ответственностью, их сущность и условия деятельности, пути решения проблем, возникающих при приватизации государственных предприятий.
Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методических указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на приватизируемых предприятиях.
В работе использованы законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, а также информационный материал Мингосимущества, концерна "Беллегпром" и обувной фабрики "Красный Октябрь".
1. Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации предприятий.
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
Закон "О собственности в Республике Беларусь" предусматривается три формы собственности :
частную - имуществом владеет гражданин, как физическое лицо;
коллективную - имуществом владеет группа лиц, коллектив. Коллективная собственность может выступать в форме арендных и народных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, других организаций и объединений.
государственную - имущество принадлежит государству, его народу и от имени народа управляется Кабинетом Министров и местными Советами депутатов. Государственная собственность разделяется на 2 вида : республиканскую и коммунальную.
Закон допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).
Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам независимо от форм собственности.
В республиканской собственности находятся природные ресурсы : земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики. В республиканской собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, её экономическое и социальное развитие.
В коммунальной собственности находятся объекты (имущество), принадлежащие административно-территориальным органам. Ими управляют соответствующие местные Советы депутатов.
Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей-предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.
Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией.
Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.
Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных.
Основными принципами разгосударствления являются : добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.
Главные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы - право управления ими.
Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может проводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация - процесс более длительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии - этой классической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизации всего 10 крупных корпораций.
Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем:
во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая продаётся частным и негосударственным юридическим лицам;
во-вторых, в праве каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином Республики Беларусь закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путём выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;
в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;
в-четвёртых, в предоставлении определённых социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путём преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.
Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих предприятий. В частности юридические лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота применяется и в том случае, если государственное или арендное предприятие преобразуется в акционерное общество. Члены трудового коллектива приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размере установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При их продаже доходы, ранее освобождённые от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.
Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.
Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;
- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.
2. Основные виды обществ, создаваемых в результате разгосударствления и приватизации.
Белорусским законодательством предусмотрены общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.
В соответствии со статьёй 43 Закона Республики Беларусь "Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью ... признаётся юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Уставной фонд таких обществ разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами.
Такое общество не предусматривает участие большого числа людей граждан и юридических лиц, оно скорее подходит для создания новых, небольших предприятий, нежели для реорганизации уже действующих. ООО могут найти применение в отраслях, где имеются предприятия с относительно небольшим количеством работников (местная промышленность, бытовое обслуживание, культура и др.)
Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах сумм внесённых ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью признаётся общество, фонд которого разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами. При недостаточности имущества общества, его участники отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к суммам их вкладов.
Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несёт ответственность по обязательствам только своей собственностью. Минимальная величина уставного фонда акционерного общества определяется законодательством Республики Беларусь. На первое сентября 1994 года она составляла 5 млн. рублей.
При акционерной форме - и она этим хороша - создаётся определённое противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что выступает стимулом саморазвития.
Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО).
Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.
В ОАО акции свободно реализуются акционерами, "Акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" - гласит статья 30 Закона РБ "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью." То есть акции можно подарить по наследству, продать и купить.
В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.
В статье 31 Закона РБ об акционерных обществах указано: "Акционерные общества являются закрытыми, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом."
Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления.
В Беларуси ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятий путём их преобразования в акционерные общества по решению Мингосимущества или органа приватизации местного Совета.
Закрытое акционерное общество создаётся значительно проще небольшим количеством учредителей (как правило не более 10). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более. Отсюда и система управления. Если число акционеров невелико, то все вопросы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своём собрании и нет смысла создавать правление.
В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.
Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью являются совместные предприятия. На них на территории Беларуси помимо Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" распространяется Закон "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь". Совместные предприятия не отличаются от общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, у них одинаковы юридические права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный размер уставного фонда совместного предприятия.
Эти предприятия создаются в том же порядке, что и обычные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, за исключением того, что регистрация производится не в исполкомах, а в Государственном комитете по внешним экономическим связям Республики Беларусь, при наличии согласия местного Совета на размещение совместного предприятия на его территории.
Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.
На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.
Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.
Акционерное общество представляет документы в Инспекцию по ценным бумагам для государственной регистрации акций.
С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество, имеет право на их продажу в установленном порядке, в том числе и по льготной подписке. При этом 50% акций общества резервируются под именные приватизационные чеки.
Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20%. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.
По законодательству Республики Беларусь нет ограничений в приобретении акций работниками АО.
Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.
Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.
Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться сроком начала приватизации;
источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями;
периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;
составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).
Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.
Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации.
Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.
3. Порядок, способы и механизм приватизации
Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа республиканской и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.
В этой связи республиканской программой определены предприятия по отдельным группам:
объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень таких предприятий утверждается Верховным Советом Республики Беларусь;
объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Республики Беларусь;
объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;
объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.
В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к приватизации.
Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а также представителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересы трудового коллектива.
Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на предмет выявления числа работников, согласных на выкуп предприятия и сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый работник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации в коллективе и готовности к преобразованию предприятия.
Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудового коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит следующие основные данные:
- отраслевая принадлежность предприятия;
- место нахождения его;
- численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на данном предприятии;
- структурная характеристика предприятия;
- среднемесячная заработная плата;
- степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать, какую численность работников следует сохранить, какие нужны структурные преобразования);
- балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов;
- стоимость оборотных средств;
- номенклатура выпускаемой продукции;
- отчётная и прогнозируемая прибыль;
- размеры фондов экономического стимулирования и других фондов, образуемых на предприятии;
- отчётная и прогнозируемая рентабельность;
- экологическое состояние предприятия (после приватизации предприятие будет самостоятельно нести всю ответственность за экологический вред, наносимый его деятельностью).
Анализ этих данных позволяет определить возможные размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса; перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмных средств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов.
Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является предварительная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей.
Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами и главное с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия.
Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проекта приватизации, создания и персонального состава рабочей группы по приватизации и персонального состава представителей трудового коллектива, уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемую республиканскими и местными органами приватизации; о размерах личных средств, вносимых членами трудового коллектива на приватизацию предприятия) завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы - предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия.
В частности, представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления использования объекта после приватизации. Предложение рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия.
Чек-формат содержит:
общие сведения о приватизируемом предприятии, такие, главным образом, как номенклатура и ассортимент производимой продукции;
сведения об активах предприятия, определяющих его количественную и качественную характеристику;
территориальную характеристику предприятия (площадь занимаемой территории, характеристика строений);
характеристику рынка сбыта продукции и рынка основных видов потребляемого сырья и материалов;
важнейшие экономические показатели (прибыль, рентабельность и т.д.);
бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и за два предшествующих года.
На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.
Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы приватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу.
Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при котором предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов.
Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.
Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.
Продажа по конкурсу - это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.
Условия конкурса предусматривают:
- сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;
- проведение природоохранных мероприятий;
- обеспечение безопасных условий труда;
- сохранение или создание новых рабочих мест;
- финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.
Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.
Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.
Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены.
На аукционах и по конкурсу, как правило продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.
4. Учредительные документы обществ, их особенности
Под учредительными документами акционерных обществ понимается устав, а обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью - устав и учредительный договор о совместной деятельности по созданию общества.
В соответствии со ст. 8 закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью" устав должен содержать такие основные сведения как: вид общества; цели его деятельности; наименование и местонахождение; состав участников общества; размер уставного фонда; порядок образования имущества и распределения прибыли; структура и компетенция органов управления и контроля общества, прав и обязанностей участников общества; порядок принятия решения; порядок реорганизации и ликвидации общества.
Устав акционерного общества, кроме того, должен содержать сведения о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количестве акций, приобретаемых учредителями.
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать сведения о каждом из участников, размере, составе и порядке внесения ими вкладов.
В устав могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Учредительные документы (устав или договор о совместной деятельности по созданию общества) должны содержать сведения о размере долей каждого из участников, о размере, составе и порядке внесения ими вкладов.
Устав и договор должны отражать специфику деятельности общества, содержать положение, конкретизирующее статьи закона, предусматривать то, что чаще вызывает затруднения в практической деятельности общества.
Если в учредительных документах общества не указан срок его деятельности, общество признаётся созданным на неопределённый срок.
Общество приобретает права юридического лица с момента его регистрации.
Для регистрации представляются: заявление о регистрации общества; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также копия совместного решения трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа.
Уставной фонд - это сумма вкладов собственников или участников в имущество предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью для обеспечения их деятельности. Размер уставного фонда определяется учредительными соглашением и фиксируется в уставе.
5. Права, льготы и гарантии трудового коллектива при приватизации, предусмотренные законодательством Республики Беларусь
Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации предприятия, подав предложение на приватизацию в соответствующие органы.
Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путём преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки.
Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.
Трудовой коллектив может не принимать участие в приватизации своего предприятия. В этом случае его приобретает другой собственник.
Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих предприятий. Юридические лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той сумы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота применяется и в том случае, если государственное или арендное предприятие преобразуется в акционерное общество. Члены трудового коллектива приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размере установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости.
Суммы заработной платы, направляемые на выкуп имущества государственных предприятий, приобретение акций и погашение кредитов, выданных на эти цели, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота распространяется и на дивиденды, полученные по акциям и направляемые на приобретение акций акционерного общества или предприятий, от которых эти дивиденды получены. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом и акциями. При их продаже доходы, ранее освобождённые от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.
Если трудовой коллектив посредством приватизации создаёт закрытое акционерное общество, он даже при минимальном уставном фонде может выкупить предприятие за счёт заёмных средств, за счёт кредитов банка, за счёт предварительной оплаты за свою продукцию, за счёт лучшей организации производства и увеличения получаемых доходов.
Оплате именными приватизационными чеками подлежит 50% стоимости приватизируемого предприятия независимо от способа приватизации. Тем самым государство обеспечивает каждому гражданину республики возможность принять участие в приватизации, обменивая свои приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий.
Трудовым коллективам приватизационных предприятий даются следующие гарантии:
деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;
до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несёт государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.
Если предприятие приватизировано сторонним покупателем, то новый собственник обязан выкупить чеки членов трудового коллектива, если они этого потребуют.
Если новый собственник откажется выкупить чеки, то он обязан предложить работникам долю в собственности предприятия, соответствующую общей стоимости именных приватизационных чеков, которую члены трудового коллектива хотят вложить в своё предприятие.
После приватизации члены трудового коллектива получают право на участие в управлении предприятием в соответствии с долей собственности, принадлежащей им.
Трудовой коллектив, как и другие субъекты приватизации не имеет права на бесплатное приобретение имущества приватизируемого предприятия. Исключение составляют лишь отдельные виды полностью амортизированных основных фондов, которые по решению органов приватизации могут быть переданы в собственность членов трудового коллектива бесплатно. Всё остальное имущество, приобретаемое в процессе приватизации, подлежит оплате либо денежными средствами, либо приватизационными чеками.
6. Права и обязанности работников акционерных обществ, создаваемых в результате приватизации предприятия
При приватизации предприятия, преобразовании его в акционерное общество каждый член трудового коллектива становится собственником определённой части государственного имущества и доходов, полученных от его использования. Это делает каждого труженика социально защищённым, что объективно необходимо в условиях рыночной экономики, сохраняет денежные средства от инфляции, ибо вложенные средства в производство, т.е. в дело, не обесцениваются. Мировая практика показывает, что стоимость недвижимости возрастает из года в год, приносит ежегодно дивиденды, которые могут служить дополнительным источником средств для жизнеобеспечения работников и членов их семей, служит предпосылкой накоплений у настоящего и будущих поколений.
Участники-работники акционерного общества имеют право:
участвовать в управлении делами общества в порядке, определяемом учредительными документами; получать часть прибыли от деятельности общества в виде дивидендов - дохода от акций, вкладов, выплачиваемых их владельцам из прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества после направления её части на развитие производства, в резервный фонд и другие необходимые нужды.
Акционеры наделены правом получения информации о деятельности общества, знакомится с данными бухгалтерского учёта и отчётности, другими документами деятельности общества.
Одновременно работники - участники акционерного общества - обязаны вносить вклады (оплачивать акции) в порядке, размере и способом, предусмотренными учредительными документами. Вклад члена трудового коллектива АО - это также стоимостной эквивалент части имущества, которое выделяется и даёт ему право на управление предприятием и получение части прибыли.
Для приватизации своего предприятия работники могут использовать следующие виды личных средств:
личные сбережения;
именные приватизационные чеки;
часть чистой прибыли, переданной в собственность членов коллектива общества и зачисленной на их лицевые счета в соответствии с Законом "О предприятиях в Республике Беларусь";
заработную плату;
дивиденды, полученные на акции;
любые другие доходы.
Необходимость определения вклада каждого члена коллектива общества вызвана тем, что реальный хозяин - собственник - формируется тогда, когда собственность разделена между всеми участниками и каждый знает размер своего вклада и вытекающего из этого права. Вклад члена трудового коллектива арендного, коллективного, акционерного предприятия формируется из двух частей:
суммы вклада работника на дату создания предприятия нового типа:
доли работника в ежегодном приросте имущества предприятия после его приватизации.
В случае увольнения с предприятия каждый работник может получить сумму своего вклада или завещать его наследникам.
7. Состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь и в системе концерна "Беллегпром"
Реализация программы приватизации государственной собственности получила своё развитие в Республике Беларусь сразу после создания законодательной и нормативной базы. За прошедший период с сентября 1991 года - начала приватизации, реформировано 1148 предприятий республиканской и коммунальной собственности.
За этот период преобразовано в акционерные общества 296 (25.7%) государственных и арендных предприятий от общего числа приватизированных; 455-ю объектами (39.7%) выкуплено государственное и арендное имущество, по конкурсу и с аукциона выкуплено 397 объектов (34.6%).
Из общего количества реформированных объектов 375 являются предприятиями республиканской собственности. Процесс приватизации их возрастет с каждым годом. В 1991 г. было приватизировано 19 объектов, в 1992 - 32, в 1993 - 140, в 1994 - 184. Из 375 - 226 предприятий преобразованы в акционерные общества, 126 выкуплены трудовыми коллективами, 23 проданы на аукционе и по конкурсу. Такова статистика. Рассматривая ход приватизации с позиции выполнения республиканской программы приватизации на 1994 г., к сожалению, приходится констатировать крайне низкие темпы реформирования собственности. Из 430 объектов республиканской собственности, которые намечалось приватизировать за год, работа завершена лишь на 184.
Замедленный ход приватизации, в том числе и за счёт безвозмездного способа, использования чеков на эти цели обусловлен рядом причин и в частности:
во-первых, получение и использование чеков "Имущество" населением идёт крайне медленно;
во-вторых, неустойчивое финансовое положение большинства предприятий (независимо от форм собственности) в условиях продолжающегося экономического кризиса.
Новый экономический механизм разгосударствления и приватизации активно внедряется в лёгкой промышленности республики.
Темпы разгосударствления и приватизации предприятий концерна "Беллегпром" значительно опережают средние показатели в целом по промышленности республики.
По состоянию на 1.III/1995 из 69 предприятий отрасли 46 или 66% от общего их количества - предприятия негосударственных форм собственности.
Из них 25 акционерных и 13 народных (коллективных) предприятий, 8 работают в условиях аренды.
Данные анализа основных технико-экономических показателей работы предприятий разных форм собственности, в силу влияния общих факторов, связанных со срывами в обеспечении сырьевыми ресурсами, нестабильностью в кредитно-денежной системе, не позволяют выявить тенденцию, характеризующую эффективность работы предприятий негосударственных форм собственности.
Вместе с тем, на предприятиях с негосударственными формами хозяйствования явно прослеживается более высокий уровень заработной платы.
По итогам работы за 1994 год, на предприятиях текстильной подотрасли средняя зарплата на государственных составила 71.3 тыс. рублей, акционерных 100 тыс. руб., народных (коллективных) 91 тыс. рублей, арендных 110 тыс. рублей.
В швейной подотрасли уровень зарплаты закрытого акционерного общества Минская швейная фирма "Мiлавiца" выше средней в подотрасли в 1.6 раза. В кожевенной средняя зарплата акционерного общества "Бобруйский кожкомбинат" превышает зарплату Гродненского государственного кожевенного объединения в 1.5 раза. Среднемесячная зарплата коллективного предприятия Минская промышленно-торговая трикотажная фирма "Алеся" в полтора раза выше, чем на государственных предприятиях трикотажной подотрасли.
С учётом отраслевой программы приватизации на 1995 год предусматривается реформировать собственность еще на 9 предприятиях. Таким образом, общее число предприятий лёгкой промышленности с негосударственной формой собственности составит 55 или 80% общего количества, что свидетельствует об ускоренных темпах процесса разгосударствления в отрасли.
8. Опыт приватизации государственной собственности на примере Витебской обувной фабрики "Красный Октябрь".
Витебская обувная фабрика "Красный Октябрь" - одно из старейших в отрасли предприятий - создана в 1923 году на базе национализированных частных мастерских.
Предприятие специализируется на производстве женской и детской кожаной обуви. Мощность фабрики по состоянию на 1993 год составляла 3.8 млн. пар обуви в год, численность работающих - 3500 человек. Производственная структура кроме основного производства включает в себя вспомогательное, обслуживающее и побочное производство. Предприятие занимает территорию 8.1 гектара.
В 1993 году фабрика являлась государственным предприятием республиканского подчинения. Вышестоящая организация - Белорусский концерн по производству и реализации товаров лёгкой промышленности (концерн "Беллегпром")
27 октября 1993 года конференция трудового коллектива предприятия приняла решения :
1. Поручить администрации подать предложение в органы приватизации о включении фабрики в перечень приватизируемых объектов в 1кв. 1994 года.
2. Уполномочить директора фабрики, главного экономиста, главного бухгалтера, председателя профкома, юрисконсульта представлять интересы коллектива при решении вопросов, связанных с приватизацией предприятия.
19 ноября 1993 года фабрикой в Витебскоблгосимущество было представлено "Предложение на приватизацию", к которому были приложены "Бизнес-план" (проект предпринимательских намерений), Чек-формат (коммерческий паспорт предприятия) и другие документы. Предварительная оценка стоимости объекта приватизации (активы по балансу предприятия) на момент подачи предложения составляла 5 026 882 тыс. рублей. В качестве предполагаемой формы приватизации выбрано акционирование, что обусловлено главным образом значительной стоимостью имущества предприятия и большой численностью коллектива.
21.12/1993г. государственный комитет Республики Беларусь по управлению государственным имуществом и приватизации (Госкомимущество РБ) приняло решение по предложению на приватизацию, в котором оговорило следующие основные пункты :
1. Дало согласие на приватизацию фабрики "Красный Октябрь". Предполагаемый способ приватизации - акционирование.
2. Поручило управлению "Витебскоблгосимущество" создать комиссию по приватизации и представить заключение по итогам работы комиссии о возможности и способе приватизации объекта.
3. Направило своего представителя для участия в работе комиссии.
Витебскоблгосимущество 30.12/1993 года приказом №38-д создало комиссию по приватизации фабрики "Красный Октябрь" в количестве 11 человек.
4 января 1994 года комиссия приступила к работе, которую должна была завершить до 9 февраля 1994 года. Однако, в связи с тем, что в период её работы Мингосимуществом РБ была изменена методика оценки имущественного комплекса госпредприятий при преобразовании их в открытые акционерные общества, сроки работы комиссии были официально продлены до 1.06/1994 года.
Комиссия провела следующие работы :
I Ревизию производственно-финансовой деятельности предприятия за два года, предшествующие приватизации.
II Инвентаризацию и оценку всего имущественного комплекса предприятия, которая составила :
Активы по балансу :
1. Основные средства 29 854 705 тыс.руб
2. Долгосрочные финансовые вложения 1018575 т.р.
3. Оборудование к установке 59 020
4. Незавершённые капитальные вложения 925 677
5. Нематериальные активы 150
6. Текущие активы 18 475 699
всего 50 333 826
Из стоимости активов исключено :
1. долгосрочные финансовые обязательства,
расчёты и прочие пассивы - 8 314 408
2. стоимость имущества социальной
инфраструктуры, остающейся в
государственной собственности - 4 358 917
3. стоимость других объектов, остающихся
в государственной собственности - 857 495
Всего - 13 530 820
Итого, весь имущественный комплекс предприятия оценён по состоянию на 1.04/1994 года суммой 36 803 006 тыс. руб., т.е. размер уставного фонда акционерного общества равняется указанной величине.
III Разработку текста проекта Устава АО "Красный Октябрь" и представление на утверждение в Мингосимущество РБ.
IV Разработку текста проекта договора на безвозмездное пользование государственным имуществом - объектами социальной сферы.
V Проработку предложений по количественному и персональному составу органов управления акционерным обществом (Правление, ревизионная комиссия и директор общества).
По материалам работы комиссии Мингосимущество приказом №225 от 30 июня 1994 года преобразовало фабрику "Красный Октябрь" в акционерное общество "Красный Октябрь".
Уставной фонд АО был утверждён в сумме 36 803 025 тыс. руб. На сумму уставного фонда решено выпустить 1 472 121 простую именную акцию в виде записей на счетах номинальной стоимостью 25 000 рублей каждая (данные до деноминации).
До особого распоряжения государство решило сохранить в своей собственности пакет акций общества в количестве 368 029 простых именных акций (25%-1акция).
Из общего числа акций в соответствии с законодательством 50% подлежит продаже за деньги, другие 50% - за именные приватизационные чеки.
Мингосимущество указанным выше приказом назначило на период до проведения первого собрания первого собрания акционеров персональный состав Правления АО (5 человек), ревизионной комиссии (3 человека) и директора предприятия, поручив директору и Правлению :
- обеспечить государственную регистрацию общества и акций;
- приём-передачу имущества фабрики на баланс общества;
- разработать проспект эмиссии акций;
- организовать продажу акций членам трудового коллектива;
- обеспечить в срок не позднее 6-ти месяцев после государственной регистрации акции проведение собрания акционеров.
Регистрация АО "Красный Октябрь" была проведена исполкомом Октябрьского районного Совета депутатов 26 июня 1994 года. Регистрация акций - Государственной инспекцией по ценным бумагам - 16 августа 1994 года.
С сентября 1994 года была организована продажа членам трудового коллектива акций, предназначенных для реализации за деньги.
Для продажи коллективу был выделен пакет акций в количестве - 368 030 акций (25% от общего количества) на сумму 9 200 750 тыс. руб. После деноминации эта сумма составила 920 075 тыс. руб., номинальная стоимость акции - 2 500 руб.
В течение сентября-декабря весь пакет акций, выделенный коллективу был распродан. Акционерами стали 3620 человек - работников предприятия и лиц, приравненных к ним.
В счёт оплаты акций принимались следующие средства :
- часть чистой прибыли предприятия, переданная в соответствии со ст.63 Закона РБ "О предприятиях в Республике Беларусь" в собственность членов трудового коллектива и зачисленная на их лицевые счета. Всего по коллективу эта сумма составила - 372 007 тыс. руб.
- перечисления в безналичном порядке части заработной платы по заявлениям работников;
- оплата наличными деньгами.
Работникам предприятия при покупке акций была предоставлена льгота в размере 20% от стоимости акций, т.е. за акцию номинальной стоимостью 2500 руб. член трудового коллектива оплачивал 2000 руб. Кроме того, при оплате акций путём перечисления средств из заработной платы, указанные суммы освобождаются от подоходного налога.
Выкуп денежной части пакета акций в коллективе шёл очень активно. Предприятие в это время стабильно работало и сомнений в надёжности его акций у работников не возникало.
В январе 1995 года Мингосимущество выделило коллективу лимит на реализацию акций за именные приватизационные чеки в количестве 427 200 акций.
Но в это время начались сбои в работе предприятия, массовые простои, задержки выплаты зарплаты. С одной стороны, была подорвана вера в устойчивость АО и надёжность акций, с другой стороны, работники были вынуждены продать свои приватизационные чеки для получения средств к существованию при резком снижении зарплаты. В результате чековая приватизация в коллективе практически не состоялась. По состоянию на 1.12/1995 г. за чеки реализовано 10 353 акций, т.е. 2.4% от выделенного чекового пакета и 0.7% от общего числа акций.
В результате на 1.12/1995г. доля государства в АО "Красный Октябрь" составляет 74.2% и доля акционеров физических лиц - 25.8%.
Говоря об эффективности приватизации, относительно АО "Красный Октябрь", необходимо остановиться на следующих пунктах :
1. Финансовый аспект, касающийся обществ, создаваемых в процессе преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества и иные предприятия.
В настоящее время налоговое законодательство не предусматривает различий между предприятиями госсобственности и акционерными.
В результате новые АО, возникшие на базе госпредприятий, уплачивают в госбюджет все те же налоги, что и бывшее госпредприятие. Сверх этого АО должны платить дивиденды на акции своим акционерам, в том числе и государству. Так, АО "Красный Октябрь" по результатам 1 полугодия 1995 года выплатило своим акционерам дивиденды в сумме 383 руб. на одну акцию номинальной стоимостью 2500руб, т.е. 15.3%, в том числе на государственные акции перечислена сумма 420 773тыс. руб., физическим лицам - членам коллектива - 143 700 тыс. руб.
Таким образом, в сравнении с госпредприятиями новые АО оказались в менее выгодном положении в смысле финансов.
Причём в дальнейшем даже та часть дивидендов, которая сегодня выплачивается работникам АО, постепенно может относительно уменьшаться, т.к. работники-владельцы акций будут увольняться, продавать акции, передавать по наследству, и т.д.
Учитывая политику приватизации в Республике, без которой нормальный переход к рыночным отношениям невозможен, наверное, целесообразно было бы внести в налоговое законодательство соответствующие изменения.
Основная идея этих изменений состоит в том, чтобы конкретизировать цели или основания взимания государством отдельных видов налогов, к примеру, налога на прибыль (доходы).
С одной стороны, государство взимает налоги, чтобы финансировать решение общегосударственных задач и программ : оборона, медицина, просвещение, содержание госаппарата и т.д. С этой точки зрения все предприятия независимо от формы собственности должны платить налоги по одинаковым ставкам. К примеру, "X% от полученной прибыли"
С другой стороны, государство взимает налоги с государственных предприятий по праву собственника, поскольку прибыль (доход) получены при использовании государственного имущества. В нашем случае условно примем эту долю налога в размере "Y% от получаемой прибыли"
Итого получается 30%, т.е. как раз то, что предусматривает действующее законодательство.
Но в АО государство уже не является единственным собственником. Его доля в собственности АО постепенно снижается и вообще может исчезнуть. Здесь появляются новые собственники - акционеры, которые вполне справедливо претендуют на свою долю прибыли в виде дивидендов. Дивиденды - это по существу видоизменённый налог на прибыль, получаемый по праву собственника, т.е.: то, что мы условно установим для госпредприятий в размере " Y%". В АО государство вместо указанного налога должно получать дивиденды на свои акции ("Д"). В настоящее время оно требует и то и другое, чем подрывает финансовые устои предприятия.
2. Организационно-экономический аспект деятельности приватизированных предприятий.
Для оценки эффективности акционирования АО "Красный Октябрь" необходимо было бы прежде всего провести сравнительный анализ результатов деятельности предприятия до приватизации и в условиях АО. Главной проблемой при этом, основной сложностью является то, что определяющее значение в нынешней ситуации играют не столько внутренние процессы на предприятии, в коллективе, сколько внешние - состояние экономики Республики и бывших Республик Союза ССР.
АО "Красный Октябрь" завершает 1995 год в условиях тяжёлого экономического спада, в то время как в 1994 году отработало лучше всех в отрасли. Причём процесс приватизации не улучшил и не ухудшил положение коллектива. Сегодня в одинаково серьёзном положении находятся и госпредприятия и новые АО.
Однако надо отметить, что приватизация, в принципе, достигает успеха, даёт результаты тогда, когда создаёт механизм заинтересованности акционера или работника, заставляет конкретных лиц почувствовать себя собственниками и вести себя хозяевами. На небольших предприятиях с незначительным числом акционеров это несложно. На промышленных гигантах с числом акционеров более 3.5 тыс. человек - это непросто. Однако без создания такого механизма нельзя ждать результатов.
Сегодня АО "Красный Октябрь" существует практически (за незначительными изменениями) в том же виде, что и бывшее госпредприятие. Внешне акционирование, его первая стадия, прошло. Внутренне предприятия ещё не провело реорганизацию, реструктуризацию, не перестроило свою работу с учётом специфики новых условий. В настоящее время в АО ведутся проработки программы первоочередных мер по нормализации деятельности общества, которая должна затронуть все сферы его функционирования.
Без такой реорганизации говорить об эффективности акционирования не имеет смысла.
3. Изменение состава собственников.
В настоящее время акционерами в АО "Красный Октябрь" являются государство в лице Мингосимущества (реализует право собственности) и концерна "Беллегпром" (реализует функции управления), владеющее 74.2% акций, и физические лица - работника АО, владеющие в совокупности 25.8% акций.
По форме АО относится к коллективной форме собственности, а по сути своей ввиду доминирования государственной доли - к государственной.
Высшим органом управления акционерным обществом является собрание акционеров. В соответствии с законодательством и Уставом АО собрание акционеров является правомочным, если на нём присутствуют акционеры, обладающие в совокупности на менее 70% акций. При нынешнем соотношении акций, представители государства могут сами провести собрание без участия других акционеров. Такое собрание будет правомочным.
Решение на собрании по большинству вопросов принимается большинством голосов (акций), участвующих в собрании акционеров по принципу "одна акция - один голос". То есть государство вправе решить любые вопросы деятельности АО самостоятельно, не учитывая мнения других акционеров.
Кроме того другие акционеры разобщены и никогда не смогут выступать с согласованной программой действий.
Воспользоваться преимуществами негосударственной формы собственности предприятия сможет лишь тогда, когда контрольный пакет акций перейдёт из рук государства в руки одного или нескольких негосударственных акционеров (юридических или физических лиц). Продажа государственных акций за чеки или деньги гражданам Республики небольшими пакетами особого смысла для АО не имеет.
Необходим крупный собственник (собственники), который будет заинтересован в деятельности АО и который способен осуществить серьёзные инвестиции в развитие производства. Средства, которые направляются на покупку акций первичной эмиссии, на предприятие не попадают, а напрямую перечисляются в государственный бюджет. Говорить об инвестициях можно лишь при вторичной (и т.д.) эмиссии.
Поэтому было бы целесообразным на данном этапе, пока уставный фонд АО не переоценен, привлечь нескольких серьёзных партнёров для того, чтобы они выкупили не менее 50% акций, снизив долю государства до уровня 24.9% и менее. На втором этапе надо увеличить уставной фонд, выпустив дополнительные акции на сумму, необходимую для серьёзной реорганизации и технического перевооружения производства с целью обеспечения выпуска высококачественной продукции при относительно низких затратах. Дополнительные акции должны быть реализованы акционерам (конкретным фирмам), которые уже купили часть акций на первом этапе, т.е. вторичная эмиссия осуществляется под конкретного партнёра.
На сегодняшний день АО осуществляет поиск серьёзных партнёров - будущих акционеров. Наиболее интересно с этой точки зрения было бы сотрудничество с основным поставщиком сырья - Бобруйским кожзаводом, обслуживающим банком - Белбизнесбанком и конкретной инофирмой (предложения имеются). На основе сотрудничества этих организаций возможно и реально создание крепкого, современного, устойчивого предприятия, способного обеспечить работу и зарплату персоналу и солидные дивиденды акционерам.
Таким образом, акционирование - это не разовое действие, а длительный и серьёзный процесс. АО "Красный Октябрь" пока ещё находится в начале пути. Не решены ещё многие проблемы, поэтому, делать серьёзные выводы об эффективности приватизации, её целесообразности или нецелесообразности для данного конкретного предприятия на данном этапе рано. Надо решать перечисленные в этой главе вопросы на уровне государства, предприятия и возможных партнёров. Варианты таких решений могут быть весьма разнообразны. Проработка конкретных предложений в развитие данной темы может стать темой отдельной работы.
9. Заключение
Приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.
Список литературы :
1. Закон РБ "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью." 9.12/1992г.
2. Закон РБ "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" 19 января 1993г.
3. Государственная программа приватизации (утверждена постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 16 июня 1993г.)
4. Закон РБ "Об именных приватизационных чеках РБ" 7 июля 1993г.
5. Положение по оценке объектов государственной собственности
6. Материалы по приватизации Витебской обувной фабрики "Красный Октябрь".