Механизмы регулирования занятости населения на рынке труда депрессивного региона

Механизмы регулирования занятости населения на рынке труда депрессивного региона

Муслимова Фатима Наврузовна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Краснодар 2007

Диссертация выполнена на кафедре бухгалтерского учета, финансов и аудита Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования связана с тем, что проводимые в Российской Федерации экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения. Поскольку главной особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта, то соответственно и система регулирования экономики и занятости нуждается в укреплении, прежде всего, на уровне региона. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости в регионе, учитывающих территориальные условия и факторы развития экономики и функционирования рынка труда.

Состояние и перспективы занятости населения в нашей стране становится объектом повышенного общественного беспокойства. И это не случайно: процессы реформирования экономики и социальной сферы продолжают сопровождаться ростом безработицы, падением уровня жизни, углублении социальной дифференциации и увеличением численности населения, живущего за чертой бедности. Это требует существенного повышения роли государства в регулировании рынка труда, экономики и социального развития общества.

Переход к рыночной экономике осуществляется в ситуации значительной территориальной дифференциации стартовых условий регионов. Различия в природных условиях и ресурсах, демографической базе, экономическом потенциале и в этнокультурных традициях населения определяют региональные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и формирования рынка труда. Следовательно, государственная политика в области занятости и регулирования экономики, будучи целостной по своей сути, должна вместе с тем быть объективно адаптированной к условиям конкретных субъектов Российской Федерации. Негативные последствия кардинальных реформ наиболее остро проявляются в так называемых депрессивно-трудоизбыточных регионах.

Экономика депрессивно-трудоизбыточных регионов вследствие нечеткой политики размещения производительности сил, проводившейся ранее, получила однобокую специализацию по заготовке сырья и переработке ресурсов. Усеченные производства, продукция которых была слабо ориентирована на пополнении местного потребительского рынка и доходов бюджета, соответственно определили низкую налогооблагаемую базу. В результате такие субъекты Федерации не располагают собственной производственной и финансовой базой, которая была бы достаточной, чтобы в новых условиях обеспечить адекватное растущему спросу количество рабочих мест. Отсюда неизбежное углубление территориальной дифференциации уровня безработицы и благосостояния жизни населения, обострение межнациональных и межрегиональных отношений, серьезно угрожающих государственной целостности страны и ее регионов.

Однако, было бы ошибочным полагать, что протекционистская политика государства, выражающаяся в предоставлении депрессивно-трудоизбыточным регионам крайне скудных финансовых трансфертов и других форм экономической помощи в рамках специальных федеральных и других программ, всецело решит проблему обеспечения нуждающегося населения работой. Сложившийся уровень недоиспользования трудового потенциала представляет собой серьезную угрозу для социально-экономической безопасности страны и ее регионов. Необходимость научно-методического обоснования вывода региональной экономики из депрессивного состояния за счет эффективного использования занятости населения и определило актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В отечественной экономической литературе, посвященной занятости, можно выделить несколько направлений исследования. Во-первых, те, в которых рассматриваются конкретные аспекты занятости, делаются попытки определить сущность и место этого явления применительно к централизованно-плановой экономике и к переходном периоду: В.Бреев, А.Котляр, А.Дадашев, И.Заславский, ИюМАслова, А.Никифорова, Э.Саруханов, В.Фролов, Л.Чижова и др. Этими проблемами занимаются ученые Института экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии Наук. Во-вторых, те исследования, в которых освещаются проблемы высвобождения рабочей силы. Это работы В.Вечканова, В.Павленкова, В.Костакова, Е.Рзавиной и др. В-третьих, исследования, в которых анализируется формирование, функционирование ирегулирование рынка труда – работы Н.Вишневской, Н.Гаузнера, А.Косаева, а также проблемы социальной защищенности работников – работы А.Вишневского, В,Ракитского, С.Кузьмина и др. Следует особо выделить работы, посвященные проблемам занятости и рынка труда, в которых анализируются региональные аспекты. Такие исследования ведутся на Урале, в Новосибирске, в Башкортостане и др. В Дегестане эти проблемы поднималтсь а работах ученых Дагестанского научного центра РАН института социльно-экономических исследований – М.Гаджиева, В.Петросянца, Ю.Сагидова, Я.Фельдмана, З.Юзбекова, а также в работах В.Алиева, М.Османова, К.Чубанова, Д.Эскерова и др.

Таким образом, отношения и структура занятости, безработица и рынок труда исследуются большой группой ученых в стране в целом, и в том числе в Дагестане. Однако, учитывая сложность и многоплановость проблем развития рынка труда и занятости, отдельные аспекты требуют углубленного изучения в свете упразднения Государственного фонда занятости населения - основного источника финансирования федеральных и региональных программ содействия занятости, в которых превалировали меры по реализации активной политики на рынке труда.

В научной литературе менее освещенными остаются региональные проблемы развития экономики и обеспечения занятости в субъектах РФ, у которых на протяжении многих лет сохраняется устойчиво высокий уровень безработицы. Начиная с 2000 года из состава субъектов РФ Минтрудом России ежегодно выделяются регионы с напряженной ситуацией на рынке труда. Перечень таких субъектов Российской Федерации утверждается и направляется в федеральные и региональные органы власти и управления для принятия соответствующих мер. В этом перечне из 9 — 10 субъектов РФ половина представлена Северо-Кавказскими республиками: постоянно «прописаны» Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика.

Такое «постоянство» имеет корни в советском наследии. В конце 80-х годов вопрос о состоянии занятости трудоспособного населения в Северо-Кавказских республиках стал предметом рассмотрения на секретариате правящей в тот период коммунистической партии. Рыночные преобразования углубили социально-экономическое положение этих республик, которые в числе других субъектов Российской Федерации превратились в депрессивные регионы с относительно высоким уровнем бедности.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективное использование занятости населения приведет к адекватному повышению эффективности региональной экономики и выводу ее из депрессивного состояния.

Цель диссертационной работы заключается в выработке рекомендаций на основе исследования условий, механизмов регулирования рынка труда и повышения ровня занятости населения в депрессивных регионах с напряженной ситуацией на рынке труда. Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

исследовать рынок труда и факторы обеспечения занятости населения;

изучить предпринимательство как форму экономической и трудовой активности населения;

- выявить условия, факторы, и механизмы, воздействующие на развитие регионального рынка труда и экономическую активность населения;

обосновать меры по совершенствованию механизмов регулирования экономики и малого предпринимательства в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

- анализ особенностей социально-экономического развития депрессивного региона с пониженным уровнем жизни в условиях переходной экономики;

- исследование современных тенденций и закономерностей демографического развития регионов применительно к условиям Республики Дагестан;

- теоретико-методическое обобщение основ государственного регулирования занятости в депрессивных регионах в условиях транзитивной экономики;

- адаптация механизма государственного регулирования занятости к изменяющимся хозяйственным условиям переходной экономики;

- разработка методических основ системной оценки эффективности политики по занятости населения в регионах.

С учетом всего этого особую значимость приобретают исследования, связанные с разработкой механизмов регулирования занятости в трудоизбыточных регионах в условиях переходной экономики, что и определяет актуальность выбранной темы диссертационной работы.

Объектом исследования является рынок труда, занятость населения и безработица в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Предметом исследования являются социально-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования механизмов, которые регулируют занятость населения на рынке труда депрессивного региона.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости, поэтому государственное регулирование занятости и рынка труда предполагает создание и использование комплекса институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития. Поэтому, создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать, должно стать неотъемлемой составной частью стратегических целевых установок государства.

2. Для развития современной самозанятости, т.е. основанной на новых и информационных технологиях, необходимо, в первую очередь, обеспечить защиту интеллектуальной собственности, личную безопасность граждан, льготные и доступные кредиты (в частности под государственные гарантии).

3. Формирование, становление и развитие рынка труда происходит под воздействием макроэкономических процессов и изменений, происходящих в экономической, финансово-кредитной, научно-технической, промышленной, аграрной, налоговой, инвестиционной и социальной политики государства. Одновременно развитие рынка труда детерминировано особенностями социального и экономического развития каждого конкретного региона. Заметное влияние на этот процесс также оказывают исторические, национальные, религиозные, культурные и другие факторы неэкономического характера. Причем, последние могут играть как позитивную, так и негативную роль в становлении рыночных отношений в сфере труда. Высокие темпы роста трудовых ресурсов создают благоприятные условия для обеспечения стабильного предложения рабочей силы, но при низком и ограниченном спросе они становятся тормозом устойчивого развития рынка труда и главной причиной роста безработицы.

4. «Федеральная целевая программа социаоьно-экономического развития регионов с напряженной ситуацией на рынке труда на 2008-2009 гг. и на период до 2015 г.», включающей подпрограммы по каждому субъекту РФ и перечень ожидаемых общественно-значимых результатов (6 наименований) от ее реализации, а также совокупность показателей оценки результативности (9 показателей).

5. Экономическая модель полисценарного прогнозирования уровня безработицы на рынке труда депрессивного региона, которая дает возможность провести сравнительный анализ со средними показателями по РФ в целом. Сокращение отставания депрессивного региона на рынке труда и темпы этого процесса отражают результативность реализации подпрограммы в конкретном субъекте Российской Федерации.

6. Методика интегральной оценки эффективности государственной политики занятости населения на рынке труда депрессивного региона, которая позволила бы координировать деятельность всех субъектов рынка труда в государственных службах занятости.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в комплексном изучении механизмов регулирования занятости населения на рынке труда депрессивного региона. Элементы новизны состоят в следующем:

- показано, что объем и уровень занятости населения на национальном и региональном уровнях зависит от совпадения динамики рынка рабочих мест и рынка рабочей силы, формирующих национальный и региональные рынки труда;

- уточнено и теоретически обосновано место самозанятости в структуре работ не по найму; самозанятость является переходной формой от наемного труда к предпринимательств и ее развитие создает условия для дальнейшего развития предпринимательства;

- на основе прогноза социально-экономического развития до 2009 года в депрессивных регионах определены возможности дальнейшего развития самозанятости и факторы, влияющие на ее динамику; предложены рекомендации по созданию условий для развития самозанятости на основе новых и информационных технологий.

- уточнено понятие "депрессивный регион", рассматриваемое нами как экономически слаборазвитый субъект РФ, характерной чертой которого является значительное и устойчивое отставание от других регионов и среднероссийского уровня по основным макроэкономическим показателям: производству валового регионального продукта на душу населения, уровню безработицы, бедности населения, уровню дотационности бюджета; выявлены условия и факторы, в совокупности повлиявшие на формирование депрессивного характера экономики Дагестана, в числе которых исходный уровень социально-экономического развития накануне рыночных реформ, значительное разрушение промышленного потенциала и инвестиционная непривлекательность для частного капитала (несмотря на дешевизну рабочей силы) как результат рыночных преобразований и политической напряженности в юго-восточной части Северного Кавказа, многонациональность (клановость, тухумность, куначество), которые негативно влияют на на формирование и функционирование рынка труда;

- доказано, что преодоление отставания регионов с напряженной ситуацией на рынке труда в рамках государственного регулирования требует применения программного механизма, в связи, с чем обоснована необходимость разработки "Федеральной целевой программы социально-экономического развития регионов с напряженной ситуацией на рынке труда на 2008 - 2009 годы и на период до 2015 года", включающей подпрограммы по каждому субъекту РФ и перечень ожидаемых общественно-значимых результатов (6 наименований) от ее реализации, а также совокупность показателей оценки результативности (9 показателей);

- разработана экономическая модель полисценарного прогнозирования уровня безработицы на рынке трда депрессивного региона;

– осуществлен системный анализ процесса демографического развития Республики Дагестан, выявлены его современные тенденции и закономерности;

- разработана методика интегральной оценки эффективности государственной политики занятости населения на рынке труда депрессивного региона.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования прикладных результатов проведенного исследования в деятельности органов власти и управления Республики Дагестан и других регионов с критическим уровнем безработицы при подготовке нормативных, методических и программно-целевых документов, регламентирующих процессы регулирования экономики и регионального рынка труда. Представленное в исследовании реальное состояние регионального рынка труда, сформулированные выводы и предложения требуют проведения от государства активной политики в сфере поддержки малого предпринимательства и обеспечения занятости населения.

Полученные научные результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда учебных дисциплин «Экономика труда», «Управление трудовыми ресурсами», «Анализ рынка труда и занятости населения» в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования Основные теоретические и практические результаты и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались, обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях и семинарах Московской юридической академии, Дагестанского государственного технического университета, Дагестанской Государственной сельскохозяйственной академии, опубликованы в сборниках научных статей. Практические рекомендации нашли применение при реализации региональных районных программ развития экономики и содействия занятости населения Республики Дагестан.

По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ общим объемом 11 печ.л. (из них авторский вклад 6,5 п.л.)

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 160 наименований и приложений. Общий объем работы - 240 страниц, включая таблицы и рисунки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика степени разработанности проблематики в научной литературе, определены предмет и объект исследования, формулируются цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость диссертационной работы. Также кратко изложена информационная база исследования.

В первой главе "Теоретико-методологические аспекты исследования рынка труда и предпринимательства" дается характеристика рынка труда, раскрываются роль и место рынка труда в развитии экономики, показаны отличительные особенности рынка труда от товарного рынка. В работе диссертант придерживается расширенной трактовки, в соответствии с которой субъектом на рынке труда со стороны предложения является все экономически активное население, включающее безработных и занятых в экономике.

Узкая трактовка рынка труда оказывается внутренне противоречивой, ибо наемный работник в соответствии с данной трактовкой не является субъектом рынка труда. Вместе с тем он, без сомнений, участник рыночных отношений, сложившихся в экономической системе общества. Возникает очевидное противоречие: будучи субъектом рыночных отношений в целом, наемный работник не является в то же время субъектом составной части этих отношений рынка труда. Рабочая сила - это специфический невещественный товар, предлагаемый на рынке его владельцем-индивидом, что придает специфический характер данному виду рынка.

Подчиняюсь в целом законам спроса и предложения, конкуренции, рынок труда по многим принципам функционирования представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд отличий от товарных рынков. На основе изучения и обобщения работ по проблемам рынка товаров и услуг, рынка труда в виде схемы систематизированы основные отличительные черты рынка труда (рис.1). В качестве регуляторов этого особенного рынка труда выступают институциональные, экономические, социальные и демографические факторы.

Необходимо отметить, что уникальный характер объекта сделки можно рассматривать как определяющий критерий данного типа рынка, из которого вытекают все остальные характеристики. В то же время особенность предметной области других параметров позволяет выделить в качестве самостоятельных факторов значительную роль институциональных структур и действие особых регуляторов. А живой труд как процесс потребления рабочей силы всегда присутствует как фактор производства.

Исследуя рынок труда, необходимо выделить следующие обстоятельства:

1. Рынок труда, функционируя в едином рыночном пространстве и следуя в целом рыночным законам, тем не менее, отличается от других товарных рынков в связи с наличием социальных и социально-психологических факторов;

2. На рынке труда функционирует все экономически активное население (занятые плюс безработные), ибо носитель (владелец) рабочей силы, будучи занятым, не может считаться окончательно вышедшим за рамки рынка в силу ряда свойств: будучи проданной, рабочая сила остается принадлежностью наемного работника, который может подыскивать новое место работы, оставаясь в трудовых отношениях с работодателем;

3. Функцией рынка труда является соединение личных и вещественных факторов производства, формирование эффективного механизма их соединения в конкурентной борьбе за лучшие условия реализации интересов наемного работника и работодателя. Занятость отражает конечный результат распределения (перераспределения) работников между работодателями (рабочими местами).

Предполагая сложную систему отношений между покупателем и продавцом рабочей силы, рынок труда формирует и соответствующую им инфраструктуру, в качестве которой выступают учреждения и организации, способствующие удовлетворению требований как работодателей, так и работополучателей, функционированию рынка труда.

К таким институциональным формам относятся службы занятости и трудоустройства, система профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов, нормативно-правовая база регулирования трудовых отношений. Все они в комплексе составляют инфраструктуру рынка труда, которая выполняет своеобразную функцию управления и саморегулирования в системе формирования занятости населения.

Рассматривая факторы, влияющие на формирование занятости, автор выделяет две группы: первая определяет динамику числа и структуру рабочих мест; вторая - динамику численности экономически активного населения и его структуру. Анализ двух групп факторов позволил сделать вывод о том, что динамика и структура рабочих мест формирует базу, к которой "пристраивается" экономически активное население со своей динамикой численности и качеством рабочей силы.

Отмечая роль предпринимательства в экономической активности и занятости населения, особое значение уделяется неформальной занятости, которая проявляется как незарегистрированное предпринимательство, т.е. работники, включая самого предпринимателя, являются неформально занятыми.

В условиях, когда государство игнорирует социальную значимость малого предпринимательства и рассматривает его только как объект налогообложения, неформальный аспект занятости в сфере малого предпринимательства будет неуклонно возрастать, особенно если уровень безработицы является достаточно высоким.

Развитие самозанятости приводит к реализации основных ее функций: продвижение изобретений и новшеств, что ускоряет развитие инновационного процесса; создание новых рабочих мест; повышение уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, что в свою очередь, приносит выгоды непосредственно потребителям; повышение уровня жизни населения за счет увеличения его доходов; смягчение ситуации на рынке труда за счет того, что самозанятость является непосредственной альтернативой безработице и т.д.

Таким образом, воздействиё малого предпринимательства на рынок труда в институциональном аспекте заключается в том, что малое предпринимательство согласно своим социальным свойствам оказывает воздействие на количественные и качественные характеристики рынка труда; самозанятость является переходной формой от наемного труда к предпринимательств и ее развитие создает условия для дальнейшего развития предпринимательства.

Во второй главе «Анализ развития рынка труда и трансформация занятости в транзитивной экономике» рассматриваются причинно-следственные связи депрессивного состояния экономики и напряженной ситуации на рынке труда Северо-Кавказских республик. Выделяются основные причины депрессивности республик:;

1. Исходный уровень социально-экономического развития;

2. Увеличение безработицы за счет продолжающегося роста трудовых ресурсов (экономически активного населения) и в результате высвобождения работников, обусловленного спадом производства и сокращением рабочих мест;

3. Высокая демографическая нагрузка иждивенцев (отношение численности нетрудоспособного населения к численности занятого населения);

4. Высокая дотационность бюджета, обусловленная низким налоговым потенциалом, определяемым структурой регионального валового продукта, аграрной либо аграрно-промышленной специализацией экономики;

5. Низкая инвестиционная привлекательность и недостаточность внутрирегиональных инвестиционных ресурсов, необходимых для модернизации экономики (слаборазвитость).

Региональная политика в федеративном государстве должна быть нацелена на сокращение степени расхождения регионов по уровню социально-экономического развития путем преодоления отставания отдельных субъектов РФ, что предполагает активное участие и тесное взаимодействие федерального центра с этими регионами при разработке и реализации концепции и программ преодоления социально-экономической отсталости конкретного субъекта федерации. Концепция должна базироваться на четких представлениях о причинах депрессивного состояния конкретного региона, на оценках собственных возможностей и привлекаемых средств, приоритетах, целях и механизмах их достижения.

В работе дается оценка их экономического потенциала и занятости накануне перехода к рынку. Выделяется совокупность факторов, оказавших определяющее воздействие на уровень экономического и социального развития республик. Рассматривая структурные изменения в экономике и занятости населения республик в период рыночных реформ, можно утверждать, что величина душевого производства валового регионального продукта (ВРП) находится:

1) в обратной зависимости от доли сельского хозяйства в реальном 'секторе экономики и в численности занятых;

2) в прямой зависимости от доли промышленности и строительства в реальном секторе экономики и в численности занятых.

Спад промышленного производства в значительной мере повлиял на производство валового регионального продукта: в расчете на душу населения самые низкие показатели имели Дагестан и Кабардино-Балкария соответственно 26,6 % и 32,0 % к среднероссийскому уровню, соответственно занимая 78 и 77-е места среди субъектов РФ.

Низкий уровень инвестиционной активности по сравнению со среднероссийским показателем обусловлен инвестиционной непривлекательностью регионов, что проявляется в почти полном отсутствии зарубежного источника капитальных вложений: у Дагестана инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения самые низкие среди республик - чуть более 20 % в 2002 г. от уровня РФ.

В результате сокращения инвестиций в экономику республики воспроизводство основных фондов и особенно промышленно-производственных фондов обрабатывающих отраслей носило суженный характер. Деформация процессов выбытия и обновления основных промышленно-производственных фондов в отраслях, где занято почти 80 % промышленно-производственного персонала (машиностроение, легкая, пищевая), достигла такой степени, что вполне реальной стала угроза физического сокращения материально-технической базы промышленности. В этих условиях активизация инвестиционной деятельности приобретает императивный характер. Другой альтернативы не предвидится, что подтверждается результатами проведенного анализа.

В структуре источников инвестиций значение привлеченных средств (бюджетных, в структуре которых превалируют федеральные бюджетные средства) было более масштабным: доля этого источника возросла с 66,4% в 2000г. до 73,7 % в 2005 г., соответственно снизилась доля собственных средств предприятий.

В структуре инвестиций примерно треть приходится на долю промышленности. По-прежнему основной поток промышленных инвестиций направлялся на развитие капиталоемких отраслей электроэнергетики (31,2 %) и нефтегазодобычу (9,6 %). На долю промышленных отраслей, определявших специализацию республики (легкая и пищевая), пришлось 2,8 % инвестиций в основной капитал.

Таким образом, можно говорить об инвестиционном кризисе важнейших обрабатывающих отраслей промышленности Дагестана, что и отразилось на их значимости в обеспечении занятости и выпуске промышленной продукции.

Оценка состояния промышленности по динамике объема производства и численности работников будет неполной, если не проанализируем уровень использования производственных мощностей в отдельных отраслях. Как показывают данные, по 33 важнейшим изделиям созданные производственные мощности используются в диапазоне от 0,1 % до 24 %. Лишь по выпуску мороженой рыбы и шампанского используются соответственно на 74,5 % и 63,3 %. Производство минеральных удобрений (г. Кизилюрт), металлорежущих станков (г. Дербент), обуви (гг. Махачкала и Буйнакск), мясных консервов, стиральных машин по сути ликвидировано.

Вместе с тем, характеризуя достигнутый в 2000 - 2005 гг. «промышленный рост», следует оценивать его как совокупный эффект от глубокого спада и дефолта августа 1998 г. Для восстановления уровня промышленного производства 1990 г. потребуется, по меньшей мере, 5 таких же четырехлеток, каждая из которых обеспечит сокращение разрыва по индексу физического объема производства на 14 процентных пункта (за 2000 -2005 гг. на 13, 4 пункта).

В конечном счете, переход к рыночной системе хозяйствования обострил в Дагестане проблему занятости, концентрирующую в себе социально-демографические и экономические факторы, проявляющиеся:

- в дальнейшем увеличении численности трудовых ресурсов, обусловленном высокими темпами естественного прироста населения;

- в самом высоком уровне демографической нагрузки (794) - отношении численности лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста;

- в высокой доле сельского населения (60% в 2005 г.), аграрном перенаселении в условиях ограниченности земель и сферы приложения труда на селе;

- в низкой инвестиционной активности в экономике республики;

- в отставании спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением в связи с сокращением рабочих мест, прежде всего в промышленности, а также на железнодорожном транспорте.

В Дагестане доля безработных в составе экономически активного населения в последние годы держится в пределах 24 - 29%. Численность экономически активного населения в 2005 г. составила 915,9 тыс. чел., из которых 780,8 тыс. заняты в экономике, включая (начиная с 2000г.) лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации. Уровень зарегистрированной безработицы составил 5,8 % и по сравнению со среднероссийским уровнем (1,8 %) оставался среди бывших автономных республик наивысшим, уступая Республике Тыве - 8,5 % .

Устойчиво высокий уровень общей и зарегистрированной безработицы в ряде регионов побудил федеральное правительство принять постановление о ежегодном определении начиная с 2000 г. и утверждении Минтрудом России по согласованию с Минэкономразвития России и Госкомстатом России перечня территорий (субъектов РФ) с напряженной ситуацией на рынке труда.

Утвержденный перечень направляется Минтрудом России в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.

Глава 3. «Совершенствование механизмов регулирования занятости в условиях транзитивной экономики» посвящена разработке программного, а также финансово-кредитного и налогового механизмов поддержки малого предпринимательства и обеспечения занятости.

Прежде всего автор предлагает выделить в составе депрессивных регионов особую категорию субъектов Российской Федерации - депрессивные регионы с напряженной ситуацией на рынке труда.

Специфика механизмов регулирования депрессивных регионов с напряженной ситуацией на рынке труда состоит в обязательном наличии взаимосвязанных федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства и содействия занятости населения, интегрированных в федеральную целевую программу развития социально-экономического развития депрессивных регионов с напряженной ситуацией на рынке труда.

Учитывая мировой опыт решения узловых проблем на программной основе, целесообразно разработать Федеральную целевую программу социально-экономического развития регионов с напряженной ситуацией на рынке труда на 2008 - 2009 гг. и на период до 2015 г., финансирование которой осуществлялось бы в значительной мере за счет средств федерального бюджета. Эта значительность обусловлена тем, что бюджеты субъектов РФ с напряженной ситуацией на рынке труда являются высокодотационными: бюджет Дагестана, в частности, на 80 % и более формируется за счет перечислений из федерального бюджета. Именно таким образом станет возможным осуществлять активную политику занятости, значение которой в государственной политике после упразднения с 2001 г. Государственного фонда занятости населения резко снизилось.

Федеральная целевая программа регионов с напряженной ситуацией на рынке труда должна включать соответствующие региональные целевые подпрограммы по каждому такому субъекту РФ, а те, в свою очередь, - два раздела: 1. Программа поддержки и развития малого предпринимательства; 2. Программа содействия занятости населения.

Региональная подпрограмма и разделы в ней, в свою очередь, должны разрабатываться более детально до уровня территориальных городских или районных подпрограмм, утверждаемых правительством субъекта РФ и главами местных администраций.

Таблица 1

Уровень безработицы в Северо-Кавказском регионе с напряженной ситуацией на рынке труда

Регион

Среднегодовой уровень общей безработицы, %

Уровень зарегистрированной безработицы на конец года, %

Численность зарегистрированных безработных на конец года, тыс. чел.

Численность зарегистрированных незанятых граждан в расчете на 1 заявленную вакансию

Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, %

2001

2002

2003

2004

2005

20061

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Республика Дагестан

27,9

25,6

28,8

23,9

21,5

20,3

7,0

5,8

6,7

5,8

5,9

5,8

53,9

48,2

54,9

53,0

52,6

53,2

32,3

35,9

43,9

58,0

47,1

52.4

54,1

Кабардино-Балкария

25,1

16,6

16,8

18,7

17,3

16,2

2,0

2,1

2,6

3,3

3,4

3,7

6,3

7,5

8,5

10,6

12,2

13,8

20,3

19,3

12,7

12,8

12,5

13,0

71,5

Республика Калмыкия

23,8

20,1

19,1

18,1

17,2

16,8

3,1

1,9

2,7

2,9

3,2

3,5

4,1

2,8

3,8

4,0

4,6

5,1

37,4

15,8

12,4

13,3

13,2

14,0

64,7

Республика Северная Осетия-Алания

32,0

28,5

16,7

12,5

12,1

11,6

2,1

1,7

0,9

1,3

2,1

2,5

6,2

5,7

3,2

4,3

4,7

4,9

6,1

4,8

3,6

3,1

3,3

3,6

62,5

Российская Федерация

13,0

10,5

9,1

8,0

7,8

7,7

1,7

1,4

1,6

1,8

1,7

1,6

1263,4

1037,0

1122,7

1499,7

1512,1

1478,4

2,4

1,6

1,5

1,8

1,7

1,6

39,3

Применительно к "Федеральной целевой программе социально-экономического развития регионов с напряженной ситуацией на рынке труда на 2008 - 2009 годы и на период до 2015 г." нами определен круг общественно значимых результатов, ожидаемых от реализации указанной программы и ее подпрограмм по каждому субъекту РФ. Причем, оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить руководствуясь следующими соотношениями:

Эобщ = Э х (1+ Кэс),

где Эобщ – общая эффективность политики занятости в регионе; Э – экономическая эффективность занятости в регионе; Кэс – коэффициент эффективности социальной составляющей политики занятости.

Кэс = Чбт / Чб0 ,

где Чбт – численность безработных, снятых с учета по всем основаниям; Чб0 – численность безработных на начало отчетного периода.

Необходимо также соотносить убытки и поступления в бюджет, связанные с трудоустройством экономически активного населения и безработицей:

У = ЗПн + Бн,

где У – общий убыток населения и региона от безработицы; ЗПн – недополученная заработная плата безработными; Бн – недополученная часть бюджета, связанная с отчислениями с заработной платы.

Ук = Фзп +Пзп,

где Ук – компенсированные потери (убытки) от трудоустройства безработных; Фзп – фонд заработной платы трудоустроенных граждан бывших безработными; Пзп – пополнение бюджета за счет отчислений с заработной платы тудоустроенных безработных.

Уровень компенсации потерь от безработицы в результате трудоустройства можно выразить в виде индекса компенсации:

Iу = Ук / У.

Для оценки степени достижения шести общественно-значимых результатов предлагается 9 показателей оценки результативности по каждому этапу (табл. 2).

По итогам каждого периода проводится сравнительный анализ со средними показателями по РФ в целом. Сокращение отставания депрессивного региона и темпы этого процесса отражают результативность реализации подпрограммы в данном субъекте Российской Федерации.

Таблица 2

Предлагаемые основные показатели оценки результативности «Федеральной целевой программы социально-экономического развития регионов с напряженной ситуацией на рынке труда на 2008-2009 годы и на период до 2015года»

№п/п

Ожидаемые общественно значимые результаты

№п/п

Показатели оценки результативности.

1.

Рост ВРП и совершенствование его структуры

1.1.

1.2.

Увеличение производства ВРП на душу населения.

Повышение доли промышленности и строительства в структуре ВРП и снижение доли сельского хозяйства

2

Рост производительности труда

2.1.

Увеличение производства ВРП на одного занятого в экономике

3.

Рост налоговых доходов, собираемых на территории субъекта РФ

3.1.

Улучшение соотношения собираемых в регионе налоговых сборов и доходов консолидированного бюджета Субъекта РФ

4.

Рост значения МП в обеспечении занятости населения

4.1.

4.2.

Увеличение доли среднесписочной численности работников МП и индивидуальных предпринимателей в составе занятого населения.

Увеличение среднегодовой численности занятых в экономике.

5.

Сокращение зарегистрированной безработицы

5.1.

Снижение численности официально зарегистрированных безработных на конец года по сравнению с базисным и/или предыдущим годом

6.

Сокращение бедного населения

6.1.

6.2.

Увеличение среднедушевых денежных доходов населения

Увеличение доли населения, имеющего денежные доходы выше прожиточного минимума

Вместе с тем, опираясь на предложенные критерии и показатели, представляется возможным осуществить постепенный переход от управления бюджетными средствами к управлению бюджетными результатами, ожидаемыми в связи с реализацией Федеральной целевой программы, финансируемой в значительной мере из средств федерального бюджета.

В Заключении формулируются основные выводы и предложения, полученные в результате диссертационного исследования.

По результатам исследования обоснованы рекомендации по совершенствованию механизмов регулирования занятости населения в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих печатных работах:

Муслимова Ф.Н. Влияние безработицы на состояние преступности в стране. // Труд и занятость: Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2004. 0,1 п.л.

Муслимова Ф.Н. Состояние занятости населения и безработицы в Махачкале // Теория и практика совершенствования инновационно-инвестиционной деятельности в регионе: Сборник научных трудов. Махачкала, 2005. 0,2 п.л.

Муслимова Ф.Н. Совершенствование механизмов регулирования экономики и занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда // Теория и практика совершенствования инновационно-инвестиционной деятельности в регионе: Сборник научных трудов. Махачкала, 2005. 0,2 п.л.

Муслимова Ф.Н. Регулирование занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. Приложение №10. 0,3 п.л.

Муслимова Ф.Н. Основные направления минимизации социально-экономических последствий безработицы. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. Приложение №11. 0,3 п.л.

Муслимова Ф.Н. Формирование рынка труда в условиях депрессивного региона. // Актуальные проблемы современного правоведения: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала, 2005. 0,1 п.л.

Муслимова Ф.Н. Социально-экономические последствия безработицы и пути к их снижению в некоторых регионах нашей страны // Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона: Сборник научных трудов. Часть V. Махачкала, 2005. 0,2 п.л.

Муслимова Ф.Н. К вопросу об анализе состава, структуры занятости и безработицы. // Теория и практика совершенствования современного экономического состояния страны: Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2005. 0,1 п.л.

Муслимова Ф.Н. Правовое регулирование занятости в депрессивных регионах // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: Материалы ІІ Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2005. 0,1 п.л.

Муслимова Ф.Н. Регулирование занятости и безработицы как функция социального управления в экономике страны // Организация таможенного дела в РФ: проблемы и перспективы: Материалы отраслевой научно-практической конференции. Махачкала, 2005. 0,2 п.л.

Муслимова Ф.Н. Социально-экономические последствия безработицы в условиях переходной экономики // Сборник тезисов и докладов научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ДГТУ. Махачкала, 2006. 0,1 п.л.

Муслимова Ф.Н. Виды безработицы и стратегии борьбы с ней // Сборник тезисов и докладов научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ДГТУ. Махачкала, 2006. 0,1 п.л.

Муслимова Ф.Н., Оруджев И.А. Правовое регулирование вопросов занятости и безработицы в депрессивных регионах: Монография. Махачкала, 2006. 9,0 п.л. (авт. 4,5 п.л.)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kubsu.ru

1 Последние наблюдения включают расчетные показатели автора, полученные на основе экстраполяционных методов.