История кооперации

История кооперации

Введение

Понятие кооперации вошло в обиход с середины 19-го века. Первый кооперативный закон в мире был принят в Англии в 1852 г. В идею кооперации были заложены основные принципы социальной справедливости: равенство возможностей, взаимопомощь, солидарность, честность, открытость.

Основоположниками отдельных видов кооперативов считаются:

потребительских - Роберт Оуэн и Уильям Кинг;

производственных - Филипп Бюше и Луи Блан;

кредитных - Шульце Делич и Фердинанд Райфайзен.

Кредитная кооперация быстро получила широкое распространение в странах Европы как организационная форма, избавляющая мелких собственников, ремесленников и крестьян от ростовщической и банковской эксплуатации. В России, в связи с более поздним развитием капитализма, массовое кооперативное движение стало формироваться позднее, чем в Англии, Франции и Германии, без ярко выраженного преобладания одного вида над другим. Время возникновения первых российских кредитно-накопительных союзов и обществ взаимного кредитования приходится на конец 19-го века. В условиях постоянных реформ общественного устройства, недостаточно развитой банковской системы и низкой капитализации нарождающегося среднего класса России эти формы организации реально отвечали веяниям времени.

Общества взаимного кредитования объединяли ремесленников и торговцев либо по направлению деятельности, либо по территориальному признаку. В обществе взаимного кредита (ОВК) мелкий собственник держал свои деньги, у него был свой лицевой счет. ОВК играло роль посредника между банком и частным предпринимателем: открывало счет в банке, держало на нем свои средства и выступало в качестве заемщика. Банк работал с ОВК как с крупной организацией, имеющей приличные обороты, а мелкие предприниматели через ОВК имели выход на банковские кредиты. Таким образом происходило взаимное переливание денежных средств, работала гибкая и удобная система, приносящая выгоду всем: и банкам, и мелким предпринимателям, и государству в целом. Не зря к 1917 году в России насчитывалось около 17000 обществ взаимного кредитования. В социалистический период ОВК юридически не существовали, так как отсутствовало само понятие частного предпринимательства.

В наше время произошёл возврат к нормальной системе взаимного кредитования. Приобретение дорогостоящих товаров и техники через кредитные кооперативы уже получило широкое распространение. Практика работы кредитных союзов в России показала, что в нынешних экономических условиях надежность кредитного кооператива выше, чем у банков.

В самом деле, отдавая свои сбережения в банк, вкладчик не знает и никогда не узнает (коммерческая тайна), куда и в какие рисковые операции банк вкладывает его деньги, какова вероятность их возврата, может ли банк быть стабильным на достаточно продолжительный период времени и не ждет ли его судьба банкротства. Отдавая же свои сбережения в кредитный потребительский кооператив, пайщик всегда будет знать дальнейшую судьбу своих денег, а именно то, что деньги конкретного пайщика будут "вложены" в такого же члена-пайщика данного кредитного кооператива в виде займа, возврат которого будет обеспечен четкой и профессиональной работой сотрудников кооператива. Надежность кредитного союза объясняется еще и тем, что вся его деятельность строится на демократических принципах взаимоотношений и управления. Выборность, отчетность, страхование, оценка рисков и постоянный анализ дел профессиональными служащими кооператива - это лишь часть критериев, определяющих его надежность. Возрождение кредитной кооперации в современной России было предопределено экономическими преобразованиями, начатыми во время перестройки. Активное развитие малого и среднего предпринимательства в бизнесе и недостаток денежных средств при недоступности финансово-кредитных ресурсов послужили импульсом к созданию кредитных кооперативов. Инициатива прогрессивных современных деятелей науки и представителей законодательных и исполнительных органов федеральных и региональных властей при поддержке международных организаций позволила реализовать идею кооперативного кредита как финансовой основы развития не только бизнеса, но и социальной сферы села.

Предметом исследования курсовой работы является кредитная кооперация. Цель работы - изучение кредитной кооперации в России. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

изучить историю развития кредитной кооперации;

изучить сущность, основы формирования и принципы деятельности кредитных кооперативов;

рассмотреть принципы функционирование кредитных кооперативов в России;

определить уровень и перспективы развития кредитной кооперации в России.

Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время кредитные кооперативы успешно функционируют в регионах России и объединяют более 100 тыс. членов, что свидетельствует о востребованности их услуг. Наибольшую заинтересованность в деятельности этих кооперативов проявляют представители среднего и малого бизнеса.

1. История развития кредитной кооперации

Как особая форма потребительской кооперации, кредитный кооператив строит свою деятельность на принципах кооперативной философии и кооперативной демократии. Основоположниками кооперативной философии считаются Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан. Они объясняли экономические преимущества кооперации как хозяйственной формы и считали ее организацией будущего, лишенной противоречий и недостатков мира капиталистической конкуренции. Пионерами кооперации стали ткачи английского города Рочдейл, создавшие в 1844 году первый в мире потребительский кооператив.

Их опыт упал на плодородную почву Германии, где Герман Шульце (1808-1883) в 1850 году в прусской деревне Делич создал “ссудную ассоциацию”. Движение Шульца-Делича получило достаточно широкое распространение. Уже в 1859 году в двух германских провинциях насчитывалось 183 кооператива, объединяющих более 18 тыс. пайщиков. К 1913 году в этом движении насчитывалось 3599 кооперативов. Кооператоры ассоциаций Шульца-Делича продолжали совершенствовать и конкретизировать общие принципы. В частности, существенно ими конкретизирован принцип распространения просвещения.

Примерно в это же время начинает разворачивать свою деятельность Фридрих Вильгельм фон Райффайзен (1818-1888). В 1849 г. он организовал первый кооператив, а в 1864 г., будучи мэром Хеддесдорфа, открыл «Хеддесдорфское общество благосостояния». В 1876 им был создан Рейнский банк сельского кредита, выполняющий в известной мере функции Центробанка, объединяющий деятельность разрозненных кооперативов в национальное Движение. В результате этого темпы роста Райффайзеновского движения, скромные на первом этапе, резко увеличились. В год смерти Райффайзена в Германии действовало уже 425 обществ, а к 1912 году их число превысило 8000.

Сегодня Движение Райффайзена охватывает 900 000 кооперативов, примерно 500 млн. пайщиков, ведущих работу почти в 100 странах мира. Райфайзен и Шульце-Делич сыграли огромную роль в формировании кооперативного движения, разработке и распространении принципов кооперативной философии и поведения. Эти принципы сохраняют свое значение до настоящего времени, став основой идеологии всего современного кооперативного движения и таких его организаций, как Международный кооперативный альянс и Всемирный совет кредитных союзов.

Развитие кредитной кооперации в России требовало её легитимизации и правового регулирования. В 1895 г. Департаментом по делам учреждений мелкого кредита было утверждено «Положение об учреждениях мелкого кредита», а в 1904 г. оно приобрело новую редакцию, и было дополнено правом открытия земских касс мелкого кредита. Известные далеко за пределами своей страны российские теоретики кооперативного движения Кропоткин П.А., Туган-Барановский М.И., Чаянов А.В., Кондратьев Н.Д. внесли неоценимый вклад в разработку общей теории кооперативного движения и становления кредитной кооперации в России.

Движение кредитной кооперации в России было настолько мощным, что 1 января 1912г. начал свою деятельность Московский народный банк, выпустивший 4000 акций на сумму 1 млн. руб., а учредителями этого банка выступили:

- 2368 кредитных и ссудосберегательных товариществ;

- 499 потребительских обществ;

- 115 земских касс и сословных учреждений мелкого кредита;

- 46 обществ взаимного кредита;

- 127 артелей;

- 59 обществ и касс взаимопомощи.

В 1916 г. в Российской империи насчитывалось уже более 16 тысяч кредитных кооперативов с общим числом пайщиков более 10 млн.1 В начале ХХ века Россия занимала ведущее место в мире по численности кредитных кооперативов и числу пайщиков. В ходе первой мировой войны и, особенно, в период революционных преобразований Движение кредитных союзов было радикально подорвано, однако существовало вплоть до 30-х годов.

Ликвидация в 1931г. сельскохозяйственной кредитной кооперации и её основы – крестьянских хозяйств, явилась одной из причин низкой эффективности сельскохозяйственного производства и кредитования сельскохозяйственных предприятий в стране. Потери стимулов к труду у работников сельскохозяйственных предприятий, сокращение стимулирующей роли кредита, сказалась на общем низком уровне сельскохозяйственного производства в стране по сравнению с развитыми странами мира.

Возрождение Движения кредитной кооперации в России началось в начале 90-х годов 20 века. Оно было связано с обострившейся для села проблемой кредита и необходимостью спасения сельского хозяйства при стремительно растущей инфляции.

Стартовой точкой легитимизации сельских кредитных кооперативов в современной России стало принятие ГК РФ, где ст.116 предполагалось возможность их создания как разновидности потребительского кооператива. Далее был принят Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. 11.06.2003г. №183-ФЗ), который определил, что кредитные кооперативы организуются для кредитования и сбережения средств членов кооператива (ст.4,п.8 и ст.40)2. Однако этот закон не охватывает весь спектр вопросов о сельскохозяйственной кредитной кооперации. Поэтому законодательные органы РФ разрешили региональным властям принимать собственные законодательные акты, регулирующие деятельность сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

2. Кредитная кооперация в России

2.1 Понятия, порядок формирования и принципы деятельности кредитного кооператива

Кредитные кооперативы - это добровольные объединения физических и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их собственных денежных средств посредством взаимного кредитования; этим понятием обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию движения кредитных кооперативов.

Сущность сельскохозяйственной кредитной кооперации проявляется в том, что она является одной из форм сельскохозяйственной кооперации, связанной с добровольным объединением сельскохозяйственных товаропроизводителей или физических лиц в особое хозяйственное образование – кредитный кооператив с целью формирования доступной и надежной системы кредитования своей деятельности3.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их союзов, составляющих сельскохозяйственную кредитную кооперацию РФ, определяет Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 08.12.1995 года.

Кредитный кооператив создается и осуществляет свою деятельность на основе

следующих принципов:

добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан;

свобода выхода из кредитного потребительского кооператива граждан независимо от согласия других членов кредитного потребительского кооператива граждан;

равенство прав и обязанностей всех членов кредитного потребительского кооператива граждан независимо от размеров паевых взносов при принятии решений;

личное участие членов кредитного потребительского кооператива граждан в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан.

Кредитный кооператив может быть создан не менее чем пятью физическими лицами и (или) не менее чем двумя юридическими лицами, если иное не установлено федеральными законами. Государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Кредитный кооператив считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Как любой другой хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом, кредитный кооператив должен иметь устав.

Устав кредитного кооператива должен содержать следующие обязательные сведения:4

1) наименование кооператива;

2) место нахождения кооператива;

3) срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива;

4) предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован;

5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе;

6) условия о размере паевых взносов членов кооператива;

7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению;

8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены;

9) условия образования и использования иных фондов кооператива;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) порядок распределения прибыли и убытков кооператива;

11) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного настоящим Федеральным законом;

12) состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов;

13) права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;

14) характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) время начала и конца финансового года;

16) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса;

17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива.

Устав кредитного кооператива может содержать другие положения, необходимые для его деятельности и не противоречащие Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Изменения и дополнения, внесенные в устав кредитного кооператива решением общего собрания его членов, подлежат государственной регистрации в установленном федеральным законом порядке.

При осуществлении своей деятельности кредитный кооператив не вправе:

предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива;

выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц;

вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов;

выпускать эмиссионные ценные бумаги;

покупать эмиссионные ценные бумаги, за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, осуществлять иные операции на фондовых рынках.

Кредитный кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей и соответствует этим целям.

В связи с тем, что кредитные кооперативы имеют право создавать союзы и вступать в ассоциации, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ст. 8 (в ред. От 03.11.2006 №183-ФЗ) строго определил регламент их создания или вступления.

2.2 Управление кредитным кооперативом, его имуществом

2.2.1 Органы управления кредитным кооперативом

Органами кредитного кооператива являются общее собрание членов кредитного кооператива, правление кредитного кооператива, председатель кооператива или наблюдательный совет.

В кредитном кооперативе могут быть дополнительно созданы комитет по займам и (или) иные органы в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива. Структура, порядок создания и деятельности органов кредитного кооператива, их компетенция устанавливаются уставом кредитного кооператива.

Общее собрание членов кредитного кооператива является высшим органом управления кредитным кооперативом. Общее собрание членов кредитного кооператива может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание членов кредитного кооператива проводится в установленные уставом сроки, но не реже чем раз в год.

Внеочередное общее собрание членов кредитного кооператива может быть созвано по инициативе правления кредитного кооператива, по требованию наблюдательного совета, ревизионного союза сельскохозяйственных кредитных кооперативов, членом которого является данный кооператив, или по требованию не менее чем одной десятой общего числа членов кредитного кооператива.5

Общее собрание членов кредитного кооператива считается правомочным, если в нем принимает участие не менее чем две трети членов кредитного кооператива.

Уведомление о созыве общего собрания членов кредитного кооператива с указанием повестки дня направляется членам кредитного кооператива не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения такого собрания.

К исключительной компетенции общего собрания членов кредитного кооператива относятся6:

утверждение устава кооператива, внесение изменений и дополнений к нему;

выборы председателя, членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса;

установление размера и порядка внесения паевых взносов и других платежей, порядка их возврата членам кооператива при выходе из кооператива;

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива;

отчуждение земли и основных средств производства кооператива, их приобретение, а также совершение сделок, если решение по этому вопросу настоящим Федеральным законом или уставом кооператива отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива;

(см. текст в предыдущей редакции)

определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования;

вступление кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации, а также выход их них;

порядок предоставления кредитов членам кооператива и установление размеров этих кредитов;

создание и ликвидация представительств и филиалов кооператива;

реорганизация и ликвидация кооператива;

прием и исключение членов кооператива (для производственного кооператива);(см. текст в предыдущей редакции)

создание исполнительной дирекции;

определение условий и размера вознаграждения членов правления и (или) председателя кооператива, компенсации расходов членов наблюдательного совета кооператива;

привлечение к ответственности членов правления и (или) председателя кооператива, членов наблюдательного совета кооператива;

утверждение внутренних документов (положений) кооператива, определенных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

решение иных отнесенных настоящим Федеральным законом или уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива вопросов.

Решения по вопросам принимаются 2/3 голосов от числа членов кредитного кооператива. Остальные решения принимаются большинством голосов членов кредитного кооператива, присутствующих на общем собрании членов кредитного кооператива.

Государство и кредитные кооперативы

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование деятельности кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций) в следующих формах:

регистрация кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций);

контроль за деятельностью кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

применение мер ответственности к кредитным кооперативам и их союзам (ассоциациям) в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Контроль за деятельностью кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций) осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В случае неоднократного или грубого нарушения кредитным кооперативом федерального закона или иных нормативных правовых актов, а также в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставу кредитного кооператива, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью кредитного кооператива, вправе предъявить требование о ликвидации кредитного кооператива в суд.

2.2.2 Имущество кредитного кооператива

Основа имущества всякого кооператива, в том числе кредитного, - это его паевой фонд, разделенный на паи (доли) его участников и составляющий минимальную гарантию интересов его возможных кредиторов.

Имущество кредитного кооператива образуется за счет:

обязательных паевых взносов и дополнительных паевых взносов членов кредитного кооператива;

доходов от собственной деятельности кредитного кооператива;

заемных средств;

иных не противоречащих законодательству Российской Федерации источников.

Сумма паевых взносов членов кредитного кооператива составляет паевой фонд кредитного кооператива. В паевой фонд кредитного кооператива могут вноситься начисления на паевые взносы.

Сумма паевых взносов и начислений на паевые взносы, вносимых членом кредитного кооператива в паевой фонд, образует его паевые накопления. При прекращении членства в кредитном кооперативе начисления на паевые взносы подлежат возврату члену кредитного кооператива.

Уставом кредитного кооператива может быть предусмотрено, что часть принадлежащего ему имущества составляет неделимый фонд кредитного кооператива. Решение об образовании и о размере неделимого фонда принимается общим собранием членов кредитного кооператива.

Неделимый фонд кредитного кооператива создается за счет вступительных и иных взносов, за исключением паевых взносов, и части доходов от собственной деятельности кредитного кооператива.

Неделимый фонд кредитного кооператива подлежит распределению между членами кредитного кооператива только в случае его ликвидации.

Фонды кредитного кооператива (паевой фонд, фонд финансовой взаимопомощи, резервный фонд, фонд развития и иные фонды), порядок их формирования, нормативы образования и использования определяются уставом кредитного кооператива.

Кредитный кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих членов.

Член кредитного кооператива, по вине которого кредитный кооператив понес убытки, обязан возместить эти убытки. Убытки кредитного кооператива, понесенные по вине его члена, покрываются за счет его паевых накоплений или иным способом в соответствии с федеральными законами. Кредитный кооператив обязан возместить убытки, понесенные его членом по вине кредитного кооператива. При возникновении разногласий в отношении возмещения понесенных убытков вопрос решается в судебном порядке.

Обращение взыскания по долгам члена кредитного кооператива на его паевые накопления допускается только при недостатке иного имущества для покрытия таких долгов в порядке и в сроки, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Взыскание по долгам члена кредитного кооператива не может быть обращено на неделимый фонд кредитного кооператива.

Лицо, вступающее в ранее созданный кредитный кооператив, несет ответственность по обязательствам кредитного кооператива, которые возникли до его вступления в члены кредитного кооператива, если это предусмотрено его уставом, при условии подтверждения в письменной форме данным лицом его ознакомления с обязательствами кредитного кооператива, имеющимися на момент вступления данного лица в кредитный кооператив, и при согласии нести по ним ответственность.

Доход, полученный кредитным кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с федеральными законами и уставом кредитного кооператива, распределяется между его членами в соответствии с порядком, определенным уставом кредитного кооператива.

2.3 Особенности кредитного кооператива (отличия кредитных кооперативов и банков)

Банки и иные кредитные организации являются, согласно ст. 1 закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности " (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 246-ФЗ), организациями коммерческими, тогда как кредитные потребительские кооперативы строят свою деятельность на некоммерческой основе. Деятельность банков и иных кредитных организаций осуществляется в отношении неопределенного числа лиц, т.е. банк обязан заключать такого рода договор на одних и тех же условиях в отношении каждого обратившегося лица. Кредитные потребительские кооперативы принимают сбережения только своих пайщиков. В банк с просьбой о выдаче кредит может обратиться любое лицо - кредитный потребительский кооператив выдает займы только своим пайщикам. Таким образом, деятельность потребительского кредитного кооператива при внешнем сходстве с банковскими операциями отличается от них тем, что здесь отсутствует признак публичности, отсутствует рыночный характер отношений. Банки и кредитные организации действуют в ситуации неопределенности спроса и предложения, кредитные потребительские кооперативы граждан в каждый конкретный момент обладают точным знанием о потребностях их пайщиков в займах и возможностях их предоставления.

Проценты по займам и сбережениям в кредитных потребительских кооперативах рассчитываются также иначе, чем в банках, разница между процентом по займу и процентом по сбережениям здесь, как правило, меньше банковской - за счет того, что члены кооператива знают друг друга лучше, чем банк своих клиентов, и нет необходимости "страховать" высоким процентом риск невозврата займа или риск изменения рыночной конъюнктуры. Политику банка определяют акционеры и менеджеры, политику кредитного потребительского кооператива - сами пайщики. В каждом пайщике соединяется член кооператива, собственник и управленец, должник и кредитор.

Следующая таблица наглядно показывает отличия кредитных кооперативов от банков:

Таблица 1

Отличия между кредитно-потребительским кооперативом (КПК) и банком7

Описание

КПК

БАНК

Организация

создается гражданами по месту жительства или работы на основе объединения их личных сбережений без целей извлечения прибыли и является некоммерческой организацией

для удовлетворения специфических нужд финансового характера только своих пайщиков путем оказания друг другу финансовой взаимопомощи

создается бизнесменами - ограниченной группой лиц, объединивших крупные капиталы в целях извлечения прибыли, является коммерческой организацией

для предоставления широкого спектра финансово-кредитных и других услуг неограниченному контингенту клиентов

Собственность

пайщики КПК являются его собственниками и одновременно клиентами

пай в общем капитале имеет определенную величину и не может быть продан на рынке ценных бумаг

клиенты Банка не являются его собственниками, не будучи его акционерами, они лишь внешние клиенты

акции имеют нарицательную стоимость и могут быть проданы на рынке ценных бумаг

Принятие решений

члены КПК имеют по одному голосу, равные права, независимо от размеров вложенной или взятой в КПК суммы

КПК проводит Общее собрание пайщиков, имеет собственное правление, ревизионную комиссию и кредитный комитет, избранными из числа пайщиков

акционеры имеют число голосов, пропорционально числу акций

Банки и их Филиалы возглавляются Директорами и Управляющими, политика Банка формируется Советом директоров и не зависит от мнения клиентов

Полномочия - контроль за принятием решений

пайщики в полной и равноправной степени осуществляют контроль за работой всех управляющих органов КПК в соответствии с Уставом

выборные органы из акционеров, вложивших наибольшие суммы денег и потому подвержены наибольшему риску, осуществляют и основной контроль

Результат

по итогам работы за период, согласно Уставу КПК, доходы распределяются в различные фонды, обеспечивающие устойчивость и безопасность деятельности КПК, оставшиеся средства распределяются между пайщиками

прибыль распределяется между акционерами по решению собрания акционеров пропорционально вложенным суммам

ВЫВОДЫ

Методы контроля и способ распределения ресурсов КПК обеспечивают прочную финансовую базу и действительное равноправие среди пайщиков.

Независимая от мнения большинства акционеров политика, проводимая руководством банка и выдача дивидендов может привести к существенному финансовому риску.

Кредитные потребительские кооперативы не являются финансовыми пирамидами, ибо они строго соблюдают пределы численности организации, позволяющие обеспечить доступ каждого пайщика к финансовому управлению компании, каждый пайщик имеет право не только вносить паевые взносы и личные сбережения, но и получать займы, в кредитном кооперативе исключаются рисковые вложения средств с целью их быстрой "прокрутки" и преумножения. Принцип кредитных кооперативов в отличие от финансовых пирамид - не быстрые деньги немногим за счет большинства, а равные права всех на займы и сбережения, демократический контроль пайщиков за ведением дел в кооперативе, их право на информацию, надежность вложений за счет поиска безрисковых направлений деятельности.

Преимущества кредитных кооперативов перед коммерческими банками заключаются в некоммерческом характере деятельности: они нацелены на оказание услуг своим пайщикам на взаимовыгодной основе, а не на получение максимальной прибыли. Обслуживание ограниченного круга лиц и субсидиарная ответственность по обязательствам кооператива обусловливают снижение риска невозврата займов. Как показывает практика, инвестиционные риски в кредитных кооперативах также сведены к минимуму, и чаще всего обеспечивается полный возврат ссуд. Кредитный кооператив, доказав свою состоятельность кредитными историями своих пайщиков, может выступать и в качестве посредника – гаранта при проведении финансовых операций между производителями сельхозпродукции, областным и федеральным бюджетами.

3. Развитие кредитной кооперации и её перспективы

3.1 Уровень развитие кредитных кооперативов в России

В настоящее время создание и функционирование в Российской Федерации сельских финансовых организаций на кооперативной основе представлено тремя организационно-правовыми формами:

сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального Закона «О сельскохозяйственной кооперации»;

кредитные потребительские кооперативы граждан, создаваемые и действующие на основе Федерального Закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»;

кредитные потребительские кооперативы, создаваемые и действующие на основе ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый федеральный закон определяет свои, отличительные от других, правовые нормы и условия создания и функционирования финансовых организаций.

Совокупность различных форм сельской кредитной кооперации представлена на рис.1.

Современная сельская кредитная кооперация представляет собой некоторое множество, как однородных, так и неоднородных самостоятельных кооперативных единиц: кредитных потребительских кооперативов граждан; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; обществ взаимного кредита; кредитных кооперативов с товарными функциями и др. Это существенно усложняет введение унифицированных стандартов и норм, как государственного регулирования, так и саморегулирования.

В новой, реформируемой России судьба кредитной кооперации складывается пока что достаточно сложно. Причинами тому - недооценка государственной властью роли кооперации вообще, кредитной в особенности, в развитии рыночных отношений в стране, непонимание того факта, что любое рыночное хозяйство в первую очередь зиждется на огромной массе средних и мелких, а отнюдь не крупных предпринимателей, и именно средний слой формирует социальную среду, являющуюся необходимой для государственной политики по реформированию общества; несовершенство действующего в России законодательства, препятствующее вхождению кредитной кооперации в существующее правовое поле; наконец, сильное противодействие коммерческих банков, не желающих видеть в кредитных кооперативах достойных конкурентов.

Между тем, более пристальное внимание к кредитной кооперации со стороны государственной власти, а также ее заинтересованность и содействие в этом важном деле позволили бы:

хозяйствующим субъектам и населению российской провинции и малых городов обрести столь необходимый для них социально-экономический, политический и культурный статус в формирующейся отечественной рыночной экономике, возродить чувство хозяина, утраченное в командно-административной системе, поднять престиж крестьянского труда;

постепенно формировать сельский рынок товаров, труда и капиталов, остановить процесс натурализации обмена, унизительного и грабительского для села бартера, освободиться от ростовщических пут коммерческих банков;

на основе подъема производства фермерских и других хозяйств существенно снизить зависимость страны от импорта продовольствия, сельскохозяйственного сырья и другой продукции.

Следует заметить, что поскольку кредитная кооперация как разновидность кооперации вообще основывается на принципах самоуправления, взаимной ответственности по обязательствам и взаимной помощи, то масштабных материальных, финансовых и других затрат от государства она не потребует.

Прежде всего, от государства требуется решительность и последовательность законодателя, который принятием соответствующего закона открыл бы путь ее развитию. При этом, учитывая большие пробелы в действующих законах, следовало бы руководствоваться процедурами, отработанными мировой юридической практикой: с принятием очередного закона вносить, по возможности, в максимальном объеме изменения, дополнения, поправки в другие нормативные акты.

Хотя российские кредитные кооперативы еще очень малочисленны, не столь мощны по сравнению с другими кредитными организациями, уступая последним в финансовом, материально-техническом отношении, кадровом обеспечении, все же есть основания утверждать, что их ожидают неплохие перспективы. Во-первых, они оказались надежными и достаточно устойчивыми структурами в условиях общеэкономического спада и острого банковского кризиса. И объясняется это вовсе не тем, что к начальной фазе банковского кризиса кредитные кооперативы еще не успели интегрироваться в систему российских финансовых рынков.

Процесс формирования общенациональной системы кредитной кооперации сталкивается с определенными трудностями. Они обусловлены несовершенством правовой базы деятельности, отсутствием государственных органов регулирования, недостаточным вниманием к проблемам сельской кредитной кооперации федеральных и региональных органов власти. Большие надежды в деле развития сельской кредитной кооперации представители малых форм аграрного бизнеса связывают с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Анализ состояния сельской кредитной кооперации

Несмотря на сравнительно быстрый рост численности сельских кредитных кооперативов, потенциал для их развития остается огромным. По данным проводимого Фондом Развития Сельских кредитных кооперативов (далее ФРСКК) ежегодного социологического опроса сельских кредитных кооперативов неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов колеблется от 50% до 75%.

За последние годы в Российской Федерации неуклонно расширяется членская база сельской кредитной кооперации (рис.2).

Рис. 2. Динамика членской базы сельской кредитной кооперации в Российской Федерации8

Ареал распространения сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации постоянно расширяется. По данным мониторинга ФРСКК в настоящее время сельская кредитная кооперация представлена в 62 субъектах Российской Федерации, 373 сельских районах и в более 792 сельских поселениях, что дает основание считать ее неотъемлемым элементом кредитно-финансового обслуживания сельских территорий.

Самая высокая плотность размещения сельских кредитных кооперативов наблюдается в Центральном (в основном Белгородская обл.), Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Сельские кредитные кооперативы здесь широко представлены не только в районных центрах, но и в сельских муниципальных образованиях.

Низкий уровень активности по созданию кредитных кооперативов сохраняется в республиках Северного Кавказа, в автономных округах Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Региональная характеристика системы сельской кредитной кооперации в России по состоянию на 01.01.06 г. отражена в таблице 2.

Таблица 2

Распределение сельских кредитных кооперативов по федеральным округам Российской Федерации (на 01.01.2006 г.)9

Сельские кредитные кооперативы - всего

Из них сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК)

Российская Федерация

872

473

Центральный федеральный округ

391

46

Северо-Западный федеральный округ

39

30

Южный федеральный округ

155

148

Приволжский федеральный округ

137

104

Уральский федеральный округ

26

26

Сибирский федеральный округ

101

97

Дальневосточный федеральный округ

23

22

Анализ структуры членов сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации показывает, что средний и мелкий сельскохозяйственный товаропроизводитель активно пользуется услугами сельских кредитных кооперативов.

В настоящее время в сельской кредитной кооперации преобладающее влияние в структуре членской базы (более 80 %) имеют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Причем, часть членов, относящихся к данной категории, являются активными заемщиками. Другая же часть сельских граждан (в основном пенсионеры) предпочитают сохранять в кооперативе свои сбережения. В целом такая структура по существу соответствует положению ст.4, п.8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» о том, что «кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения средств членов» (рис. 3).

Рис.3. Структура членов сельских кредитных кооперативов (по данным за 2005 г.)10

Таким образом, создание кредитных кооперативов следует рассматривать в качестве важнейшей составляющей в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части, стимулирования развития малых форм хозяйствования.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) образуют центральное звено сельской кредитной кооперации в России, с участием которого должны осуществляться основные мероприятия, связанные с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Как уже отмечалось выше, в России их насчитывается более 470. Многие из этих кооперативов достигли существенных результатов в части оказания финансового содействия своим пайщикам. Несмотря на то, что на их долю приходится немногим более 50% численности всех структур в системе сельской кредитной кооперации, в общей численности пайщиков, размере активов и величине кредитного портфеля СКПК занимают от 78 до 88 процентов (табл. 3)

Таблица 3

Основные показатели развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Российской Федерации (по данным на 01.10. 05)11

Федеральный округ

(ФО)

Кол-во регионов

Количество СКПК

Количество членов

Активы, млн. руб.

Остаток ссуд, млн. руб.

Центральный

18

42

2 870

96,4

87,4

Северо-Западный

11

22

3 197

57,7

49,0

Южный

13

132

49 836

1 026,3

898,9

Приволжский

15

108

7 192

459,9

429,9

Уральский

6

26

731

14,0

13,8

Сибирский

16

97

8 647

165,1

156,5

Дальневосточный

10

19

769

15,3

13,2

Итого

89

446

73 242

1 835

1 649

Реализация национального проекта «Развитие АПК» предусматривает участие ОАО «Россельхозбанк» и других кредитных организаций в развитии системы кредитной кооперации. Россельхозбанк планирует в течение 2006-2007гг. создать не менее 1000 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Роль других кредитных организаций заключается в предоставлении кредитных ресурсов сельским кредитным кооперативам. Государство стимулирует развитие такого взаимодействия путем субсидирования части затрат кредитных кооперативов на уплату банковских процентов и возмещение из расчета 90% произведенных затрат на выплату стоимости вознаграждения по гарантии или по договору поручительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 249 от 22 апреля 2005 года.

3.2 Кредитная кооперация Удмуртской Республики

На современном этапе развитие сельской кредитной кооперации в Удмуртии можно охарактеризовать как «Программно-целевой метод развития», который предусматривает формирование устойчивой региональной системы финансовых услуг кооперативного характера при регулирующем воздействии Правительства Удмуртской Республики.

В декабре 2002 года Государственным Советом УР принята Целевая республиканская программа «Развитие сельской кредитной кооперации в УР на 2003 – 2006 годы». Кроме того, между Правительством УР и Фондом развития сельской кредитной кооперации подписано соглашение, которое регулирует совместную деятельность сторон в развитии системы сельской кредитной кооперации на территории Удмуртии. В республике зарегистрировано 10 сельскохозяйственных кредитных кооперативов, один из них – РСПК ВФ «Зардон» выполняет функции кооператива второго уровня.

Таблица 4

Действующие сельскохозяйственные кредитные кооперативы в УР (на 01.04.04г.)12

Наименование

Паевой фонд (тыс.руб.)

Число пайщиков

Наличие филиалов

Кредитный портфель (тыс.руб.)

Год образования

1

Зардон

1660

450

3

11000

1998

2

Дятлевский

90

11

-

150

1999

3

Нива

60

17

-

380

1999

4

Пригородный

200

9

-

300

1999

5

Глазовский

800

5(юр.л.)

-

800

1999

6

Эгра

220

8

-

300

2000

7

Агрокредит

600

94

-

5000

2002

8

Надежда

25

5

-

25

2003

9

Алтын

25

5

-

Нет данных

2003

10

Источник жизни (ИЖ)

9

15

-

200

18.02.2004

Реализация мероприятий Программы в УР позволяет создавать финансовую базу для самостоятельного развития кредитных кооперативов в последующем и обеспечить объем кредитования в сумме 200 миллионов рублей через сельские кредитные кооперативы за время работы программы.

Цели и задачи республиканской целевой программы «Развитие сельской кредитной кооперации в УР на 2003 – 2006 годы»:

снижение стоимости кредитов, привлекаемых сельскохозяйственными кредитными кооперативами;

создать на территории УР региональную систему финансовых услуг кооперативного характера, позволяющую накапливать и эффективно размещать финансовые средства в сельскохозяйственное производство;

стимулировать предпринимательскую активность сельского населения, оздоровить экономическую ситуацию и снизить социальную напряженность в районах с высоким уровнем безработицы;

привлечь дополнительные инвестиции с сельскохозяйственное производство республики.

Стратегическим показателем успешного решения задач Программы станет повышение эффективности работы субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве Удмуртской Республики.

Также в течение последних лет в Удмуртии идет процесс создания кредитно-сберегательных кооперативов. На данный момент зарегистрировано шесть таких кооперативов в районах республики. К примеру, кредитный кооператив «Зардон» привлек из разных источников 10 миллионов рублей.

Таблица 5

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива «Зардон» в динамике13

Показатель

01.01.01

01.01.02

01.04.03

01.01.04

Членская база

15

140

440

600

Паевой капитал (тыс.руб.)

100

545

1347

2000

Сумма максимального кредита

250

350

600

600

Сумма минимального кредита

20

5

5

5

Резервный капитал

20

42

155

300

Выдано займов (тыс.руб.)

646

5192

16296

20000

В т.ч. с возмещением % ставки из бюджета УР

0

0

1865

0

Привлечено сберегательных займов

0

0

2940

5000

Лимит ФРСКК (тыс.руб.)

500

5000

8000

10000

Привлечено от прочих источников

0

0

0

5000

Возврат займов (%)

100

100

100

100

Средняя обеспеченность возврата (залог в % к сумме займа)

130

170

170

150

Из приведенных показателей выше, можно сделать вывод, что деятельность кредитного кооператива «Зардон» эффективна и рентабельна. За прошедшие 3 года КК «Зардон» увеличил членскую базу в 40 раз, что привело к увеличению паевого капитала в 20 раз или 2000%. Также произошло увеличение резервного капитала в 15 раз, что делает КК «Зардон» стабильным и финансово-устойчивым предприятием. Анализ всех остальных показателей объективно дает картину о финансово-хозяйственной деятельности КК «Зардон», которую можно охарактеризовать как рентабельное, эффективное, финансово-устойчивое предприятие.

Заключение

Кредитная кооперация - это организация коротких денег во всех отношениях: и по кредитованию, и по сбережению. В годы советской власти при профсоюзах существовали кассы взаимопомощи. Правда, в них деньги лежали без движения, беспроцентные займы возвращались вяло и несвоевременно, что явно не отвечает новому устройству жизни. Но идея взаимопомощи осталась актуальной и может быть реально воплощена в жизнь в рамках кооперативного кредитования.

Таким образом, кредитный кооператив - это финансовый институт особого рода, который коренным образом отличается от банка по следующим основаниям:

целям деятельности (в кредитном кооперативе это удовлетворение потребностей членов в производственном, потребительском кредите, иными словами, обеспечение пайщиков доступными займами, а в банке - это прибыль);

организационно-правовой форме (потребительский кооператив – некоммерческая организация, а хозяйственное общество - коммерческая организация);

способу распределения прибыли, источникам собственного капитала;

предоставляемым услугам.

Кроме того, кредитный кооператив – это союз пайщиков, которыми являются физические и юридические лица. Он создается для того, чтобы обеспечить этих пайщиков доступными финансовыми услугами, в первую очередь услугами кредитования и сбережения. Но вступить в кредитный кооператив может не каждый. Могут быть различные ограничения. Например, его членами могут быть лица признающие устав кооператива, или лица живущие внутри территориальных границ, установленных уставом кооператива.

Кредитные кооперативы создаются в настоящее время главным образом для развития сельскохозяйственного производства, фермерства, личных подсобных хозяйств, предприятий малого бизнеса. Следует отметить, что активное развитие кредитных кооперативов в России в последние годы свидетельствует о преобразовании их в массовые организации экономического взаимодействия различных слоев населения.

Для успешного становления кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на:

формирование законодательно-правовой и нормативной базы, которая способствовала бы развитию кредитных кооперативов и регулировала бы (при необходимости) порядок их лицензирования;

становление системы аудита и улучшение стандартов работы кредитных кооперативов;

приведение налогообложения в соответствие с некоммерческим характером их деятельности;

обеспечение материальной (в том числе финансовой) поддержки для пополнения кооперативных ресурсов.

Главная причина проблем развития российской кредитной кооперации – это то, что люди, проживающие на селе, поселке, где в основном сосредоточена кооперативная среда, не всегда знают и понимают сути и преимущества кооперации. Необходимо широкое просвещение.

Список литературы

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 08.12.1995 года. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Федеральный закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» от 11.07.1997 N 97-ФЗ. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 г. № 70 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006 году членами этих кредитных кооперативов».

Концепция развития системы сельской кредитной кооперации. Министерство Сельского хозяйства РФ. 23.03.2006г.

Вахитов К.И.История потребительской кооперации России: Учебное пособие-М, 1998. Часть 1 и 2.

«Сельскохозяйственная кредитная кооперация». Учебное пособие/ под ред. С.Б.Коваленко и З.Н. Козенко.- М.: Финансы и статистика, 2005.

Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: Учебное пособие.2-е издание.-М.: «Дашков и К».2003

Газета «Российская кооперация» №49 (465) от 14.12.2006года

«Фундаментальные и прикладные исследования». Научно-теоретический журнал №3, 2006. Центросоюз РФ. Российский Университет Кооперации.

Трушин Ю.В. Зарождение сельскохозяйственного кредита. «Экономика сельского хозяйства России», №1,2004.

Макаров А.А. Кредитные кооперативы демонстрируют жизнестойкость и надежность.«Сельский кредит», №10,2004.

Щербак Н.В. Кредитная кооперация. «Законодательство», №3, март 2001г.

Отличия кредитных союзов от банков. КС «Союзсберзайм». Режим доступа: http://new.sberzaim.ru

Государственное регулирование развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в Удмуртии. Помощь фермерам. Сведения из материалов методических основ Синюшина А.П.

Приложение 1

Схема существующей многоуровневой системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России14

Приложение 2

Размещение сельских кредитных кооперативов по регионам Российской Федерации15

№ п/п

Субъекты Российской Федерации

Созданные кредитные кооперативы (по данным на 01.01.06)

План создания новых СКПК в рамках реализации Проекта

Всего сельские кредитные кооперативы

в т.ч. сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

2006

2007

Предусмотрено приоритетным национальным Проектом

600 (создано 776)

400

Российская Федерация

872

473

750

675

Центральный федеральный округ

391

46

193

140

Северо-Западный федеральный округ

39

30

37

17

Южный федеральный округ

155

148

101

58

Приволжский федеральный округ

137

104

151

141

1

Республика Башкортостан

19

1

20

29

2

Республика Марий Эл

9

8

3

1

3

Республика Мордовия

30

20

4

Республика Татарстан

15

15

17

15

5

Удмуртская Республика

10

9

5

7

6

Чувашская Республика

23

18

23

23

7

Кировская область

1

1

5

5

8

Нижегородская область

1

1

6

3

9

Оренбургская область

12

5

7

11

10

Пензенская область

2

2

2

2

11

Пермский край

6

6

18

8

в том числе Коми- Пермяцкий автономный округ

1

2

12

Самарская область

11

10

3

5

13

Саратовская область

27

27

10

7

14

Ульяновская область

1

1

2

3

Уральский федеральный округ

26

25

10

11

Сибирский федеральный округ

101

97

135

132

Дальневосточный федеральный округ

23

22

122

176

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа

1 См.список литературы 7, стр.92

2 См.список литературы 7, стр.108

3 См.список литературы 7, стр.12

4 см.список литературы №2, статья 11, п.1

5 см.список литературы №2, статья 21.п.3

6 см.список литературы №2, статья 20.п.2

7 См.список литературы №14

8 список литературы №5

9 список литературы №5

10 список литературы №5

11 список литературы №5

12 список литературы №15

13 список литературы №15

14 список литературы №5

15 список литературы №5