Триады Бардов
ТРИАДЫ БАРДОВ
Приводя ниже триады ирландских бардов, необходимо сказатьнесколько слов об их авторах и о том племени, среди которогоони появились. Племя это - племя кельтов. Редко о ко так многописали и так мало знали бы, отчасти об1ясняется крайней ску-достью исторических документов, а главное, тем, что и началоих истории теряется во мраке времен. Кое-какие данные указывают, что кельты впервые появляютсяв Малой Азии, откуда переправляются к северу Черного моря.
Вгалатах, которым впоследствии писал Апостол Павел, некоторыеисследователи склонны видеть их остатки. Отнюдь ничего не утверждая, за отсутствием серьезных на-учных данных,можно всей-таки предположить, что кельтские наро-ды не были абсолютно чужды тем племенам, из которых впоследс-твии на юге нынешней России образовалось и наше государство.Как бы то ни было, близкое их соприкосновение со скифами не-сомненно. Диодор Сицилийский (1век) прямо на это указывает."Галльские народности, - пишет он, - наиболее удаляются к се-веру и соседниескифы так свирепы, что они пожирают людей; тоже рассказывают и относительно бретонцев, населяющих островИрин (Ирландию). "Слава об их храбрости и варварстве установилась издавна,ибо под именем киммерийцев они в прежние времена опустошилиАзию.
Это они взяли Рим, разрушили храм в Дельфах, подчинилидани большую часть Европы и Азии, и в Азии, овлаев землею по-бежденных, образовали смешанное племя галлогреков"<$F Diodor Sic.1 vol. 32. Выдержка прив. в Histoire des Gaulois parA.Thierry. Hfris. 1858. VI. P.59.> Действительно, некоторыеобычаи киммерийцев, этих древних жителей Крыма, представляют,по мнению Тьери, странное сходство с тем, что практиковалось убалтийских кимвров и галлов.
К числу этих обычаев он относитгадания по внутренностям человеческих жертв, а также любовьокружать свои жилища головами убитых врагов, натыканными нашесты<$F Интересно,что в наших народных сказках (напр., о Васи-лисе Мелентьевне и др.) так описывается жилище бабы-яги.> ВГаллии красили волосы в красный цвет, обычай существовавший иу наших отдаленных предков, как о том свидетельствуют многиеиз найденных в южной России черепов <$F Имеются в Киевском му-зее.>, наконец благородные брились, сохраняя лишь длинные усыи предоставляя ношение бороды одним простолюдинам. Можно ещенайти несколько кельтских слов, как gora - высокое место(русск.гора), liun, leun - одеяло, плащ (русск. лень), которыес полным основанием могут дать повод к некоторым сближениям ина почве языковедения. Но, повторяю, эти сближения не выходятиз сферы догадок, ожидющих подтверждения от серьезного научно-го еруда, специальнооо им посвященного. Пока же имеются толькоисторические следы, что часть кельтов около 631 г. до Р. Х. сравнин Днестра были отброшены скифами к Дунаю и Рейну. Встреча-ют их и у Балтийского моря, у моря Немецкого и, наконец, в ны-нешней Ирландии и Франции, тогдашней Галлии, гда застает ихЦезарь.
Конечно, подобные передвижения не были единичными, и час-то новые пришельцы заставали на завоевываемых местах болеедревние, но все же родственные племена. По свидетельству Амьена Марцеллина, "друиды утверждают,что часть населения Галлии была местного происхождения, другаяприбыла из отдаленных островов и Зарейнских стран, будучисдвинутой со своих мест частыми войнами и наводнениями Океа-на" (Amm.Marcel. XV g.). Этими обстоятельствами следует об1яс-нить и крайне разнообразные свидетельства относительно многихобычаев, взглядов и, наконец, самой религии кельтов, первона-чальная идея которой, по общему закону, подвергалась неоднок-ратному искажению и вырождению, доходящему до полного противо-речия с основным принципои - явление повторяющееся и в нашидни.За примерами ходить недалеко: стоит для этого хотя бы сопоста-вить высокое учение, изложенное в триадах, с ужасными обряда-ми, совершившимися у кельтов и в особенности с человеческимижертвоприношениями6 когда жертва распиналась, убивалась стре-лами, или с ночными вакханалиями, когда жрицы, совершенно на-гие и выкрашеные в красный цвет, передавались всяким неистовс-твам с пылающими факелами в руках<$F Plin. XXIIC. Тацит "Огерманцах".>
Нас, конечно, интересуют не эти искаженияя, а то зерноистины, которое горит ярким пламенем в чистом учении бардов,переднным им от друидов. Кто же были эти таинственные барды? Барды, евбаги и друи-ды составляли три ступени в духовной иерархии кельтов. Высшаявласть принадлежала друидам. Они были главными руководителями,духовными учителями, хранителями тайного учения. Им же принад-лежало и первоначальное воспитание мальчиков, из которых и вы-бирались достойные для пополнения их собственных рядов последолгого, чуть ли не двадцатилетнего искуса, проведенного визучении наизусть тайн вековой мудрости и знания друидов. Слу-жители внешнего культа носили имя евбагов.
Это они выполнялиобряды, приносили жертвы, занимались гаданьем; иногда же6 подименем "филе", исполняли обязанности судей. Третьим звеном ве-ликого братства были барды - эти мудрые поэты-певцы, глашатаиистины, рыцари правды и добра, вдохновляющие героев на великиеподвиги и, в век жестокости и насилия, провозглашающие принци-пы мира и любви. Роль этих певцов была огромна, как и то ува-жение, которым они по справедливости пользовались. Многие изкоролей с гордостью носили это почетное звание. Существуют предания о том, как враждующие станы, готовыеуже к сражению, при звуке девятиструнной лиры именитого певца-барда складывали свое оружие и, прослушав песню, из враговпревращались в друзей.
Проще говоря, барды были апостоламиучения друидов, живым мостом между скрытыми в дубовых рощах имолчаливыми созерцателями тайн и шумной, вечно тревожной мас-сой народа. В чем заключалось это учение я не стану переда-вать. Это лучше меня сделает прилагаемый подлинник. Укажутолько на одну особенность, которая могла бы ускользнуть отнедостаточно внимательного читателя. Особенность эта - резко подчеркнутый принцип сохранениявысшей <$FВ отличие от низшей, узко личной, связанной с чистовременными условиями того или иного воплощения. См. Триады 41и 44.>. индивидуальности (Awen) и при достижении полного слия-ния со всем и всеми в круге Гвинфид <$F Эта особенность получа-ет особый интерес, если вспомнить, что Кельты появились на за-ре формирования нашей 5-суб-расы, которой предстояло, вместе ссозиданием критически-научной мысли, утвердить принцип индиви-дуального сознания.>, что до некоторой степени является разъ-яснением идеи Нирваны.
Эта последняя, как известно, многимиисследователями понимается, как полное исчезновение в Божест-ве. Здесь же выясняется, что эта полнота слияния являетсявмес-те с тем и полнотою развития основного и вполне индивидуально-го принципа (Awen) каждой человеческой личности. Переходя к самому тексту триад, я должен отметить, чтостарался возможно ближе держаться их французского перевода,жертвуя подчас ради точности красотою формы. Впрочем, утешаюсьтой мыслью, что жестокие сопротивления некоторых слов тольколучше передадут и дух кельтской речи, суровой и грозной, как иприрода, среди которой она создавалась, и полной звуков, заим-ствованных из рева бури и громыхания каменных масс, двигаемыхвволнами Океана, где царствуют Законы Рока грозной бездныAnnwfn.
О БОГЕ
1. Существуют три первичных единства, и каждое из них возможнолишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы,т.е. точка равновесия всех противоположностей. (Символом этого равновесия были так называемые качающиесякамни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простымприкосновением рук).
2. Три вещи проистекают из трех первичных единств: всякаяЖизнь, всякое Благо, всякое Могущество.
3. Бог необходимо троичен: Он составляет большую частЖизни, большую часть Знания, большую часть Могущества, и неможет в нем быть больше этой большей части каждой вещи.
4. Три Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенноеЗнание, совершенное Могущество.
5. Три вещи обязательно возобладают: высшее Могущество,высший Разум, высшая Любовь Бога. (Гатьен-Арну дает другую версию. Три вещи необходимы:высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь).
6. Три гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бес-конечное Могущество, Его бесконечная Мудрость, Его бесконечнаяЛюбовь, так как нет ничего, что не могло быть свершено, статьистинным и не быть волимым этими тремя атрибутами.
7.Три вещи, которыми Бог не может не быть: тем, в чемдолжно заключаться совершенное Благо, тем,что должно желатьсовершенное Благо и что должно выполнить совершенное Благо.
8. Три вещи, которые Бог не может не совершить: самолеполезное, самое необходимое, самое прекрасное для каждой вещи.
9. Три главные цели деятельности Божества, как творцавсякой вещи: уменьшить зло, усилить добро, сделать явным вся-кое различие таким образом, чтобы дать возможность узнать то,что должно быть и, наоборот, то, чего быть не длжно.
10. Три Божьих необходимости: быть бесконечным в самомсебе, быть конечным по отношению к конечному, быть в согласиисо всяким видом бытия в круге Гвинфид (Будди). О существах вообще
11. Три первопричины живых существ: божественная Любовь всогласии с высшим Разумом; божественная Мудрость, знающая всесредства, и божественное Могущество (в согласии) с высшей Во-лей, Любовью и Мудростью.
12. Три вещи Бог дал всякому существу: полноту его собс-твенной природы, полное выявление (отличительно) егоИндивидуальности и самобытность его Авен (Эго). В этом заклю-чается действительное и полное определение личности каждогосущества. (Этимологически Авен означает прилив, флюид, то, что ис-текает, что движется, стремится, принцип стремлений, склоннос-тей, вкусов).
13. Три различия всякого живого существа по отношению кдругим: Авен (Эго), Память и Восприятие. Ибо эти свойства укаждого во всей полноте и не могут быть разделены с другим су-ществом. Всякий владеет этими свойствами в полноте исключи-тельной, и две полноты каждой вещи невозможны.
14. Божьей справедливостью всякое живое существо принима-ет участие в трех вещах: Сострадании Божества в Абреде (кругвоплощенийй); потому что без сего невозможно было бы познание,привелегия божественной любви и сотворчество с Божьим могу-ществом, поскольку Он справедлив и милостив.
15. Три круга бытия: круг пустоты (Сylch y Ceugant), гдекроме Бога нет ничего ни живого, ни мертвого, и никто, кромеБога, не может его пройти; круг перевоплощения (Абред), гдевсякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек про-ходит его; круг блаженства (Гвинфид), где всякое одухотворен-ное существо рождено жизнью и человек пройдет го в небе <$F УЦезаря читаем:Друиды доказывают, что души не погибают и послесмерти они переходят из одного тела в другое. Они думают, чтоэтот взгляд пробуждает в людях смелость, заставляя их прези-рать страх смерти. Кромлехи - символические изображения круговжизни.>.
16. Три необходимые фазы всякого существования по отноше-нию к жизни: начало в Аннвфн (Annwfn - бездна), перевоплощенияв Абреде и Полнота в небе или круге Гвинфид; без этих трех фазнет жизни - кроме как у Бога.
17. Три последовательности состояния живых существ: сос-тояния унижения а Аннвфн (бездне), свободы в Абреде, любви исчастья в небе.
18. Три силы бытия: не иметь возможности быть другим, небыть обязательно другим, и не иметь возможности быть лучшим понемыслимости этого. В этом заключается совершенство всякой ве-щи <$F Эта загадочная триада приводила в смущение и некоторыхкомментаторов>.
19. Три вещи не будут иметь конца вследствие необходимости ихвласти: Форма бытия, Качство бытия и Польза бытия: потому чтоэти свойства, освободившись от всякого зла, будут вечны у су-ществ одушевленных и неодушевленных во всем разнобразии красо-ты и добра круга Гвинфид.
20. Три существенные отличия между человеком, равно как ивсяким другим существом и Богом: человек и всякое иное сущест-во - ограничен; Бог - нет. Человек и всякое другое существоимеет начало; у Бога нет начала. Человек обязательно долженпройти через ряд последовательных перемен в круг Гвинфид <$FЗдесь неясность текста: l'homme doit neccessairement passerdes changements d'ttat successifs das le cerle de gwynfid... вкруг Гвинфид или в круге Гвинфид? вернее первое.> вследствиесвоего бессилия вынести Ceugant, а Бог - без перемен, потомучто Он может вынести всякую вещь, не теряя при этом блаженства.
21. Три невозможности для всякого существа, кроме Бога:выдержать вечность Gtugant, быть соучастником всех состояний,сам не изменяясь, улучшать и изменять все вещи, не уничтожаяих.
ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРИРОДА И ЕГО БУДУЩНОСТЬ
22. Три необходимости в круге Абред (на ступени Аннвфн):наименьшая возможная ступень всякой жизни, и оттуда - ее нача-ло; материя всех вещей, и отсюда - вытекающее их прогрессивноеразвитие, которое может происходить лишь как необходимост(т.е. в сиду необходимых законов); лбразование всякой твари изсмерти иотсюда бренность существования.
23. Три вещи первично совершенны: Человек, Свобода, Свет.
24. Три преимущества человеческого состояния: Равновесиедобра и зла, вытекающее отсюда свойство сравнивать. Свободавыбора и отсюда возможность предпочтения. Эти три вещи необходимы для исполнения чего бы то ни было.
А. ЧЕЛОВЕК В КРУГЕ АБРЕД
25. Три причины необходимости круга Абред: развитие мате-риальной субстанции, всякого живого существа; развитие силы(духовной) для победы над всяким препятствием и Cythraul (са-таной) и для освобождения от Drwg (зла). И без этого переходаиз одного состояния жизни в другое никакое существо не можетдостигнуть законченности.
26. Три главные вещи, которых необходимо достигнуть наступени человека: Знание, Любовь и Власть в наибольшей степенивозможности их развиттия до смерти (т.е. при жизни). Это можетбыть достигнуто лишь на ступени Человечества преимуществомсвободы и выбора (самого человека). Эти три вещи называютсятремя Победами.
27. Три победы над Drwg и Cythraul: Знание, Любовь иВласть, потому чтоЗнать, Желать и Мочь исполняют что бы то нибыло в сродности с вещами. Эти три победы начинаются на ступе-ни человечества и ппродолжаются бесконечно.
28. Три необходимости для победы человека: Бесстрашие,Перемена (перевоплощение) и Свобода; и вследствие возможностисвободного вввыбора, нельзя заранее положительно утверждать вкакую сторону направится человек.
29. Тремя вещами человек падает в необходимость Абреда(перевоплощения): отсутствием усилия к знанию, отсутствиемпривязанности к добру и приврженностью ко злу. Вследствие этихвещей он спускается в Абред до своего подобия <$F "До своегоподобия" вероятно следует понимать в смысле нисхождения до со-ответствующих его уровню условий жизни.> и начинает сначаларяд своих перевоплощений.
30. Тремя вещами человек обязательно снова опускается в Абред,даже если во всех других отношениях он привязан к добру: черезгородость он падает в Аннвфн; криводушием - до степени соот-ветствующего унижения; отсутствием милосердия - до степениподходящего животного. Оттуда он снова путем перевоплощенийидет к Человечеству.
31. Три выбора, предоставленные человеку: Абред или Гвин-фид; Необходимость или Свобода; Зло или Добро4 все в равнове-сии и человек по собственной оходе может наследовать то илидругое.
32. Три необхлдимости в круге Абреда: нарушние Закона,так как оно неизбежно; освобождение в смерти от Дург и Ситро(Dwrg и Cythrault) умножение жизни и блага удалением от Дург(зла) в освобождении смерти - и это при помощи Бога, которыйобнимает все <$F Неясность в подлиннике: la delivrance dela mort ( смерти или от смерти?) devant Drwg et Cythraultl'accorissement de la vie et du bien par l'eloignemnt de Drwg,dans la delivrance de la mort.>.
33. Три вещи ослабляются с каждым днем вследствие возрас-тающего противодействия: Невежество, Ненависть, Несправедли-вость.
34. Три вещи с каждым днем усиливаются вследствиевозрастающего к ним стремления: Знание, Любовь, Справедливость.
35. Три вещи постоянно уменьшаются: Мрак, Заблуждение,Смерть.
36. Три вещи возрастают постоянно: Огонь или Свет, Разумили Истина, Дух или Жизнь. Эти три вещи в конце возьмут верхнад всеми другими и тогда Абред будет уничтожен7
37. Три первычные бедствия круга Абред: Необходимость,От-сутствие памяти, Смерть.
38. Три действительные средства божества в Абреде для по-беды над Дург и Ситро и преодоления их проотиводействия поот-ношению к кругу Гвинфид: Необходимость, Отсутствие памяти,Смерть. Б. О ЧЕЛОВЕКЕ В КРУГЕ ГВИНФИД
39. Три главные преимущества круга Гвинфид: Отсутствиезла, отсутствие нужды, отсутствие смерти.
40. Три вещи будут возвращены человеку в круге Гвинфид:Перводух - Fwen (Авен), Певолюбовь, Первопамять, потому чтобез сего блаженство не мыслимо.
41. Три отличительные преимущества в круге Гвинфид: Приз-вание, преимущество и Авен. Действительно, два существа, впол-не тождественные друг с другом - невозможны, а потому для каж-дого полнота в том, что составляет его отличительнуюособенность; полнота же вещи необходимо подразумевает все, чемона может быть в действительности.
42. Из перемен состояний в круге Гвинфид вытекают три вы-годы: Познание, Красота, Покой. Эти перемены вытекают из не-возможности человеку вынести Сеган - (бездну Ceugant), котораявне всякого познавания.
43.Три необходимые условия для достижения полноты Знания:Перевоплощаться в Абреде, Перевоплощаться в Гвинфиде, вспом-нить все, бывшее во врея перевоплощений даже в Аннвфи.
44.Три власти, вытекающие из Знания: Полная трансмиграция(перевоплощение) через все ступени существования; воспоминанияо каждом воплощении и связанных с ним событий, власть пожела-нию пройти снова через какое-нибудь состояние ради опыта ивозможности суждения. И это будет достигнуто в круге Гвинфид. (Легенда о Мерлине и Тальезине, вернувшихся из кругаГвинфид для блага своих ближних).
45. Три вещи, познание которых уичтожает Зло и Смерть идает победу над ними: Знание сущности вещей; Знание их причин;Знание способа их дейстия. И это знание будет достигнуто вГвинфиде.
46. Три полноты счастья в Гвинфиде: участие во всяком ка-честве с особым совершенством; обладание всякой гениальностьюс гениальностью исключительной; охватывает все существа вчувстве любви, обладая вместе с тем любовью единичной - лю-бовью к Богу. И в этом заключается полнота неба Гвигнфид. Е.Кузьмин