Философия в России
Философия в России
Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, например Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон для англичан, в России не было.
Философские науки - метафизика, логика,
этика, психология, история философии и
эстетика - развились у нас, как и на
Западе, в связи, главным образом, с
университетским преподаванием. С конца
XVIII века все течения западноевропейской
философской мысли отражались и в русской
философской литературе; чем теснее
становилась связь умственной жизни
Запада с Россией, тем заметнее и влияние
философии Запада на Россию. Область
философской литературы в России до
конца XVIII века еще весьма мало исследована.
Первая книга, написанная киевскими
философами - "Ифика иерополитика, или
Философия нравоучительная преуподобления
изъясненна к наставлению и пользе юным",
Афанасия Миславского , архимандрита
Печерского (Киев, 1712); первый писатель,
проявивший своеобразное философское
дарование - Г. Сковорода (1722 - 1794), в котором
находят любопытное сочетание мистицизма
с рационализмом. Сочинения его до сих
пор еще не все могут быть изданы; хорошее
издание их принадлежит профессору
Багалею
(Харьков,
1894); статьи о Сковороде написаны Г.П.
Данилевским
в
"Украинской Старине" (Харьков,
1866) и профессором Зеленогорским , в
"Вопросах Философии и Психологии"
1894 г. С открытием Московского университета
началось светское преподавание философии;
у нас водворилось вольфианство,
господствовавшее в то время в Германии;
в Россию были приглашаемы иностранные
учителя или вводимы их учебники (например,
Баумейстера, Винклера ). Вольфианство
отразилось на сочинениях Д. Аничкова и
А. Брянцева . Общество, однако, находилось
всецело под влиянием французских
энциклопедистов; популярно и талантливо
написанные сочинения Дидро и Вольтера
были гораздо более по плечу дилетантам
из образованного общества, чем тяжеловесные
и скучные учебники Вольфа . На смену
французскому влиянию явился мистицизм,
особенно в царствование Александра I
.
И в этом направлении, центром которого
сделалась в Москве типография Лопухина
,
руководящая роль принадлежала иностранным
писателям Сен Мартену и Якову Бэму (см.
книгу Лонгинова : "Московские
Мартинисты").
Влияние Канта сначала сказалось главным
образом на университетском преподавании.
Первый, кто возражал против учения Канта
о пространстве и времени, был Осиповский,
профессор Харьковского университета
("О пространстве и времени", Харьков,
1807). Шеллинг оказал влияние особенно на
преподавание естественных наук или
натурфилософии; первым русским
шелллингианцем был профессор
Медико-Хирургической академии в
Санкт-Петербурге Данило Велланский .
Его многочисленные сочинения и талантливые
лекции (о которых рассказывает Н. Розанов
, "Русский Вестник", 1867) производили
значительное впечатление; теперь его
сочинения имеют лишь исторический
интерес. В Москве проповедником
шеллингианства был профессор сельского
хозяйства и физики М. Павлов (см. Е. Бобров
, "Материалы к истории русской
философии"). С общими философскими
принципами Шеллинга знакомили публику
и студентов А.И. Галич в Петербурге и
И.И. Давыдов
в
Москве. Некоторое влияние Шеллинга
можно заметить и на князе Одоевском
,
Н.И. Надеждине
и
И.М. Скворцове . Меньшее влияние оказала
философия Фихте; все же это влияние
можно проследить на О. Новицком (1806 -
1884) и И. Михневиче. Английская эмпирическая
философия нашла представителя в лице
протоиерея Ф.Ф. Сидонского , преподававшего
философию в Петербургском университете
после бесцветного А.А. Фишера .
Сочинение Сидонского "Введение в
науку философии" (Санкт-Петербург,
1833) до сих пор сохраняет ценность.
Значительнейшее влияние на русскую
литературу имел Гегель: целый ряд
писателей, начиная с Герцена
и
кончая Н.Н. Страховым
,
находились под большим или меньшим
влиянием Гегеля. Славянофилы одинаково
обязаны Шеллингу и Гегелю (см. И. Панов,
"Славянофильство как философское
учение", "Журнал Министерства
Народного Просвещения", 1880). Гегелианство
имело блестящих представителей и в
числе университетских представителей.
(С.С. Гогоцкий
,
Б.Н. Чичерин , К. Неволин , П.Г. Редкин ).
Вне университета в духе гегелианства
писали: Е.В. Амфитеатров , отчасти Н.Г.
Дебольский
и
В.В. Розанов
("О
понимании", Москва, 1886). После падения
гегелевской системы наступил период
разочарования в философии и вместе с
тем период господства материализма и
позитивизма. Первым выразителем этого
направления был у нас Н.Г. Чернышевский
;
одновременно с ним писали М.А. Антонович
и П.Л. Лавров
.
О позитивизме заговорили еще раньше В.
Майков
и
В. Милютин . Главным представителем
позитивизма следует считать Е.В.
де-Роберти; отчасти к этому учению
примыкают Н.К. Михайловской и В.В. Лесевич
,
в первый период его деятельности;
впоследствии он стал сторонником
неокантианства, в той форме, в которой
его выразил Авенариус
.
Упадок философии продолжался короткое
время; начиная с 70-х годов интерес к
философии на Западе и у нас постепенно
возрастал и выразился в чрезвычайном
разнообразии направлений. В России
этому оживлению способствовал
университетский устав 63-го года, благодаря
которому появился целый ряд талантливых
профессоров по кафедре философии. В это
же время и в духовных академиях появляются
крупные философские силы. Руководящая
роль в этом оживлении философии
принадлежала психологии; ей удобнее
всего было сломить влияние материализма
и ослабить значение позитивизма, в
котором она не находила себе надлежащего
места. Роль психологии первоначально
критическая, с течением времени
изменилась; на ней самой отразилось
развитие методов естествознания и она
постепенно стала экспериментальной
наукой. Системы Лоце, Шопенгауэра и
Гербарта послужили той почвой, на которой
велась борьба с материализмом. Первым
выступил против материализма П.Д. Юркевич
, боровшийся с Н.Г. Чернышевским; за ним
пошли М.И. Владиславлев
("Современные
направления в науке о душе", 1866), Г.
Струве ("Самостоятельное начало
душевных явлений, психофизилогическое
исследование", Москва, 1870) и К.Д. Кавелин
("Задачи
психологии", 1872). Английской эмпирической
психологии также принадлежала видная
роль в реконструкции философских начал;
представителем этого направления в
России служит профессор Московского
университета М.М. Троицкий (умер в 1899
г.), выступивший со строгой критикой
немецкой идеалистической психологии
("Немецкая психология в текущем
столетии", Москва, 1867) и с защитой
английского эмпиризма ("Наука о духе",
Москва, 1882); того же направления держатся
А.И. Смирнов , профессор Казанской
Духовной академии Снегирев ("Психология",
1892) и П.Ф. Каперев. Последователей Спенсера
у нас весьма много; в первом периоде
деятельности Н.Я. Грота
влияние
Спенсера очевидно. В области исторического
исследования эволюционизм защищает
профессор Н.И. Кареев
("Основные
вопросы философии истории". Москва,
1883, III том, Санкт-Петербург, 1890). К
эволюционистам следует причислить и
Л.Е. Оболенского . Самый видный защитник
новокантианства в России - профессор
Санкт-Петербургского университета А.И.
Введенский
("Опыт
нового построения теории материи на
принципах критической философии",
Санкт-Петербург, 1888, а также его полемика
с профессором М.И. Каринским
).
Философское направление профессора
Дерптского университета Тейхмюллера
нашло исследователя в лице А.А. Козлова
("Свое
Слово"), и профессора Казанского
университета А. Боброва . Наиболее
самостоятельные труды в области
философской мысли принадлежат В.С.
Соловьеву
("Критика
отвлеченных начал", Москва, 1880;
"Религиозные основы жизни", Москва,
1884; "Оправдание добра", Санкт-Петербург,
1897), защищающему идеалистическую
философию, имеющую немало сходных черт
с философией Баадера и Шеллинга. Влияние
В.С. Соловьева сказалось на Л.М. Лопатине
и
князе С.Н. Трубецком
.
Кроме того здесь следует также упомянуть
о трудах профессора Московской Духовной
академии В.Д. Кудрявцеве
(см.
"Полное собрание сочинений Кудрявцева").
Хотя Кудрявцев и не отличается большой
оригинальностью мысли, но защищаемый
им трансцендентальный монотеизм
представляет цельное, продуманное
рационалистическое мировоззрение.
Философская переводная литература
приобретает у нас особое значение ввиду
отсутствия национальной философии. В
харьковском журнале "Вера и Разум"
помещаются переводы классических
философских произведений, например,
Лейбница. Московское Психологическое
общество, издающее журнал "Вопросы
философии и психологии", в то же время
издает выпусками разные классические
труды по философии (например, перевод
В.С. Соловьева "Пролегом. к метафизике
Канта"). Первый философский журнал в
России, "Философский трехмесячник",
издавался в Киеве в 1885 - 86 годах. В "Трудах"
Киевской и Московской Духовных академий
издается по преимуществу патристическая
литература. Из греческих философов
Платон переведен Сидоровским (в конце
XVIII столетия) и В.Н. Карповым , профессором
Санкт-Петербургской духовной академии;
новый перевод предпринят В.С. Соловьевым
(т. I, Москва, 1899). Из сочинений Аристотеля
"Политика" переведена Скворцовым
(2 издания), "Аналитика первая" -
Н.Н. Ланге
,
"Этика" и "Об истолковании" -
Э.Л. Радловым
,
"О душе" - Снегиревым, "Категории"
- Касторским , "Поэтика" - Захаровым
. "Рассуждение о методе" Декарта
переведено дважды: Скиадой (издано в
Воронеже) и профессором Н.А. Любимовым
,
который снабдил перевод обширным
комментарием. "Этика" Спинозы
переводилась несколько раз (В.И. Модестовым
и
Иванцевым). Избранные сочинения Лейбница
изданы Московским Психологическим
обществом (3-й выпуск); "Теодицея"
Лейбница появилась в переводе на
страницах "Веры и Разума". "Опыт
о человеческом разумении" Локка
переведен Савиным (Москва, 1897). Сочинения
Бэкона переведены господином Зибиковым,
с предисловием профессора Pio. Канта
переводили М.И. Владиславлев ("Критика
чистого разума"), Смирнов ("Критика
практического разума"); Скворцов
перевел все три "Критики". Панаев
перевел некоторые произведения Фихте,
Чижов - "Эстетику" и "Логику"
Гегеля, Е. Корш
-
"Микрокосм" Лоце. Переведены также
"Система Логики" и "Философия
Гамильтона" Дж. Ст. Милля. Всего больше
появилось в России сочинений по логике,
психологии и истории. Первая "История
философии" принадлежит Галичу
(Санкт-Петербург, 1819); за ней следует
"История философии" архимандрита
Гавриила (Казань, 1839). Зедергольм,
перешедший в православие и принявший
монашество, написал "Историю древней
философии" (Москва, 1841). Сочинение
профессора Новицкого: "Развитие
древней философии в связи с религиозными
представлениями" (1860 - 61) написано под
влиянием Гегеля; некоторые его части
до настоящего времени не потеряли своего
значения. Е.В. Роберти
,
в сочинении "Прошедшее философии"
(Москва, 1886 - 87), проводит позитивный
взгляд на историю философии. Особенное
внимание заслуживает обширное сочинение
Б. Чичерина: "История политических
учений". Н.М. Коркунов
написал
"Курс истории философии права"
(Санкт-Петербург, 1897), в котором отведено
значительное место русским
законоведам-философам. Этот курс лучше
курсов Пилянкевича и Бершадского . Н.
Страхов перевел известное изложение
новой философии Куно Фишера и "Историю
материализма" Ф. Ланге. 3-й том Ибервега
("Новая философия"), переведен Я.Н.
Колубовским
(2-е
изд., 1899), дополнившим его очень ценными
сведениями о философии в России (глава
эта переведена на немецкий язык и
помещена в 104 томе "Zeitschrift fur Philosophie
und philos. Kritik"). Курсы Вебера , Виндельбандта,
Швеглера, Бауера, Фуллье, Льюиса тоже
переведены. Особого упоминания заслуживает
сочинение П.Г. Редкина: "Из лекций по
истории философии права" (древняя
философия до Аристотеля включительно).
Монографии по истории философии: князя
С. Трубецкого, "Метафизика в Древней
Греции" (Москва, 1890); Гилярова-Платонова
,
Два сочинения о софистах (1888 - 91); М.М.
Владиславлева, "Плотин"
(Санкт-Петербург, 1868); Каринского,
"Бесконечное" Анаксимандра"
(Санкт-Петербург, 1890); Ю. Кулаковского
,
"Об Эпикуре и Лукреции"; А. Казанского,
"Об Аристотеле" (Одесса, 1891);
профессора Зеленогорского, "Об
Аристотелевской психологии";
Эльпидинского, "О Плутархе"
(Санкт-Петербург, 1893); И. Чистовича ,
"Древнегреческий мир и христианство
в отношении к вопросу о бессмертии и
будущей жизни человека" (Санкт-Петербург,
1891); Г.В. Малеванского, "Нравственные
принципы и характеры древних греческих
философов" (Киев, 1897); Бронзова ,
"Аристотель и Фома Аквинат в отношении
к их учению о нравственности"
(Санкт-Петербург, 1884); А. Садова , "Лактанций"
(Санкт-Петербург, 1895); В.С. Серебреникова
,
"О Локке" (Санкт-Петербург, 1892); Н.
Ланге, "История нравственных идей в
XIX веке" (Санкт-Петербург, 1888); А.
Козлова, "Генезис учения о пространстве
и времени по Канту"; В. Соловьева,
"Кризис западной философии" (против
позитивистов, Москва, 1874); архимандрита
Никанора, "Позитивная философия и
сверхчувственное бытие" (Санкт-Петербург,
1875 - 1888); князя Д. Цертелева , "Философия
Шопенгауэра" (Санкт-Петербург, 1880),
его же, "О философском пессимизме";
Смирнова, "Беркли" (1873); его же,
"История английской этики" (I том,
Казань, 1880); С. Гогоцкий, "Философия
XVII и XVIII века в сравнении с философией
XIX века и отношение той и другой к
образованию" (Киев, 1877 - 1884); В. Штейн,
"Шопенгауэр" (Санкт-Петербург,
1887); А. Введенский, "Современное
состояние философии в Германии и Франции"
(Москва, 1894); М. Каринский, "Критический
обзор последнего периода германской
философии" (Санкт-Петербург, 1873); Я.
Озе , "Персонализм и проективизм в
метафизике Лотце" (Юрьев, 1896); В.А.
Кожевников, "Философия чувства и веры
в ее отношениях к литературе и рационализму
XVIII века и к критической философии"
(часть I, Москва, 1897). Из более старых
сочинений по логике упоминания заслуживают
книги Новицкого и Карпова. Логика
Владиславлева (большое издание) имеет
значение потому, что к ней приложена
обстоятельная истории логики, начиная
от Аристотеля до Дж. С. Милля - единственный
в русской литературе обзор всей истории
логики. Сочинения И. Лейкфельда касаются
направлений в логике и развития
индуктивной логики (1895). Ф.А. Зеленогорский
написал: "О математическом,
метафизическом, индуктивном и критическом
методах исследования и доказательства"
(Харьков, 1877). В своем "Учебнике логики"
(Москва, 1885 - 1888) М.М. Троицкий следует
английским образцам, главнейше Д.С.
Миллю и Бэну. На философию он смотрит
как на систему учений о началах науки,
заканчиваемую учениями трансцендентными,
т. е. переступающими пределы науки. В
сочинении Н.Я. Грота: "К вопросу о
реформе логики" (Лейпциг, 1882) логика
рассматривается как теоретическое
знание. Несмотря на ошибочность основной
мысли автора - сведение логики к
психологии, - в сочинении Грота имеются
ценные психологические замечания. Самая
замечательная русская книга по логике
принадлежит М.И. Каринскому; это -
"Классификация выводов"
(Санкт-Петербург, 1880), представляющая
совершенно оригинальную обработку
предмета. На вывод автор смотрит как на
перенесение одного из основных элементов
готового суждения в другое суждение,
на основании какого-либо отношения
между остальными элементами суждения.
Все выводы делятся на два класса: выводы,
представляющее перенесение предиката
с одного субъекта на другой и основывающиеся
на сличении субъектов, и выводы,
основывающиеся на сличении предикатов
и представляющие перенесение субъекта.
Взгляд свой Каринский обосновывает
критикой силлогистического учения.
Психологическая литература несколько
богаче, чем логическая. Архимандрит
Гавриил написал "Основания опытной
психологии" (Санкт-Петербург, 1858).
Опытным этот курс назван в том значении,
в котором в 50-х годах понимали этот
термин в применении к психологии, т. е.
в смысле внутреннего опыта, самонаблюдения.
Большим значением пользовалась книга
К. Ушинского
:
"Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии"
(Санкт-Петербург, 1873). П. Каптерев , в
"Педагогической психологии" (1877),
придает значение английской психологии
и подробно рассматривает физиологическую
подкладку явлений. Экеблат, автор "Опыта
обозрения и биологико-психологического
исследования способностей человеческого
духа" - шеллингианец; главная его
забота - выяснение смысла разных видов
душевной деятельности. Н. Грот написал
"Психологию чувствований в ее истории
и главных основах" (Санкт-Петербург,
1880). Историческая часть этой книги
представляет несомненную ценность; в
положительной части автор является
зависимым от Спенсера. Общая мысль
"Психологии" М. Владиславлева
(Санкт-Петербург, 1881) состоит в том, что
воле принадлежит главенство во всей
психической области. В учении об
ассоциациях есть правильные и тонкие
замечания. В другом сочинении: "Современные
направления в науке о душе"
(Санкт-Петербург, 1866), Владиславлев дает
подробный очерк истории психологии. М.
Троицкому принадлежат два сочинения
по психологии: "Немецкая психология
в текущем столетии" (Москва, 1867; хорошее
изложение английской психологии и
пристрастная критика немецкой) и "Наука
о душе" (Москва, 1882; психология в
английском духе, с попыткой сведения
психических явлений к ассоциациям).
Третий выпуск "Трудов московского
психологического общества" (Москва,
1889) содержит в себе статьи о свободе
воли Н. Грота, Д.М. Лопатина, Н.В. Бугаева
,
С.С. Корсакова
,
А.А. Токарского , П.Е. Астафьева . Г.
Челпанов , в сочинении: "Проблема
восприятия пространства в связи с
учением об априорности и врожденности"
(часть I), доказывает, что два измерения
непосредственно даны в зрительном
восприятии; а третье есть результат
умозаключения. Сочинение Н.Н. Ланге:
"Психологические исследования, закона
перцепции, теория волевого внимания"
(Одесса, 1893) - до настоящего времени
единственный у нас труд по экспериментальной
психологии, имеющий несомненную ценность.
Много психологического материала
содержит в себе книга Д. Дриля
:
"Малолетние преступники" (Москва,
1884 - 90). Наконец, упоминания заслуживают
"Теория волевых представлений"
(Санкт-Петербург, 1892) Т. Соловьева, и
работы М. Манасеиной : "О сознании"
(Москва, 1886) и "Сон, как треть жизни
человека" (Санкт-Петербург, 1892), с
богатыми библиографическими указаниями.
Сочинений по эстетике на русском языке
немного (о первых попытках по эстетике
см. статью Колубовского в "Журнале
Министерства Народного Просвещения",
1890). Одно из первых по времени сочинений
принадлежит А. Галичу: "Опыт науки
изящного" (Санкт-Петербург, 1825). Историю
эстетики Галич делит на три периода;
третий период - полного владычества
разума - открыт Платоном, продолжен
Лессингом, Гердером, Шлегелем и другими;
в духе этих писателей и сочинена эстетика
Галича. В сочинениях Розберга "О
развитии изящного в искусствах и особенно
в словесности" (Дерпт, 1839) заметно
влияние Гегеля. В 1854 г. А. Никитенко на
акте Санкт-Петербургского университета
произнес речь "О начале изящного в
науке". Год спустя появилось известное
сочинение Чернышевского: "Эстетические
отношения искусства к действительности",
а также его разбор перевода: (Б. Ордынского
) "Эстетики" Аристотеля. В 1878 г. Вл.
Виллямович издал "Психофизиологические
основания эстетики" (Санкт-Петербург).
Самое заглавие показывает направление
труда; красота сводится к понятию пользы
и наслаждения. Некоторые метафизические
начала эстетики излагает В.С. Соловьев
("Красота в природе", "Смысл
искусства", "Смысл любви", в
"Вопросах Философии и Психологии",
1889 - 94). В.А. Гольцев
написал
"Об искусстве. Критическая заметка"
(Москва, 1890). Подробный курс эстетики
принадлежит А.И. Смирнову ("Эстетика
как наука о прекрасном в природе и
искусстве. Физиологические и психологические
основания и законы красоты и их приложение
по эстетической теории музыки и живописи",
Казань, 1894). Точка зрения его характеризуется
следующими словами: "эстетические
чувства относятся к разряду удовольствий
и страданий; следовательно, какими бы
особенностями ни отличались наши чувства
изящества и красоты, они должны подчиняться
общим законам удовольствий и страданий".
В сочинении Боброва: "О понятии
искусства" (Юрьев, 1894) к сфере эстетики
применяется принцип философии Тейхмюллера.
Упоминания заслуживает еще работа Л.
Саккетти: "Из области эстетики и
музыки" (Санкт-Петербург, 1896). Большое
внимание обратила на себя статья Л.Н.
Толстого
"Об
искусстве" ("Вопросы Философии и
Психологии" 1898 и отдельно). Точка
зрения Толстого имеет некоторое сходство
со взглядами, которые высказывает Гюйо
в своих трудах по эстетике. По истории
этики (кроме переводных сочинений, вроде
Иодля) имеется книга М. Олесницкого :
"История нравственности и нравственных
учений" (часть I, Киев, 1882). А. Мальцев
, в "Нравственной философии утилитаризма"
(Санкт-Петербург, 1879), дает исторический
обзор утилитарной нравственности,
начиная от софистов и Аристиппа и кончая
Спенсером, а затем критический разбор
основных начал нравственной философии
утилитаризма. О сочинении А.И. Смирнова
по английской этике упомянуто выше. А.
Куницыну принадлежит сочинение "Право
естественное" (Москва, 1878), Мокиевскому
- "Ценность жизни" (Санкт-Петербург,
1884), Н.М. Минскому - "При свете совести"
(Санкт-Петербург, 1890), Н.Г. Добольскому
- "О высшем благе или о верховной цели
нравственной деятельности"
(Санкт-Петербург, 1886). Счастье, по
Дебольскому, есть соединение наименьшей
возможной меры страдания с наибольшей
возможной мерой положительного
удовольствия. В сочинении Вл. С. Соловьева:
"Оправдание добра. Нравственная
философия" (Санкт-Петербург, 1897)
разбираются первичные данные нравственности
- аскетическое начало, жалость и
религиозное начало. Корень всякой
нравственности - в религиозном начале.
Иван Попов ("Естественный нравственный
закон", Сергиев Посад, 1897) задается
вопросом о том, в каких свойствах
человеческой природы коренится
нравственный закон, понимаемый в смысле
внутреннего побуждения к добру. Дав
нечто вроде феноменологии нравственных
явлений, на основании их исторических
форм, автор замечает, что нравственность
вытекает из основного стремления
человеческого духа к гармонии, порядку,
единству. - Сведения о русских философских
трудах можно найти в упомянутых в тексте
сочинениях архимандрита Гавриила и
Я.Н. Колубовского; сверх того см. "Материалы
для истории философии в России" в
"Вопросах философии и психологии");
А. Введенский, "Судьба русской
философии" (там же) и статьи М. Филиппова
о русской философии (в "Научном
Обозрении") и Е. Бобров. "Материалы
к истории русской философии" (в
"Казанских Университетских Известиях").
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа