Церковная история
Церковная история
Церковно-исторические знания проникли в среду русских книжных людей, преимущественно духовенства, вместе с самим христианством; источником их были агиографические сборники, творения святых отцов и византийские всемирно-исторические хроники в славянских переводах, выборках и обработках.
Весьма долго русские пользовались ими в целях богословско-полемических. Так как девиз православия - хранение предания, то при всяком возникавшем крупном разномыслии по вопросам догмата или канона каждая сторона стремилась доказать, что предание, то есть история церкви, на ее стороне. Так было, например, в XV - XVI веках, в эпоху разделения русской метрополии, споров о монастырских землях и ересей стригольников, жидовствующих и Феодосия Косого ; но особенно энергичный толчок полемике дан был Брестской унией и попытками протестантских богословов войти в общение с восточной церковью, а затем исправлением книг и расколом старообрядства.
Замечательнейшие труды русских книжников XV - XVII веков: "Просветитель" Иосифа Волоцкого , "Великие Минеи-Четии" митрополита Макария , трактат Адама Зерникова о Святом Духе и сочинения Христофора Филалета (Брянского) против унии. Более правильно и устойчиво церковно-исторические знания стали культивироваться сперва в Западной Руси, в школах православных братств и особенно в Киевской академии; оттуда они перешли в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую академию. В полемических сочинениях первой эпохи борьбы с расколом обе стороны посвящают много внимания истории и археологии церкви; так например, в "Поморских ответах" братьев Денисовых содержатся целые трактаты, выполненные местами с большим знанием дела и остроумием (например, "ответ" о двуперстии и в особенности блестящая критика подложного "деяния на еретика Мартина", выдвинутого против раскольников известным Питиримом Нижегородским). В XVIII веке церковно-исторические знания в России, сравнительно с XVII веком, пришли скорее в упадок, чем поднялись, несмотря на умножение духовных училищ, а потом, постепенно, и академий.
Выдающимся историком конца XVIII и начала
XIX века может быть назван только митрополит
Платон . Вслед за ним явился весьма
видным деятелем не только церковной,
но и вообще русской истории и археологии
киевский митрополит Евгений (Болховитинов)
, трудами которого, главным образом по
собиранию, описанию и систематизации
всякого рода памятников старины,
руководила непосредственно любовь к
такому изучению помимо богословских
целей. Религиозное оживление, охватившее
всю Европу после 1815 г., создало на Западе
историческую богословскую школу, в
которой церковная история приобрела,
наконец, полную самостоятельность
особой научной дисциплины. В русской
церковно-исторической науке этот
благоприятный поворот долго не мог
сказаться с полной силой и ясностью: в
деятелях чисто научного духа недостатка
не было, но господствовавший режим
стремился удержать их в старой,
вероисповедно-полемической колее, и
заставить служить целям официальной
народности и официального православия.
Вследствие этого наука далеко не получила
всего, чего могла ожидать, например, от
протопопа Павского (первого русского
богослова-гебраиста), профессора Гилярова
(талантливого расколоведа, одну сторону
воззрений которого потом непомерно
развил Щапов ) и других. С вступлением
на престол императора Александра II
внешние
условия стали гораздо благоприятнее,
особенно после издания устава духовных
академий 1874 г. Русская церковно-историческая
наука остается православной, но деятели
ее начинают чаще и живее отзываться на
течения западной науки, и стремятся
усвоить общеисторический метод,
сблизиться с русскими светскими
историками. Впрочем, в этом отношении
и до сих пор дело еще не доведено до
желанного положения; между прочим, этому
содействовал и личный характер некоторых
из деятелей русской церковно-исторической
науки - их крайняя скромность и замкнутость,
их крайне недоверчивое отношение к
результатам собственных исследований,
к собственным взглядам и теориям. Все
знавшие, например, профессора протопопа
Горского
говорят,
что по его печатным трудам нельзя и
понятия себе составить об обилии его
знаний и глубине его исторического
понимания; тоже надо сказать и о некоторых
других профессорах, например Ловягине
и Чельцове . В духовных академиях имеются
по церковной истории несколько специальных
кафедр (история Вселенской церкви,
русской церкви, западных исповеданий,
славянских церквей, русского раскола);
духовная цензура во многих областях
чисто исторического характера не ставит
препятствий критическому исследованию
и изложению фактов, требуя лишь
православного отношения к ним (при
Александре II ставились внешние преграды
лишь лицам, считавшимся крайними
отрицателями, например, Ф. Терновскому
). Преобладающие направления русской
церковно-исторической науки за время
с 1855 по 1899 г. - с одной стороны, старое,
вероисповедно-полемическое, с другой
стороны, новое, историко-критическое.
Отличительная черта этого периода -
появление ряда самостоятельных русских
работ по истории церкви Вселенской,
византийской и даже западной, тогда как
ранее русские являлись с самостоятельными
работами почти исключительно по истории
русской церкви. Историко-критическое
направление не дозволяет широких
историко-философских концепций; отсюда
другая преобладающая черта - монографичность
и бедность выходящих за пределы монографии
обобщений. Обязанности духовного
пастырства отвлекают от научной работы
много молодых сил; можно назвать ряд
исследователей, замолкнувших совсем
или почти совсем после магистерской
диссертации. Из научных деятелей выдаются
по палеографии, библиологии, археологии
- профессор протоиерей Горский, архимандрит
Леонид
,
Амфилохий , Порфирий (Успенский) ,
профессор Н. Покровский , Красносельцев
(умер
в 1898 г.), Дмитриевский ; по всеобщей
церковной истории - профессор И.Е.
Троицкий ("Арсений и арсениты" -
замечательный взгляд на взаимоотношения
белого и черного духовенства в западной
и восточной церкви и на влияние этих
отношений на судьбы обеих церквей),
профессор А. Воронов ("Кирилл и
Мефодий"), протоиерей А.И. Иванцов-Платонов
("Ереси
и расколы III первых веков христианства"),
профессор В.В. Болотов , один из первых
знатоков церковной истории не только
в России, но и в Европе ("Учение Оригена
о Святой Троице" и множество важных
журнальных статей особенно по истории
Востока), профессора Курганов , Голубев
, Лебедев (собрание сочинений А.И.
Лебедева, выходящее теперь в свет, дает
полную историю церкви до разделения и
византийско-восточной церкви до наших
дней); по церковной литературе: архиепископ
Филарет Гумилевский ("Историческое
учение об отцах церкви"), архимандрит
Сергий ("Полный месяцеслов Востока"
- ценный свод сведений из житий святых
восточной церкви), профессор Н.Н.
Глубоковский
("Блаженный
Феодорит, епископ Кирский"), А. Спасский
("Аполлинарий Лаодикийский"); по
истории русской церкви - архиепископ
Филарет Гумилевский ("История русской
церкви"), митрополит Макарий ("История
русской церкви"), профессор Е.Е.
Голубинский
("История
русской церкви в домонгольский период"
и ряд статей в журнале "Богословский
Вестник", составляющих ее продолжение),
протоиерей П. Николаевский ("Учреждение
патриаршества в России"), П. Знаменский
, священник Морошкин ("Иезуиты в
России", "Воссоединение унии"),
профессор Коялович
("История
воссоединения западно-русских униатов"),
Ю.Ф. Самарин
("Феофан
Прокопович"). Постоянными органами
церковной науки служат журналы духовных
академий: "Христианское Чтение"
(Санкт-Петербург), "Богословский
Вестник" (Москва), "Труды Киевской
Духовной Академии" (Киев), "Православный
Собеседник" (Казань). Творения святых
отцов в русском переводе издаются при
Московской, Петербургской и Киевской
духовных академиях; из изданий Казанской
академии особенно важен перевод деяний
Вселенских соборов. Другие периодические
органы, где являлись и являются ценные
статьи: "Вера и Разум", "Чтения
в обществе любителей духовного
просвещения", "Чтения в обществе
любителей древней письменности",
"Чтения Московского Общества Истории
и Древностей Российских", "Странник",
"Душеполезное Чтение", "Православное
Обозрение", "Русский Вестник",
"Русское Обозрение", "Византийский
Временник". Славянофилы - Хомяков
и
Киреевский
-
дали первую русскую философию церкви
и ее истории. Теория церкви Хомякова
нашла в церковной православной среде
и поклонников, и противников; отношение
к ней церкви и факультетской науки
доселе не установилось, но она во всяком
случае остается глубоко интересным и
знаменательным явлением. Наследниками
взгляда Хомякова на сущность исповеданий
явились у нас К.Н. Бестужев-Рюмин
,
Н.Я. Данилевский , Н.Н. Страхов
и
другие; из присяжных деятелей церковной
науки во многом был солидарен с ней
протоиерей профессор А.И. Иванцов-Платонов;
славянофильская же теория дала толчок
к теориям церкви и ее истории К.Н.
Леонтьева
и
Владимира Соловьева
("La
Russie et l'eglise universelle").
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа