О «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»
О «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»
И.И. Борисов, профессор, ректор Воронежского государственного университета, председатель совета ректоров вузов Воронежской области
B.C. Листенгартен, доцент, ученый секретарь совета ректоров вузов Воронежской области
Преддверие XXI века в нашей стране было ознаменовано в условиях происходящих социальноэкономических перемен работой над таким принципиально важным документом, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Она велась совместно и представителями правительства, и представителями высшей и общеобразовательной школы, рассматривалась как важный шаг к взаимному пониманию государственных структур и педагогического сообщества. Это весьма существенный момент, ибо до сих пор все реформы в образовании проводились только «сверху». Здесь же нашло отражение и стремление «снизу» - из самих образовательных структур определить те направления и пути реформирования, необходимость которых ощущается школой.
Проект доктрины был рассмотрен и в основном одобрен на Всероссийском совещании работников образования, которое проходило в Москве в январе 2000 года, а затем длительное время дорабатывался. 4 октября «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» утверждена постановлением правительства Российской Федерации № 751 и стала документом практического действия, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
В структуре доктрины, включая введение и заключительную часть, шесть разделов.
Во «введении» дана общая характеристика документа, излагаются цели государственной политики в воспитании и обучении до 2025 года, показывается по каким направлениям стратегические цели тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
• создание основы для устойчивого социальноэкономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
• укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
• кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
• утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В разделе «Основные цели и задачи образования» они сформулированы в четких пунктах, реализация которых призвана обеспечить в том числе историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, непрерывность образования в течение всей жизни человека и др.
В насыщенных задачах образования обозначены, наряду с уже названными, формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; преемственность уровней и ступеней образования; создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; академическую мобильность обучающихся; развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; противодействие негативным социальным процессам; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Следующий раздел доктрины фиксирует основные задачи государства в сфере образования, где государство призвано обеспечить среди других реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества; сохранение и развитие единого образовательного пространства; формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; светский характер образования; создание социально-экономических условий для приоритетного развития образования... Всего таких направлений, обеспечение выполнения которых берет на себя государство, 42. Нет нужды доказывать, насколько для сферы образования важна такая поддержка и защита со стороны государства и его институтов.
Специальный раздел доктрины посвящен педагогическим кадрам. Здесь очень существенно само признание на государственном уровне ведущей роли педагога в достижении целей образования. Государство обеспечит привлечение в систему образования талантливых специалистов, условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук, творческого роста и повышения квалификации научно-педагогических работников, ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания молодежи.
Принципиальным, на наш взгляд, является наличие в документе раздела «Ожидаемые результаты реализации доктрины». Его подразделы: «Качество образования», «Доступность образования», «Оплата труда педагогических работников», «Пенсионное обеспечение», «Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов», «Финансирование системы образования» раскрывают те действия государства, которыми будет обеспечиваться выполнение поставленных задач. В частности, предусматривается, что заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности учебных заведений, стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. Так, уже принято решение о повышении заработной платы работникам вузов с 1 января 2001 года на 20 %, тогда как годовой уровень инфляции, как предполагается, будет составлять 12 %. Конечно, до решения поставленной задачи еще далеко, но тенденция просматривается достаточно ясно. Следует сказать и о намеченных этапах финансирования системы образования: первый — до 2004 года; второй — до 2010 года и третий - до 2025 года. На первом этапе предусмотрены опережающие темпы роста бюджетных средств на образование по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета; выделение целевых средств, в том числе на информатизацию; расширение возможности привлечения средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников. На втором этапе (до 2010 года) планируется обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП, привлечь дополнительный объем средств из семейных бюджетов и средств предприятий. На третьем этапе (до 2025 г.) — при сохранении темпов роста бюджетного финансирования должно произойти дальнейшее увеличение поступления в систему образования средств из различных внебюджетных источников.
Отвечая критикам Доктрины на их сетования, что из этой ее части при доработке были исключены конкретные цифры, характеризующие размеры пенсионного обеспечения работников образования, стипендии студентам и т.д., министр образования В.М. Филиппов, на наш взгляд, резонно отметил в своем выступлении на VI съезде Российского союза ректоров в декабре 2000 года, что по самому своему характеру этот документ направлен на то, чтобы исключить саму возможность принятия нормативных актов, противоречащих Доктрине, в том числе «снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования». Ведь дело не в обозначении конкретных (пусть и очень желаемых) финансовых показателей, а в выработке механизма улучшения реалий финансовой поддержки образования. Для этого Доктрина создает достаточно надежные правовые условия.
Заключительная часть Доктрины констатирует определяющее значение образования для характеристики положения государства в современном мире и человека в обществе. Возвращение утраченного за последнее десятилетие, сохранение и развитие традиций отечественного образования, четкая линия на его государственную поддержку сегодня и завтра — в этом суть принятой Доктрины.
Сегодня «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» рассматривается как основополагающий документ, призванный действовать в системе нормативно-правовых актов, таких как федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы», «Федеральная программа образования». Все вместе - при всех спорах и столкновении мнений, которые вокруг них ведутся, - выражают официально оформленную позицию государства по отношению к образованию, в том числе и к высшей школе, направлений и перспектив реформирования и развития.
Не случайно VI съезд Российского союза ректоров в своем постановлении «О стратегии развития высшей школы» обратился к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением о придании «Национальной доктрине образования» статуса Федерального Закона.
Данной статьей мы хотим привлечь внимание педагогической общественности к Доктринедокументу, который все ждали. Знакомство с ним полезно и необходимо, ибо Доктрина отражает интересы всех граждан, высшей школы, университетского сообщества, касается всех нас.
Список литературы
1. Всероссийское совещание работников образования. - М., 2000.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.
3. Садовничий В.А. Высшая школа России: ориентиры на будущее: Доклад на VI съезде Российского Союза ректоров. - М.: МГУ, 2000. 4. Филиппов В.М. Выступление на VI съезде Российского союза ректоров. - М.: МГУ, 2000. 5. О стратегии развития высшей школы: Постановление VI съезда Российского союза ректоров. - М.: МГУ, 2000.
6. Совещание ректоров высших учебных заведений Российской Федерации 27 октября 2000 года. - М., 2000.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа