Музыка и агрессия

Музыка и агрессия

Специалистам по игровой терапии часто приходится иметь дело с агрессивными, раздражительными детьми, которые не умеют адекватно выражать свои чувства. Если дать выход негативной энергии ребенка и обеспечить ему эмоциональную поддержку, он постепенно сможет освоить более приемлемые способы выражения отрицательных эмоций. Эти способы могут использовать вербальное и невербальное выражение сильных переживаний в музыкальной терапии это может быть и звукоизвлечение, и движение под музыку.

В настоящее время повышенная раздражительность и агрессивность свойственны очень многим детям, независимо от возраста и социального положения семьи.

Адекватное выражение гнева и раздражения вызывает затруднения у многих детей, особенно у тех, кто перенес психическую травму или утрату. Такие дети склонны к одному из двух типов реагирования: либо раздражение или агрессия начинают “прорываться” В большинстве их поступков, либо эти чувства скрываются за “фасадом” депрессии, отгороженности и низкой самооценки.

Известный детский психотерапевт В. Оклендер считает, что “ребенок должен осознавать свой гнев, это является первым шагом на пути обретения им уверенности и психической целостности; он должен преодолеть в себе привычку в страхе подавлять раздражение и гнев или выплескивать их в опосредованном виде, поскольку это может травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих”.

Отреагирование раздражения и гнева в безопасных условиях игровой терапии может помочь ребенку “узнать” эти чувства, освободиться от них и освоить более эффективные способы их выражения музыка и звукоизвлечение облегчают выражение любых чувств, способствуют эмоциональной экспрессии. Ребенку можно дать возможность в ходе игровой терапии выразить свой гнев и раздражение, в том числе и через звук, наряду с другими способами их выражения. Звуковая экспрессия может быть не менее эффективна. Извлечение звука может стать и способом непосредственного выражения чувства гнева, которым ребенок может пользоваться и вне занятия - например, дома, когда его переполняет раздражение.

Выпусти пар”

Психотерапевт предлагает ребенку ударить со всей силы в барабан, в гонг, в металлические тарелки, а также о громкозвучащие предметы - об металлическую бочку, о таз, о подвешенный лист железа. Ребенок ударяет столько раз, сколько захочет. Он должен почувствовать, что успокоился, что чувства злости и раздражения выходят из его тела через пальцы рук, а затем через музыкальный инструмент или предмет.

В таких техниках, как “Разбей башню” Шери Сейкс, детям предлагается отреагировать свой гнев и раздражение через разрушение картонной башни. Метафоры являются весьма удачным инструментом в процессе работы над детским гневом. Кроме того, метафоры долго сохраняются в памяти и опираются на информацию, получаемую с помощью разных сенсорных каналов. Процесс разрушения можно проиллюстрировать соответствующей музыкой или комплексами звуков: барабан, металлические тарелки, гонг, различные предметы, с помощью которых можно издавать громкие звуки.

Для осознания ребенком разной градации чувства гнева и раздражения можно предложить ему поиграть в игру “Кто сильнее бросит”. Ребенок бросает в бочку или в гонг мешочек, наполненный бобами или орехами. Мешочек бросают с разной силой. Психотерапевт на равных участвует в игре вместе с ребенком. Взрослый все время обращает внимание ребенка на взаимозависимость силы, частоты броска и громкости звука - чем сильнее гнев, тем громче и неприятнее звук. Более частые и громкие удары соответствуют сильному чувству гнева, редкие и громкие - не такому сильному, частые и тихие (тремоло на барабанах или тарелках) соответствуют слабому раздражению и т. д.

На листе железа, на бочке и т. д. ребенок может нарисовать мелом изображение своего обидчика или объект, который вызывает у него гнев и раздражение. К барабану, тазу, металлическим тарелкам прикрепляется рисунок, нарисованный на бумаге (на текущем занятии или на предыдущем). Эти изображения служат мишенью для ударов ребенка. Ударяя по ним, ребенок рассказывает, что означают эти изображения, и обозначает свои чувства словами: “Я чувствую сильную злость, когда … “. Чем сильнее гнев, тем сильнее и удар - тем громче будет издаваемый ребенком звук. Переживание вибраций этого звука будет усиливать эмоции ребенка, следовательно, отреагирование гнева и раздражения будет значительно более эффективно.

Когда ребенок может не только увидеть и почувствовать, но и “услышать” свое раздражение и гнев, он тем самым лучше осознает их природу и смысл. Терапевт может показать ребенку, как звучит его чувство гнева, использовав игру “Послушай свой гнев”. Большое, сильное чувство гнева звучит громко, резко и неприятно - так звучит большая железная бочка. В ней много воздуха (гнева), поэтому и звучит она неприятно - так же, как и разгневанный человек. Постепенно емкости звучащих предметов или музыкальных инструментов уменьшаются, звук становится тише, более приятным для ушей. Меньше объем меньше гнев - приятнее звук. А в китайском колокольчике “волшебный ветер”, в его трубочках совсем мало воздуха (гнева), поэтому и звучит он так же приятно, как добрый, спокойный человек. Таким образом, ребенку наглядно показывают, что чем меньше чувство гнева и раздражения, тем приятнее человек, тем приятнее с ним общаться.

Неадекватное поведение и саморегуляция

Одной из задач психотерапевта является привитие ребенку навыков саморегуляции и самостоятельного преодоления неприятных чувств. Неспособность ребенка справляться с негативными аффектами чревата утратой психической целостности и стабильности. Если у ребенка слабо развиты механизмы саморегуляции, он склонен отреагировать свои негативные переживания в формах аффективных “вспышек” и неадекватном поведении.

Возможный способ решения этой задачи - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные закрепленные в его памяти образы, с которыми связано преодоление негативных переживаний. Эти образы сформированы в процессе специальных упражнений на сеансах психотерапии. Это может быть воспоминание о рисунках и других продуктах изобразительной деятельности, о специальных играх, о куклах-марионетках и др. Это может быть образ самого психотерапевта, с которым у ребенка налажены хорошие взаимоотношения и который не раз помогал ребенку преодолеть его неадекватное поведение - техника “Психотерапевт внутри” Патриции Григорьев.

Стабилизации психического состояния ребенка может способствовать умение произвольно вызывать и другие положительные воспоминания. Их интериоризация может привести к положительным изменениям в личности ребенка. Со временем интериоризированный “хороший внутренний объект” становится одной из предпосылок формирования психической целостности и самодостаточности.

Таким “хорошим внутренним объектом” может быть и музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогла ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. Музыка воздействует на человека не только непосредственно в момент прослушивания, но и при воспоминании об услышанном - через эмоциональную и звуковую память.

Хорошим способом саморегуляции еще с древних времен считается и тонирование. При необходимости ребенок может пользоваться тонированием, для того чтобы преодолеть свои негативные переживания, вспышки гнева. Он может вспомнить тот звук, который помог ему на сеансе психотерапии, и попытаться воспроизвести его. Причем тонировать можно как вслух, так и про себя - представить, услышать этот звук внутри себя. Воздействие звука при этом будет практически одинаковым.

Занятие по игровой терапии с использованием приемов музыкальной терапии. “Волшебный клад”

В заключение - план занятия, где в комплексе используются приемы игровой психотерапии и приемы МПТ.

1. “Знакомство с картой”. Дети знакомятся с картой. На карте изображен путь к волшебному кладу с рисунками тех препятствий, которые предстоит преодолеть детям. Карта может быть в виде лабиринта. В начале лабиринта изображен “Паровоз”, в конце - “Клад”. Кто первый пройдет по лабиринту, тот будет “паровозом”.

2. Отбор пассажиров на поезд. Детей просят подумать и подойти к психотерапевту - сначала тех, у кого имя начинается на букву “С”, затем тех, у кого в одежде есть красный цвет, и т. д.

3. “Паровоз”. Паровоз двигается в соответствии с изменением ритма и динамики ударных инструментов, которые сопровождают движение детей. Используются барабан, пластмассовая бутылка, пластмассовая канистра из-под воды, бубен. Дети идут громко - тихо, быстро - медленно. Если дети начинают двигаться не в соответствии со звуковым сопровождением, то “семафор” показывает им красный свет, если правильно - то зеленый свет (зеленый и красный картонные круги).

4. “Пещера”. “Паровоз” привозит детей к “пещере”. Дети выходят из поезда и пролезают в “пещеру” (матерчатая “кишка” или постройка из блоков). Музыка - фон.

5. “Веревка с колокольчиком”. В пещере спит дракон. Необходимо пройти мимо него и не разбудить. Около дракона веревка. Веревка натянута на уровне середины бедра ребенка. К веревке привязан валдайский колокольчик (более сложный вариант - “волшебный ветер”). Задание - перепрыгнуть, перешагнуть через веревку и не задеть ее. Колокольчик не должен зазвенеть. Если он зазвенел, то задание выполняется снова. Дети помогают друг другу.

6. “Дракон”. Дракон проснулся. Дети становятся “паровозиком”. Первый - голова дракона (на голове шапочка или маска), последний держит за один конец гирлянду из гремящих коробочек. Первый ребенок должен поймать “хвост дракона” схватить гирлянду за другой конец. Если тело “дракона” разрывается, задание возобновляется.

1. “Спуск с гор”. Дракон остается в пещере. Дети благополучно выходят из пещеры, двумя ногами прыгают в обручи. Приземляются на поляне. Музыка - фон.

8. “Ковер-самолет”. На поляне детей ожидает ковер-самолет. Дети “летят” на ковре-самолете, глаза закрыты, звучит музыка. Психотерапевт не произносит никаких вербальных установок. Единственное условие - закрытые глаза и удобная неподвижная поза. Затем, сидя на ковре, дети рассказывают о том, что каждый из них видел, над чем “пролетал” ковер-самолет, что им снилось. При этом они передают друг другу зажженную свечу; если кто-то пропустит свою очередь - свеча гаснет.

9. “Водопад и ручей”. Ковер-самолет приземляется около ручья, который заканчивается водопадом. Звучит запись шума водопада и ручья. Дети сравнивают эти звуки. Чем они похожи, чем отличаются?

10. “Перекричи водопад”. Перебраться через водопад невозможно. Его необходимо остановить. Кто крикнет громче всех и пере кричит водопад, - тот остановит его. Дети кричат волшебное слово, которое должно остановить водопад. Водопад превращается в ручей.

11. “Бутылка”. В ручье все замечают плывущую бутылку. Дети за веревку подтягивают бутылку из моря (озера) или достают ее крючком. В бутылке лежат карточки с незавершенными рисунками. Их испортила вода. Необходимо их дорисовать. Дети дорисовывают их. В бутылке также находится рассказ о следующем задании.

12. “Гонг”. Дети делятся на две команды. Бросают каштаны (мешочки с горохом) в гонг. Чья команда чаще будет попадать, та выиграет и получит ключ от волшебной двери. Выигравшая команда должна поделиться своим успехом со второй командой и пригласить их пойти в открытую дверь вместе с ними.

Вариант. Кто громче ударит в гонг, бросив в него мешочек с каштанами. Гонг находится на другом берегу реки, поэтому нельзя подойти к нему и ударить просто рукой, от самого громкого удара должна открыться волшебная дверь. Через ручей перекидывается мостик. Дети проходят по нему. Выигравший приглашает всех войти в дверь.

13. “Загадки волшебника”. За дверью детей ожидает волшебник. Он достает мешочки с загадками, за каждую отгаданную загадку - ключик. В мешочках находятся различные предметы (вода, песок, камешки, деревянные пуговицы, скрепки и монетки, стеклянные бусинки, фасоль и т. д.). Дети только по звуку определяют, что находится в мешочках. В случае затруднения волшебник подсказывает с помощью стихов, загадок, наводящих вопросов.

14. “Шляпа волшебника”. Волшебник надевает шляпу-невидимку и уходит от детей. На нем оказывается шляпа с колокольчиками - “шляпа волшебника”, остальным участникам игры завязывают глаза. Волшебник стал невидимкой. Слышно лишь, как звенят колокольчики на его шляпе. Дети двигаются по звуку колокольчиков за волшебником. Они должны поймать его. Волшебник приводит детей к нескольким дверям. Дети открывают все двери теми ключиками, которые они выиграли, разгадывая загадки волшебника. За одной из дверей находится “Клад”.

15. “Клад”. В результате дети находят “клад”, сюрприз. Сундук (красивая коробка), в которой лежит декорация к кукольному спектаклю “Щелкунчик” - город Конфитюренберг”. Декорацию достают, звучит музыка П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. Детям, раздают конфеты, которые прислали жители этого города.

Восприятие базисных форм музыки, иначе говоря, интонационный слух имеет правополушарное происхождение и связан, скорее всего, с эмоциями, которые генерирует именно это полушарие. В музыкальном восприятии правое полушарие играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку, в некоторых случаях доступнее, чем речь. Этим, скорее всего, объясняется высокая музыкальность и большая эмоциональная восприимчивость детей к музыке.

В заключение хотелось бы сказать, что положительные эмоции при музыкальном прослушивании, “художественное наслаждение”, по мнению Л. С. Выгодского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.

Музыкальный материал:

1, 2, 7 - В. А. Моцарт, концерт для скрипки и оркестра N2 3, аллегро.

3 - Без музыки, сопровождение звуком ударных инстру-ментов.

4 - П. И. Чайковский, фрагмент из балета “Щелкунчик”, “Украшение елки”.

5 - Без музыки.

6 - С. С. Прокофьев, фрагмент из балета “Ромео и Джульетта, “Игра масок”.

8 - Н. Н. Римский-Корсаков, фрагмент из сюиты “Садко”, “Песнь индийского гостя”.

9 - “Ниагарские водопады”, “Река в джунглях”, сборники природных шумов.

10 - “Ниагарские водопады”.

11 - В. А. Моцарт, концерт для скрипки и оркестра N24, аллегро грациозо.

12, 13, 14 - без музыки.

15 - П. И. Чайковский, фрагмент из балета “Щелкунчик”, “Прибытие Маши и Щелкунчика в Конфитюренберг”.

В рассылке использованы материалы книги О.А. Ворожцовой “Музыка и игра в детской психотерапии”.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа