Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий)

Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий)

Чичук Елена Юрьевна

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук

Краснодар 2006

Диссертация выполнена на кафедре психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета

Общая характеристика диссертации

Актуальность исследования. Закономерное усложнение и изменчивость современного мира обусловливают запрос общества на личность с креативными характеристиками. Потребность в творческом потенциале не только проистекает со стороны общества, но и является естественной необходимостью, которую осознаёт отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию. Тем самым оправдан непрекращающийся интерес к психологии творчества и креативности, в особенности к их личностным основаниям и специфике в зависимости от конкретной сферы личностного бытия.

В современной отечественной психологии активно развивается понимание личности как субъекта организации пространств своего бытия и идея об активности личности в процессе преобразования бытийных пространств (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина, В.В. Знаков и др.). В связи с рассмотрением личности как активного, сознательного субъекта, стремящегося к полноценному бытию, творчество рассматривается как оптимальный вариант реализации личностью своего внутреннего содержания. Таким образом, в психологической науке и практике преодолена «недосягаемость» творчества и креативности, но до сих пор не прекращается дискуссия о содержательном наполнении данных феноменов.

Проблема креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали её значимость. Множество работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Барон, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес, К. Урбан, Э. Боно и др.). В отечественной психологии особый вклад в исследование этого направления внесли фундаментальные работы таких исследователей, как Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, В.Н. Козленко, Н.Ф. Вишнякова, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов, И.А. Бескова и др.

Накоплен большой и содержательный материал, который дал определённые результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.

При определении места креативности в структуре личности отмечается проблема несогласованности научных данных в исследованиях креативности и её взаимосвязи с личностными особенностями, в частности, мотивационным компонентом (В.Э. Мильман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, И. Пуфаль-Струзик, Ю. Козелецкий, М.С. Семилеткина и др.).

Выделение специфических видов креативности представляется как решение проблемы противоречивости представлений о взаимосвязях с ней различных психических особенностей, возникающих при изучении креативности в общем виде. Возможность спецификации креативности связана также с развитием психологии бытия в реальных сферах человеческой жизни (в частности, профессиональной). В связи с изменчивостью и многообразием социального мира конкретные профессии, в которых социономическое пространство есть место личностной реализации, предъявляют к личности особые требования. Для того чтобы не встраиваться, а овладевать и переструктурировать это пространство, личности необходимо проявлять творческий потенциал, и в этом смысле быть профессионалом. Конкретное профессиональное социономическое пространство предполагает социальное творчество и обеспечивающую его социальную креативность (далее СК).

Выделяя для анализа относительно новую психологическую категорию, отметим недостаточную разработанность термина «социальная креативность», отсутствие его в психологических словарях при существовании различных подходов к его рассмотрению, разработок, исследований, посвящённых данной тематике (Г.В. Сорокоумова, А.А. Попель, Т.Н. Березина, Е.Л. Солдатова, А.А. Голованова, Д.Л. Джонсон, А.Н. Воронин, И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова, Н.П. Мальтиникова и др.).

Интерес к побудительным основаниям творческого потенциала личности обусловлен противоречивостью данных о мотивационном компоненте креативности, несмотря на многочисленность исследований подобного рода. Неэффективность мотивирования творческих проявлений личности влиянием внешних подкреплений подтверждает, что стимулирование проявлений креативности происходит в совершенно ином качестве: на первое место выступают мотивы внутренние, принадлежащие самой личности и побуждающие её к реализации собственных стратегий и смыслов. Вопрос о мотивационном компоненте креативности – спорный, и изучение побудительных оснований социальной креативности – один из способов его разрешения.

Наряду с очевидной актуальностью проблемы исследования отдельных видов креативности, существует проблема категориальной неразработанности и отсутствия диагностического инструмента измерения социальной креативности личности.

Выбор темы диссертации обусловлен актуальностью исследований в области психологии творчества и креативности, выделения их конкретных видов, а также вопроса о внутриличностных побудительных основаниях креативности как свойства личности. Значимость и недостаточная изученность проблемы побудительных оснований социальной креативности определили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования: определить характер взаимосвязи социальной креативности с побудительными основаниями личности (тенденции к самоактуализации и к достижениям, направленность, личностные ценности).

Объект исследования: социальная креативность личности.

Предмет исследования: взаимосвязь социальной креативности с побудительными основаниями личности.

Гипотезы исследования:

1. Социальная креативность личности связана с такими характеристиками личности, как уровень самоактуализации и особенности мотивации достижений.

2. Социальная креативность личности связана с особенностями предпочтения личностью отдельных ценностей и сфер активности.

3. Социальная креативность личности связана с типом направленности личности социономической профессии: гуманистическая направленность характерна для профессионалов с высоким уровнем социальной креативности, личность с низкой социальной креативностью отличается прагматической направленностью.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены основные задачи.

Теоретические:

Определить и обосновать специфику социальной креативности личности, правомерность выделения социальной креативности как самостоятельной психологической характеристики личности:

раскрыть на материале зарубежных и отечественных авторов основные подходы к проблемам личностного творчества и креативности;

провести теоретический анализ понятия «социальная креативность», дать определение социальной креативности, обозначить её место в структуре личности.

Охарактеризовать содержание побудительных оснований личности, проанализировать и определить соотношение мотивационных тенденций с креативностью и социальной креативностью.

Методические:

Разработать комплексный подход к диагностике социальной креативности:

проанализировать основные методы диагностики креативности;

определить специфику измерения социальной креативности, сформулировать принципы её диагностики;

сформировать и апробировать комплекс адекватных методов диагностики социальной креативности;

Подобрать соответствующие методики диагностики мотивационных тенденций (побудительных оснований) личности.

Эмпирические:

Изучить взаимосвязь социальной креативности с побудительными основаниями личности на разных уровнях мотивационной сферы:

обосновать и сформировать репрезентативную выборку исследования, отвечающую критериям валидности;

провести диагностику социальной креативности и мотивационных тенденций личности (ценностных ориентаций, направленности, тенденции к достижениям и самоактуализации) на выборке людей социономических профессий;

применить адекватные методы обработки (математические и статистические) и интерпретации данных.

Методологические и теоретические предпосылки. Теоретическая и эмпирическая базы исследования основаны на ведущих общенаучных принципах: развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); на субъектном подходе к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, В.В. Знаков и др.); на принципах личностно-ориентированного подхода, психологии субъекта и психологии бытия с центральной идеей об активности личности в процессе преобразования пространств своего бытия (Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина, В.В.Знаков и др.); на положениях гуманистической психологии о самоактуализации как о стремлении человека наиболее полно реализовать себя в пространствах бытия – основной побудительной силе творчества и креативности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей, В. Франкл, Д. Бюдженталь, С.Л. Братченко, А.А. Крылов, Л.А. Коростылева и др.); на исследованиях и разработках психологии творчества и креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, С. Медник, Р. Стернберг, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов и др.); на положениях о мотивационных составляющих творчества и креативности (В.Э. Мильман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, И. Пуфаль-Струзик, Ю. Козелецкий, М.С. Семилеткина и др.).

Диагностические разработки строятся на основании исследований креативности и её специфических проявлений (Д.Л. Джонсон, Е.Л. Солдатова, А.А. Голованова, А.Н. Воронин, Т.Н. Березина, Г.В. Сорокоумова, А.А. Попель, И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова, Н.П. Мальтиникова и др.).

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2006 г.

На первом (подготовительном) этапе (2002 – 2004 гг.) осуществлялось изучение научной литературы по проблеме исследования, был сделан выбор объекта и предмета исследования, сформулированы основные гипотезы исследования, сделан подбор соответствующих методов и методик исследования.

На втором этапе (2004 – 2005 гг.) решались следующие задачи: разработка схемы эмпирического исследования, пробные (пилотажные) исследования, разработка, апробация и корректировка диагностического комплекса, измеряющего социальную креативность, сбор эмпирических данных.

На третьем (обобщающем) этапе (2005 – 2006 гг.) производилась систематизация и обработка эмпирических данных, сделан статистический анализ полученных результатов, определён характер связи социальной креативности с побудительными основаниями личности.

На основании полученных материалов были проанализированы и обобщены результаты, сформулированы выводы.

В работе использовались следующие методы и методики:

теоретический анализ психологических концепций личности, креативности, мотивации;

методы сбора эмпирических данных: комплексная диагностика социальной креативности (опросник «Креативность» Н.Ф. Вишняковой, опросник креативности Д.Л. Джонсона, методика диагностики уровня социального мышления личности К.А. Абульхановой, Г.Н. Ярошенко, тест «Видение проблем», метод экспертных оценок), самоактуализационный тест (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, методики диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;

методы статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ, метод контрастных групп, вычисление значимости различий).

Надёжность и достоверность полученных данных определяется адекватностью и валидностью выборки; использованием методов описательной статистики и статистически значимых коэффициентов корреляции Пирсона; подтверждением достоверности различий с помощью Т-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни; согласованием результатов различных диагностических методик; эмпирическим подтверждением теоретических положений диссертационной работы.

Характеристика выборки. Выборка состоит из представителей социономических профессий (психолог, социальный работник, преподаватель, менеджер). Объём выборки составил 128 человек в возрасте от 18 до 40 лет (107 женщин, 21 мужчина).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: выделена социальная креативность как самостоятельный вид креативности, как личностное свойство, обеспечивающее социальное творчество, соответствующее субъектной преобразовательной активности личности в пространстве социономических процессов и явлений.

Определено содержательное наполнение социальной креативности как относительно самостоятельной психологической характеристики, предложена дефиниция данного свойства личности. Сформулированы результативное, структурное и системное определения социальной креативности, раскрывающие, что социальная креативность – это интегративное многоаспектное свойство личности, которое обеспечивает творческое субъектное преобразование социономического пространства; выражается в создании личностью новых способов решения социономических задач, новых продуктов социальной реальности; интегрирует креативные созидательно-личностные особенности и личностно-процессуальные характеристики, проявляющиеся сообразно специфике социальной сферы бытия личности; объединяет в себе элементы поведенческой, познавательной и побудительной систем личности, проявляющиеся в процессе создания личностью новых форм бытийности социономического пространства.

Разработан и апробирован комплекс методик, позволяющих исследовать и осуществлять диагностику социальной креативности личности.

Конкретизировано содержание побудительных оснований социальной креативности. Выявлено, что социальная креативность личности характеризуется многосложной взаимозависимостью с побудительными основаниями различных уровней (личностные ценности, направленность, тенденции к достижениям и к самоактуализации).

Установлено, что социальная креативность личности связана:

с общим уровнем самоактуализации и такими её параметрами, как внутренняя поддержка, приверженность ценностям самоактуализирующейся личности, синергичность, творческое отношение к сфере самореализации, спонтанное поведение и выражение чувств, сензитивность к своему внутреннему миру, потребность в познании как порождении нового;

с мотивацией достижений: высокая выраженность социальной креативности основана на мотивации к достижению успеха;

с типом направленности личности: высокая социальная креативность личности социономической профессии в большинстве случаев основана на гуманистическом типе направленности, а низкая – на прагматическом;

с высокой значимостью для личности ценностей и сфер социальной активности, причём высокие показатели социальной креативности основаны на общей силе мотивации и полимотивированности личности, а также на сознательном предпочтении образовательной сферы активности, на стремлении к расширению кругозора и повышению уровня образованности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

обосновано выделение СК как самостоятельного феномена; определено, что социальная креативность является специфическим видом креативности, личностным свойством, обеспечивающим творческую активность личности в социономической сфере, определяющим творческую самоактуализацию личности в социономической профессии;

теоретически осуществлено определение СК как психологического понятия, показано место социальной креативности в структуре личности и содержание её компонентов, соотносящихся с соответствующими личностными системами и бытийными пространствами личности;

теоретически определено, что система мотивационных тенденций личности представлена как побудительный компонент СК, обоснована спецификация побудительных оснований СК (особенностей самоактуализации и мотивации достижений, личностных ценностей, направленности).

Практическая значимость исследования состоит в возможности консультативной и коррекционной работы с личностью, ориентированной на взаимодействие с социономическим пространством. Результаты исследования полезны в области профессионального консультирования и профориентации. Также данные могут применяться в процессе преподавания психологии при построении теоретических и практических курсов по общей психологии, психологии личности, психологии творчества и креативности, психологии мотивации, психологии управления, психологии профессионального бытия личности и т.п. Практическую диагностическую ценность представляет комплекс методик измерения СК, который может применяться в научных исследованиях и практических целях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная креативность связана с самоактуализацией, выступающей как побудительное основание личности. При этом отдельные параметры самоактуализации по-разному взаимосвязаны с социальной креативностью.

2. Развитая социальная креативность предполагает творческую направленность личности в сфере самореализации, самоподдержку личности (интернальность, внутренняя независимость, позитивная свобода, автономность), выраженную ориентацию на ценности самоактуализации, повышенную чувствительность к себе, спонтанность поведения и непосредственность выражения чувств, отношение к познанию как к порождению нового.

3. Высокий уровень социальной креативности предполагает, что личность находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам (кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности); для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её параметров, а также «невротические» формы креативности.

4. Социальная креативность связана с мотивацией достижений как побудительным основанием личности. При этом социальная креативность предполагает умеренно высокую выраженность мотивации на успех, успешную ориентацию личности на достижения.

5. В социономической профессии социальная креативность связана с направленностью как побудительным основанием личности. Для личности с высокой социальной креативностью более всего характерна гуманистическая направленность, реже – прагматическая и двойственная; для личности соционома с низкой социальной креативностью более характерна прагматическая направленность, совсем нехарактерна двойственная.

6. Развитая социальная креативность связана с высокой личностной значимостью ценностей как побудительных оснований личности, при этом высокие показатели социальной креативности основаны на общей сильной выраженности ценностной мотивации, на полимотивированности личности.

7. Социальная креативность связана с выраженной значимостью для личности сфер социальной активности, стремлениями личности к активности во всех сферах социального бытия (кроме сферы физической активности).

8. Высокая социальная креативность предполагает предпочтение (сознательный выбор) личностью реализации стремления к образовательной активности, расширению кругозора, повышению уровня образованности, совершенствованию знаний; низкая социальная креативность предполагает концентрацию личности на профессиональной активности, повышенной включённости в производственный процесс, ориентацию на соответствие нормам и требованиям профессии.

Личное участие автора в получении научных результатов. Автором разработана схема диссертационного исследования, поставлены цель и задачи, сформулированы гипотезы, проведён теоретический анализ подходов к проблеме креативности и социальной креативности. Автором проработано новое относительно самостоятельное психологическое понятие «социальная креативность», осуществлена попытка решения проблемы побудительных оснований (мотивационного компонента) СК; разработан комплексный подход к исследованию и диагностике социальной креативности, сформирован блок методик, позволяющих осуществлять диагностику СК, основанный на определённых исследовательских принципах; проведено самостоятельное исследование побудительных оснований личности и их связи с СК, выявлены мотивационные основы СК личности на различных уровнях (уровне отдельных мотиваторов – ценностных ориентаций, на более обобщённом уровне направленностей и на уровне глобальных тенденций к самоактуализации и достижениям).

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах: научно-практической конференции студентов факультета управления КубГУ (Краснодар, 2001), Международном конгрессе МАПН «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2002), Пятой Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 2002), научно-практической конференции «Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве» (Ставрополь, 2002), Первой Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003), Второй Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2004), Международном конгрессе МАПН «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2006).

Обсуждение работы происходило на методологических семинарах и заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии КубГУ с 2002 по 2006 г.

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе одна статья в журнале, рекомендованном ВАК для публикаций результатов диссертационных исследований («Человек. Сообщество. Управление»).

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 16 приложений, содержащих статистические данные, сведения об используемых диагностических методиках, графики и таблицы. В текст диссертации включено 15 таблиц.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; определяется предмет, объект, цели и задачи исследования; формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту; раскрываются методологические и теоретические предпосылки исследования; перечисляются используемые методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основания интерпретации личности как творческого субъекта» освещаются теоретико-методологические основания в рассмотрении творчества как формы субъектной активности личности. Раскрывается понимание личности с позиций субъектно-деятельностного подхода и эмпирической психологии бытия (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина, В.В. Знаков, и др.). Личность понимается как структурное полисистемное образование, интергративная система, формирующаяся под влиянием различных пространств бытия и способная к овладению этими пространствами (З.И. Рябикина). Личность представляется как субъект формирования бытийных пространств, реализующий тенденцию к самоактуализации, экспансии Я во внешние пространства, к переструктурированию пространств бытия согласно структуре личностных смыслов (З.И. Рябикина).

Творческий процесс в этой связи представлен как одна из форм выражения субъектности (высшая форма субъектной активности), проявляющаяся в преобразовании окружающего пространства, создании чего-то нового, уникального, «своего», аутентичного природе личности.

Рассматриваются побудительные основы личности – мотивационные особенности и тенденции, их уровневая организация, мотивационная структура (В.Э. Мильман, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, В.И. Моросанова, В.А. Климчук и др.), анализируются проблемы изучения мотивационных компонентов, побуждающих личность к активной жизнедеятельности, в частности творческой. Побудительные основания личности рассматриваются как внутренние мотивационные тенденции, направляющие поведение и деятельность человека.

Рассматриваются особенности взаимодействия личности с одним из реальных профессиональных пространств – социономическим: пространством явлений, событий, ситуаций и процессов социального мира.

На основании представлений о личности как субъекте самоактуализации в социономическом пространстве бытия освещается проблема его творческой активности по отношению к данному пространству. Процесс социального творчества в этой связи представлен как одна из форм выражения субъектности соционома, проявляющаяся в преобразовании социономического пространства, создании личностью новых способов решения социономических задач, оригинальных и нестандартных подходов во взаимодействии с социальным миром. Обосновывается выделение в связи с этим специфического свойства личности – социальной креативности, потенциально обеспечивающей возможности для социального творчества личности.

Во второй главе «Социальная креативность как специфическое свойство личности» осуществляется теоретический анализ основных подходов к рассмотрению феноменов творчества и креативности в зарубежной и отечественной психологии (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, С. Медник, Р. Стернберг, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов и др.). Отмечается необходимость рассмотрения креативности с позиций целостной личности, её структурно-динамических особенностей и системной организации. Обосновывается целесообразность изучения отдельных видов креативности, связанных с проявлениями созидательно-преобразовательной активности личности в конкретных реальных пространствах её бытия.

При определении места креативности в структуре личности и системе психических явлений отмечается проблема несогласованности научных данных в исследованиях креативности и её взаимосвязи с личностными особенностями (в частности, мотивационным компонентом) (В.Э. Мильман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, И. Пуфаль-Струзик, Ю. Козелецкий и др.).

Описывается спецификация креативности, выделение её различных видов в зависимости от области творчества (А.А. Голованова, Г.В. Сорокоумова, А.А. Попель, Д.Л. Джонсон, Е.Л. Солдатова, А.Н. Воронин, Т.Н. Березина, И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова, Н.П. Мальтиникова и др.). Анализируется представленность категории «социальная креативность» в понятийном аппарате психологической науки, феноменология социальной креативности, соотношение с другими психологическими характеристиками личности, содержательное наполнение компонентов СК, их личностные основания.

Личностные основания когнитивного компонента СК (познавательная система) – это:

развитые социальный интеллект и социальная компетентность (как системы, обеспечивающие возможность создания когнитивно сложного, многоаспектного образа социального мира);

характеристики и процессы социального мышления: проблематизация (самостоятельное выявление противоречий социальной действительности, проблемное видение и постановка личностью социономических задач); трансформация и импликация (предположение о возможном развитии) социальных ситуаций, событий, явлений; синергичность как умение комбинировать противоречивые разрозненные, слабо связанные элементы социальной реальности; дивергентные характеристики социального мышления – беглость, гибкость, оригинальность, продуктивность и др.; интуиция как скрытое дивергентное мышление, выявляющее имплицитные (побочные, неявные) знания о реалиях социальной действительности;

развитое воображение, мысленное оперирование социальными представлениями, создание образов несуществующих моделей социального мира, его оригинальных комбинаций и форм.

Личностные основания конативного компонента СК (поведенческая система) – это:

надситуативная активность, «неадаптивное» поведение в социальных ситуациях и событиях;

выход за пределы социальной ситуации и имеющихся возможностей для решения социономических задач, активное социальное познание, поиск нового опыта взаимодействия с социальной реальностью;

трансгрессивные действия, расширяющие и преобразующие социальное пространство личности;

неригидность в поведении и независимость от социальных норм, стереотипов, сложившихся структур социального мира (поленезависимость).

Личностные основания аффективного компонента СК (побудительная система) – это:

социальный интерес (чувство интересного, побуждающее к социальной активности);

творческое отношение к пространству социономических явлений;

дивергентное чувствование и гибкое эмоциональное отношение к социальному миру.

Что касается конкретных мотивационных побуждений (ценностных ориентиров, направленности, тенденции к достижениям и самоактуализации), то вопрос об их особенностях в контексте СК требует практического изучения.

Предлагаются дополняющие друг друга результативное, структурное и системное определения социальной креативности.

Социальная креативность результативно определяется как свойство личности, обеспечивающее творческое субъектное преобразование социономического пространства (иными словами – процесс социального творчества), выражающийся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социономических задач, создание новых относительно личности и общества продуктов социальной реальности: социальных структур и ситуаций; форм и способов социального поведения; динамики переживаний и отношений между явлениями социального мира.

Социальная креативность структурно определяется как свойство личности, объединяющее созидательно-личностные особенности (позволяющие создавать новый продукт в социальном пространстве) и личностно-процессуальные характеристики креативности (проявления личности в процессе взаимодействия с социономическим пространством бытия, в процессе выполнения деятельности, постановки и решения социономических задач) и предполагающее их обращённость на социальную сферу бытия.

К созидательно-личностным особенностям СК относятся: оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, творческое мышление, эмоциональность, чувство юмора, творческое отношение к профессии (по Н.Ф. Вишняковой).

К личностно-процессуальным характеристикам СК относятся: чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, беглость, гибкость, находчивость, способности к структурированию, оригинальная продуктивность, независимость, самодостаточное поведение (по Д.Л. Джонсону).

Социальная креативность системно определяется как интегративное многоаспектное свойство личности, объединяющее в себе элементы поведенческой, познавательной и побудительной систем личности, проявляющиеся в процессе создания личностью новых форм бытийности социономического пространства. Данный вид креативности обретает свою специфику сообразно особенностям социономического пространства, в котором данное свойство проявляется.

Рассматривается проблема диагностики креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, С. Медник, М.К. Акимова, К.М. Гуревич, Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, А.А. Голованова, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.Е. Туник и др.) и обосновывается необходимость разработки комплексного подхода к измерению социальной креативности как специфической разновидности креативности. Подробно описываются методологические и исследовательские принципы, являющиеся основанием для диагностики социальной креативности.

Теоретический анализ выявляет, что ряд мотивационных тенденций личности (самоактуализация, мотивация достижений, направленность, личностные ценности) выступают как побудительный компонент креативности, который конкретизируется для её специфических видов. В итоге обосновываются исследовательские предположения (гипотезы) и в соответствии с целями и гипотезами ставятся задачи эмпирического исследования.

В третьей главе «Взаимосвязь социальной креативности с побудительными основаниями личности (личностными ценностями, направленностью, тенденциями к достижениям и к самоактуализации)» представлена краткая характеристика методов исследования, конкретных психодиагностических процедур, используемых в эмпирическом исследовании, дано описание выборки и процедуры исследования, представлена разработка диагностического комплекса «Социальная креативность».

Проводится анализ и интерпретация данных, полученных в результате исследования взаимосвязи социальной креативности с личностными ценностями, направленностью и тенденциями к достижениям и самоактуализации. Описываются мотивационные особенности личности с высокими и низкими показателями СК. Делаются основные выводы по результатам проведённого эмпирического исследования.

Основной частью исследования стало изучение проявлений СК и побудительных тенденций на выборке из 128 испытуемых социономических профессий. Логика исследования строилась следующим образом. Были получены интегральные показатели СК на всей выборке, проведены методики, измеряющие мотивационные переменные. Применён метод контрастных групп: испытуемые были разделены на группы в соответствии с величиной показателя СК (низкой, средней и высокой). Сообразно целям и задачам исследования для дальнейшего изучения были взяты две так называемые контрастные группы: группа с низкими показателями СК (обозначена как «низкокреативные») и группа с высокими показателями СК («высококреативные»).

Статистическая обработка, помимо подсчёта корреляционных связей СК с мотивационными тенденциями по всей выборке, заключалась в подсчёте корреляций в контрастных группах, а также значимости различий между группами в силе выраженности и содержании мотивационных образований. При статистическом анализе использовались: данные описательной статистики, статистически значимые коэффициенты корреляции Пирсона, критерии значимости различий в средних – параметрический Т-критерий Стьюдента, непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Также были выявлены предпочтения (ранжирование) испытуемыми личностных ценностей, распределение типов направленности и типов ориентации на достижения в каждой из контрастных групп.

Корреляционный анализ взаимосвязи интегрального показателя СК с данными самоактуализационного теста (САТ) на исследуемой выборке (табл. 1) позволил выявить невысокую, но значимую положительную корреляцию показателя СК с общим уровнем самоактуализации (r = 0,21; p < 0,05). Таким образом, СК связана с самоактуализацией как побудительным основанием личности, предполагает общую ориентировку на личностный рост, развитие, самосовершенствование, но при этом отдельные параметры самоактуализации связаны с СК по-разному.

Значимая положительная корреляция показателя социальной креативности наблюдается со шкалами Креативность (r = 0,30; p < 0,01), Спонтанность (r = 0,25; p < 0,01), Поддержка (r = 0,21; p < 0,05), Сензитивность (r = 0,22; p < 0,05), Ценностные ориентации (r = 0,22; p < 0,05).

Характер взаимосвязей СК с особенностями самоактуализации личности был уточнен в ходе анализа корреляций в контрастных группах. При низкой степени СК сохраняются положительные корреляции со шкалами Сензитивность к себе (r = 0,32; p < 0,05), Спонтанность (r = 0,45; p < 0,01), Креативность (r = 0,44; p < 0,01), а также появляется тенденция к связи СК и Познавательных потребностей (r = 0,30; p = 0,07). В группе с высокими показателями нет ни одной положительной взаимосвязи, но появляется отрицательная корреляция со шкалой Познавательных потребностей (r = – 0,30; p < 0,05). Получается, что низкая СК связана с возрастанием познавательной потребности, а высокая СК основана на её снижении.

Таблица 1

Корреляционная взаимосвязь СК и параметров самоактуализации;

различия между контрастными группами по показателям САТ

Название шкалы (блока) САТ

Коэффициенты корреляции СК и САТ

Среднее значение шкал в контрастных группах

Значимость различий

t-критерий Стьюдента

U-критерий М.-Уитни

Общая

НизСК

ВысСК

НизСК

ВысСК

Самоактуализация

0.21*

0.15

0.02

54.9

58.7*

– 2.0*

617.0*

Базовые шкалы

Компетентность

во времени

– 0.10

– 0.08

–0.07

55.3

51.2

1.0

721.0

Поддержка

0.21*

0.23

– 0.03

54.7

58.6

– 1.7

647.5

Блок ценностей

Ценностные

ориентации

0.22*

– 0.04

0.26

61.4

68.0**

– 2.5**

553.0**

Гибкость

поведения

– 0.03

0.05

0.04

58.0

56.2

0.6

762.0

Блок чувств

Сензитивность

0.22*

0.32*

– 0.15

55.0

61.7*

– 2.2*

577.5*

Спонтанность

0.25**

0.45**

0.18

58.1

64.3

– 1.8

651.5

Самовосприятие

Самоуважение

0.16

0.01

0.04

66.7

73.3

– 1.9

632.5

Самопринятие

0.05

– 0.11

0.09

53.9

56.3

– 0.7

726.5

Концепция человека

Представления о природе человека

0.06

– 0.04

– 0.02

57.9

60.5

– 0.7

731.5

Синергия

0.14

– 0.17

0.20

52.3

58.1

– 1.8

611.5*

Межличностная чувствительность

Принятие агрессии

0.12

– 0.15

– 0.15

49.5

54.8

– 1.8

633.0

Контактность

0.01

0.23

– 0.11

54.9

54.7

0.1

797.5

Отношение к познанию

Познавательные потребности

0.14

0.30

– 0.30*

47.4

52.2

– 1.4

694.5

Креативность

0.30**

0.44**

0.20

43.2

52.3**

– 3.0**

531.5**

Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,01.

Всё это означает, что СК предполагает творческую направленность личности в сфере самореализации, самоподдержку личности (интернальность, внутреннюю независимость, позитивную свободу, автономность), выраженную ориентацию на ценности самоактуализации, повышенную чувствительность к себе, спонтанность поведения, непосредственность выражения чувств, спецификацию познавательной потребности, отношение к познанию не как к простому накоплению знаний, а как к конструированию социального мира.

Рассмотрение усреднённых показателей САТ в контрастных группах относительно статистических норм показывает следующее: высокий уровень СК предполагает, что личность находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам (кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности); для личности с низким уровнем СК характерен умеренный уровень самоактуализации и её параметров, а также «невротические» формы креативности.

Обнаружились значимые различия между контрастными группами по нескольким шкалам САТ (табл. 1). Между группами есть значимые различия по общему уровню самоактуализации, который выше в группе высококреативных (t = – 2.0 при p < 0,05; U = 617.0 при p < 0,05). Наблюдаются различия по шкале Синергии (U = 611.5 при p < 0,05), по шкале Сензитивности (t = – 2.2 при p < 0,05; U = 577.5 при p < 0,05), которые значимо выше в группе с высокими показателями СК. Самые высокие уровни значимости различий между группами с высокой и низкой СК обнаружились по шкалам Креативности (t = – 3.0 при p = 0,00; U = 531.5 при p = 0,00), что естественно, и Ценностных ориентаций (t = – 2.5 при p < 0,01; U = 553.0 при p < 0,01).

Сравнение выраженности самоактуализационных особенностей в контрастных группах показало, что личность с высоким уровнем СК отличается от низкокреативной более высоким уровнем самоактуализации, а также тем, что более целостно воспринимает социальный мир и окружающих людей, легче связывает противоположности, более чувствительна к своим желаниям и потребностям, отличается повышенной рефлексией своего внутреннего мира, творческой направленностью на сферу своей деятельности, а также преобладанием ценностно-смысловых ориентаций самоактуализирующейся личности.

Анализ характера взаимосвязи СК с выраженностью тенденций достижения личности производился в целом по выборке, а также внутри контрастных групп. Полученные данные приведены в табл. 2.

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи СК с мотивами успеха-избегания

Мотивация:

Коэффициенты корреляции СК и тенденции достижений

Общая

Низк СК

Высок СК

Успех

0.47**

0.44**

0.07

Избегание

– 0.07

0.11

0.02

Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,01.

Эмпирические данные показывают, что СК соотносится с мотивацией успеха, особенно при низкой степени выраженности социальной креативности. Взаимосвязи с мотивацией избегания не обнаруживается.

То, что низкая СК предполагает стремление к успеху, можно объяснить, во-первых следующим: низкокреативный человек ощущает себя недостаточно успешным и старается больше согласовывать своё поведение с предъявляемыми требованиями, подстраиваться, быть адекватным и соответствующим заявленным ролям и нормам, т.е. в своем роде «быть успешным». Во-вторых, «малотворческие» люди стремятся достичь успеха, и их творческая активность связана с желанием его добиться, а высококреативные видят смысл своей жизнедеятельности не только в достижении успеха (креативный результат не ради достижения), они творят, руководствуясь другими смыслами.

В результате статистической проверки также обнаружилось, что выраженность мотивации успеха значимо отличается в группе высококреативных в сторону преобладания, отличается умеренно высокой выраженностью; значимых различий по мотиву избегания не выявлено (табл. 3).

Таблица 3

Различия по мотивации достижений в контрастных группах

Мотивация

Среднее значение шкал

в контрастных группах

Значимость различий

t-критерий

Стьюдента

U-критерий

Манна-Уитни

Низк СК

Выс СК

Успех

13.8

17.4**

– 5.3**

357.0**

Избегание

16.8

15.3

1.4

687.0

Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,01.

Получается, что стремление к успеху у высококреативных более выраженное, но остаётся на умеренном уровне. Это означает, что у них больше шансов к гармоничному и счастливому мироощущению, которое подразумевает данный мотив, они «думают о хорошем» и стремятся к его реализации.

Варианты соотношения изучаемых мотивов достижения предполагают выделение трёх видов ориентаций в активности личности, в выполнении субъектом своей деятельности: Успешной (преобладание мотива успеха над мотивом избегания), Избегающей (преобладание мотива защиты от неприятностей, препятствующего успеху), Амбивалентной (равнозначность уровня выраженности мотивов, может подразумевать ситуативность их преобладания). Распределение данных ориентаций было выявлено внутри каждой контрастной группы (табл. 4).

Таблица 4

Распределение респондентов по преобладающей ориентации

(успешная / амбивалентная / избегающая) в контрастных группах, чел.

Преобладающая ориентация

Низкокреативные, %наующимческий

Высококреативные, %

Успешная

15,8

44,2

Амбивалентная

26,3

27,9

Избегающая

57,9

27,9

Получилось, что контрастные группы различаются по виду ориентаций: для низкокреативных более характерна избегающая ориентация, не предполагающая реализации стремления личности к успешности в выполнении деятельности, мало представлены две другие ориентации. Высококреативные с большей частотой характеризуются как ориентированные на успешную реализацию, не встречающую защитных препятствий, амбивалентная и избегающая ориентации представлены умеренно. Естественно, что люди, побуждаемые стремлением и желанием успешно реализоваться, выбирают индивидуализированные способы бытия в социономической сфере, раскрывают свои креативные возможности.

Корреляционный анализ взаимосвязи интегрального показателя СК с данными морфологического теста жизненных ценностей МТЖЦ (табл. 5) позволил выявить значимую положительную корреляцию СК практически со всеми личностными ценностями и сферами жизнедеятельности (кроме сферы физической активности). Корреляционные связи сохранились в группе с высокими показателями СК, а также у высококреативных выявилось значимое преобладание общей силы (выраженности) личностных ценностей. Такие результаты говорят о том, что основу СК составляет, во-первых, полимотивированность личности, разнообразие и многозначность поддерживающих её ценностей, во-вторых – выраженность (возрастающая сила) ценностной мотивации, и, соответственно, большая значимость и осмысленность разносторонних видов активности.

Таблица 5

Корреляционная взаимосвязь СК с данными МТЖЦ;

различия в выраженности параметров МТЖЦ в контрастных группах

Показатель МТЖЦ

Коэффициенты корреляции

СК и шкал САТ

Среднее значение шкал в контрастных группах

Значимость различий

t-критерий Стьюдента

Общая

Низ СК

Выс СК

Низ СК

Выс СК

Сфера активности:

Профессиональная

0.36**

0.27

0.28

57.2

63.0**

– 3.4**

Образовательная

0.45**

0.18

0.30*

54.0

64.5**

– 5.3**

Семейная

0.21*

– 0.13

0.38*

47.5

52.6*

– 2.6*

Общественная

0.35**

0.33*

0.35*

45.9

52.5**

– 3.4**

Увлечения

0.42**

0.28

0.34*

41.9

52.2**

– 4.4**

Физическая

0.16

0.06

0.30*

38.8

42.5

– 1.6

Среднее по сферам

0.46**

0.31

0.44**

45.8

53.6**

– 4.5**

Личностные ценности

Развитие

0.36**

0.23

0.49**

36.7

41.5**

– 3.9**

Духовное удовлетворение

0.37**

0.26

0.27

37.9

42.7**

– 3.7**

Креативность

0.46**

0.19

0.42**

31.3

39.0**

– 4.7**

Социальные контакты

0.34**

0.12

0.18

36.3

41.6**

– 3.7**

Среднее по ценностям гуманистическим

0.45**

0.23

0.41**

35.6

41.2**

– 4.6**

Окончание табл. 5

Престиж

0.29**

0.07

0.33*

31.3

36.5**

– 3.2**

Достижения

0.31**

0.12

0.22

35.6

41.0**

– 3.9**

Материальное благополучие

0.21*

0.04

0.44**

39.5

43.1

– 3.0

Сохранение

индивидуальности

0.34**

0.24

0.31*

36.7

42.0**

– 1.9**

Среднее по ценностям прагматическим

0.34**

0.14

0.39*

35.8

40.7**

– 3.5**

Социальное одобрение

0.24*

0.14

– 0.18

47.9

51.1*

– 2.7*

Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,01.

Было проведено сравнение контрастных групп по ранговым оценкам ценностей и сфер активности личности. Группы различаются в предпочтениях двух жизненных сфер – профессиональной и образования. Высокая СК предполагает предпочтение (сознательный выбор) личностью реализации стремления к образовательной активности, расширению кругозора, повышению уровня образованности, совершенствованию знаний; низкая социальная креативность предполагает концентрацию личности на стремлении к профессиональной активности, на повышенной включённости в производственный процесс, на соответствии нормам и требованиям профессии.

Дальнейший ход исследования предполагает выяснение того, какая направленность личности преобладает в каждой из контрастных групп, что представлено в табл. 6.

Таблица 6

Распределение типов направленности личности в контрастных группах

Направленность

Низкая СК, %

Высокая СК, %

Двойственная

0.0

23.3

Гуманистическая

36.8

46.6

Прагматическая

63.2

30.2

Контрастные группы различаются по типу направленности: для низкокреативных более характерна прагматическая направленность, и совершенно нехарактерна двойственность направленности. Для высококреативных более характерна гуманистическая направленность, но также достаточно представлены и прагматическая, и двойственная направленности, что может говорить о разнообразии в тактиках и формах проявления и реализации социальной креативности и лежащих в её основе ценностей. Нужно отметить, что данный результат характерен для представителей социономических профессий.

В результате проведённого исследования и обнаружения взаимосвязей социальной креативности с мотивационными тенденциями побудительной сферы личности конкретизировано содержание побудительных оснований СК личности. Установлено, что СК личности характеризуется многосложной взаимозависимостью с побудительными основаниями различных уровней (личностные ценности, направленность, тенденции к достижениям и к самоактуализации).

В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные подтверждают гипотезы, приводятся основные выводы, которые говорят о том, что побудительными основаниями социальной креативности являются определённые особенности таких мотивационных характеристик, как тенденции к самоактуализации и к достижениям, личностные ценности и направленность, а именно:

1. Социальная креативность основана на высоком уровне самоактуализации, а также определённой выраженности конкретных особенностей самоактуализации личности (ценностных ориентаций, поддержки, синергии, познавательных потребностей, сензитивности к себе, спонтанности, креативности).

Для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её отдельных параметров, а также «невротические» формы креативности. Личность с высоким уровнем СК находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам, кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности, выраженных умеренно.

Таким образом, СК предполагает выраженную ориентировку на личностный рост, развитие и самосовершенствование, основана на творческом отношении к жизни и социономической сфере. Она поддерживается «внутренней» мотивацией, внутренним локусом контроля, независимостью ценностей и убеждений, а также повышенной сознательностью и осмысленностью, рефлексией потребностей, чувств и стремлений, субъектной позицией личности по отношению к социальному миру. СК предполагает естественное, в том числе целенаправленное, но спонтанное реагирование и выражение чувств. Личность с высоким уровнем СК отличается преобладанием ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности, более целостным восприятием социального мира и окружающих людей, легче связывает противоположности. Высокая СК предполагает спецификацию познавательной потребности, отношение к познанию не как к простому накоплению опыта, а как к порождению нового.

2. Личность с высокой социальной креативностью отличается оптимальной мотивацией достижений, обеспечивающей потенциально больший успех. Таких людей отличает умеренно высокая мотивация на успех в сочетании со слабым мотивом избегания (успешной ориентацией на достижения), они более уверены и продуктивны в реализации своих целей, имеют больше шансов добиться высоких и эффективных результатов, достичь позитивного и гармоничного мироощущения.

Высококреативные люди – это личности с реалистичным уровнем притязаний (с преобладанием ориентации на успех), которые отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Низкокреативных часто отличает неадекватность, т.е. завышенность или заниженность притязаний (мотивация к избеганию), что проявляется в поведении как выбор слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, в ошибочности прогнозов и т.п.

3. Побудительным основанием социальной креативности является выраженность многообразия ценностных ориентиров и значимости конкретных сфер социальной активности, особенно при сильно выраженных показателях данного свойства.

При высоких показателях социальная креативность взаимосвязана со значимо выраженными ценностями как группы гуманистических, так и группы прагматических ценностей (ценности развития, креативности, материального благополучия, престижа и сохранения индивидуальности).

Величина показателя социальной креативности личности зависит не столько от содержания ценностной системы личности, сколько от силы и выраженности ценностных ориентиров, полимотивированности личности.

Высококреативная личность отличается от низкокреативной сознательным предпочтением сферы активности (предпочтение образовательной сферы в отличие от предпочтений профессиональной сферы низкокреативными) и не отличается по предпочтениям ценностей.

4. В социономической профессии для личности с прагматической направленностью чаще характерны низкие показатели социальной креативности, тогда как социономы с гуманистической направленностью чаще всего демонстрируют высокую социальную креативность.

Проведённое эмпирическое исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы. Выявлен ряд перспективных направлений для развития изучаемой проблемы и проведения дальнейших исследований. Они связаны с выработкой дополнительных диагностических критериев СК, усовершенствованием процедуры измерения СК; углублением в психологическое содержание как мотивационного, так и когнитивного и поведенческого компонентов СК; приложением исследований СК к конкретной узкоспециализированной профессиональной нише (социономической или другой); отслеживанием динамики СК в разные возрастные периоды, на разных этапах профессионализации социономов; изучением СК и социального творчества в «социально неодобряемых» формах (манипулятивных приёмах, преступных и антисоциальных действиях), в нравственно-этическом аспекте; созданием технологий поддержки и развития социальной креативности с учётом мотивационно-потребностного состояния личности; разработками тренинговых программ профессионализации, поддержки креативного потенциала социономов, глубинной проработки ценностно-мотивационной сферы и смыслового поля личности.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Чичук Е.Ю., Демидова Т.В. Опыт разработки и апробации программы групповых занятий «Психология межличностных отношений и общения» // Апрельские тезисы: Тез. докл. науч.-практ. конф. студентов факультета управления КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2001. 0,08 п.л. (авт. – 0,06).

Чичук Е.Ю. Аутентичность в межличностных отношениях: разработка и реализация проекта психологического тренинга // Тез. докл. студентов и аспирантов на науч.-практ. конф. факультета управления КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2002. 0,2 п.л.

Чичук Е.Ю. Аутентичность в межличностных отношениях: разработка и реализация проекта психологического тренинга // Проблемы социальной психологии XXI столетия: Сб. матер. Междунар. конгресса МАПН / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2002. 0,2 п.л.

Чичук Е.Ю. Аутентичность в межличностных отношениях: разработка и реализация проекта психологического тренинга // Социально-психологические проблемы ментальности: 5-я Междунар. науч.-практ. конфер. Смоленск: , 2002. 0,22 п.л.

Чичук Е.Ю. Эмоциональный компонент рекламы: предпочтения российских потребителей // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве: Сб. матер. науч.-практ. конфер. СКГТУ. Ставрополь: СКГТУ, 2002. 0,2 п.л.

Некрасов С.Д., Чичук Е.Ю., Панина В.А. Проблема психологической поддержки профессионального становления выпускника вуза // Личность и бытие: личность и профессия: Матер. 1-й Всерос. науч.-практ. конфер. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2003. 0,12 п.л. (авт. – 0,05).

Чичук Е.Ю., Некрасов С.Д. Структура представлений субъекта профессионального становления в начале трудовой деятельности // Личность и бытие: личность и профессия: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конфер. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2004. 0,3 п.л. (авт. – 0,27).

Чичук Е.Ю. Представления о «социальном творчестве» и «социальной креативности» в сознании студентов социономических специальностей // Психология XXI столетия. Т. 3. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. 0,2 п.л.

Чичук Е.Ю. Психологическая поддержка творческой активности как условие самореализации личности будущего специалиста // Психология XXI столетия. Т. 3. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. 0,25 п.л.

Чичук Е.Ю. Социальная креативность как компонент самоактуализации личности в социономической деятельности // Человек. Сообщество. Управление: науч.-инф. журн. Краснодар: КубГУ, 2006. Спец. вып. № 1. 0,4 п.л.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа