Аттракция как один из основных компонентов "скрытого управления"

Аттракция как один из основных компонентов "скрытого управления"

Манджиева Елена Владимировна, ассистент кафедры педагогики и методики инновационного образования Калмыцкого государственного университета. Республика Калмыкия, г.Элиста

Профессионализм в создании доверительных взаимоотношений главным образом основывается на знаниях практической психологии. Она становится все более значимой в повседневной жизни современного человека. Интерес к проблемам практической психологии объясним, с одной стороны, желанием получить новую информацию о себе и об окружающих, с другой – требованием времени, в котором важнее не многое, а нужное.

Неумение устанавливать межличностные контакты, несовершенство в определении истинного психологического состояния партнеров, отсутствие профессионального умения склонять людей к своей точке зрения, неспособность «почувствовать другого человека» приводят к дискоммуникации. В результате люди перестают понимать друг друга, что говорит о несовершенстве их коммуникативно-управленческих способностей. Формирование коммуникативной компетентности в общении как важнейшего направления в психологическом образовании тех, кто профессионально занимается управленческой деятельностью, в настоящее время выступает одной из главных проблем теории управления.

Попытки управлять человеком или группой людей нередко наталкиваются на их сопротивление. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути: попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, т.е. сломить сопротивление (открытое управление) или замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражения (скрытое управление). Понятно, что применять второй способ после провала первого невозможно - намерение разгадано и адресат настороже. Ко второму способу прибегают тогда, когда видят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.

«Скрытое» управление, приносящее одностороннее преимущество, называется манипуляцией. Управляющий субъект является манипулятором, а адресат воздействия - жертвой манипуляции. Манипуляция служит источником конфликта. «Скрытое» управление представляет интерес в двух отношениях. Альтруистическое управление служит цели бесконфликтного решения возникающих проблем.

«Скрытое» управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родители, учителя вместо приказов незаметно и безболезненно управляют ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Здесь цели управления не обнажаются и не демонстрируются, а манипулятивные приемы исполняются искренне и искусно. И чем искуснее игра, тем искренне принимается выигрыш, который записывается не только в актив манипулятора, но также и в актив «жертвы». Такое «скрытое» управление не является манипуляцией. Существуют ситуации, когда бывает очень трудно провести грань - манипуляция это или нет. В этом случае употребляют общий термин «скрытое управление».

В общем случае схема «скрытого» управления имеет следующий вид [1, 42]: сбор информации об адресате воздействия, использование мишеней и приманок, аттракция, побуждение адресата к действию, выигрыш инициатора воздействия. Приведенная развернутая схема описывает любую самую сложную акцию «скрытого» управления. В большинстве случаев она идет по более простой схеме, включающей лишь часть блоков из числа приведенных.

Одним из основных компонентов технологии «скрытого» управления, на наш взгляд, является аттракция. Поскольку именно этот компонент «скрытого» управления имеет целью не только вызвать расположение, привлечь к себе адресата, но и удержать его внимание.

Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого [2, с.40]. Это психологическое понятие, смысл которого - «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа [1, с.45]. Аттракция обеспечивает формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, в частности к партнеру по коммуникации, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств – от неприязни до симпатии и даже любви – и проявляется как особая установка социальная на другого человека. Это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, и одновременно продукт этого процесса, т.е. некоторое качество коммуникативного отношения. В результате процессов аттракции складывается система социальных установок, частично стереотипизированных. Эти установки регулируют отношения личности с ее социальной микросредой [3, с.438]. Довольно часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать. Наличие аттракции значительно облегчает «скрытое» управление объектом, хотя и не всегда выступает в явном виде. База аттракции - потребность человека в положительных эмоциях. Она стимулируется многими приемами: тонким комплиментом, умением слушать, уважительным отношением к объекту, «отзеркаливанием» собеседника, позитивными невербальными проявлениями, комфортным для собеседника расположением и т.п.

«Умение слушать» - этот прием аттракции включает в себя несколько подприемов слушания. Самый главный из них - так называемое активное слушание. Оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Внешним проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, ибо свидетельствует об интересе слушателя, его внимание и полном взаимопонимании. Второй прием - активная поза слушающего: корпус слегка склонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Этой позой не только облегчается слушание, но и демонстрируется заинтересованность, что так важно для говорящего [4, с.78]. Третий прием - уточняющие вопросы. Это оживляет слушание, а сам процесс их формулирования - дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.

Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное. Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник: горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы; является человеком, занимающим более высокое положение. Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого аттракция невозможна. С другой стороны, быстро достигнутое понимание способствует аттракции.

Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин: предубеждения (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом); многозначность большинства слов; неумение точно сформулировать мысль; «закодированность» значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть, кому они адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения; говорящий далеко не всегда начинает с главного, «ходит вокруг да около»; когда же подходит к главному - слушатель уже потерял интерес к сообщению.

Средства достижения аттракции:

Улыбка. У лыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.

Имя. Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество. Уважительно произносимое имя - важный шаг в достижении аттракции.

Взгляд. Визуальный контакт является исключительно важным для аттракции. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредотачивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию. Благодаря взгляду обеспечивается обратная связь между учителем и учеником, определяется степень вовлеченности ребенка в коммуникацию. Он является сигналом в обмене репликами, выражает интимность общения и регулирует дистанцию. Взглядом учитель может выразить свое отношение к ребенку, к его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д. Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Чтобы увидеть всех учеников сразу, учитель нередко смотрит издали, сверху вниз. Но такой взгляд не дает возможности вглядеться в каждого ребенка в отдельности. Наиболее оптимален такой ритм обмена взглядами, когда индивидуальный зрительный контакт учитель чередует с охватом глазами всего класса. Это создает рабочий круг внимания. При ответе ученика учитель внимательно и доброжелательно смотрит на ребенка, давая тем самым понять, что он слышит ответ (этим поддерживается обратная связь) и в то же время периодически переводит взгляд на класс, привлекая внимание всех остальных ребят к отвечающему, а заодно и следя за дисциплиной.

Позы и жесты. Они играют важную роль для аттракции. Наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более - сидит развалившись.

В общении с детьми очень важно использовать прикосновения. Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к ребенку. Передвигаясь по классу, учитель может коснуться руки или плеча отвлекшегося ученика и тем самым привлечь его к работе, может прикосновением отметить удачный ответ, успокоить возбужденного. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Своей жестикуляцией учитель с первых минут создает определенный настрой в классе.

Дистанция. Исследования, проведенные американским ученым Э. Халлом в области проксемики, показали, что существует прямая связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

Увеличение или уменьшение дистанции между общающимися должно быть всегда мотивировано. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений с ребенком. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось ребенком как фамильярность или посягательство на личность. Замечено, что дети, желающие поменьше общаться с учителем, садятся на последние парты. Поскольку зона наиболее эффективного общения учителя с учениками - это первые три парты, которые попадают в личную и интимную зоны на протяжении всего урока. Так, чтобы достигнуть равенства в общении с каждым учеником, учителю необходимо непринужденно перемещаться по классу, меняя дистанцию.

Существует и весьма интересный, но главное действенный способ достижения аттракции - это выполнение шести правил Д. Карнеги, которые позволяют понравиться людям [4, с.31].

Экспериментальное исследование педагогического потенциала «скрытого» управления в учебно-воспитательной работе начальной школы началось в 2004 г . и продолжается по настоящее время. Продолжительные наблюдения за деятельностью учителей средних школ г. Элиста позволили выявить общие и отличительные особенности использования элементов «скрытого» управления в системе учебно-воспитательной работы. Основную управленческую работу с обязательным использованием аттракции как компонента «скрытого» управления учителя осуществляют, преимущественно, на уроках. Результативность урока, на наш взгляд, прежде всего, зависит от того, насколько четко педагог сформулировал цели занятия для себя, какими методами и приемами пользовался для ее достижения, как поставил цель перед учениками, как они восприняли ее. У каждого учителя свои приемы работы для достижения цели урока: приемы включения детей в учебную работу, активизации, приемы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока, стиль общения с учениками, приемы выражения требовательности и доброжелательности. Необходимо отметить, огромное количество учителей, работающих в школе, способствуют и разработке огромного количества различных комбинаций приемов для достижения цели урока. Однако объединяющим фактором в этом случае является использование аттракции, способствующей максимально эффективному достижения глобальной цели – формированию нравственной, совершенной личности, способной включаться в общественную жизнь и реализовывать свои творческие задатки. Средства достижения аттракции, такие как улыбка, дистанция, голос, имя и т.д. наиболее часто используемые учителями на практике – это не набор чисто профессиональных средств в руках педагога, а живые взаимоотношения людей, объединенных одним коллективом, едиными устремлениями. В начальных классах аттракция является одним из основных компонентов «скрытого» управления. Здесь, в первую очередь, мы имеем в виду аттракцию не только как «притяжение», но и как восприятие учащимися учителя как бесспорно харизматическую личность.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе учебно-воспитательной работы школы аттракция играет важную роль. Ее наличие существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса в целом. Отсутствие у учащихся необходимого эмоционального состояния в учебной деятельности неизбежно вызывает коммуникативные трудности. При хорошем настроении работоспособность ученика значительно увеличивается. «На уроке мне нравится: когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно»; «Когда ко мне подходит учитель, я чувствую себя спокойным, я радуюсь, что на меня обратили внимание»; «Я чувствую внимание к себе, это придает мне уверенности»; «Мне не нравится, когда учитель кричит»; «Я испытываю дискомфорт, когда меня не замечают, на меня не обращают внимание»; «Я нервничаю, когда учитель подходит ко мне» - эти состояния учащихся являются показателями того, насколько учителя владеют искусством аттракции, в достаточной ли мере используют на практике основные приемы и средства достижения аттракции. В ходе проводимого нами эксперимента мы не раз убеждались в том, что изучение аттракции, основных средств ее достижения в настоящий момент востребованы современной школой.

Список литературы

1. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. - Мн.: Харвест, 2005. -512с.

2. Психологический словарь (авт. – сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

3. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. – М.: Гарадарики, 2004. – 584 с.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер с англ. - Семенов Ю.В. - М.:ИЦ «Русская Тройка», «Комета», 1989. - 80с.

5. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 544с.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа