Гиперактивность с дефицитом внимания у детей
Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии
Синдром
дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ) представляет исключительно
актуальную проблему в связи с высокой
распространенностью среди детского
населения, достигающей по данным
отечественных и зарубежным исследований
4-10 %, выраженными трудностями обучения
и нарушениями поведения у детей этой
группы. Социальная значимость проблемы
определяется тем, что к подростковому
возрасту у этих детей может наблюдаться
нарастание нарушений поведения. Подростки
с СДВГ входят в группу риска по совершению
антисоциальных действий и правонарушений,
развитию алкоголизма и наркоманий.
Поэтому усилия специалистов должны
быть направлены на своевременную
диагностику и коррекцию СДВГ.
Клиническую
картину СДВГ определяют не только
избыточная двигательная активность и
импульсивность поведения, но также
нарушения когнитивных функций (внимания
и памяти) и двигательная неловкость,
обусловленная статико-локомоторной
недостаточностью. Эти проявления в
значительной степени связаны с
недостаточностью организации,
программирования и контроля психической
деятельности и указывают на важную роль
дисфункции префронтальных отделов
больших полушарий головного мозга в
генезе СДВГ. Формирование концепции
СДВГ имело тесную связь с развитием
представлений о минимальных мозговых
дисфункциях (ММД). СДВГ представляет
собой наиболее распространенный вариант
ММД.
Лечение СДВГ должно
быть комплексным и включать методы
модификации поведения, психотерапии,
педагогической и нейропсихологической
коррекции. Лекарственная терапия
назначается по индивидуальным показаниям
в тех случаях, когда нарушения со стороны
когнитивных функций и проблемы поведения
у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены
лишь с помощью немедикаментозных
методов. В настоящее время при лечении
СДВГ находят применение различные
препараты. За рубежом с этой целью обычно
используются психостимуляторы
(метилфенидат, пемолин) либо трициклические
антидепрессанты, реже - тиоридазин.
Учитывая высокие показатели
распространенности СДВГ в детской
популяции, продолжается поиск новых
эффективных фармакотерапевтических
средств для лечения этого состояния, в
том числе среди препаратов ноотропного
ряда. Исследования в данном направлении
весьма актуальны и в связи с тем, что
применение психостимуляторов,
антидепрессантов и тиоридазина в лечении
СДВГ нередко сопровождается побочными
эффектами.
Целью настоящего
исследования явилось сравнительное
изучение терапевтической эффективности
ноотропных препаратов, а также сонапакса
при СДВГ у детей.
Характеристика
пациентов и методы исследования.
Всего было обследовано 160 детей с СДВГ
в возрасте от 7 до 10 лет. Диагноз СДВГ
устанавливался по данным клинического,
психологического и нейрофизиологического
обследования. Постановка диагноза
основывалась на критериях 10-го пересмотра
Международной классификации болезней
[ВОЗ, 1994] для гипердинамического
(гиперкинетического) синдрома с дефицитом
внимания. Одновременно использовались
критерии диагноза СДВГ по классификации
DSM-IV [1994] Американской психиатрической
ассоциации, которые рекомендованы ВОЗ
в качестве исследовательских
диагностических критериев [ВОЗ, 1994].
Основываясь на классификации DSM-IV,
пациенты были распределены на две
группы: 1 - с сочетанной формой СДВГ
(СДВГ/ВГ) и 2 - с формой СДВГ с преимущественными
нарушениями внимания (СДВГ/В).
Таблица
1. Исследованные группы детей с СДВГ,
получавших медикаментозное лечение
№ группы |
Лекарственный препарат |
Число обследованных |
Лечение, 30-дневный курс: дозы(средняя и суточная), способ, кратность и время введения |
1. |
Церебролизин |
42: 35 мальчиков, 7 девочек |
0,1 мл/кг (2,0-3,0 мл) внутримышечно, ежедневно, 1 раз в день (в утренние часы) |
2. |
Пирацетам |
27: 21 мальчик, 6 девочек |
40 мг/кг (800-1200 мг) перорально, в 2-3 приема (утром и днем) |
3. |
Фенибут |
20: 17 мальчиков, 3 девочки |
12,5 мг/кг (250-375 мг) перорально, в 2-3 приема (утром и днем) |
4. |
Инстенон |
22: 18 мальчиков, 4 девочки |
1,5-2 таблетки в день перорально, в 2 приема (утром и днем); в одной таблетке: 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина |
5. |
Сонапакс(группа сравнения) |
18: 16 мальчиков, 2 девочки |
1 мг/кг (20-30 мг) перорально, в 3 приема (утром, днем и вечером) |
6. |
Поливитамины (контрольная группа) |
31: 27 мальчиков, 4 девочки |
по 1 пастилке перорально, однократно, через день (утром) |
Общий
уровень интеллектуального развития
детей с СДВГ был нормальным (показатели
IQ по тесту Д.Векслера превышали 90),
росто-весовые показатели находились в
пределах нормы. Из исследования
исключались дети с наличием в анамнезе
нейроинфекций (менингита, энцефалита),
эпилепсии, хронических соматических
заболеваний, анемии, эндокринных
заболеваний (гипер- и гипотиреоза,
сахарного диабета), психических нарушений,
связанных с психопатией, аффективными
расстройствами, шизофренией, аутизмом,
умственной отсталостью.
Таблица 2.
Комплексная методика оценки эффективности
лечения СДВГ у детей
1.
Анкетирование родителей с помощью
структурированного опросника C.K.Conners
[1985].
2. Исследование
координаторной сферы и “мягкой”
неврологической симптоматики по методике
M.B.Denckla [1985].
3. Исследование
слухо-речевой и зрительной памяти по
методике
“Лурия-90”
[Э.Г.Симерницкая, 1991].
4.
Исследование сферы внимания:
а)
поддерживаемое внимание - корректурная
проба в модификации Bourdon-Vos;
б)
направленное внимание - тест “кодирование”
из методики Д.Векслера;
в)
распределенное внимание - тест
Струпа;
г) серия заданий на
реакцию выбора с определением времени
реакции.
В
открытом контролированном исследовании
дети с СДВГ были разделены на шесть
групп (табл. 1), в каждой из которых
проводился курс лечения в течение одного
месяца в виде монотерапии. В четырех
группах детям с СДВГ назначался один
из ноотропов: 42 ребенка получали
пептидергический препарат церебролизин,
27 - пирацетам, 20 - фенибут, 22 - комбинированный
препарат инстенон. В группе сравнения
18 детям назначался сонапакс (производное
фенотиазина). В контрольной группе 31
ребенок принимал поливитамины пиковит
в низких дозах. Дозы препаратов, способы
введения и периодичность их приема
приводятся в таблице 1. С целью улучшения
переносимости в начале лечения
производилось постепенное повышение
доз.
Таблица 3. Динамика результатов
исследования координаторной сферы и
“мягкой” неврологической симптоматики
у детей с СДВГ на фоне лечения (M ± m)
Лечение |
Дни |
Общая сумма баллов |
Оценка за задания на ходьбу и равновесие, баллы |
Оценка за задания на чередование движений, баллы |
Церебролизин |
0 |
48,7±3,1 |
16,2±1,7 |
31,8±1,4 |
|
30 |
33,3±2,1* |
10,5±1,0* |
23,5±1,4* |
Пирацетам |
0 |
43,1±4,5 |
14,2±2,3 |
28,9±2,6 |
|
30 |
31,3±2,9* |
11,0±1,8 |
21,8±1,9* |
Фенибут |
0 |
46,9±2,9 |
13,3±1,7 |
33,6±2,0 |
|
30 |
40,2±3,0 |
12,8±1,6 |
27,4±2,2 |
Инстенон |
0 |
55,0±2,6 |
19,3±1,5 |
35,7±1,8 |
|
30 |
40,6±2,6* |
11,0±1,3* |
29,6±2,0* |
Сонапакс |
0 |
49,1±4,7 |
13,9±2,3 |
35,3±2,7 |
|
30 |
38,8±3,6* |
10,9±2,1 |
27,9±2,5 |
Поливитамины |
0 |
44,3±2,7 |
13,5±1,1 |
30,6±1,9 |
|
30 |
39,4±2,0 |
10,9±1,0 |
28,5±1,4 |
Примечание. * - достоверное улучшение, p<0,01. |
С
целью оценки эффективности лечения все
пациенты проходили двукратное
обследование: непосредственно перед
началом лечения (день 0) и в день его
окончания (день 30). Эффективность
оценивалась как с качественной, так и
с количественной стороны, с использованием
специально разработанной комплексной
методики (табл. 2).
При
индивидуальной оценке положительными
результаты лечения считались в тех
случаях, когда у ребенка существенно
улучшались характеристики поведения,
моторики, памяти, а также результаты
выполнения по меньшей мере двух из
четырех заданий на внимание при отсутствии
ухудшения результатов в двух
остальных.
Таблица
4. Особенности действия исследованных
препаратов на показатели поведения,
моторики, внимания и памяти у детей с
СДВГ: положительные эффекты
Исследованные показатели |
Церебролизин |
Пирацетам |
Фенибут |
Инстенон |
Сонапакс |
Поливитамины |
ПОВЕДЕНИЕ: |
||||||
Общая оценка по опроснику C.K.Conners |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
Оценка по шкалам: |
+ |
|
|
|
|
|
Импульсивность-гиперактивность |
|
|
|
|
+ |
|
Проблемы поведения |
+ |
+ |
|
|
|
|
Тревожность |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Трудности обучения |
+ |
|
|
|
|
|
Психосоматические жалобы |
+ |
|
|
|
|
|
МОТОРИКА: |
|
|
|
|
|
|
Общая оценка по методике M.B.Denckla |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
Крупные локомоции |
+ |
|
|
+ |
|
|
Последовательные движения конечностей |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
ВНИМАНИЕ: |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
ПАМЯТЬ: |
|
|
|
|
|
|
Слухо-речевая |
|
|
+ |
+ |
|
|
Зрительная |
+ |
+ |
|
|
|
|
Примечание. + - положительное влияние лечения на исследованные показатели и функции |
Результаты
и их обсуждение.
Эффективность лечения по оценке динамики
индивидуальных показателей оказалась
следующей: при лечении церебролизином
улучшение состояния было достигнуто у
60 % детей с СДВГ, пирацетамом - 48%, фенибутом
- 50%, инстеноном - 59%. На фоне терапии
сонапаксом (группа сравнения) положительная
динамика отмечалась у 22% детей с СДВГ,
поливитаминами (контрольная группа) -
только у 10%. У остальных пациентов
существенных изменений состояния в
ходе проведенного лечения не обнаруживалось.
Что касается положительной динамики у
10% детей контрольной группы, то данный
факт мог обусловливаться свойственными
клинике СДВГ некоторыми колебаниями
выраженности симптомов на протяжении
времени.
Согласно результатам
анкетирования родителей с помощью
структурированного опросника C.K.Conners,
общее улучшение поведения детей с СДВГ
прослеживалось после курса церебролизина,
семакса, пирацетама, инстенона и
сонапакса. Характеристики поведения
детей с СДВГ также оценивались по пяти
шкалам: “импульсивность-гиперактивность”,
“проблемы поведения”, “тревожность”,
“трудности обучения”, “психосоматические
жалобы”. В группе, получавшей лечение
церебролизином, было отмечено достоверное
улучшение балльных оценок по всем пяти
шкалам, по окончании лечения пирацетамом
- “проблемы поведения” и “тревожность”,
сонапаксом - “импульсивность-гиперактивность”
и “тревожность”.
В
неврологическом статусе для пациентов
с СДВГ были характерны негрубые нарушения
в координаторной сфере: в 100% случаев у
них обнаруживались нарушения тонкой
моторики и элементы динамической
атаксии, в 84% случаев - признаки
статико-локомоторной недостаточности.
Дети с СДВГ гораздо хуже, чем их здоровые
сверстники, справлялись с выполнением
двух типов заданий методики M.B.Denckla: на
крупные локомоции и пробы на чередование
движений конечностей. Общие суммы баллов
и балльные оценки за первую и вторую
части исследования были у детей с СДВГ
достоверно хуже (более высокими), чем у
здоровых сверстников. Это обусловливалось
значительным числом ошибок, наличием
пошатывания, тенденции к использованию
вспомогательных установок рук и падению
при выполнении заданий на ходьбу и
равновесие. В пробах на мелкую моторику
у детей с СДВГ отмечались гиперметрия,
дизритмия, большое количество синкинезий
в виде зеркальных движений, сопутствующих
движений мышц лица, головы, туловища,
конечностей, медленный темп выполнения
последовательных движений.
На
фоне лечения ноотропами у детей с СДВГ
наблюдались отчетливые положительные
изменения в двигательной сфере. Это
обусловило достоверное улучшение
суммарных оценок за выполнение заданий
методики M.B.Denckla в группах, прошедших
курс церебролизина, пирацетама и
инстенона (табл. 3). Значительное улучшение
балльной оценки за задания на ходьбу и
равновесие регистрировалось после
лечения церебролизином, семаксом и
инстеноном, за пробы на чередование
движений - церебролизином, пирацетамом
и инстеноном. В контрольной группе не
наблюдалось существенных изменений
качества выполнения этих заданий; у
детей с СДВГ, которым назначался сонапакс,
отмечалось улучшение общей суммы баллов,
а оценки за каждый из двух разделов
методики не претерпели достоверных
изменений.
Положительным
влиянием на поддерживаемое внимание
обладали все ноотропы, но в большей
степени данный эффект проявлялся при
лечении церебролизином и инстеноном.
В группах пациентов, прошедших курс
церебролизина, фенибута и инстенона,
наблюдалось достоверное увеличение
средней балльной оценки за выполнение
теста “кодирование”, что свидетельствовало
об улучшении направленного внимания.
Изучение показателей распределенного
внимания также позволило установить
их положительную динамику: в группах
детей с СДВГ, получавших церебролизин,
пирацетам, фенибут и инстенон, заметно
улучшились точность и скорость выполнения
теста Струпа. В группах сравнения и
контроля результаты, продемонстрированные
при исследовании внимания в день 0,
оставались практически неизменными ко
дню 30.
Обобщенные данные по
оценке влияния изученных препаратов
на показатели поведения, моторики,
внимания и памяти представлены в табл.
4. Действие каждого из них отличалось
своеобразием, что можно использовать
в клинической практике при разработке
тактики лечения с учетом индивидуальных
особенностей детей с СДВГ. Так, ноотропы
по-разному влияли на характеристики
памяти детей с СДВГ. Состояние слухо-речевой
памяти улучшали инстенон и фенибут,
зрительной памяти - пирацетам и
церебролизин. Следует подчеркнуть, что
сонапакс и поливитамины не оказывали
значимого действия на показатели
внимания и памяти у детей с
СДВГ.
Нежелательные побочные
эффекты в группе обследованных детей
с СДВГ на фоне лечения ноотропами
наблюдались редко, не были стойкими и
значительно выраженными и регрессировали
самостоятельно без изменений доз
препаратов. Обычно они возникали при
неточном соблюдении родителями схемы
назначения ноотропов с постепенным
увеличением дозы, приемом препаратов
в утренние и дневные часы. При лечении
церебролизином они были зафиксированы
в 2 (5%) случаях (1 - учащение головных
болей, 1 - трудности засыпания), пирацетамом
- в 1 (4%) случае (нарастание эмоциональной
лабильности), фенибутом - в 2 (10%) случаях
(1 - нарастание эмоциональной лабильности,
1 - беспокойный сон) и инстеноном - в 2
(9%) случаях (1 - появление эмоциональной
лабильности и головной боли, 1 - то же с
возникновением болей в животе). В отличие
от этого во время приема сонапакса у 5
детей с СДВГ (28%) родители отметили
появление психической заторможенности
и сонливости в дневные часы, причем эти
явления расценивались, как умеренно
или значительно выраженные, и потребовали
снижения дозы этого препарата. В
исследованиях зарубежных авторов также
указывается на значительную частоту и
выраженность побочных эффектов
тиоридазина (сонапакса) при лечении
СДВГ у детей, в то время как общая его
терапевтическая эффективность при СДВГ
гораздо ниже, чем у психостимуляторов
[Spencer T. и соавт., 1996; Findling R.L. и соавт.,
1998]. В связи с этим его применение
рекомендуется ограничивать лишь наиболее
трудными для лечения формами СДВГ, в
частности сопровождающимися стойкими
нарушениями поведения.
Динамика
электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с
СДВГ в процессе лечения ноотропами.
До и после курса лечения ноотропными
препаратами большинству детей с СДВГ
(60 человек) повторно проводилось
ЭЭГ-исследование. Анализ ЭЭГ показал,
что до лечения у всех детей имелись те
или иные изменения биоэлектрической
активности мозга, варьировавшие по
степени выраженности от легких до
умеренных. Характеристики ЭЭГ до и после
лечения оценивались отдельно в группах
детей с СДВГ с положительным эффектом
от терапии ноотропами и среди детей,
состояние которых практически не
изменилось (в соответствии с приведенными
выше критериями индивидуальной оценки
эффективности лечения).
Изменения
на ЭЭГ у детей с СДВГ после проведения
курсов лечения ноотропами в целом
характеризовались положительной
направленностью, которая была более
отчетливой в группе пациентов с хорошими
результатами терапии по данным
клинического и психологического
обследования. В результате лечения у
многих детей с СДВГ наблюдалось уменьшение
выраженности отмечавшихся в исходных
записях ЭЭГ диффузного усиления
медленноволновой активности,
неспецифической пароксизмальной
активности, а также медленного
роландического ритма.
Выводы.
Результаты настоящего исследования
показывают, что проведенное детям с
СДВГ лечение препаратами ноотропного
ряда в большинстве случаев сопровождалось
положительным эффектом, проявлявшимся
в улучшении характеристик поведения,
а также показателей моторики, внимания
и памяти. Положительное действие
препаратов ноотропного ряда подтверждено
у 50-60% детей с СДВГ. Важно отметить то,
что при точном соблюдении схемы назначения
ноотропов (постепенное увеличение дозы,
назначение в утренние и дневные часы)
практически не наблюдается серьезных
побочных эффектов, что свидетельствует
о хорошей переносимости препаратов
этой группы.
Изменения
биоэлектрической активности мозга у
детей с СДВГ на фоне лечения ноотропными
препаратами в целом характеризовались
положительной направленностью, которая
была наиболее отчетливой среди пациентов
с хорошим эффектом терапии по данным
клинического и психологического
обследования. После лечения ноотропами
у многих детей с СДВГ наблюдалось
уменьшение выраженности отмечавшихся
в исходных записях ЭЭГ медленноволновой
активности, пароксизмальной активности,
медленного роландического ритма.
Статья Н.Н. Заваденкого, Н.Ю. Сувориновой, Н.В. Григорьевой "Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии"