Сексуальность и философия влечений Зигмунда Фрейда
Сексуальность и философия влечений Зигмунда Фрейда
Яцкевич В. В.
В настоящее время наше общество, значительно отставая от Запада, начинает постигать идею сексуальности. Во многих случаях постижение чего-то неизвестного начинается со слепого подражания, копирования мнений и поведения. В начале прошлого века в нашей стране уже была сексуальная революция. Она была стихийной, неосознанной, поскольку была порождена революцией социальной. Сегодня мы тоже, если и что-то осознаем, то очень немногое. Для нас оправданием является благополучная жизнь стран Европы. Наш фальшивый социализм не оставил нам ни идей, ни идеалов, поэтому нам ничего более не остается, как только тупо подражать.
Систематическим исследованием природы сексуального занимался австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд. Краеугольным камнем его учения является система инстинктов, а также влечений, возникающих в человеческой психике (в сфере бессознательного). Из множества всевозможных влечений он выделяет только те, которые имеют сексуальное происхождение. Его первые значительные труды опубликованы в начале ХХ века.
Секс таинственен и привлекателен. А поэтому любые разговоры на эту тему привлекают внимание всех людей независимо от пола и возраста. Феномен Фрейда, автора учения о психоанализе, состоит в том, что он впервые заговорил на эту тему с позиций науки. Он совершенно прав, полагая, что над физиологией полового акта находится психология человека, которая контролирует этот процесс с позиций подсознательного. Написав об этом, Фрейд оказался в центре внимания мировой науки и общественности.
Он не призывал к сексуальной революции, но характерное для его учения преувеличение роли сексуального влечения в психической жизни человека, послужило оправданием для призывов к "раскрепощению чувственности". Им заинтересовались философы, психологи, психотерапевты. Очень быстро он стал популярным, модным. Быть незнакомым с учением Фрейда стало показателем невежества.
Но, решил ли он какие-то проблемы? Вряд ли. В чем состоит его вклад в науку? Пожалуй, только в психотерапию и не более. Но тема секса стала популярной и общедоступной. Она стала показателем развития демократии во всех странах.
Дело дошло до того, что сегодня западная пропаганда внушает одураченной публике, что у человека нет и не может быть иных достоинств кроме сексуальности. Человек независимо от пола должен быть сексуальным или хотя бы иметь соответствующий вид. Это особо подчеркивается, когда характеризуют президента страны, кинозвезду или пролетария. Приходилось слышать мнение о том, что любой научный доклад не будет воспринят и не прозвучит должным образом, если докладчик будет иметь вид не достаточно сексуальный. И этот идиотизм начинает господствовать во всех странах. И никто даже не пытается возразить и напомнить об иных человеческих достоинствах.
Особенность психоанализа Фрейда состоит, в частности, в том, что он все многообразие бессознательного свел к сексуальности, к действию либидо. При этом сознание по его мнению выполняет исключительно функции торможения (своеобразной цензуры). В этом совершенно очевидна его недооценка сознания.
Либидо в примитивном понимании это сексуальное влечение, предрасположенность к спариванию. Именно в таком понимании данный термин используется трудах Зигмунда Фрейда, "философия" которого является философией неосознанных влечений, возникающих на подсознательном уровне.
(З. Фрейд. Психология бессознательного. М,. "Просвещение", 1989.)
В научном плане либидо - это тот жизненный потенциал любой биологической особи, от которого непосредственно зависит ее репродуктивная способность.
И состояние здоровья, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат эволюции либидо, начиная с детского возраста. В этом состоит его исходная предпосылка. А его так называемый "психоанализ" предполагает изучение эволюции психики и либидо как главного выразителя состояния психического здоровья и здоровья вообще. Психоанализ - это анализ состояния психики человека и соответствующих последствий. Психоаналитиком является тот, кто признает существование первичных бессознательных процессов в психике, порождающих влечения, а также признает, что фундаментом психоанализа является "теория" детской сексуальности и "эдипова комплекса".
Основные побудительные силы человеческого поведения находятся в сфере бессознательного, которая является вместилищем либидо (или сексуальной энергии). Последняя является источником главных влечений, а также влечений к творчеству.
Их природа иррациональна, поскольку они возникают в сфере подсознания. Ведущими из них являются влечение к жизни (Эрос) (как реализация либидо) и влечение к смерти (Танатос). Последнему сопутствует влечение к разрушению. С первым нельзя не согласиться, так как его основу составляет рефлексия. Жизнь является порождением самой себя. Второе влечение не состоятельно как влечение в силу своей разрушительности, в силу отсутствия рефлексии. Оно притупляется и гаснет, то есть не развивается.
Таким образом, всю психологию Фрейд свел к схеме, отображающей взаимодействие двух начал, что создает видимость диалектического процесса. Кроме этого, данную схему не трудно интерпретировать в рамках кибернетического подхода. Стремление к жизни можно обосновать с позиций активно развиваемой сегодня теории самоорганизации. Влечение к смерти можно объяснять как результат действия второго начала термодинамики (закона роста энтропии). Но! "Второе начало" действует за пределами жизни. То есть энтропия растет только в том случае, если нет обратной связи, или иначе, если нет самой жизни. А значит и какой-либо психологии. Поэтому схема Фрейда не соответствует реальности даже в первом приближении.
Исходные посылки, сформулированные Фрейдом, являются чистейшей воды вымыслом, поскольку не имеют оправдания прежде всего у самого автора психоанализа. Что такое "влечение к смерти"? Нет такого влечения, хотя есть множество других влечений. Например, есть влечение к власти, о чем писал Ницше. Т. е. влечений может быть много. Их все объединяет то, что они иррациональны. Реальный человек знает множество влечений.
Возникает множество вопросов, и один из них состоит в следующем: с какой стати психическое состояние должно быть подчинено исключительно либидо? Эмоции человека весьма разнообразны. Это, например, страх, эйфория, желание есть, чувство удовлетворенности и т. д.
Всю психологию человека Фрейд представил как господство бессознательного над сознательным. Это тоже не корректно. Бессознательное действительно господствует, но только в своей сфере, а именно в сфере бессознательного. За ее пределами оно просто не существует. Оно не существует, например, в области мышления. Имеет место достаточно строгое разделение сфер влияния. Хотя это разделение может иногда нарушаться посредством медитации. Т. е. сознание может "вмешиваться", например, в процесс управления пищеварением.
Фрейд настаивает на том, что социально-культурные явления должны объясняться психодинамикой и влечениями. Однако, уместно будет заметить, что природа социальных явлений никакого отношения ни к психике, ни к биологии не имеет. Здесь имеют место качественно различные формы движения материи, несводимые друг к другу. Данное различие для Фрейда, видимо, не представляется существенным. Хотя трудно предполагать, что он не был знаком с диалектическим материализмом.
Жизнь реальных людей с их сознательными действиями, мотивами, оценками, целеполаганием принципиально не сводится к "первичным влечениям". Тем не менее, Фрейд устанавливает жесткую детерминацию сознания бессознательными влечениями. Его бессознательное психическое причинно обусловливает поведение и мышление индивида. Эти положения абсолютно несостоятельны с позиций современной науки.
По мнению Фрейда культура общества подавляет инстинкты индивида, и с этой мыслью он выводит свой психоанализ на социальный уровень. Подавление инстинктов необходимо и независимо от социального бытия. Дело в том, что поведение человека, подчиненное инстинктам, иррационально и опасно прежде всего для самого человека. Различного рода ограничения со стороны общества и культуры в этом плане второстепенны. Прежде всего "человек разумный" сам должен позаботиться о том, чтобы его поведение не было подчинено инстинктам, а было рациональным. В противном случае он может погибнуть. Соответствующих примеров предостаточно. Это различного рода суициды. Поведение любого самоубийцы иррационально, поскольку оно чаще всего бывает подчинено подсознанию, но не сознанию. Человек сам к себе на много ближе, чем общество с его культурой и моралью. Оно всегда опаздывает со своей "цензурой", "аппаратом принуждения и подавления инстинктов".
Безусловно есть подсознательное и есть инстинкты. Но все это абсолютно не имеет (и не может иметь принципиально) отношения к социальным явлениям. Последние не могут быть выведены из психологии. А поэтому абсолютно несостоятельной в научном плане остается попытка Фрейда заложить с помощью психоаналитической теории основание для общественных наук.
Фрейд пишет, что развитие культуры, якобы, сопровождается развитием совокупности ее предписаний и норм, которыми она репрессивно воздействует (давит) на психику индивидуумов, разрушая ее основы. По его мнению люди платят весьма дорогой ценой за социальный и культурный прогресс, так как бессознательные влечения подавляются требованиями морали и культуры. По этой причине люди теряют психическое здоровье и надежду на будущее.
Здесь имеет место целый ряд высказываний, которые являются ошибочными. Развитие культуры действительно сопровождается отрицательными моментами. Главными из них являются следующие два.
а) Усиление нагрузки на человека, на его нервную систему. Это прежде всего нагрузка эмоциональная, информационная. Современный мобильный телефон воспринимается как забава, но каждый, кто его приобрел, значительно ускорил темп жизни. Развитие культуры, в частности, состоит в том, что возросли наши возможности и потребности. Но многие вместо достижений получили только огорчение и стресс.
б) Развитие культуры - это прежде всего развитие разума. А поскольку он аналитичен, то этот процесс сопровождается разрушением морали.
Об этом Фрей как бы ничего не знает. Он пишет, что культура, являясь "цензурой", сдерживает проявление инстинктов. Но, во-первых, названные выше факторы имеют несравненно большее значение, чем подавление влечений. А во-вторых, проявление эмоций не способствует укреплению нервной системы, а скорее наоборот. Кроме этого проявление эмоций в общественном месте возбуждает настроение вандализма толпы. Фрейд как психиатр должен хорошо это знать.
То есть развитие культуры Фрейд оценивает с большой ошибкой. Все его учение представляется чисто спекулятивным построением, возведенным на песке, т. е. без какой-либо основы. Оно - плод абсолютной фантазии, не имеющей связи с реальностью. Есть лишь некоторые аналогии, которые убедительными быть не могут. Возражение вызывает прежде всего исходная посылка, которая не подтверждена до сих пор. Причем здесь "эдипов комплекс"? Безусловно либидо имеет важное значение, но оно ограничено репродуктивной функцией. Всякого рода влечения обязательно чем-то обусловлены, имеют материальную основу, детерминированы. В противном случае влечение не может возникнуть. Оно - ничто. Фрейд ограничивается только констатацией. Он говорит лишь о следствии, не пытаясь говорить о причинах, которые он скрывает термином "подсознательное".
Секс (сексуальная жизнь) действительно имеет важное значение. Но иногда автор психоанализа слишком переоценивает это значение и оказывается на грани с пошлостью. Это сыграло большую роль в его популяризации.
Сегодня для того, чтобы быть современным, модным, нужно иметь сексуальный вид. Сегодня быть цивилизованным - это значит быть способным уберечься от ненужной беременности. Такое поведение обусловлено переоценкой ценностей и распространением эгоистических настроений. Но природу обмануть невозможно - она начинает мстить за невыполнение тех обязательств, которые были приняты Адамом и Евой "плодиться и размножаться". В свою очередь природой были гарантированы те удовольствия, которые сопровождают половой акт, и она сегодня отказывается их давать. В связи с этим можно наблюдать, как причина и следствие поменялись местами: снижение половой активности должно приводить к уменьшению рождаемости; но с учетом "мести природы" уместно говорить и об обратной зависимости: снижение рождаемости влечет снижение половой активности. Если люди не хотят "плодиться и размножаться", то природа "гасит либидо". Механизм данного явления не известен, но факт имеет место.
Всякий процесс развития противоречив, и в связи с этим имеет место следующее противоречие: в обществе господствует сексуальная свобода (спариваться можно во всех условиях без каких-либо ограничений), но вместе с этим люди особенно в цивилизованных странах (в Европе и Америке) становятся все менее способными быть активными в сексе. Среди мужчин молодого возраста слабое либидо (импотенция) становится весьма распространенным явлением. Современный мужчина может иметь сексуальный вид, но это может быть только видимостью.
С учетом биологической функции секс без деторождения порочен. Но порок может быть прекрасным, красивым. В этом состоит еще одно противоречие бытия. Подчеркну, что порочным является не секс вообще, а только секс без его главной функции. Согласно определению порок - это изъян, недостаток, дефект, разврат, беспорядочность. И все это может быть прекрасным, красивым и притягательным в некотором смысле. Этим, в частности, обусловлена обольстительность ведьмы и дьявола (если верить средневековым легендам).
Сегодня под властью этого порока оказались прежде всего совсем молодые люди - школьники и студенты. Сегодня они ходят на улице с голыми животами. Причем размер костюмчика подбирается таким образом, чтобы обязательно был виден пупок. Этой моде (стадному чувству) подвластны девушки и молодые женщины. Вряд ли это является признаком ума. Скорее - наоборот. Есть все основания видеть в этом проявление психологии бессознательного, поскольку ничего осознанного в этом нет. Молодые женщины подчеркивают этим наличие у них либидо. А все прочее для них не существенно.
Поведение этих людей подчинено скорее подсознанию, чем сознанию, и, да, согласуется с учением Фрейда. Последнее в основном характеризуется как учение именно о бессознательном, которое представляется как проявление инстинктов, реализуемых в поведении индивидов в форме тех или иных влечений.
В заключение можно сказать следующее. Поскольку поведение человека явно зависит от влечений, то здесь вполне уместно говорить о "философии влечений". Последние играют для человека очень важную роль. И философия здесь конечно же есть, поскольку она есть в любом бытии. Но Фрейд фактически ограничивается лишь констатацией наличия влечений. Он лишь перечисляет влечения, имеющие сексуальную природу, но при этом не видит диалектику, не обнаруживает ее. А поэтому философию он тоже не видит и не чувствует. Поэтому нельзя сказать, что у него вообще есть какая-то философия.
Главные исходные посылки его учения не нашли подтверждения в современной науке. Они, попросту говоря, "взяты из воздуха" и "притянуты за уши". Его учение представляет собой схему, которая ничего не отражает и не соответствует какой-либо реальности.
Подчеркну, что всюду в литературе учение Фрейда называют именно учением, но не теорией. А это, как известно, совершенно разные вещи. Т. е. его учение - это в лучшем случае нечто наукообразное и не более. К науке может иметь отношение только теория.
При этом нельзя не отметить, что благодаря Фрейду, критикуя его, мы кое-что узнали о сексе.
Философ Л. Сэв пишет: "Историческая заслуга Фрейда в том, что он первым, не считаясь с общественным табу и идеологическими предрассудками, занялся научным изучением сексуальности ...".
(Цит. По К. Х. Браун. Критика Фрейдо-Марксизма. 1982, стр. 27)
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа