Авторская методика музыкально-эстетического воспитания

Авторская методика музыкально-эстетического воспитания

Соловьев Владимир, педагог, г. Москва

То, что предлагаю я, можно назвать методикой с некоторой натяжкой – очень уж просто. Сложно другое – любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных или, как минимум, равных. И без этого метод не работает. Процедурно же метод очень прост. Он называется "Воспитание чувства красоты у детей – с помощью музыки". В первую очередь, данная тематика заинтересует, я надеюсь, тех энтузиастов, которые превыше всего ценят способность и умение ребенка и человека вообще видеть красоту.

Прежде всего, нужно подготовить 25-30 музыкальных отрывков по 2-3 минуты. Из самых разных музыкальных жанров: классика, джаз (диксиленд для начала – и повеселей), фьюжн (сплав музык), эстрада, барды, фольклор, детские песни (в том числе – и из детских фильмов).

Может возникать вопрос: зачем такой винегрет? И не лучше ли слушать 45 минут одно произведение. Рекомендую тем, кто такое спрашивает, попробовать на себе для начала слушание без перерыва 45 минут музыки. К тому же мы заранее не знаем, какая именно музыка понравится детям. Есть, конечно, ярые поборники классики. Или джаза. Или фольклора. Предлагаю помнить, что цивилизованность есть все-таки чувство меры. Да и с детскими душами нужно обращаться бережно – мы же не тянем цветок из горшка, чтобы он быстрее вырос, а поливаем по определенному графику и ждем терпеливо, когда он расцветет. И свой компьютер чуть не вылизываем. И автомобиль. А дети чем хуже? То, что я говорю, можно назвать банальностью – однако практика показывает как раз незнание или неисполнение этой самой "банальности" в ряде случаев.

Дальше все просто. Технология такая: пояснения – фонограмма – подведение итогов по прослушанному отрывку (см. ниже); пояснение к следующему отрывку – фонограмма - и так далее.

Метод, безусловно, в основе своей примитивен – но Вам не нужно придумывать ничего оригинального, так как главное уже сделано: а именно – музыка написана и исполнена. О Вашей роли – инженера детских душ –поговорим чуть ниже. Здесь нужно обязательно учесть еще два важных условия:

1. Музыка должна быть очень хорошей – просто-таки вызывающей восторг (можно и тихий).

2. Исполнители также должны быть самого высшего уровня. На эту тему следует посоветоваться с несколькими людьми. Но на детях не стоит экспериментировать в любом случае.

Можно приготовить музыкальные отрывки на лазерных дисках – однако это будет дорого для большинства родителей и педагогов, так как потребуется минимум 2 лазерных проигрывателя. Поэтому лучше использовать 2 кассетных магнитофона. Либо нужно готовить всю фонограмму заранее – но попасть в ситуацию довольно трудно (знаю по себе – не удавалось практически никогда). К тому же запись нужно все-таки готовить заранее – доходить до крайности в импровизации компоновки "на ходу" не стоит.

Нужно приготовить указанные 25-30 отрывков на нескольких кассетах. Здесь есть 2 варианта:

1. Подобрать на каждой кассете по 5-7 отрывков из разных жанров.

2. Написать на каждой отдельной кассете отрывки из одного жанра. Я лично предпочитаю 1-й вариант.

Рекомендую использовать именно 2 кассетника (или 2 катушечника) – для того, чтобы спокойно, пока дети слушают, подобрать и установить следующую фонограмму, если Вы чувствуете (или видите), что как-то нужно подкорректировать тот вариант, который Вы намечали ранее.

Вообще, при всем кажущемся примитивизме базовой схемы – Ваш урок должен быть произведением искусства. Педагогического искусства. И это произведение искусства может быть исполнено – и таковым стать – лишь при участии исполнителя, композитора, Вашем и, самое главное, детей. И Вы должны быть искренни – и уметь испытывать удовольствие от того, что дети получают удовольствие. Скульптура ведь тоже делается просто – "всего-навсего" отсекается все лишнее. Или картина – "просто-напросто" наносится краска на нужное место.

Не стоит опасаться, что малолетние детишки (например, в школе в 0-м классе) не поймут какую-то музыку – а вообще смотрите на их реакцию (и опять же все хорошо в меру). Многие взрослые почему-то думают, что если им что-то не понятно, то уж ребенку и подавно будет скучно. Им не приходит в голову, что на самом деле все наоборот. В моей практике были дети 2-3 месячного возраста (они-то уж точно никаких "умных" объяснений не понимали). Между прочим, слушание музыки очень хороший способ – в большинстве случаев, работающий – для того, чтобы избавиться от детского крика.

Итак. Отрывки не должны быть по длительности более 3 минут (за редким исключением) – лучше пусть отрывок кончится раньше, чем пройдет интерес или ощущение новизны. Каждый отрывок нужно как-то очень просто обрисовать словами – для детишек до 10 лет можно нарисовать картинки, похожие на сказки. Детям постарше лучше просто рассказать о том, что "эту музыку – например, классику – слушали миллионы людей; и неужели в этой музыке нет ничего такого, что было бы и вам, ребята, интересно". Нужно сделать так, чтобы они призадумались: "А действительно, может, там что-то есть, если так много людей ее слушают".

Здесь стоит отметить еще один важный момент – Ваши пояснения должны быть чуть-чуть (или побольше) похожи на сказку-картинку. Ни в коем случае не стоит даже и пытаться заниматься объяснением=навязыванием того, что "означает музыка" – для любителей подобного, извините, словоблудия, скажу только одно: если бы, к примеру, Сергей Васильевич Рахманинов, счел нужным оставить письменные инструкции или методические пособия, как следует понимать его музыку, он бы, наверное, это сделал. А уж если мэтр, равно как и все остальные, до этого не додумался, то и нам это делать как-то вроде не совсем удобно. Не знаю, как кому, а мне уж точно.

Да и вообще – для чего же тогда придумано искусство, если не для того, чтобы выражать то, о чем нельзя сказать словами? Оставьте детям возможность самим – без Вашего влияния – решить, что же такое означает музыка. И прошу Вас – в основном это для родителей без всяких педагогических навыков – не вздумайте тянуть из ребенка слова про "высокую духовность произведения", про лес или лунную дорожку. В любом случае нужно просто сделать так, чтобы дети просто внимательно слушали. В определенном состоянии – спокойном в первую очередь.

Может появиться трудность с разговорами во время звучания фонограммы - в аудитории. Я разбираюсь с этим вопросом следующим образом: предупреждаю в начале, что при разговорах я буду просто останавливать запись; а когда ребята начинают шуметь или разговаривать, я действительно останавливаю – и спрашиваю лишний раз, интересно ли то, что мы слушаем. Чтобы быть уверенным в их утвердительном ответе на "140%", нужно начинать занятия с энергичной музыки (например: Tiger-Rag – Луис Армстронга), во время которой дети могут даже попрыгать и покричать. Запись этого отрывка, кстати, должна быть обязательно концертной – так хорошо слышны и смех, и восторженные крики в зале.

Здесь одновременно отрабатывается еще один психологический момент – дети начинают доверять педагогу. При этом важно расшевелить детей. И это их возбуждение продолжается несколько минут – и на этом возбуждении они будут слушать и классику, и другую музыку посложнее. И – что важнее всего – будут усваивать ее.

Педагогу также крайне важно обязательно иметь музыкальный вкус – если можно вообще высказывать такое пожелание. Если у Вас есть сомнения на этот счет (в смысле, насчет Вашего вкуса) – то это в любом случае хорошо. Но как же быть с детьми? Есть простой способ: прослушайте написанные варианты несколько раз. И прислушивайтесь к себе – Вам-то самому доставляет удовольствие слушать то, что Вы отобрали.

Есть еще один хороший способ игры, позволяющий очень оживить занятия. Я раздаю детям листочки, на которых прошу их поставить оценки – за "музыку №1", затем за "музыку №2" и так далее. Иногда дети спрашивают, нужно подписывать фамилии. Я отвечаю, что меня интересует их мнение. Вспомните, часто ли в школе Ваши учителя говорили Вам такое. Вспомнили? После моего ответа отношения заметно отогреваются. И я прошу их честно отвечать – если не понравилось, так не понравилось. Еще после каждого отрывка я прошу поднять руки – тех, у кого пятерка; потом тех, у кого двойка. Именно так – в разбивку.

Листочки я собираю в конце занятия - складываю баллы и делю сумму на количество слушателей. Таким образом, можно получить статистику по различным жанрам – а также по прогрессу в восприятии. Например, средний балл за классику, как правило, увеличивается. Реальный факт. В 8-м классе самой запущенной школы в знаменитом подмосковном Солнцево – с первого прослушивания 3-й концерт Рахманинова оценивался в среднем, как 3,95 (то есть практически – четверка). А дети 6-8 лет "кушают" практически любую (цивилизованную, естественно) музыку. И не воспринимают никак кричащую типа "металл". Вообще Эллингтон как-то сказал, что "рок – это не музыка, а социальное явление".

Еще я прошу на следующее занятие кого-нибудь из детей подготовить минут на 20 такое же занятие, как провел я – и провести его с моей помощью почти самостоятельно. Ребята постарше могут к тому же и сами исполнить что-нибудь. Не обязательно под гитару. Можно просто сыграть на флейте или на гобое, или на балалайке. Или на ложках, если хочется ребенку. Таким образом, на очень ранней стадии – иногда уже в 5-7 лет – выявляется и формируется склонность к педагогике у самих детей.

В конце занятия я прошу детей поставить оценку мне лично – за проведенное занятие. Главное, чтобы все время было интересно – и детям, и Вам. Ни в коем случае не нужно ругать какой-нибудь рэйв или хеви-метал. Я Вам рекомендую даже подготовить несколько подобных записей на отдельных 1-2 кассетах. А далее просто. Вы ставите метал или рэйв – дети его внимательно слушают. А после этого ставите, например, Антонио Вивальди для гобоя и струнных – что-нибудь очень возвышенное и романтическое – или Токкату И.С.Баха. А потом – опять то же самое тяжелое. А потом спрашиваете – ну и как? Как правило, детям все понятно. И про оценки помните.

Очень важно прервать отрывок до того, как он надоест – а лучше, что называется "на излете". Когда как раз стало совсем интересно – чтобы именно это впечатление осталось. Чтобы хотелось слушать еще.

Я также делаю еще одно. Перед началом урока я говорю детям, что любой из них может покинуть занятие, ничего мне не поясняя – единственным условием является уход между музыкальными отрывками, чтобы не мешать остальным. Однажды у меня был такой опыт. В класс набилось человек 60 (2-й и 3-й класс) – и я им предложил слушать, пока будет интересно. Естественно, через каждые 45 минут был перерыв 10 минут. Любой ребенок мог уйти в любое время (с учетом вышесказанного). Человек 15 ушли, а остальные дети, весьма довольные, слушали музыку с 12.45 до 18.00 – потом я решил опыт прекратить.

Методика также особенно хороша для детей, обделенных обычным (точнее, необычным) человеческим теплом – для детских домов, колоний и тюрем. Благо, не нужно много денег. Правда, с человеческим теплом у некоторых педагогов в подобных заведениях могут быть проблемы – но я думаю, что хороших людей все равно больше, чем плохих. Метод хорош также для тех семей, где не могут себе позволить купить музыкальный инструмент и тратить деньги на хорошего педагога (или на любого).

Я также предлагаю детям самим записать на их кассеты ту музыку, которая им понравилась. И всегда пользуюсь случаем попросить их написать мне что-то из того, что подготовили они. Очень интересно наблюдать, как меняются вкусы. Задача простая – чтобы ребенку самому захотелось – дома самостоятельно и с друзьями и родителями – слушать ту музыку, которую он слушал с Вами. Это, кстати, о дистанционном обучении – в данном случае, и педагогов-воспитателей, и родителей. Прививать вкус и чувство Красоты – вот в чем состоит наша совместная работа.

Музыку я подбираю исключительно ту, что нравится мне самому. Только так. Примеры (составляйте – как Вам нравится):

1. Ансамбль Дмитрия Покровского – народные песни.

2. Солнечный танец Средиземноморья – Эл ди Меола, Джон Мак-Лафлин, -концертная запись.

3. Индийская народная музыка

4. Народная музыка разных народов

5. "Корни лотоса" – Махавишну-оркестра.

6. Жанна Бичевская – баллады и народные песни.

7. Латинская оркестровая музыка – баллады

8. Иракере – оркестр, Куба.

9. "Мираж" и другое – Жан-Люк Понти

10. Tiger-Rag и другое – Луис Армстронг

11. St.Louis Toodle-OO – оркестр Дюка Эллингтона, 1927 год.

12. 3-й концерт С.В.Рахманинова для фортепиано с оркестром.

13. 1-й концерт для ф-но с оркестром – Дмитрий Кабалевский

14. "Тридцать три коровы", "Жил да был брадобрей" – из фильма "Мэри Поппинс, до свидания".

15. "Два мальчика" и другое – Александр Дольский.

16. "Концерты для гобоя и струнных" – Антонио Вивальди.

17. "Кончерто гросси" – Гендель

18. Произведения для органа, Бранденбургские концерты – И.С.Бах

19. Гитара - классика и современная музыка.

20. "Я мечтал пожить – как дельфин" – "Рондо"

21. Музыка из кинофильмов – красивые баллады – наших и зарубежных (например, баллада из "Тутси").

22. "Dire Straits" – в основном, баллады.

23. Джаз – в основном, диксиленд.

24. Оркестр Садао Ватанабэ.

25. Дейв Грюсин.

26. Классика – на Ваше усмотрение.

В общем, все, чем Вы сами восхищаетесь. Потрясающей музыки вокруг – море. И присматривайтесь к детям – и если Вам повезет, то Вы увидите, сколько мудрости у них в глазах. Может быть, Вы даже сможете у них многому научиться. Рекомендую также перед общением с детьми помолиться. На Ваше усмотрение, естественно. Дай Вам Бог здоровья. И Вашим детям.

Молитва.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Научи меня принять все известия в течение дня со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех случаях помоги мне помнить, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не смущая и не огорчая, а радуя и поддерживая в трудностях.

Господи, дай мне силу перенести наступающий день и все события в течение его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа