Мотивация и самомотивация к обучению
Мотивация и самомотивация к обучению
Виктор Сергеевич Алексеевский, кандидат экономических наук, доцент менеджмента, основатель факультета менеджмента Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического университета.
В основе поведения человека находится «рефлекс цели» — стремление достигнуть намеченного результата. Для этого нужна постоянная собственная психологическая установка: не останавливаться на достигнутом, не бояться трудностей и уважать, оценивать полученные знания и умения с позиций достижения цели. Конкретные цели человек ставит для исполнения потребностей, которые бывают трех типов:
природные, естественные (пища, питье, жилище, семья и т.п.);
социальные (общение, признание, положение);
личностные (самореализация человека в обществе, в деле, в семье и т.п.).
Получение престижной профессии позволяет реализовать все виды потребностей человека и понимание этого формирует у него столь мощную мотивацию к обучению, что возникает комплексная способность к самообучению. Однако существовавшие до сих пор методы обучения не были настроены на использование подобной мотивации.
Со времен Я.А. Каменского — средневекового педагога — применялась «знаниевая модель» обучения, когда человек последовательно и механистически углублялся в предмет: знания, навыки, умения. При этом образование строилось на том, что человек должен был усвоить любым способом (понимать ли, зубрить ли) определенный объем знаний. На этих знаниях путем повторений вырабатывалось умение, которое в процессе дальнейших тренировок и упражнений превращалось в устойчивый профессиональный навык выполнять качественно какую-либо работу.
Эта модель позволила обучить грамоте и трудовым навыкам людей прошлых эпох — феодализма и раннего капитализма. Но в ней недостаточно учитываются личность и способности к самообучению. Поэтому мотивация к обучению чаще всего проявляется как внешнее стимулирование: угроза наказания или лишения удовольствий, еды, питья, сна. Продуктивность такой модели обучения в современных условия недостаточна, а форма ее противоречит представлениям о правах личности и демократических свободах.
К настоящему времени усилиями многих прогрессивных педагогов-новаторов создается на практике новая «способностная модель» обучения.
Знания —> Мышление —> Способности —> Умения —> Навыки —> Мастерство
В ней максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений. Она построена на использовании и развитии имеющихся у человека его особых способностей к восприятию действительности, способностей к определенным видам труда. Тем самым создаются предпосылки построения личностно ориентированной системы обучения, предполагающей использовать самомотивацию к обучению на основе самоопределения, самоорганизации и самореализации. Иначе говоря, используется процесс самопознания личности, провозглашенный еще древними греками («Познай себя!») в качестве источника внутренней энергии развития личности. Поэтому прежнюю модель обучения мы можем образно представить как кувшин с водой, наполняемый камнями до тех пор, пока не потечет из него вода (умения к работе). А новую модель следует представить в виде свечи или горящего факела, который освещает человеку дорогу к цели.
Эта модель обучения помогает человеку утверждать в себе призвание к делу, т.е. самому что-то создавать, придумывать новые способы работы, а не только использовать заученные приемы работы и старые знания. Поэтому менеджер, обученный на принципах данной модели, не будет задавать себе в процессе самоопределения вопрос: нравится мне это дело или нет? Дело в том, что он заранее знает, что нравиться может лишь то, что получается у человека. А получается то, к чему есть способности ума, рук, глаз, тела, памяти. Поэтому ощущение удовольствия от получаемых знаний, сделанной вещи служит менеджеру сигналом того, что он на правильном пути. Иначе говоря, данная модель приучает человека прислушиваться к себе, изучать себя, строить себя и свою судьбу, исходя из собственных ресурсов личности: способностей, ума, нравственности и характера.
Однако помимо понимания процесса мотивации следует использовать в процессе самообучения особый акт настройки личности и организма, который называют установкой. Она как бы находится между мотивацией и деятельностью. Так, если установка, сформированная обстоятельствами или осознанием цели, слабая, то малейшее препятствие может помешать человеку действовать в направлении к цели, а мощная установка (в виде осознания социальной значимости поступка, например, спасения ребенка) не позволяет отвернуться от намеченной задачи и выполнить ее. У студентов установка выступает как готовность к обучению данной специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности. Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Как писал Лев Толстой, «если намечаешь в каком-то месте переплыть реку, то бери выше, — иначе снесет!»
Обучающимся необходимо в самом начале научиться процессу самоопределения и настраивания на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и тем самым — на обеспечение готовности к обучению. Для этого необходимо:
выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала;
сдерживать свои эмоции, свою импульсивность при выслушивании других, а также формировать рассудительность при ответах;
вырабатывать способность к элементарным обобщениям;
вырабатывать способность давать функциональное определение значения слов, находить их иное выражение (синонимы);
тренировать память, чтобы создать объем кратковременной памяти не менее 4-х смысловых единиц, что позволит быстро запоминать фразу.
Эти развитые способности позволят быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала: слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы и образные иллюстрации и таблицы. Именно с этого начинается освоение культуры умственного труда, к сфере которого относится работа менеджера, поскольку важнейшими ее элементами являются: анализ управленческой ситуации, выявление причин случившегося, принятие решений, определение способа достижения цели и решения задач и т.п. Поэтому важно знать, какие факторы (силы) влияют на качество умственного труда — это прежде всего факторы усвоения материала и факторы сохранения продолжительной работоспособности.
Известно, что в основе деятельности человека лежат определенные способности к труду, которые раскрываются понятиями дееспособности и работоспособности.
Дееспособность (физиологическая) — способность человека к различным, качественно разнородным видам труда: от простейших его видов (землекоп, дровосек) до более сложных, например водитель, токарь, еще более сложных (геодезист, наладчик аппаратуры), и совсем сложных: конструктор, инженер, программист, экономист, менеджер. Дееспособность проявляется в развитии и освоении различных видов физической и умственной деятельности, в различном сочетании этих видов труда.
Работоспособность — способность человека выполнять точно специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня производительности труда. Учитывая разные уровни физической и психической тренированности людей к профессиональной (специальной) деятельности, следует понимать и разный уровень работоспособности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, психологической настроенности, физической силы, чувства ответственности и сознательного отношения к делу, от взаимоотношений работника с окружающими его людьми. Таким образом, на работоспособность оказывают влияние следующие факторы:
рефлекс цели — как заранее осмысленный результат его будущей работы;
мотивы — повод, побудительные причины;
эмоции — чувства, переживания.
Нередко мы пренебрегаем тем, что выносливость организма зависит от уровня эмоционального восприятия и эмоционального накала труда. Академик П.К. Анохин считал, что «эмоциональная основа для любых действий человека, и в особенности для реализации целей и намерений, является самым существенным «топливом», без которого все начинания человека разбиваются о первые же препятствия». Эмоции человека формируются под воздействием общения, музыки, стихов, созерцания природы или предметов искусства. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. В противном случае мозг становится логической машиной и лишает нас удовольствия, счастья творческой стороны познания жизни. Поэтому нужно обязательно в процессе обучения сохранять эмоциональную сторону жизни: музыка, стихи, живопись, природа постоянно должны быть вкраплены в студенческую жизнь и в учебную деятельность.
Еще со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувство. На глубину усвоения материала влияют психические процессы отдельного человека. Важнейшие факторы усвоения — внимание, память, умение слушать. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Отсюда для формирования личной культуры умственного труда следует сознательно участвовать в учебном процессе, т.е. самому формировать свое поведение.
Активный физический и умственный труд возможен при высокой активности мозга и всех органов чувств, организма в целом. Чрезмерное нервное напряжение подавляет жизнерадостный труд и приводит к необходимости снимать это напряжение, т.е. предупреждать появление уставания и снижения работоспособности. Человек в течение рабочего дня имеет различные уровни работоспособности, которые распределяются по 4 фазам:
1 фаза — «врабатывания», длится от 15 до 30 минут в начале рабочего дня;
2 фаза — устойчивой работы, длится от 2 до 3 часов;
3 фаза — колебания «работа — усталость», — длится 0,5-1 час;
4 фаза — устойчивого снижения работоспособности (усталость).
Для поддержания длительной и успешной умственной работы нужно соблюдать ряд правил гигиены умственного труда:
проветривать помещение, так как в холодном воздухе лучше растворяется кислород, потребность в котором больше в 8-10 раз, чем при физическом труде;
периодически отдыхать, переключаться с одного вида работы на другой;
поддерживать строгий режим сна и отдыха;
учитывать свои биоритмы (в зависимости от того, кто вы: «сова» или «жаворонок»);
учитывать общие биоритмы: дважды в сутки у человека резко снижается работоспособность сердца — в 13 и в 21 час, в это время не нужны большие умственно-психические и физические нагрузки.
Поэтому для сознательного поддержания уровня восприятия нужно знать и контролировать три стадии снижения работоспособности.
Усталость — сигнал тревоги, указывающий тот момент, когда нужно прервать работу и дать организму отдохнуть, пополнить энергетические запасы. Если этого не сделать, то развивается утомление.
Утомление — снижение работоспособности, как результат труда большой напряженности, интенсивности или продолжительности. Оно выражается в количественном и качественном ухудшении результатов работы. Утомление — это тоже сигнал, но не автоматический тормоз организма. Его можно преодолеть силой воли. Но тогда будет запущен механизм переутомления.
Переутомление — признак патологического состояния, при достижении которого работоспособность полностью не восстанавливается при коротком отдыхе. Поэтому не следует доводить себя, свой организм до переутомления. Необходимо находить способы и время для периодического отдыха, даже путем переключения на другие виды работы. Обязательно создавайте комфортные условия труда — проветривайте помещение, не курите во время умственной работы, сделайте хорошее освещение, уберите источники шума и раздражения.
Важнейшие для процесса обучения психические характеристики обучающихся
1. Внимание. По выражению К. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Качество работы менеджера связано с сосредоточенностью, а главный компонент ее — внимание!
Внимание — настроенность организма воспринимать информацию. Оно связано с концентрацией возбуждения, сосредоточенностью, оптимальной установкой органов чувств (прислушивание, приглядывание и т.п.). Вниманием можно управлять, его можно усовершенствовать. Различают несколько видов внимания:
пассивное — зрительное;
активное — слуховое;
произвольное — требует значительных волевых усилий;
непроизвольное — основано на неосознанной памяти, оптимальной настройке органов чувств, наблюдательности.
Следовательно, можно переходить от зрительного к слуховому вниманию или тренировать себя так, чтобы работали «автоматически» все органы чувств и тем самым обеспечивали бы менее напряженное произвольное внимание. Самым активным является слуховое внимание, поэтому очень важно умение слушать. Это самое трудное — слушать других, так как наш ум не хочет ждать: ведь наша мысль бежит в 5-10 раз быстрее, чем речь. Поэтому нам кажется, что мы уже знаем то, о чем нам начал с подробностями рассказывать собеседник. И мы слушаем плохо, при этом больше изучаем глазами его внешний вид. Мы слушаем, будучи заняты другими делами и на лекциях. Мы забываем самое главное потому, что внимаем словам, а не мыслям собеседника. Нас оглушают наши эмоции по поводу произносимого содержания, нам хочется сделать замечание, не согласиться. Мы готовим свою словесную контратаку! А надо внимать мыслям говорящего и слушать молча!
2. Память — свойство мозга запечатлеть, хранить и в нужный момент воспроизводить то, что было в прошлом, в опыте данного человека. Что он раньше воспринял, продумал, сделал, пережил. У всех людей память индивидуальна, так как состоит из разных видов памяти, используемых в разной доле. Нередко отдельные виды памяти преобладают: слуховая, зрительная, двигательная, эмоциональная, смешанная, осознанная и неосознанная. В процессе обучения необходимо пользоваться максимально возможным числом видов памяти, что обеспечит более экономное «автоматическое» запоминание.
Существуют два фундаментальных требования, без которых невозможна продуктивная работа памяти:
наличие мотивации, заинтересованности;
умение видеть и наблюдать.
Поэтому нужно стараться заинтересоваться в полной мере объектом изучения, поскольку то, что интересует, лучше запоминается.
Нашей памяти помогает воображение, связанное с образами воспоминаний, ассоциациями. Оно обеспечивает создание новых образов, цепочек фактов, что генерирует новые идеи, — возникает творческое решение! Высшим проявлением творческого обращения с памятью является интуиция. Интуиция — это не врожденный дар, а сконцентрированный опыт человека, сочетание изощренной наблюдательности и высокой культуры мышления. Ей свойственно условие высокого эмоционального накала, работа творческой фантазии.
3. Мышление — основное интегрирующее проявление нашей психики, применяемое в умственном труде. Различают несколько способов мышления: репродуктивное (копирующее), эвристическое (творческое). Основой эвристического мышления являются фантазия и интуиция. Человек, обладающий творческим мышлением, в процессе обучения осваивает и излагает учебный материал, опираясь не только на чужие, но и на собственные суждения, умозаключения и доказательства. Он здраво и критически относится к чужим мыслям, точкам зрения, добивается аргументации высказанных положений, умело и оригинально отвечает на вопросы, формулирует новые варианты; он умеет видеть проблемы, имеет склонности к исследовательской работе. Творчеству помогает особый тип памяти — комбинационная память, которая позволяет систематизировать, сопоставлять и, наконец, генерировать новое, т.е. творить, созидать. Другой тип памяти — энциклопедическая память. Она обеспечивает накопление знаний и сведений в процессе учебы, жизненного опыта.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа