Как измерить духовность

Как измерить духовность

Т.С. Злотникова

В 2004 учебном году департамент образования Администрации Ярославской области провел экспериментальный мониторинг уровня обученности учащихся по образовательной области "Искусство". Подготовка к проведению мониторинга велась на протяжении 2003 года.

Несмотря на отсутствие прецедентов (или наличие негативного опыта, в качестве которого педагогическая общественность рассматривает опубликованные материалы ЕГЭ по литературе), мы сочли возможным предложить механизм измерения ЗУНов по образовательной области "Искусство".

Также, вопреки настроениям и репликам учителей ИЗО и музыки, работающих в общеобразовательных школах, и в соответствии с многократно высказанными суждениями специалистов в области высшего профессионального образования − музыкантов, архитекторов, историков и теоретиков изобразительного искусства − мы полагали возможным попытаться:

- установить качество знаний школьников о том или ином виде искусства,

- выявить их умение воспринимать художественный образ не только на эмоциональном уровне, но и на уровне рациональном, в том числе актуализирующемся в вербализации впечатлений,

- установить наличие у школьников навыков в области анализа конкретных произведений искусства.

Условием решения поставленных в ходе мониторнга задач было определено сочетание высокого научно-теоретического уровня и педагогического мастерства у преподавателей "школьных" предметов, обязательно оснащенных необходимыми техническими средствами для ведения учебных занятий.

Настоящая статья является обобщением двухлетнего опыта подготовки, апробации и анализа результатов мониторинга, проведенного совместными усилиями Центра оценки и контроля качества образования департамента образования Администрации Ярославской области (специалист по мониторингу Центра − О.В. Данилова) и кафедры культурологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (рабочая группа под руководством автора данной статьи включала в свой состав на разных этапах работы доцента З.М. Куватова, кандидата культурологии Т.И. Ерохину, кандидата педагогических наук И.М. Ан-драмонову).

Кроме задач, которые традиционно ставятся в процессе мониторинга знаний, умений и навыков учащихся, мы полагали важным обратить внимание на специфические личностные качества и мотивации детей, их готовность к самостоятельному творческому поиску и выбору как содержания изучаемого материала, так и способов его постижения.

К числу личностных качеств, выявляемых в ходе мониторинга, следует отнести такие взаимодополняющие качества, как психологическую конформность (готовность принять доказательно изложенную чужую точку зрения) и бесстрашие (способность высказывать собственное суждение вопреки общему мнению); в данном случае речь идет о необходимости выявить сформированость у детей своего рода духовного иммунитета к массовой культуре, избежать воздействия которой невозможно, но сохранять чувство собственного достоинства и опираться на отчетливые эстетические критерии вполне осуществимо.

Мотивациями, выявляемыми в ходе мониторинга, выступают любознательность (существенно притупившаяся даже у школьников младших классов и практически отсутствующая у детей 10-15 лет) и коммуникативный голод (хорошо заметный в условиях растущего влияния СМИ, Интернета и выражающийся в разрыве духовных контактов между подростками и педагогами, собственно в подростковой среде).

Готовность к самостоятельному поиску в ходе мониторинга выявляется в связи с приобретенными школьниками умениями: (1) формулировать вопросы, требующие ответа в ходе изучения учебного материала; (2) находить недостающие сведения через дополнительные источники (словари, справочники, энциклопедии, научно-популярные издания); (3) ассоциативно мыслить при анализе явлений культуры.

Готовность к выбору содержания и способов постижения материала является, как это ни покажется парадоксальным, важнейшим аспектом умений учащихся, выявляемых в процессе мониторинга. При наличии образовательных стандартов, которым должен соответствовать уровень знаний и умений учащихся, проблема личностно-мотивированно-го и активного выбора может быть решена путем соотнесения общих позиций (фактов, дат, персон, художественных образцов) с конкретными аспектами их изучения. Так, при выборе в качестве изучаемого содержания общих закономерностей эпохи, взаимодействия видов искусства, творческих личностей учащиеся могут обнаружить склонность к системному, строго логическому анализу. При выборе же в качестве изучаемого содержания отдельных художественных явлений они могут проявить тонкость интуиции, способность к эссеистической форме изложения мысли. Данные варианты соотношения содержания и способов его постижения не являются единственными. В ходе мониторинга могут быть выявлены и обобщены другие соотношения выбранного для изучения материала и способов его постижения, исходя из склонности детей к репродуктивной или творческой деятельности в учебном процессе.

Косвенной задачей мониторинга, не заявленной "вслух", но значимой с точки зрения межличностного взаимодействия учителей и учеников, мы рассматривали стимулирование педагогов к развитию у школьников творческой активности и формирование у детей стремления к проявлению ее.

Особое внимание было уделено нравственной компоненте предметов образовательной области "Искусство". Так, в ходе мониторинга могли быть выявлены:

- нравственные категории, осознаваемые школьниками в качестве приоритетных благодаря их интерпретации в отдельных учебных курсах (категории долга, чести, бескорыстия);

- нравственные ориентиры, влияющие на характер взаимоотношений в малых группах (дружба, любовь, ненависть) и учитывающие культурный опыт, изученный в школьных курсах;

- система ценностей, определяющих духовную преемственность поколений (вера, добро, зло);

- способность социокультурного позиционирования и саморефлексии (идеал как критерий отношения к стратам и субкультурам, понимание смысла деятельности интеллигенции, способность воспринять значение крестьянской культуры, понимание проблем взаимодействия личности и государства как актуальных для современного молодого человека).

В силу указанных подходов часть вопросов и заданий, намеренно рассредоточенных среди тех, что основаны на материале отдельных учебных предметов, имеет в виду установление учащимися межпредметных связей на основе понимания общекультурных закономерностей бытия человеческой личности.

Измерители, разработанные нами, представляли собой интегрированный тест по предметам "Изобразительное искусство" и "Музыка".

Часть заданий была строго ориентирована на каждый предмет и проверяла непосредственно предметные знания. Часть имела компетентностную направленность и позволяла отследить способность учащихся интегрировать признаки явлений, относящихся к разным видам искусства, умение видеть связь между культурными и историческими событиями конкретных эпох, а также давать моральную и социальную оценку явлений, отраженных в художественных произведениях.

Содержание вопросов и заданий полностью совпадало с содержанием образовательного стандарта. В силу того, что обучение в рамках образовательной области "Искусство" завершается в 7 классе (с учетом работы начальной школы по программе "1-3"), тестирование проводилось в 8 классе.

Приведу пример заданий и вопросов, аналогичных тем, что предлагались в ходе проведения мониторинга.

Часть А. (Закрытые задания с выбором одного верного ответа).

1. Кому из художников принадлежит картина "Не ждали"?

А. — Репину В — Сурикову С — Васнецову

2. Исключите из логического ряда лишнее понятие

А — соната В — балет С — мажор

3. Соотнесите художников и страны, в которых они жили: А— 1c, 2a, 3b В— 1a, 2c, 3b С— 1b,2a, 3c

1) Н. Ге а) Франция

2) К. Моне b) Италия

3) Рафаэль c) Россия

4. Понятия симфония, комедия, портрет относятся к ….

А — жанрам искусства

В — видам искусства

С — родам искусства

Часть В. (Открытые задания со свободно формулируемым ответом).

1. Определите, признаки каких живописных жанров присутствуют в картине В. Сурикова "Боярыня Морозова".

2. Если бы вы были композитором, какую музыку сочинили бы после знакомства с пейзажем И. Левитана "Весна. Большая вода"? Назовите темп, лад, интонацию, жанр предполагаемого сочинения.

Анализ итогов мониторинга, завершившегося в 2003-2004 учебном году, позволил сделать как общие, так и локальные выводы.

Прежде всего, необходимо отметить, что в связи со специфическим характером изученного школьниками художественного материала измерения учитывали как количественные (оценочные, балльные), так и качественные показатели. Анализ позволил, в частности, оценить не только результаты выполнения заданий по вариантам (открытые и закрытые задания), но и отдифференцировать пошаговые действия учащихся. Этот инновационный опыт позволяет делать выводы и прогнозы, направленные на актуализацию принципов личностно-ориентированного обучения по дисциплинам гуманитарного цикла.

Справляемость учащихся с заданиями носила предсказуемый характер: на 1 (репродуктивном) уровне − 54,01%, на 2 (алгоритмическом) уровне − 44,13%, на 3 (эвристическом) уровне − 25,16%.

Контент-анализ проводился на основании репрезентативной выборки в 159 учащихся-восьмиклассников из 4 школ 3 муниципальных округов Ярославской области.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) составлены на основе минимума содержания по предметам "Музыка" и "Изобразительное искусство" и требований к уровню подготовки учащихся основной (базовой) школы. С помощью данных материалов проверялись:

- усвоение понятийного аппарата и фактологии, характеризующих образовательную область "Искусство";

- обученность восприятию и вербализации художественно-образных представлений в сфере музыки и изобразительного искусства;

- общекультурный уровень, в том числе - гносеологические и аксиологические аспекты эмоциональных, социально-нравственных, религиоведческих представлений.

Максимальный балл (82) не набрал ни один учащийся. Успешность выполнения заданий (выполнили КИМ на "4" и "5") − всего 13,84 % учащихся.

Таким образом, справляемость составила по области 82,39 %; успешность −13,84%.

В ходе проведения мониторинга учащиеся получили отметки (%): "2" − 17,61%, "3" − 68,55%, "4" − 11,95%, "5" −1,89%. Следует подчеркнуть, что эти результаты, вынуждающие говорить о низком общекультурном, а не просто образовательном уровне учащихся, являются серьезным аргументом как в пользу увеличения внимания к изучению предметов гуманитарного цикла, так и в пользу невозможности перехода на безоценочную систему преподавания предметов образовательной области "Искусство".

Позитивные и негативные особенности усвоения учебного материала на уровне открытых вопросов характеризуются следующими показателями.

Наилучшая справляемость отличала ответы на задания, которые требовали:

- знания жанров живописи;

- знания музыкальных терминов, характеризующих темп и лад;

- знания биографий музыкантов и технических характеристик музыкальных инструментов. Наихудшая справляемость отличала ответы на задания, которые требовали:

- сопоставительного анализа элементарной музыкальной и живописной терминологии;

- знания образной и технической специфики видов изобразительного искусства и умения сопоставлять эти знания с общекультурной информацией.

По заданиям части "В" (в том числе со свободной формулировкой ответа) были характерны следующие результаты.

Наилучшая справляемость отличала ответы на задания, материал которых прорабатывался многократно на протяжении обучения школьников разным предметам или в разные годы данному предмету (определение жанра прослушанного музыкального произведения на основе его ритма и интонации).

Наихудшая справляемость отличала ответы на задания, предполагавшие

- умение анализировать содержание и форму живописного полотна с учетом его жанра;

- знание историко-культурных реалий;

- владение общекультурными понятиями;

- наличие религиоведческих знаний и сформированность нравственных ориентиров.

В целом анализ всех ответов учащихся на задания показывает, что качество ответов наиболее высоко (от 50 % до 91 %) в случаях, когда предполагается репродуктивное воспроизведение знаний, полученных не только по предметам образовательной области "Искусство", но и по таким учебным предметам, как МХК, литература, история. По мере возрастания требований к эвристичности анализа, ассоциативному мышлению, выявлению общекультурной компетенции качество ответов снижается до 25-12 %, в отдельных случаях, на которые было указано, − до 0 %.

Анализ полученных результатов позволяет указать на необходимость перехода в сфере обучения дисциплинам гуманитарного цикла на качественно новый уровень, учитывая 2 основных направления работы:

- углубление теоретико-методологической базы обучения по образовательной области "Искусство" (формирование четких представлений о понятийном аппарате);

- изучение отдельных видов искусства, обучение основам научно обоснованного анализа художественно-образных систем;

- обеспечение межпредметной интеграции ("Музыка", "Изобразительное искусство", с одной стороны, - и "Мировая художественная культура", "Литература", "История", а также факультативно вводимые дисциплины, включая перспективу изучения этических, религиоведческих, страноведческих, регионоведческих проблем).

Для решения обозначенных задач представляется необходимым продолжить тестирование; разработать варианты тестовых заданий для изучения уровня гуманитарной образованности учащихся как младших, так и старших классов; провести социокультурное исследование, включив 3 анкеты (для учащихся, учителей образовательной области "Искусство", учителей начальных классов и предметников); кардинально изменить систему повышения квалификация учителей образовательной области "Искусство"; активизировать работу по межпредметной интеграции путем проведения мастер-классов и других методических мероприятий, а также издания нового поколения научно-методической литературы.

Выводы, полученные по итогам проведения мониторинга, позволили обозначить результаты, перспективы и прогноз деятельности в разработанном направлении.

Наиболее значимыми результатами проведенного мониторинга является получение данных о состоянии гуманитарной культуры учащихся, об их нравственных, гражданских, религиозных представлениях и − в определенной степени − предпочтениях, а также об уровне преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

На уровне школьников: обнаружено отсутствие фундаментальной гуманитарной культуры (включая исторические, религиоведческие, лингвистические, эстетические познания); выявлена власть интеллектуальных стереотипов и эмоциональных стереотипов; выявлены трудности вербализации явлений эмоциональной и экзистенциальной сферы; выявлена неотчетливость распознавания общеизвестных культурных ценностей (на репродуктивном уровне), отсутствие навыков алгоритмических действий в гуманитарной сфере, недостаточные умения в области эвристической деятельности, бедность воображения и отсутствие склонности к ассоциативному мышлению.

На уровне учителей: выявлено отсутствие интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла (с учетом необходимости формирования минимизированного и методологически обоснованного понятийного аппарата); выявлено отсутствие межличностного взаимодействия учителей-предметников.

Перспективы дальнейшей работы по проведению мониторинга и использованию его результатов в практической деятельности образовательных организаций Ярославской области определяются в аспекте целеполагания (уровень общий, характеризующий единство целей для школьников и учителей, уровень школьников и уровень учителей), а также в прогностическом аспекте.

Целеполагание (уровень, общий для школьников и учителей) предполагает следующие позиции. Необходимость повысить конкурентоспособность жителей ярославской "глубинки", приведение в единую систему требований к гуманитарной культуре детей и взрослых, как живущих в непосредственной близости от культурных раритетов, так и не имеющих возможности непосредственного контакта с ними. Необходимость уравновесить с помощью освоения культурных ценностей стрессогенность современной социокультурной ситуации. Необходимость компенсировать ментально обусловленный дефицит потребности и способности к выбору как экзистенциально и социально значимой личностной интенции. Необходимо сформировать единое культурное пространство, обитатели которого способны осуществлять корреляцию негативных географических, экономических, социальных тенденций локального социума.

Целеполагание (уровень школьников) предполагает: развитие интеллектуальной сферы; развитие эмоциональной сферы; стимуляцию любознательности; формирование общекультурных компетенций в их гуманитарном инварианте; подготовку почвы для формирования частных компетенций (в сферах нравственной культуры, религиозной культуры, художественной культуры).

Целеполагание (уровень учителей) предполагает: формирование чувства ответственности педагога-предметника за эмоционально-психическую, а не только интеллектуальную сферу личности ребенка; пробуждение потребности в профессиональном совершенствовании; приобщение к значительно изменившимся за последние годы методологическим и методическим принципам преподавания гуманитарных дисциплин.

Прогноз, базирующийся на анализе итогов мониторинга, опирается на следующие предположения. При планомерном осуществлении мониторинга и осуществлении серии методических и организационных мероприятий, смысл которых вытекает из результатов мониторинга, можно прогнозировать утверждение следующих позитивных факторов, характеризующих учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах. (1) Фундаментальная подготовка к переходу на предпрофильное и профильное обучение в старших классах. (2) Обеспечение позитивных компетентностных и личностных результатов обучения школьников в соответствии с современным уровнем требований к гуманитарной культуре молодых людей. (3) Укрепление психического здоровья детей как следствие сформированности нравственной сферы. (4) Корреляция неблагополучного воздействия массовой культуры на духовную сферу детей и подростков. (5) Демонстрация опыта проведения мониторинга и инновационной образовательной деятельности в гуманитарной сфере в качестве пилотного материала для экстраполяции в образовательную систему Центрального региона и России в целом.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа