О мониторинге учебного процесса в вузе

О мониторинге учебного процесса в вузе

Г.Ф. Третьякова, Л.Б. Медведева

Важнейшей функцией мониторинга в педагогическом процессе является систематическое обеспечение обратной связи. В соответствии с этим контроль учебной деятельности учащихся становится неотъемлемым элементом мониторинга.

Согласно общепринятым представлениям о контроле в теории обучения, изложенным во всех стандартных учебниках по педагогике, он может выполнять также функцию руководства и управления учебной деятельностью учащихся, развитием их творческих сил и способностей [2.С.348]. С точки зрения кибернетики, контроль призван обеспечить как внешнюю обратную связь (контроль педагога), так и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). Очевидно, что на ступени высшего образования возрастает роль самоконтроля, поскольку он более способствует развитию самосознания и познавательной активности, помогает студенту стать субъектом учебной деятельности.

Содержание образования в вузе, с одной стороны, включает разнонаправленные учебные дисциплины (например, психолого-педагогический и математический циклы), с другой стороны, имеет единые цели и задачи, о чем свидетельствует анализ учебных программ, например, по дисциплинам «Психология и педагогика» на математическом факультете и «Аналитическая геометрия и линейная алгебра» на физическом факультете. Из проведенного анализа следует, что независимо от учебной дисциплины при ее изучении должны быть реализованы такие общие задачи, как

- формирование представлений об основных понятиях и закономерностях изучаемой науки, о ее взаимосвязях с другими научными дисциплинами;

- ознакомление с практическими приложениями изучаемых вопросов внутри дисциплины, в смежных дисциплинах, а также в реальной жизни,

- овладение навыками и методами применения полученных теоретических знаний в решении широкого спектра практических задач;

- развитие общей культуры, научного мировоззрения, исследовательских умений, навыков самообразования, творческого отношения к деятельности.

Для оценки результатов решения указанных задач необходима адекватная система контроля деятельности студентов по изучению курса, их знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате этой деятельности.

С нашей точки зрения, если преподаватели различных дисциплин будут согласовывать свои позиции в осуществлении педагогического контроля, то это будет содействовать не только усвоению изучаемых курсов, но и формированию у студентов общих учебных навыков, их личностному развитию. Для реализации этой цели необходимо выработать общие принципы контроля познавательной деятельности учащихся, а также формы и методы проведения контроля.

В дидактике школы можно найти разные перечни принципов (требований) организации контроля [1.С. 322]. Для осуществления наших целей в организации контроля к отбору этих принципов будем подходить с позиций современного толкования понятия обучения.

Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, способствующий усвоению учащимися знаний и способов деятельности, а также личностному развитию и учащегося, и педагога.

В соответствии с этой трактовкой в качестве ведущих целесообразно выбрать следующие принципы.

1. Сочетание педагогического контроля и самоконтроля, что предполагает реализацию стандартных требований к изучаемому курсу совмещать с предоставлением студенту определенной свободы выбора сроков, форм отчетности, уровня усвоения знаний и т.п.

2. Всесторонность контроля, означающая, что контроль должен охватывать все содержание курса, требования к уровню его усвоения и все виды учебной деятельности.

3. Наглядность и доступность предполагают информированность студента о том, что контролируется, почему контролируется и как; это позволяет студенту уже с самого начала изучения курса составить отчетливое представление о всех своих возможностях в изучении курса, в частности, планировать темп и глубину самостоятельной работы по курсу, проектировать желаемую итоговую оценку и т.п.

4. Объективность контроля предполагает четко сформулированные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по данной дисциплине для каждого из трех уровней («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») и исключает предвзятые оценочные суждения преподавателя.

1. Систематичность и регулярность контроля позволяют повысить эффективность управления учебно-познавательной деятельностью за счет своевременной корректировки работы преподавателя и студента на основе анализа результатов обратной связи.

Очевидно, что контроль, отвечающий указанным требованиям, должен содействовать формированию способности обучаемых трансформировать полученные знания и навыки в профессиональные умения анализировать, систематизировать, решать и прогнозировать возникающие в профессиональной деятельности проблемы.

В соответствии с указанными принципами нами разработана система контрольных мероприятий, которая имеет определенный универсализм.

Практический опыт показывает, что, обучаясь по одной и той же программе, не все студенты усваивают материал одинаково. Более того, современная парадигма образования предполагает, что студент имеет право выбрать для себя желаемый уровень усвоения курса. Поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы с начального момента изучения той или иной дисциплины познакомить студента не только с программой курса, но и всеми видами деятельности по ее усвоению. При этом важно обосновать необходимость осуществления каждого вида деятельности, предложить критерии оценок этих видов, возможные варианты итогового контроля. Таким образом, студент получает полную систему ориентиров для осознанного выбора индивидуальной траектории усвоения курса. Необходимо также заранее спроектировать все этапы промежуточной и итоговой диагностики с тем, чтобы студент самостоятельно смог определить тот минимум знаний, который необходим лично ему для получения той или иной итоговой оценки.

Поскольку контроль должен быть всесторонним, то, планируя проведение контрольных мероприятий, следует охватить не только содержание курса, но и различные виды учебной деятельности. Очевидно, что разным видам деятельности студентов должны отвечать разные формы контроля. Выбирая формы контроля, желательно отдавать предпочтение тем, которые давали бы возможность усилить диагностическую, обучающую и развивающую функции контроля и его положительное влияние на мотивацион-ную сферу. В соответствии с этим мы используем следующие виды контроля: формальный учет-контроль, контроль-наблюдение, взаимоконтроль и самоконтроль, диагностический контроль, итоговый контроль.

Очевидно, что создаваемая система контролирующих мероприятий должна охватывать содержание обучения, виды деятельности, а также количественный и качественный результат работы студентов на занятиях различного типа.

Традиционные формы организации занятий предопределяют установившийся стандартный перечень контролируемых элементов процесса обучения.

1. Лекционные занятия: знание основных понятий, их свойств, применение как внутри изучаемой дисциплины, так и в других областях науки и практики.

2. Семинарские и практические занятия: умение решать задачи различного типа, в том числе и практического содержания; систематизировать и обобщать факты, делать выводы на основании анализа и моделирования ситуаций и явлений.

3. Самостоятельная внеаудиторная работа: умение работать с учебной и научной литературой, приобретение навыков самообучения, наличие исследовательских умений и навыков.

Контроль за усвоением лекционного материала, как правило, частично осуществляется на практических и семинарских занятиях. Здесь он проводится с диагностической целью в форме небольших самостоятельных работ (10-15 минут), фронтального опроса, организации дискуссии по обсуждению какого-либо вопроса, коллоквиума. Основной объем изучаемого содержания выносится на итоговый контроль.

Практические и семинарские занятия позволяют включить студента в многообразные виды деятельности не только на самом занятии, но и при подготовке к нему.

На занятиях по педагогике, например, используются такие виды заданий, как анализ личных наблюдений за «прикосновениями людей друг к другу», подготовка к «телетайпу» (занятие-погружение в текущую педагогическую информацию), подбор иллюстраций к соблюдению или нарушению «конвенции о правах ребенка». Выполнение и совместное обсуждение таких заданий дают возможность выявить уровень информированности студента в педагогической проблематике и динамику развития различных педагогических умений.

На занятиях по математике, помимо решения задач, предлагаются задания на формулировку понятий и предложений, необходимых для решения задачи, составление алгоритмов решения отдельных задач и наборов «ключевых» задач по теме, на подбор примеров-иллюстраций и контрпримеров. Выполнение перечисленных заданий рассчитано на диагностику уровня развития математического мышления и навыков решения задач различных типов.

На практических и семинарских занятиях используются все виды контроля, кроме итогового. Но следует заметить, что более всего повышает эффективность занятия организация на нем взаимоконтроля и самоконтроля. Эти виды контроля обеспечивают личностную включенность каждого студента в учебный процесс.

Самостоятельная внеаудиторная работа по обеим дисциплинам осуществляется через систему домашних заданий, которые, несмотря на различия в содержании, могут быть идентичны по форме, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица.

Педагогика

Математика

Подобрать или придумать иллюстрации к приемам педагогического воздействия.

Найти или придумать иллюстрации к отдельным математическим понятиям и примеры на применение отдельных теорем.

Составить педагогическую задачу.

Решить задачу по теме.

Составить структурно-логическую схему главы учебника.

Самостоятельно изучить доказательство отдельной теоремы по учебнику, привести схему доказательства.

Подготовить рецензию на книгу или статью педагогического содержания.

Написать мини-реферат на заданную тему.

Эти виды деятельности сопровождаются, в основном, формальным контролем и учетом (на уровне выполнил − не выполнил) или диагностическим контролем (то есть информацией для преподавателя), при котором студент получает устную или письменную характеристику-анализ выполненной работы, что позволяет ему в дальнейшем выполнить подобную работу более качественно.

За годы работы в вузе несколько изменилась наша позиция по отношению к итоговому контролю.

Во-первых, мы пришли к выводу, что необходимо более спокойно и менее предвзято относиться к факту непосещаемости занятий и неравномерного выполнения текущих заданий, поскольку всегда найдется некоторый процент студентов, которые воспринимают жесткие требования как несправедливые, излишне придирчивые, необъективные. Среди этих студентов всегда есть и такие, которые предпочитают "растянутости" изучения курса (1-2 часа в неделю) более компактную самоподготовку, особенно при изучении гуманитарных дисциплин.

Во-вторых, учитывая менталитет современных выпускников средних школ (социальную незрелость, привычку к постоянной опеке со стороны взрослых и т.п.), мы сочли возможным предоставить каждому шанс получить, при выполнении определенных условий, более высокую итоговую оценку. Для этого пришлось несколько изменить взгляд на итоговый контроль и дать студенту право выбрать способ получения итоговой оценки.

Так, для получения итоговой оценки по математике возможны три варианта:

1. Итоговой оценкой за семестр является среднее арифметическое оценок следующих контрольных мероприятий при условии выполнения 70% текущих домашних заданий:

1) оценка за коллоквиум;

2) две оценки за аудиторные контрольные работы;

3) две оценки за домашние контрольные работы.

2. В итоговую оценку включается, по желанию студента, только среднее арифметическое за контрольные работы, что освобождает его на экзамене от практической части.

3. Весь материал выносится на экзамен. Однако это не означает, что невыполнение или несвоевременное выполнение каких-то текущих контрольных мероприятий скажется на итоговой оценке. Правда, в этом случае преподаватель имеет право проверить умение студента решать задачи, вошедшие в контрольную работу, которую студент не писал или не написал.

По педагогике также имеется три варианта получения итоговой оценки.

1. В течение семестра студент выполняет на оценку в 20-балльной системе два результативных контакта, разработку воспитательного мероприятия и контрольную работу. Среднее арифметическое есть итоговая оценка. Если она не удовлетворяет студента, то он может попытаться выполнить эти задания еще раз. Все это должно быть сделано до сессии, при условии, что если он претендует на оценки 4 или 5, то у него должен быть выполнен весь объем самостоятельной работы за семестр.

2. Если студент претендует на оценку 4 или 5 и не удовлетворен своей текущей работой, то при условии выполнения всей самостоятельной работы он может сдавать экзамен.

3. Если студент удовлетворяется оценкой 3, то ему достаточно выполнить половинный объем семестровых заданий и написать контрольную работу.

В заключение считаем необходимым отметить, что для обеспечения большей объективности итогового контроля целесообразно разработать многобалльную систему оценки выполнения заданий, входящих в итоговый контроль (аудиторные и домашние контрольные работы, некоторые индивидуальные задания и т.д.).

Список литературы

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1999.512 с.

2. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1997. 384 с.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений/Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону. 2002.544 с.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа