Японская система иэ
Японская система иэ
Японское слово иэ традиционно имеет разные значения: 1) здание, которое используется как жилье; 2) семья, домочадцы или домашнее хозяйство; 3) группа, состоящая из членов семьи, определяемых в соответствии с Древним гражданским кодексом Японии; 4) семейная линия (род), которая ведет начало от чьих-либо предков и продолжится в будущем. Холл и Бирдсли (Hall и Beardsley, 1965, с. 78) определяют из как «патриархальный клан, сеть домочадцев, семейств, связанных родственными узами через своих предков; из включает основные (жилые) и вспомогательные (хозяйственные) постройки, передающиеся из поколения в поколение». Хотя и существовали различия в хозяйственно-семейном укладе (системе иэ) у разных классов, в разных местностях и в разные исторические отрезки времени, система из оказала огромное влияние на японское общество и формирование семейных традиций японцев. Говорят, что устои системы иэ ослабли после Второй мировой войны в результате пересмотра гражданского кодекса, увеличения числа малых, нуклеарных семей и роста приверженцев индивидуализма в японском обществе. Но иэ еще сохраняет свои позиции во многих семьях по всей Японии как давнишний обычай или как моральная ценность с уменьшающимся, но все еще значительным общественным влиянием.
Истоки системы иэ
Основы формирования семейного уклада иэ следует искать в поклонении предкам. Для большинства японцев, за исключением императора и аристократов, происхождение и имена их предков обычно были неизвестны. Тем не менее все домашние кланы (семьи) имели предков, которым они поклонялись. Эти предки воспринимались как обобщающий образ всех прародителей, возглавлявших фамильную династию со времени основания иэ (Такэда, 1981, с. 7). К тому же существовала вера, что предки после смерти становятся хотокэ (Будда), так как, по буддийскому учению, хотокэ представляет собой высшую форму существования, достигшую стадии духовного просветления. Поэтому под влиянием синтоизма и буддизма культ предков в системе иэ стал абсолютным.
При таком семейном укладе люди поклоняются своим предкам, так как верят, что прародители заложили основу для существования их иэ, наблюдают за семьей и обеспечивают ее благополучие. Считалось, что если кто-либо не гордится своими предками, он будет проклят. Даже в наши дни в домах японцев имеется буцудан (домашний алтарь) для вознесения благодарности покровителям иэ, и члены семьи (все домашние) строго соблюдают обязанности по уходу за могилами предков и периодически навещают их, например в летний праздник Бон, или О-бон (День поминовения усопших.).
Хозяйственно-семейный уклад – система иэ
Патриархат — одна из главных отличительных особенностей системы иэ. Глава дома (обычно это старший мужчина в семье) распоряжается всеми действиями домочадцев и обладает абсолютной властью контролировать все происходящее в семье. Например, его согласие необходимо, когда члены семьи женятся или выходят замуж»
И они обязаны почтительно подчиняться его решениям. Японцев с самого детства приучали к этой системе и пониманию своего места в жесткой иерархии иэ. Глава дома всегда рассчитывал на привилегированное отношение, и его обычно обслуживали другие члены семьи. Например, его еда должна была быть сытнее, его должны были всегда приветствовать, когда он приходил домой, и его место за столом всегда было выше, чем у остальных членов семьи. Вдобавок глава семейного клана полностью контролировал состояние семьи через право прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть. Однако, как указывает Кавасима (2000, с. 156), эти элементы патриархата в системе иэ были значительно сильнее в семьях самураев, чем у крестьян и ремесленников.
Преемственность (непрерывность) семейного клана была чрезвычайно важна в системе иэ. Сознание того, что все члены семьи принадлежат к одному роду, делало их сплоченными, нацеленными на сотрудничество и укрепление своего иэ. В особенности это относилось к самураям, дорожившим кровным родством с главой своего рода. Поэтому самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц для продолжения фамильной родословной; одной из главных обязанностей жены было родить сына — наследника и продолжателя рода. Для статуса самурая имело большое значение наличие и количество известных предков в роду.
Положение женщин в системе иэ было невысоким, так как считалось, что они — существа низшего порядка по сравнению с мужчинами. Даже успешно выйдя замуж, женщины не обретали прочного положения, так как их могли отослать обратно в родительский дом по любому поводу. Жены должны были приспосабливаться к обычаям иэ в семье мужа и усердно трудиться, чтобы угодить его родителям. Но самое важное — они должны были рожать детей, и, если жены не справлялись с этими обязанностями, их часто принуждали к разводу. Систему иэ характеризует и нацеленность на будущее: обязанность всех членов семьи — обеспечить непрерывность семейной родословной. Для этого семейному клану требовался наследник, и одним из способов заполучить его было усыновление. Поэтому, хотя происхождение играло очень важную роль, продолжение семейной линии считалось еще более важным, и японцы обязаны были сохранять ее даже если родословная обрывалась. Согласно Кавасима (там же, с. 37), японская система усыновления преследовала две главные цели: 1) получить наследника для передачи собственности на землю и имущество рода и 2) обеспечить исполнение соответствующих обрядов для ублажения прародителей семейного клана. Таким образом, хотя усыновление в большинстве стран обычно касается детей, потерявших своих родителей, оно имеет отличительные особенности в Японии. В эпоху Эдо, например, усыновление считалось эффективным способом получить наследника. В те времена супруги были вынуждены ограничивать число детей, так как наличие большого числа потомков могло угрожать самому существованию иэ, истощая ресурсы семьи без какого-либо возмещения в настоящем и будущем. Тогда родителям было очень трудно планировать количество детей, да и смертность была высокой. Поэтому усыновление считалось важным средством продолжения иэ.
Усыновление... долгое время рассматривалось в Японии как альтернативный путь получения наследника, и поэтому семья могла ограничивать число детей без риска оборвать родословную своего клана. Если в иэ не было мальчиков, мог быть усыновлен муж дочери. Если не было никого в живых для усыновления, могли усыновить чужих девочку или мальчика для продолжения рода (Hanley, 1997, с. 138-139).
Иэ и классовая структура общества
Поскольку на формирование домашнего уклада (системы иэ) самураев сильно повлияли конфуцианские идеи, ему были присущи строгие официальные признаки, сложившиеся под воздействием долгой истории и традиций. Патриархат неукоснительно соблюдался, глава дома (клана, рода, семьи) имел огромную власть, и ему добровольно подчинялись все другие члены семьи, считавшие его главенство священным и безусловным (Кавасима, 2000, с. 15). Для самурайского иэ также было характерно уделять большое значение продолжению рода и прославлению и возвышению своего дома (иэ). Самураи всегда знали свое происхождение и имена предков и гордились своей семейной историей, которая передавалась из поколения в поколение. Прерывание родословной считалось позором для семьи и преступлением в отношении предков — поэтому самурай должен был поддерживать славу и достоинство своего иэ, имеющего долгую историю. Выражения типа «во благо иэ» и «позор до последнего поколения иэ» отражают типичное мышление самураев.
С другой стороны, крестьянские семьи занимались производством конкретной продукции, и все члены семьи выполняли какую-то часть общей работы в соответствии со своими способностями. Поэтому чисто экономически для крестьян было трудно содержать неработающих членов семьи - каждый должен был трудиться вместе с другими, чтобы выжить. Все члены семьи занимали положение в иэ соответственно значению выполняемой ими работы. Поэтому какая-то часть власти не сосредоточивалась у главы рода, но как бы разделялась между другими домочадцами. К тому же, хотя власть главы рода и была наиболее сильной, но она не носила характера деспотии в силу свободной, теплой и дружеской атмосферы, существовавшей в крестьянских семьях (там же, с. 13). Как утверждает Хэнли (Hanley, 1999, с. 138), «дом или семейный уклад, получившие развитие в период Токугава, являлись по существу корпоративным целым; это была экономическая единица, единица продукции, которая была существенной частью сообщества».
Иэ и брачное право
Часть гражданского кодекса — брачное право — было принято в 1898 году и действовало еще и после Второй мировой войны. В нем содержались многие статьи, характеризующие систему иэ. Закон рассматривал систему иэ бывших самураев в качестве образца семейного уклада, поскольку именно самураи стали бюрократами в эпоху Мэйдзи. Поэтому, хотя брачное право включало положения, которые не совсем устраивали простых людей, оно оказало большое влияние на японский семейный уклад (иэ) в части формирования моральных устоев и мировоззрения (Кавасима, 2000, с. 174).
Во-первых, согласно семейному законодательству (брачному праву), глава семейного клана (дома) наделялся законной властью над остальными членами семьи. Он мог решать вопросы бракосочетания, развода и усыновления (удочерения) в свой семье и мог также награждать участком или домом своих домочадцев (там же, с. 172). Глава иэ имел право исключать членов семьи из семейного регистра в случаях неповиновения его распоряжениям. То есть в брачном законодательстве в деталях были расписаны права главы дома.
Во-вторых, закон позволял родителям контролировать жизнь своих детей — последние нуждались в родительском согласии, когда сочетались браком, разводились, участвовали в усыновлении, занимались бизнесом. Родители могли выбирать, где жить их детям, распоряжаться состоянием своих детей и их жен. После Второй мировой войны старый гражданский кодекс был переработан и система иэ аннулирована. Таким образом, власть главы семьи утратила свою легитимную базу. Действующий в наши дни гражданский кодекс наделяет мужа и жену равными правами; для бракосочетания и развода теперь необходимо лишь согласие обоих партнеров, наследство также делится поровну. Семейный регистр также был пересмотрен с учетом изменений в индивидуальных правах. Новая редакция гражданского кодекса способствовала исчезновению старинной системы семейного уклада (иэ) в современной Японии.
Заключение
В последние десятилетия японцы усердно работали по созданию условий для грандиозного экономического роста страны, в процессе которого изменилась структура индустрии, и много молодых людей подалось из сельской местности в города. В результате видоизменилась и японская семья, катастрофически выросло число малых семей (с одним-двумя детьми).
Система иэ все еще оказывает влияние на японское общество, но ее значение в большой степени утеряно в молодом поколении. Согласно опросу общественного мнения (Prime Minister`s Office, 1997), 44% респондентов считают, что молодожены должны носить одну фамилию, 33% полагают допустимым оставаться с разными фамилиями. Это показывает, что убежденность в необходимости для жены уходить в иэ своего мужа разделяют меньше половины молодых японцев. Хотя брак обычно заключается между членами разных иэ, сейчас он чаще рассматривается как дело самих молодоженов, а не их семей. Согласно опросу общественного мнения (Prime Minister`s Office, 2000), 51% респондентов считают, что отношение к мужчинам в семье должно быть более уважительным, чем к женщинам; 40% думают, что относиться к мужчинам и женщинам надо одинаково. Последняя цифра иллюстрирует сильное ослабление позиций патриархата в японской семье. С другой стороны, женщины стараются удержать старших сыновей от женитьбы, считая, что они должны заботиться о своих родителях согласно жестким предписаниям иэ. Такая позиция говорит о том, что традиционное мышление все еще сильно в Японии, но также совершенно ясно и то, что основы японской семьи в наше время сместились от коллективистских устоев иэ в сторону индивидуализма.
Список литературы
Hall J., Beardsley R. Twelve doors to Japan. New York: Mcgraw-Hill Book Company, 1965.
Hanky S. Everyday things in premodern Japan. London: University of California Press, 1997.
Prime Minister`s Office. The public opinion poll about the family law (online), www8.cao.go.jp/survey/shakaiishiki-H20.html. (1997)
Prime Minister`s Office. The public opinion poll about the society where men and women participate equally (online), www8.cao.go.jp/survey/danjyo/y-index.html. (2000)
Кавасима Т. Нихон сякай но кадзокутэкикосэй (Японское общество и семья). Токио: Иванамисётэн, 2000.
Такэда Т. Нихон но иэ (Японский дом). Токио: Кокусёкан-кокай,1981.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа