Структура культурно-образовательного пространства
Структура культурно-образовательного пространства
Щиголева Нина Васильевна
Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это означает, что сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды.
Идея формирования культурно-образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность.
Новые задачи школы, многообразие учебных заведений, учебных программ, учебников, социокультурные процессы, связанные с гуманизацией, гуманитаризацией, развертывание информационного пространства являются также факторами, которые надо учитывать при выборе путей организации пространства. При этом думается, что культурно образовательное пространство не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно априори должно быть избыточным и многовариантным, что обеспечивает свободное развитие, а следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса.
Многочисленные издания последних лет свидетельствуют о все возрастающей приверженности авторов к термину "пространство": единое образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т.д. (С. К. Болдырева, Н. Л. Селиванова, Е. В. Бондаревская и др.). Каждый из терминов представляет собой реально существующий феномен, включающий в себя определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности.
В настоящее время понятие "образовательное пространство" вводится в категориальный аппарат педагогики, глубоко исследуются различные его аспекты. (Виленский М. Я., Гинецианский В. И., Конев В. Я., Мещерякова Е. В., Панов В. И., Слободчиков В. И., Шендрик И. Г. и др.). Под образовательным пространством многими психологами, педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Осмыслению сути категории "культурно-образовательного пространства" способствует анализ теоретического багажа, накопленного научной литературой. Категория "культурно-образовательное пространство" выступает объектом анализа в педагогике, в пограничных областях взаимодействия педагогики и философии, педагогики и культурологии, социологии и философии и т.д.
Обозначенный термин интегрирует весьма сложные междисциплинарные теоретические проблемы - культура и образование. В самых авторитетных курсах, посвященных исследованию культуры и образования, проблематика их пространственной организации практически отсутствует. В связи с тем, что культурно-образовательное пространство охватывает феномены "культура" и "образование", то в исследовании культурно-образовательного пространства использовались основные подходы и концепции культуры, которые сложились в современном отечественном социогуманитарном знании. Среди них теоретические работы В.С. Библера, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Н. З. Чавчавадзе и др.
Другую группу образуют фундаментальные работы, посвященные проблемам философии образования (Н. Б. Крылова, Е. Г. Осовский, В. С. Швырев и др.). Изложенные в них концепции, идеи позволяют исследовать, раскрывать место и роль образования в обществе, понять фундаментальные основания культуры, ценностные ориентации человека как субъекта и носителя культуры.
Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.
Культурно-образовательное пространство является предметом исследования Гладченковой Н. Н., Ничипуренко И. М., Усатой Н. Н и др.
В нем условно мы выделяем учебно-развивающую среду школы, внеклассную досугово-развивающую среду.
Учебно-развивающая среда школы (учебная деятельность в школе, выполнение домашних заданий, самоподготовка и т.д.) является основным источником познавательной, культурной информации. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации в стенах образовательного учреждения. Затем рейтинг этой среды снижается.
Внеклассная досугово-развивающая среда очень привлекательна для младших школьников. Дети начальных классов активно включаются в жизнь класса, школы; любят объединяться, сообща участвовать в творческой деятельности, проявляют интерес к общению с детьми, к творческим объединениям, кружкам.
Данные компоненты культуро-образовательного пространства представляют педагогически организованные среды.
На эти компоненты культуро-образовательного пространства школы влияют внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, культуросозидательная среда просветительских учреждений. Это педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения.
Внешкольная образовательная среда представлена учреждениями дополнительного образования. Влияние ее на младших школьников большое, даже больше, чем досуговая среда: занятия в музыкальной, спортивной, художественной школах, домах творчества и т.д.
На развитие и саморазвитие младших школьников оказывает семейная среда (родители, родственники). Ее влияние велико.
Возрастная среда (одноклассники, товарищи во дворе и т.д.) также питает личность младшего школьника. От класса к классу интерес к общению с детьми растет, увеличивается удельный вес общения.
Массово-коммуникационная среда (среда средств массовой коммуникации) и культуросозидательная среда просветительских учреждений оказывает небольшое влияние на младших школьников, но затем их рейтинг увеличивается.
Перед педагогами встает задача наполнить культурно-образовательное пространство школы таким содержанием, которое помогло бы детям избежать духовного и нравственного оскуднения в период кризисного состояния общества. При построении культурно-образовательного пространства от класса к классу необходимо вносить изменения в структуру, содержание, организацию образовательно-воспитательного процесса, которые бы обеспечили культурную идентификацию, социализацию и индивидуализацию каждого ребенка.
Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Модель культурно-образовательного пространства как развивающейся целостности включает в себя
- пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьных зданий, дизайн интерьера и т.д.), символическое пространство школы (различные символы, настенная информация и т.д.);
- содержательно-методический компонент: концепции обучения, воспитания, учебные программы, планы, учебники и т.д.; формы и методы организации образования (урок, дидактическая игра, экскурсия и т.д.; ученические исследовательские сообщества, структуры классов и школьного самоуправления и др.);
- коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды - распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы; коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среды субъектов образования, степень скученности; организационные условия - наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей и т.д.).
Модельное представление культурно-образовательного пространства позволяет обозначить основные направления проектирования, развития, управления им: развитие предметно-пространственной среды школы как развивающей среды; содержание и организация образовательного пространства (обогащенного, наукоемкого); развитие межличностных свойств, отношений, культуры общения (организация общения, обучение ему и корректировка отношений). Мы согласны с теми направлениями педагогической деятельности, которые выделяются О. С. Газманом в современной парадигме гуманизации:
обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития самости (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексию, физической и психологической защиты);
создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и физического существования и развития ребенка (мебель, учебники и т.д.);
организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат).
Мы согласны также с исследованиями, изучающими образовательную среду, где подчеркивается, что ее гуманизации способствуют обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых, персонализация среды (фиксация определенной части среды как своего "я"), создание "среды для меня", т.е. образовательной среды каждого индивида; обеспечение личностного роста субъектов среды.
Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей младшего школьного возраста. Создание культурно-образовательного пространства начальной школы дает возможность действовать на объективные обстоятельства жизни детей в школе и на субъективную основу их личности. Начальная школа - это культурно-социальная плацента для каждого школьника, где формируется и отрабатывается социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. Культурно-образовательное пространство школы ограждает младших школьников от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Оно является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает им чувство защищенности, что во многом определяется личностью учителя, его образом жизни. В культурно-образовательном пространстве младший школьник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.
Нельзя согласиться с мнением, что если младший школьник еще не сформировавшийся субъект социализации, что он органичен в своем участии в социальной жизни, то нет и необходимости организовывать социальное поле. Это возраст, когда дети устанавливают подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом, время развития позиции субъектности. Предпосылками субъектности являются элементы рефлексии (оценка своих действий, интерес к своему внутреннему миру); избирательная активность в проекции своего сознания на мир вещей и мир людей; способность реагировать на ситуации отношений людей, оценивать из; желание получать знания о мире и выстраивать представления о себе в нем; проявление потребности отбирать социально значимые ценности.
Создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и простраивая культурно-образовательное пространство, школа способна формировать тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы, а также корректировать профессиональную деятельность учителя.
Важно отметить, что кроме школьного пространства выделяется "я - пространство" (пространство личных переживаний, проблем и способов их решения; событийное пространство; пространство взаимоотношений и взаимодействия с детьми, педагогами; пространство предметное), пространство класса. Пространственную структуру класса можно представить в виде автономных зон: учебной, игровой, личностно-ориентированной. В учебной зоне находятся столы учащихся и педагога, доска.
Широко известен эффект "научной беспомощности", обнаруженный при изучении людей и животных. Оказывается, если организм в течение длительного времени находился в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, т.е. находился в условиях территориальной изоляции, то он становится беспомощным и во всех других ситуациях, демонстрируя неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них (Л. Шустова). Индивидуальные столы, шкафы для личных вещей - это некие символы личной территории ученика. Дети заботятся о ней.
Игровое пространство выполняет в начальных классах роль амортизатора возрастного кризиса, способствует скорейшей адаптации ребенка к школе. Создание условий, органично сочетающих игровые типы жизнедеятельности, позволяет младшим школьникам ярко проживать жизнь, реализовать потребность в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности. Игровое пространство не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации Игра позволяет создать обособленное пространство для "внутренней социализации" каждого ребенка (Л. С. Выготский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности.
В селе школа является не только образовательным учреждением, но и культурно развивающим и досуговым центром, часто - единственным очагом культуры. В сельской школе органично соединено основное и дополнительное образование. Дополнительное образование представлено в основном общественными, самодеятельными объединениями, участниками которых явл
Личностно-ориентированное пространство предназначено для индивидуального обучения, досуга, для более тесного общения на уроке, для проведения занятий по курсу "Культура общения", внеклассных мероприятий.
Насколько культурно-образовательное пространство школы дает возможность для формирования "я - пространства" - проблема ближайшего аспекта нашего исследования.
При изучении, моделировании, выстраивании культурно-образовательного пространства школы необходимо учитывать специфику микрорайона, в котором она находится. Материалы различных исследований показывают, что в городе выделяются несколько регионов, которые обусловливают среду жизнедеятельности школы:
а) центр с богатыми культурно-образовательными традициями, научными учреждениями;
б) большие микрорайоны, на их территории находятся предприятия, определяющие всю социально-культурную среду;
в) спальные микрорайоны, где школы - единственные центры культурной жизни;
г) микрорайоны с преобладанием частного сектора и отсутствием культурного окружения, население в них ориентировано на труд в подобном хозяйстве;
д) новостройки, в которых отсутствует или недостаточно развита инфраструктура досугово-развивающих и культурно-просветительских учреждений;яются ученики, учителя, жители села. На наш взгляд, культурно-образовательное пространство сельской школы должно определяться включенностью специфики села в образовательно-воспитательную деятельность, особыми отношениями детей и взрослых, общением - предметно-деловой деятельностью.
е) микрорайоны с однородной изолированной средой (военные, Академгородки и т.д.). В школах таких районов ведущую роль играет внеклассная досуго-развивающая среда.
Исследование культурно-образовательного пространства школ в разных микрорайонах областного центра, сельской местности показывает, что оно оказывает влияние на нравственный опыт школьника, а также, что:
дети, обучающиеся в школах исторически давно сложившихся районов, лучше информированы, активнее взаимодействуют с различными учреждениями;
большую роль в выборе занятий вне школы играет социокультурная среда микрорайона;
чем далее находится школа от культурного центра, тем активнее должно быть участие детей во внеклассной жизни школы;
знание и учет культурно-образовательного потенциала микрорайона необходимы при моделировании такого пространства в конкретном образовательном учреждении;
культурно-образовательное пространство школы подвержено диагностике и представляет собой динамическую опосредовано управляемую и изменяющуюся систему взаимоотношений школьников с окружающей средой;
руководство развитием школьников идет по линии культурного обогащения и насыщения социально-педагогическим информвзаимодействием субъектов образования (педагогов, детей);
в основе моделирования культурно-образовательного пространства лежит обогащение педагогически значимыми событиями устоявшихся микросред: учебно-развивающей и внеклассной досугово-развивающей среды; внешкольной образовательной среды, массово-коммуникационной, возрастной, семейной сред, культуросозидающей среды просветительских учреждений.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа