Стадии бюджетного процесса

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. [1]

Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Организация бюджетного процесса происходит следующим образом.

Составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами).

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики. [1], [3]

Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов.

Национальный банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному) году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год с рядом приложений (пояснительная записка к проекту бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики, проект консолидированного бюджета, оценка ожидаемого исполнения бюджетов и др.)

При необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом. [7, c.56-58]

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются ряд важнейших бюджетных параметров: доходы и расходы бюджета, их распределение, защищенные статьи, выплаты государственного долга и т.д.

При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем - поправки, предусматривающие их увеличение.

Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном настоящим Законом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

За обеспечение исполнения соответствующих бюджетов ответственны Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

Министерство финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый (бюджетный) год, включающий отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска, и представляет его Правительству Республики Беларусь. [1], [3]

Таким образом, основные стадии бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Разработка параметров прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики (до 1 августа);

Разработка проектов республиканского и местных бюджетов, на их основе - составление проекта консолидированного бюджета Республики Беларусь;

Внесение данных проектов бюджетов и предложений по их сбалансированию на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов;

Рассмотренные и одобренные проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь (как правило, до 1 октября) вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики и ряд приложений;

При необходимости корректируются акты законодательства;

Проект закона о бюджете Республики Беларусь рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией;

Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Характеристика внебюджетных и целевых бюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. [1]

В состав республиканских внебюджетных фондов входят: Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Фонд социальной защиты молодежи, Фонд развития строительной науки, Государственный внебюджетный фонд гражданской авиации Государственного комитета по авиации Республики Беларусь.

Среди местных внебюджетных фондов выделяют (в г.Минске): внебюджетный фонд на финансирование расходов по содержанию ведомственного жилого фонда, внебюджетный фонд горсовета, внебюджетный фонд ведомственных дошкольных учреждений и др.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год. [1]

Государственными целевыми бюджетными фондами в 2005 году являются:

государственный фонд содействия занятости,

дорожный фонд,

фонд охраны природы,

республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,

инновационные фонды. [2]

В республиканский бюджет включены средства следующих государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, часть средств государственного фонда содействия занятости, а также средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В местные бюджеты включены средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных фондов, жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, образуемых в соответствии с настоящим Законом, а также часть средств государственного фонда содействия занятости, средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами.

В 2005 году доходы государственного фонда содействия занятости образуются в сумме 131500000,0 тыс. рубл. Порядок формирования и использования средств фонда устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. [2]

Доходы республиканского дорожного фонда образуются в сумме 902531250,0 тыс. рублей

В фонд зачисляются: налог с продаж автомобильного топлива; налог на приобретение автомобильных транспортных средств; часть налога с пользователей автомобильных дорог; плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств в размере 50 процентов; плата за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств по территориям иностранных государств и Республики Беларусь в размере 60 процентов; иные средства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок зачисления и включения в республиканский дорожный фонд указанных налогов, сборов и иных доходов устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь. [2]

Доходы республиканского фонда охраны природы формируются в сумме 66000000,0 тыс. рублей. Формирование и использование средств республиканского и местных фондов охраны природы осуществляются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В 2005 году доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки образуются в сумме 1370000000,0 тыс. рублей. Конкретные направления и размеры использования средств данного фонда в пределах расходов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Инновационные фонды республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций составляют в 2005 году 897028076 тыс. рублей, Инновационные фонды иных государственных органов и организаций - 732016 тыс. рублей. [2]

Таким образом, государственный внебюджетный фонд - это составная часть государственных финансовых средств, он представляет собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

Характеристика доходной базы местных бюджетов

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. [3]

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. [1]

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджеты областей и города Минска полностью зачисляется подоходный налог с населения. В бюджеты сельских районов и городов областного подчинения подоходный налог зачисляется по нормативу, утвержденному областным Советом депутатов. В областной бюджет подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения. [8, c.172-173]

К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:

источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. [3]

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджета областного территориального уровня включаются регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения.

Кроме того, в доход областного бюджета зачисляются:

целевые сборы;

доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности;

административные сборы и платежи;

поступления по штрафам и санкциям;

прочие поступления;

доходы от реализации основных фондов;

другие доходы в размерах, определяемых областным Советом. [3]

Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В 2005 году местные органы власти вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1. налог с продаж товаров в розничной торговле.

Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты.

2. налог на услуги.

Плательщиками налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.

3. целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

4. сборы с пользователей.

5. сбор с заготовителей.

6. курортный сбор.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.

7. сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.

8. налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

Плательщиками налога на приобретение бензина и дизельного топлива являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, приобретающие бензин и дизельное топливо. [2]

Местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты областей и г.Минска.

В заключение вопроса отметим, что доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Состав и размеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Список литературы

О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-XII / в ред. 24.07.2002. (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. -1993. -№20. -ст.240).

О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2004. -№ 189. -2/1088).

Об утверждении Правил составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. № 316. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -№ 34, -8/228).

Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса // Финансы.- 2002.- №10.- С.14-18.

Карякина О.А. Финансы: Курс лекций / О.А.Карякина, Н.А.Прокопович; Академия управления при Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. -174с.

Колесов А.С. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование // Финансы.- 2003.- №11.- С.8-11.

Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. -Мн., 2000. -168с.

Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб.пособие для вузов / Т.В.Сорокина.- 2-е изд., перераб.- Мн.: БГЭУ, 2004.- 289с.

Финансы: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк, О.И.Пилипенко, Н.Д.Эриашвили и др.; Под ред.Г.Б.Поляка.- 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 607с.

Швецов А. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. –М.: Эдиториал УРСС, 2002. -200с.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа