Приемы воспитательного аспекта образовательного процесса

Приемы воспитательного аспекта образовательного процесса

Бондарь Инесса Леонидовна, заместитель директора педагогической гимназии №3 г.Минска

В современной педагогике, начиная с 80-х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно. По-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем. Для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы.

Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Какие качества были приобретены учениками на моем уроке? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: Кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни».

До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.

Педагоги-исследователи педагогической гимназии № 3 на протяжении нескольких лет изучали эффективность использования воспитательных возможностей современного урока. В результате мы получили такие данные: современным ученикам не хватает на уроках размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле, о ценностях подлинных и мнимых.

В рассуждении одного из старшеклассников мы встретились с такими замечательными словами: «Мне кажется, что учителя часто забывают, что, учась в школе, мы тоже живем. А раз есть жизнь, значит, есть её смысл, и значит, этот смысл надо непременно найти!» (Андрей М.).

Это суждение абсолютно совпадает с утверждением великого французского гуманиста Мишеля Монтеня: «Необходимо постоянно учиться жизни – детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как и все прочие возрасты… есть свои рассуждения как для тех, кто вступает в жизнь, так и для дряхлых старцев.… А между тем нас учат жить, когда жизнь уже прошла».

Проблему реализации воспитательного потенциала обучения педагогический коллектив решает на протяжении всего времени существования гимназии. С этой целью были проведены педсовет на тему воспитывающего обучения, серия открытых уроков по всем предметам, на которых учителя демонстрировали, как можно средствами урока воспитывать и развивать учеников, а так же разработана программа наблюдения урока, с помощью которой можно выявить, насколько эффективно использует учитель воспитательные возможности урока.

Опыт убеждает нас, что огромную роль в реализации воспитывающего потенциала учебных школьных предметов играет грамотное и уместное использование в школьной практике личностно-ориентированных педагогических технологий. Х.Паркхерст, основательница школы Дальтон, писала: «Я пытаюсь передать Вам понимание того, что кроме знания, являющегося важной составной частью интеллектуального образования, существует еще одна, не менее важная составная часть. Древние называли эту составную часть мудростью. Невозможно стать мудрым, не овладев основами знаний; однако можно легко приобрести знания и оставаться в неведении того, что есть мудрость. Мудрость в том, как Вы обращаетесь со знаниями, как Вы отбираете знания для того, чтобы определить связь между различными областями или проблемами, как Вы используете знания для того, чтобы опыт, который Вы получаете во время работы, приобрел ценность. Вот такое умение владеть знаниями и есть мудрость».

Анализ работы над данной проблемой показал нам, что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле. Так у ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирования собственной жизни.

Коллектив педагогической гимназии готов поделиться своим опытом работы по созданию такой обучающей среды, которая не просто загружает ученика информацией, а обеспечивает формирование и развитие личности с активной жизненной позицией, способной выстраивать стратегию собственной жизни и противостоять негативным влияниям. Мы готовы поделиться не только успехами, но и предостеречь от тех ошибок и трудностей, которых возникает очень много в процессе решения этой проблемы.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа